СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Томас Гоббс (5 апреля 1588, Малмсбери — 4 декабря 1679, Хардуик) — английский философ-материалист. Томас Гоббс родился 5 апреля в 1588 года в Вестпорте, вблизи Мальмсбери, одного из значительных в то время городов Вильтского графства, на юге Англии. Его мать была крестьянского происхождения; отецсельский священник; его родственники занимались перчаточным ремеслом, довольно распространенным в этом графстве, Первоначально Гоббс свое образование получил в церковной школе, которую начал посещать с четырехлетнего возраста. Так как мальчик обнаруживал недюженные способности и большую склонность к учебе, его определили в городскую школу, где он с успехом продолжал свое образование.
После окончания университета Гоббс становиться воспитателем одного из знатных аристократических семейств. В это время у него появляются связи среди правящих кругов, в том числе среди придворных кругов Англии. В научно-философском развитии Гоббса огромную роль сыграли его четыре поездки на Европейский континент (его прибывание в Европе составило в общей сложности 20 лет), главным образом в Париж. Они дали английскому мыслителю возможность глубоко изучить философию, лично познакомиться с ее виднейшими представителями (прежде всего с Галилеем во время путешествия в Италию в 1646 году), и принять самое активное участие в обсуждении важнейших философских проблем того времени. Постепенно у Гоббса складываются принципы его собственного учения. [3]
Первым наброском философской системы Гоббса стало его сочинение 1640-го года, которое в течение нескольких лет распространялось в рукописи (в дальнейшем в 1650 году оно было издано в виде двух отдельных произведений, из которых первое получило название «Человеческая природа», а другое – «О политическом теле»).
Продолжая углублять и обдумывать общественно-политические идеи, Гоббс работал над своим крупнейшим политическим и социологическим изданием «Левиафан». Это произведение было издано в Лондоне в 1651 году. Окончательно порвав с королевской партией, Гоббс в том же году вернулся в Лондон. Здесь он сотрудничает по некоторым вопросам практической политики с лордом-протектором Англии Кромвелем, ведет полемику по одному из важнейших философских вопросов вопросу о свободе воли - с епископом Брамхолом и продолжает разрабатывать свою философскую систему. В 1655 году выходит в свет работа Гоббса «О Теле», представляющая собой первую часть его системы, а в 1658 году ее вторая часть - «О Человеке». [16]
После реставрации монархии в Англии положение Гоббса осложняется. Враждебное отношение духовенства и придворных кругов к автору «Левиафана» приводит к тому, что против него выдвигают наиболее тяжелые в ту эпоху идеологические обвинения в атеизме и свободомыслии. Гоббсу запрещают печатать книги, имеющие отношение к религии и политике (это запрещение относилось прежде всего к его произведению «Бегемот», вышедшему в 1668 году, посвященному истории гражданской войны в Англии). Последние годы своей жизни Томас Гоббс посвящает переводу на Английский язык Илиады и Одисея Гомера, который он заканчивает на 90-ом году своей жизни. Зимой 1679 года 4 декабря Гоббс умер.
На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Ф. Бэкон, а также Г. Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт.
Социологические воззрения Гоббса связаны с его философией природы и человека. Мир, по Гоббсу, есть совокупность вещественных субстанций - тел. Человек занимает промежуточное положение между естественным и искусственными телами: он является естественным телом, но в качестве гражданина участвует в создании искусственного тела - государства, «смертного бога», «Левиафана». В естественном, т. е. догосударственном, состоянии люди равны друг другу физически и умственно. Равная способность к вожделению и захвату одних и тех же вещей ведет к непрестанной борьбе. Поэтому естественное состояние - это война «всех против всех», ибо, даже если и нет битвы, «явно сказывается воля к борьбе путем сражения» (Левиафан. Гл. XIII). Здесь действует естественное право, которое Гоббс трактует, как свободу делать все для самосохранения, в т. ч. и посягать на чужую жизнь. Но антропологическое равенство не обеспечивает совершенного превосходства и никому не дает гарантий безопасности. Ее могло бы обеспечить исполнение предписаний естественного разума, или естественного закона, общее правило которого состоит в том, «что всякий человек должен добиваться мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать всякие средства, дающие преимущество на войне» (Левиафан. Гл. XIV). Отсюда следует свод естественных законов, согласно которому для установления всеобщего мира разумно пойти на взаимное ограничение прав всех людей. [14]
Итак, в полемике с Декартом Томас Гоббс отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики». [4]
Социальность тождественна государственно-политическому состоянию и создается путем договора (Общественный договор). Соблюдение договора гарантирует мир, т. е. безопасность. В безопасности нет страха нарушить договор. Поэтому в естественном состоянии не действуют естественные законы. Человек по природе не социален. Постоянное существование социальности гарантирует лишь то, что возникает не из взаимного перенесения друг на друга прав в договоре, но как условие возможности договора «трансцендентно» ему. «Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому человеку: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему твое право и будешь санкционировать все его действия» (Левиафан. Гл. XVII). Возникающее таким образом государство (демократическое, аристократическое или монархическое) ценно само по себе. Традиционное различение «правильных» и «неправильных» правлений неверно. Но Гоббс предпочитает монархию, которая обеспечивает непрерывность волеизъявления суверена, внутреннее единство воли в государстве и ее единство с исполнительными органами. Суверен - не только верховный политический властитель, но и верховный судья в вопросах веры и всех иных суждений и мнений, могущих иметь значение для государства. Задача суверена - сохранение и продление жизни «государственного тела», т. е. поддержание мира и безопасности. «Но под обеспечением безопасности подразумевается не одно лишь обеспечение безопасности голого существования, но также обеспечение за всяким человеком всех благ жизни, приобретенных им законным путем, безопасным и безвредным для государства» (Левиафан. Гл. XXX). А для этого надо укреплять и охранять абсолютную власть суверена.
По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле «состояние войны всех против всех «. Абсолютная свобода человека - стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком. В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. [10] Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т. е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства, по убеждению Гоббса, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.
Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа. [4]
Социально-политические взгляды Гоббса внутренне противоречивы. Так, гарантии личного благополучия в гражданском состоянии противоречат неограниченному произволу суверена. Своекорыстное поведение, непосредственно безвредное для государства, противоречит политическому единству. Признание права на борьбу за самосохранение вопреки воле суверена ограничило бы его могущество, что противоречит определению. Суверен заставляет повиноваться благодаря полномочному распоряжению жизнью граждан. Но угроза расправы со стороны суверена - не лучше естественного состояния всеобщей войны в том, что касается безопасности. Эти противоречия в 17-18 вв. пытались разрешить Локк и Руссо. Отказ Гоббса от применения религиозных, моральных и т. п. оценок в рассуждениях о самодовлеющем политическом единстве и подчинение всех иных сфер этому единству сделали его в истории политической мысли почти столь же одиозной фигурой, как и Макиавелли. Образ гос-ва-»Левиафана» стал нарицательным для обозначения тоталитарных, антигуманных режимов.
Особую известность получила формулировка «гоббсовой проблемы» у Парсонса в книге «Структура социального действия». Рассматривая подходы к проблеме социального порядка, Парсонс показывает, что теоретическая система Гоббса - это последовательный вариант концепции утилитаризма, исходящего из предпосылки об атомизации социальных деятелей, их рациональном поведении при выборе средств для осуществления целей и в условиях отсутствия иерархии и взаимосвязи целей. Достижение целей, понимаемых как нормативный элемент действия, Парсонс называет «нормативным порядком». Статистическую повторяемость действий - фактическим порядком. Исходный пункт утилилитаризма - индивидуальное достижение целей. Но, как показывает Гоббс, из этого следует состояние войны, т. е. недостижение целей, хаос. Таким образом, нормативного порядка тут нет. Но и фактический порядок должен оказаться внутренне нестабильным. Приняв указанные предпосылки, проблему порядка решить нельзя. Парсонс убежден в наличии иерархии целей, в нормативном ограничении произвольности выбора целей как непременном моменте любого социального действия. Дарендорф снова возвращается к этой проблеме. Он противопоставляет подход Парсонса (вместе с Руссо) подходу Миллса (вместе с Гоббсом) к проблеме социальной интеграции. Признавая правомерность обоих, он усматривает больше плодотворности во втором, т. е. в концепции принудительной интеграции. В последние годы точка зрения Парсонса на «гоббсову проблему» в социологии заново развил и обосновал со ссылками на Гоббса и современных утилитаристов западно-германский социолог Р. Мюнх. [16]
Этика Томаса Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.
Учение Томаса Гоббса оказало большое влияние на последующее развитие философской и социальной мысли.
Томас Гоббс - английский философ и политический теоретик, предпринявший первую сознательную попытку выстроить «науку» Гражданского общества на основе первостепенных принципов, вытекающих из представления о том, чем был бы Человек в государстве, в котором отсутствовала бы всякая власть - политическая, нравственная и социальная.
Его проект состоял в следовании дедуктивному рассуждению в геометрии, а первичные принципы были продиктованы как механистической, так и материалистической философией. Согласно его теории, общество подобно человеку - его простейшему элементу, есть машина. Чтобы понять, как оно функционирует, нужно вообразить его отдельно, разложить на простейшие элементы и затем заново сложить согласно законам движения компонентов. Гоббс различал искусственный (сделанный Человеком) и естественный (сложившийся физически) мир. Человек может обладать лишь определенным знанием о том, что люди создали. Например, некоторое знание о геометрии, потому что она - творение людей. Подобный подход приемлем и к гражданскому обществу, построенному людьми.
Сущность политического мышления Гоббса содержится в «De Cive» («Гражданине») и «Левиафане» (1651). В них он стремился показать, что естественным состоянием Человека, при котором отсутствовала всякая власть и при котором он наслаждался естественным правом на все, что помогало его самосохранению, было нескончаемой борьбой, ибо не обеспечивалась защита его стремлений. Поскольку Человек обладал разумом, дававшим ему возможность познавать причины вещей, он был способен обнаруживать те принципы поведения, которым должен был благоразумно следовать ради собственной безопасности. Именно на этих принципах, называемых Гоббсом «удобными статьями о мире», люди согласились установить свое естественное право на все и подчиняться абсолютной суверенной власти. Выводы Гоббса указывают на монархическое правление, но он всегда был осторожен, когда касался этой темы, используя фразу «один человек или собрание людей». В те времена - гражданская война в Англии и ее последствия - благоразумнее было не касаться ни роялистских, ни парламентских болевых точек.
Для таких исследователей, как Мак-Ферсон (1962), мировоззрение Гоббса отражает буржуазный индивидуализм. Для других оно ближе кантианскому представлению о «моральном обязательстве». Поднятый Гоббсом вопрос - «проблема порядка», по мнению Парсонса, остается центральным в социологии.
- Гоббс Т. Левиафан. – М., 1988.
- Алексеев П. В. Философия. - М.: Проспект: Изд-во Московского ун-та: A. e., 2005.
- Андреев Н.А. Механический материализм Томаса Гоббса. // Наука. 2010. № 3.
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: Прогресс-Политика, 2002.
- Зооровский Г. Е. и др. Введение в социологию. – Екатеринбург, 2005.
- Канