Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пн, 25.11.2024, 17:27
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Реферат [ Добавить материал ]

Фил
Реферат | 23.09.2014, 12:48

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Оглавление
Введение    3
1.    Философия как разновидность мировоззрения    4
2.    Специфика и структура философского знания    8
3.    Место и роль философии в культуре    12
Задание    16
Заключение    20
Список литературы    21

 
Введение
Над вопросом, что такое философия, размышляют ровно столько, сколько существует философия. И ответов на него давалось и дается по существу столько же, сколько мыслителей, ученых или просто любознательных людей пыталось и пытается его разрешить. Вот почему, кого бы мы из философов ни читали, какую бы философскую проблему ни изучали, мы всегда, в конечном счете, получаем ответ на вопрос о том, что такое философия. 
Философия - слово греческого происхождения и буквально означает любовь к мудрости. Представление о мудрости меняется от культуры к культуре, от эпохи к эпохе, а следовательно, меняется и представление о философии. С течением времени сама она также претерпевает глубокие изменения, обладая множеством вариантов и форм существования в зависимости от времени и места своего возникновения. Это свидетельствует о том, что философия является одним из феноменов культуры и в связи с этим нуждается в культурологическом анализе.
Цель работы – изучить предмет философии.
Задачи работы:
1.    Выделить особенности философии как разновидности мировоззрения.
2.    Раскрыть специфику философского знания и его структуру, представленную различными разделами философии.
3.    Определить место и роль философии в культуре.

 

 

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1.Философия как разновидность мировоззрения

С зарождения человека и общества все знания были одним целым, хотя и относились к различным видам жизнедеятельности людей. Знаний было не так много, но они пополнялись и развивались, конкретизировались и обобщались. С возникновением письменности процесс развития знаний стал более эффективным, возникло понимание всеобщих (философских) и более конкретных, практических знаний.

Сам термин "философия" возник в Древней Греции в конце VI-начале V века до н. э. из словосочетания "любить мудрость". Слово "мудрость" - имеет более древнее происхождение. Оно означало совокупность особо значимых и не всеми постигаемых знаний, их объем и качество, а также меру владения такими знаниями конкретным человеком. В VII-VI веках до н. э. в Средиземноморье мудрецами считали многих богов, но были известны также "7 мудрецов" из людей. К их числу относили в разных регионах различных людей. Но первым среди мудрецов неизменно считался Фалес из Милета. Он был астрономом, математиком, политиком, писателем, учителем, торговцем. Современное понимание мудрости можно определить как "способность наилучшим образом достигать наилучших целей" (В. Соловьев) [6].

Философия как совокупное, а затем и особое знание определяла главное содержание и направленность мышления, формирование идеалов, позиций, убеждений людей. Иными словами, она из знания может превращаться в мировоззрение. Мировоззрение представляет такую переосмысленную человеком или социальной общностью совокупность знаний, которая формирует отношение к природе, другим людям (обществу) и к самим себе. Уже в мифологическом или обыденно-практическом мировоззрении знания и другие его элементы хорошо переосмыслены и упорядочены, систематизированы, выражают позицию людей.

Философия как область знания и как элемент мировоззрения имеет разные признаки и формы существования. Философия как область знания - это система понятий и образов в сознании, отражающая бытие, его свойства, общие закономерности, структуру, виды и формы. Часть философских знаний можно доказать или опровергнуть экспериментально, как в любой конкретной науке. Но значительная часть философских знаний может быть обоснована логически или приниматься человеком на основе выбора. Философские знания в отличие от философского мировоззрения нейтральны по отношению к интересам субъектов, способам и формам их жизнедеятельности.

Структуру мировоззрения составляют переосмысленные (мировоззренческие) знания, идеалы, нормы и принципы жизнедеятельности, ценностные ориентации, убеждения и верования. Мировоззрение является качественной, основной характеристикой сознания людей, но не исчерпывает всего его содержания. Структура сознания иная. Она включает все знания субъекта, отражение его эмоционально-чувственных и волевых состояний, его ценностные ориентации [2].

Философия есть и знание-ценность. Содержанием и характером знаний философия формирует у человека ценностное (аксиологическое; от понятия "аксиология" - философская дисциплина о ценностях) отношение к миру. Философские знания могут существовать на обыденно-практическом и теоретическом уровнях, а также выступать элементом общественной психики и идеологии. В мировоззрении философия проявляется лишь частью того знания, которым овладел субъект (индивид, группа, социальный слой и т. п.). Это те философские знания, которые переосмыслены, отобраны как полезные, нужные, важные, интересные. В совокупности с другими видами знаний они используются в мировоззрении для формирования идеалов, выбора норм и принципов жизни, определения важных, ценностных и жизненно-практических позиций, выработки убеждений.

В зависимости от характера тех или иных знаний, их меры развитости и совершенства, мировоззрение может по преимуществу быть обыденно-практическим (миросозерцанием) или теоретическим (миропониманием); светским (нерелигиозным) или религиозным; ориентированным преимущественно на природу, технику или на общество и человека.

Теоретическое мировоззрение включает философские теоретико-мировоззренческие проблемы, которые можно решить лишь логически или просто принять без доказательства, "на веру", а также научно-теоретические элементы, проверяемые экспериментально, конкретной предметной деятельностью. Философия как область знаний и основа мировоззрения содержит в себе и теоретический, и научно-теоретический аспекты. Человеку и обществу необходимы не только конкретные знания, но и различной степени обобщённые знания. Используя их, люди учатся логически мыслить, проникать в глубины мироздания и собственной жизни, развивать интеллект.

Философия содержит в себе много конкретных знаний. Философское объяснение связей содержания и формы, количественно-качественных и иных характеристик, учение о природе, человеке, обществе и другие философские теории содержат конкретные, экспериментально и самой жизнью людей проверяемые знания. Информация, которая получена философами на основе рационального познания, соответствует познаваемому объекту, проверяема современными способами и средствами, составляет научно-теоретическое истинное знание. Но философские знания, которые можно обосновать лишь логически, с помощью суждений и умозаключений, следует отнести не к научно-теоретическому, а только к теоретическому знанию [10].

Обобщая изложенное, можно назвать особые признаки философии как области знания и типа мировоззрения:

  • знания всеобщего и общего характера;
  • универсальное знание, применяемое к огромному числу конкретных предметов, явлений и процессов;
  • знание, отражающее бытие через человека, соотношение материального и идеального, физического и психического, телесного и духовного;
  • знание о сущностях - закономерностях бытия;
  • знание-мировоззрение, знание-методология для деятельности людей и развития наук;
  • знание, которое часто обосновано логически;
  • ценностное, аксиологическое знание;
  • этическое (этика - учение о нравственности) и эстетическое (эстетика - учение о прекрасном) знание;
  • многие философские знания мало меняются кардинально, принципиально. Это "вечные истины".

Следовательно, философия - это особое знание и тип мировоззрения, система наиболее общих теоретических взглядов на мир и место человека в этом мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Философия как тип мировоззрения соотносится также с картиной мира. Картина мира - любая, достаточно полная и обобщённая совокупность знаний о бытии, о природе, обществе и человеке, о связях человека с окружающим миром. Она может содержать различные истинные знания, а также заблуждения и ложные знания. Научная картина мира - постоянно развивающаяся совокупность философских, естественнонаучных, технических, общественных и других знаний, полученная науками на конкретном историческом этапе развития общества.

Таким образом, философия как особая область знаний имеет ярко выраженную специфику. Она выступает наиболее развитым типом мировоззрения наряду с мифологическим, религиозным и светским обыденном мировоззрением. Вместе с тем философия является общей методологией. Философский тип мировозрения и определенная методология обуславливают друг друга.

 

2.Специфика и структура философского знания

Чтобы углубить наши представления о философии, нужно понять, чем же философское знание отличается от научного.

Систематизатор трудов Аристотеля Андроник Родосский, живший в первом веке до Р.Х., назвал "Метафизикой" одну из работ великого античного мыслителя и ученого, потому что она в картотеке располагалась сразу после трудов по физике ("метафизика" в буквальном переводе означает "после физики"). Сам же Аристотель называл эту часть своих сочинений первой философией, поскольку она была посвящена самым фундаментальным проблемам бытия мира и бога, т.е. метафизика фактически совпадала у него с онтологией и теологией [4].

Однако впоследствии вплоть до настоящего времени понятие метафизики стало трактоваться расширительно и приобрело более глубокий содержательный смысл, поскольку с его помощью стали отличать философские знания от позитивных знаний науки. Со временем под физическим знанием (физикой) стали понимать научное знание, имеющее эмпирическое происхождение.

Физическое знание в широком смысле этого слова имеет отношение к миру, данному исследователю непосредственно (через его органы чувств) или опосредованно - через приборы. Метафизика же обращена к сверхчувственному миру. Она исследует вопросы, ответы на которые нельзя получить опытным путем. Они требуют умозрения и духовного созерцания.

Объектом физического знания, т.е. науки, является неживая природа, растительный и животный мир, социальные явления и история. Предметом метафизики являются вопросы о первопричине всего сущего, о целях и смысле человеческой жизни, истории, бытия в целом. Традиционно метафизическими проблемами признавались также вопросы бытия Бога и бессмертия. Так вот, философия есть там, где есть постановка метафизических проблем, решение которых требует умозрения и напряжения всех духовных способностей человека.

Однако здесь возникает один принципиальный вопрос: если философия предполагает в своем существе метафизику, то чем она отличается от религии, которая также говорит о Боге и бессмертии? Религия основана на вере, а вера, по словам апостола Павла, "есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 13,2) [6]. Вера есть сосредоточенность человеческого духа на душеспасительной идее, которая иррациональна и зачастую существует вопреки доводам и очевидности непосредственного опыта. Философия же по преимуществу есть разновидность логически обоснованного знания, она строится на аргументации и доказательствах.

Таким образом, философия - это ценностное знание, потому что в нем содержится не только объяснение мира, но и его оценка, а также конструирование нового, более совершенного бытия. Это знание имеет достаточно сложную структуру, поскольку предметная область философского познания весьма многообразна. Основными элементами структуры философского знания являются его разделы, которые суть различные философские дисциплины, обладающие своим предметом, категориальным аппаратом и методами исследования.

Одним из наиболее древних разделов философии считается онтология - учение о бытии. В числе первых онтологических учений была философия представителя элейской школы Парменида, автора трактата "О природе". В онтологии исследуются проблемы бытия и мышления; бытия и небытия (ничто); бытия и становления; бытия и сущности; качества и количества; возможности и действительности; движения и развития; пространства и времени; материального и идеального и др.

С онтологией неразрывна гносеология, или теория познания. Чтобы познать бытие, надо знать, что такое знание вообще и знание о бытии в частности. Гносеологическая проблематика вышла на первый план в Новое время, когда в связи с промышленной революцией стала бурно развиваться наука и остро встал вопрос о достоверности знания и критериев его истинности. В ХХ столетии получила развитие эпистемология, раздел теории познания, посвященный закономерностям развития научного познания.

Этика (философия морали) оформилась в самостоятельную философскую дисциплину еще в античности. Термин "этика" ввел в философию Аристотель, написавший несколько трудов с этим названием: "Никомахова этика", "Евдемова этика", "Большая этика" и другие. В Новое время этику называли практической философией, поскольку полагали, что именно через нее философия становится руководством к правильной жизни. История этики знает множество учений, в которых с разных позиций обосновываются мораль и цели нравственной жизни человека. Гедонизм, эвдемонизм (этика счастья), стоицизм, утилитаризм, ригоризм (этика долга), перфекционизм (нравственное совершенствование) и др.

Эстетика исследует феномен красоты (прекрасного) и ее преломление в художественном творчестве. Термин "эстетика" ввел в культурный оборот в XVIII веке немецкий философ А.Баумгартен. Однако еще Платон в своих диалогах "Пир" и "Федр" дает развернутые рассуждения на тему красоты, отделяя ее конкретные проявления от самой идеи красоты, которую он полагал вечной и неизменной. Сущность прекрасного раскрывается в сравнении с его противоположностью - безобразным и конкретизируется через понятия трагического, ужасного, возвышенного, низменного и др. Эстетика изучает общие закономерности развития искусства, формирует вкус и помогает понимать смысл художественных произведений.

Социальная философия и философия истории составляют два важных раздела философского знания. Одними из первых сочинений по социальной философии были диалог Платона "Государство" и трактат Аристотеля "Политика". В сочинении Гесиода "Труды и дни" была предпринята попытка представить в общей форме движение истории от "золотого века" к "железному веку". В средние века в понимании общества и истории господствовала религиозная точка зрения. Обострение интереса к социально-философской проблематике в Европе произошло в XVII-XVIII веках в преддверии буржуазных революций и в связи с задачами построения гражданского общества и правового государства. В Новое время также актуализировались исследования в области философии истории, что связано было с зарождением идеи исторического прогресса. Цели, направленность исторического процесса и его движущие силы - таковы основные проблемы философии истории, не утратившие своего значения и поныне.

Философия права стала приобретать самостоятельное значение в Новое время. Классическим трудом в этой области философского знания является "Философия права" Гегеля, который рассматривал право не столько как общественный институт, сколько как одну из ступеней духовного развития человечества. Интенсивными были исследования в области философии права в России в период с 1861 года (началом реформ Александра II) и до Октябрьской революции. Вл.Соловьев в своем трактате "Оправдание добра" поставил вопрос о соотношении морали и права и выступил с резкой критикой славянофилов, превозносивших мораль и отвергавших право.

Философия религии - философская дисциплина, исследующая религию как социокультурный феномен. Она предстает как философская теология, начало которой было положено еще в трудах античных мыслителей, включая Платона, Аристотеля и в особенности неоплатоников Плотина, Порфирия и Прокла. В средние века философия и богословие практически неотделимы друг от друга, потому что вся культура была религиозной в своих основаниях и в частных своих проявлениях. Философское богословие и ныне существует в странах, где преобладают католическая и протестантская версия христианства.

В XIX веке в качестве самостоятельной философской дисциплины выделилась философия культуры, а в XX столетии - философская антропология, философия техники и глобалистика. Возможно, процесс дифференциации философского знания будет продолжен и появятся новые философские дисциплины.

 

3.Место и роль философии в культуре

Главная задача философии, ее специфическая функция заключается в том, чтобы представить его как нечто целостное, единое, имеющее один общий источник и основание. По словам В.В.Зеньковского, "философия есть там, где есть искание единства духовной жизни на путях ее рационализации". Aрхе (первоначало всего сущего в древнегреческой философии) только ранними греческими философами сводился к чему-то материальному и чувственно достоверному: воде (Фалес), воздуху (Анаксимен), огню (Гераклит). В своем большинстве мыслители трактовали Aрхe как нечто нематериальное, сверхчувственное, т.е. духовное. Это духовное начало не только скрепляет весь мир, но делает его живым, динамичным, способным к развитию.

В разных культурах сформировалось свое представление о таком объединяющем начале. В индийской культуре, насчитывающей несколько тысячелетий, такой первоосновой всего сущего признается дхарма, в не менее древней - китайской - дао, в христианской культуре, недавно отметившей свое двухтысячелетие, - Логос ("В начале было Слово, и Слово Было у Бога, и слово было Бог") [4].

Разные исторические эпохи и конкретные мыслители вносят свои коррективы в представления о первооснове сущего. В Новое время в Европе она трактовалась как субстанция, в ХХ столетии многие мыслители открыли для себя экзистенцию. Гегель боготворил абсолютную идею, А.Шопенгауэр в основе всего усмотрел мировую волю, Вл. Соловьев создал философию всеединства, Н.Бердяев полагал первичной предвечную свободу и т.д. и т.п.

Интегрирующая роль философии относится не только к миру в целом. Философия является важным фактором единства не только общечеловеческой культуры, но и той культуры, в лоне которой создаются конкретные философские учения, хотя бывали в истории случаи противоположного свойства, но они все же составляют исключения из общего правила. Философ является неотъемлемой частью своего народа. Поэтому его творчество неотделимо от судьбы данного народа.

Философия возникает тогда, когда стихийные естественные формы жизни, в которой пребывали общество, народ или цивилизация, перестают быть конструктивными, становятся тормозом развития, а то и вообще ставят со всей остротой вопрос о возможности их существования. К примеру, философские учения Платона и Аристотеля были созданы в период глубокого кризиса античной полисной системы и афинской демократии. Точно также русская философия в лице Вл.Соловьева и его последователей появилась на свет только после того, как Россия прошла более чем тысячелетний путь своей истории, накопив огромный воз нерешенных проблем, в конечном счете ввергнувших ее в пропасть Октябрьской революции.

Философия, таким образом, предстает как способ духовной (теоретической) рефлексии над основами жизни общества, данного народа или конкретной цивилизации. Она вырабатывает свои представления о причинах кризиса (духовного, культурного, социального), путях и целях дальнейшего развития социума и истории.

Одновременно философия является способом выражения национального сознания и образа жизни. По словам Гегеля, "у данного народа появляется определенная философия, и эта определенность, эта точка зрения мысли, есть та же самая определенность, которая пронизывает все другие стороны народного духа; она находится с ними в теснейшей связи и составляет их основу [7].

Действительно, можно сказать, что философия рационализирует, делая всеобщим достоянием, определенный принцип жизни, который в действительности объединяет людей, превращая их в один народ или нацию, разные формы культуры (искусство, мораль, право, фольклор и т.п.) - в одну культурную традицию, многообразие религиозного опыта - в один тип духовности.

Например, интерес британской философии в основном сводился к проблематике теории познания, а истина трактовалась англоязычными мыслителями сугубо функционально. Истинно то знание, которое приносит пользу. Следовательно, утилитаризм и практицизм британской философии, отражающий коренную особенность менталитета островного народа, и послужил тем рациональным принципом, который объединил данный народ и его культуру в единое целое. Иное дело - германская философия, имевшая тенденцию придавать знанию абсолютный характер и заключавшая его в грандиозные теоретические системы, которые стали выражением и воплощением немецкой тяги к порядку.

Итак, философия одновременно является способом национального самовыражения и способом национального самосознания, рефлексии над основами жизни и культуры данного народа. Каждый народ имеет свою более или менее оригинальную философию, свое представление о мудрости и путях к ней. Другое дело - достигает ли она высот мирового уровня, т.е. становится или нет достоянием всего человечества.

Интегрирующая роль философии в культуре тесно связана с ее аналогичным значением в жизни человека. Будучи мировоззрением, она соединяет всю совокупность знаний и ценностей, которыми живет человек, в единое целое. Имея мировоззрение, сознательное представление о мире в целом и о себе, как части этого целого, человек является носителем определенных убеждений. Чем более выражены в нем убеждения, тем более яркой и значительной личностью предстает он перед другими людьми. Личность созидается истиной, добром и красотой, в ней заключенных. Чем более слаженны между собой эти понятия, тем более целостной и гармоничной является личность, тем, стало быть, ближе она к мудрости. В какой-то степени каждый человек - философ, в разной степени приближенный к Софии или удаленный от нее. Философские учения, созданные профессиональными мыслителями, дают людям необходимый материал для строительства каждым своей личности, для постижения Истины, Добра и Красоты.

Возвращаясь к спору о том, является ли философия наукой, мы можем подвести некоторые предварительные итоги, дающие повод для окончательных выводов на этот счет. Между философией и наукой есть некоторые формальные сходства, в особенности, если мы возьмем в качестве примера философские учения Нового времени и ряд течений философской мысли XIX-ХХ веков, которые действительно имеют наукообразную форму. Однако, если рассматривать их с точки зрения их роли в жизни общества и человека, то между ними обнаруживаются существенные различия. Ни одна наука, какой бы универсальной она ни была, как бы ни был широк предмет ее исследования, как бы глубоко она ни проникала в бездну мироздания, как бы ни велика была ее роль в развитии техники, производства, быта и цивилизации, не выполняет роли интегратора знаний, культурных ценностей и не имеет такого значения в жизни и творческом созидании человеческой личности.

Таким образом, можно заключить, что философия есть особая форма культуры, существующая наряду с религией, моралью, правом, искусством и наукой и выполняющая специфические для нее социальные функции. Тем не менее, сопоставление философии и науки необходимо и имеет позитивный смысл, ибо обе они представлены в виде знания.

 

Задание

1. «Научного мировоззрения в смысле мировоззрения, выведенного из системы точных наук, не может существовать в наши дни… Наука и мировоззрение несоизмеримы».

Что могло служить основанием для подобного утверждения А. Белого, высказанного им в 1909 г.?

Культурный ренессанс, подъем поэзии и философии, грядущие зори, предчувствие катастроф - в этих ключевых словах (символах) запечатлены характерные черты духовной жизни России начала XX столетия. XX век заявил о себе величайшими научными открытиями; менялись представления о физических законах, материи, движении, менялась картина мира. В теоретических и художественных исканиях Белого, в его осознанном порыве к синтезу, когда сплетаются в вязи аллегорий отразилось новое восприятие мира - единого, подвижного, "относительного".

Представление о "цельном мировоззрении", в котором нет антиномии научного и художественного мышления, точного и гуманитарного знания, Белый связывал с понятием "символизм", с категорией символа. Само слово "символ" он "производил" от глагола "сюмбалло", выбирая из множества значений последнего - "соединяю" ("вместе сбрасываю" с выделением химической энергии, пресуществляющей хлор и натрий в третье, новое вещество: в соль).

Символизм, подчеркивал Белый, - "осуществленный до конца синтез, а не только соположение синтезируемых частей ("сюнтитэми" - сополагаю); в соположении количества не выявляют еще своих новых качеств" [5, c.14]. Проблему связи, соединения в конкретном синтезе - не только количественном или качественном, но качественно-количественном - Белый назвал проблемой символизма, а самую связь – символом.

Смысл истинного символа неисчерпаем, для Белого символ - и художественный образ, и окно в мистический, запредельный мир, и категория мира реального. Символ, по Белому, - универсальная категория.

2. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию. Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне же этого оно есть необоснованное предположение или субъективная достоверность».

Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Г.Гегеля?

В этом высказывании Гегель говорит о необходимости систематизации философского знания. Как и другие формы общественного сознания, философия характеризуется своим особым предметом, способом отражения действительности и особенной общественной ролью. Специфика философии состоит прежде всего в том, что она вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир, на место в нём человека, именно систему, ибо, как отмечал Г.Гегель, правда, с известной долей преувеличения, «философствование без системы не может иметь в себе ничего научного» [8, c.100].

В своей системе философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Вырабатывая такую систему взглядов, философия становится мировоззрением, вернее, его общетеоретическим выражением. Философия есть учение (совокупность взглядов) о наиболее общих законах и ценностях бытия и познания.

Г. Гегель обоснованно видел самую существенную часть философии в наиболее общих свойствах, аспектах мира и потому определял её как «учение о всеобщем» [9]. Если определять философию шире, как форму общественного сознания, то она есть такая совокупность (или система) наиболее общих представлений о мире, его многообразии и единстве, об отношении объективного и субъективного, об основных ценностях, в которых отражается общественное бытие и так или иначе выражаются основные исходные принципы мировоззрения групп, классов, общественно-политических сил.

3. «Философия – не лицедейство, годное напоказ толпе, философом надо быть не на словах, а на деле. Она не для того, чтобы приятно провести день и без скуки убить время, нет, она выковывает и закаливает душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздержаться, сидит у руля и направляет среди пучин путь гонимых волнами. Без нее нет в жизни бесстрашия и уверенности: ведь каждый час случается так много, что нам требуется совет, которого можно спросить только у нее».

Какой аспект философского знания нашел отражение в отрывке из произведения Л.А. Сенеки «Нравственные письма к Луциллию»? Прокомментировать свой ответ.

Сенека Луций Анней - римский философ, поэт и государственный деятель. Из его философских сочинений до нас дошли «Нравственные письма к Луциллию», «О милосердии», «О благодеяниях», «Исследования о природе». Сенека писал о значимости занятий философией. Он призывал сначала разобраться в самом себе, со всех сторон осмотреть себя и проверить - в чем ты преуспел: в философии или в жизни.

В письмах к Луциллию Сенека рассматривает этические аспекты философского знания. Как и в любой другой философской системе, Сенека как представитель стоицизма решает главный вопрос: что есть высшее благо и как его достичь? Задача эта не только теоретическая, но и практическая, поскольку она связана с жизненным выбором, выбором образа жизни.

Философия стоика создает особый жизненный настрой. Она направляет внимание человека на то, что обычно находится за рамками его сознания. В обыденной жизни человек сосредоточен на своих частных целях, мелких и сиюминутных, делает то, что считает для себя важным и выгодным. Взгляд на жизнь «с точки зрения Космоса» изменяет оценки. Важное в обыденной жизни теряет свою значимость, становится мелким и ничтожным. И наоборот, значимым становится то, о чем в обыденной жизни не задумываются: само существование мира и меня в мире. Как величайшее чудо рассматриваются все природные явления и процессы, все творения мирового Разума. Ощущение радости и восхищения доставляет само бытие в мире; каждое его мгновение ощущается как великий дар, которого могло бы и не быть. Философия как бы пробуждает человека, помогает ему осознать себя, свое бытие в мире.

«Духовные упражнения», которые стоики рекомендуют практиковать постоянно, ежедневно, позволяют человеку создавать в себе особое настроение, особое переживание жизни, освобожденное от мелочности, корысти, эгоизма. Ощущая себя творением мирового Разума, его частицей, человек начинает жить по законам этого Разума. Он и других воспринимает как проявление божественного начала, достойное любви и уважения.

Необходимо постоянно упражняться в мудрости, т.е. не только осваивать «теорию», но и вести соответствующий образ жизни.

 

 

Заключение

Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии - опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Философия рационализирует складывающиеся в различных сферах духовной культуры образы мира и человека, выраженные в форме категорий или универсалий культуры. В этом процессе формируется язык философии как совокупность предельно обобщенных категориальных форм или особых идеальных объектов. Благодаря этому философия в значительной мере преодолевает чувственно-эмоциональную конкретность, образность и синкретичность художественно-мифологического мышления, а также символизм и метафоричность языка дофилософских форм мировоззрения.

Таким образом, исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

 

Список литературы

1.Алексеев, П.В. Философия. - М.: Проспект, 2007. - 588 c.

2.Амосов А.М. Мое мировоззрение // Вопросы философии. - 1992. - №6.

3.Антология мудрости / Сост. В.Ю.Шойхер. - М.: Вече, 2005. - 847 с.

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1998. - 400 с.

5.Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с.

6.Виндсльбанд В. Что такое философия // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история / Пер. с нем. - М., 1995.

7.Войтов А.Г. Философия. - М.: Дашков и К, 2007. - 511 с.

8.Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. Том 1. Наука логики. - М.: Мысль, 1974. – 452 с.

9.Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант – Гегель - Вл. Соловьев. – М., 1997. – 263 с.

10.Философия / Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 622 с.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1781
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba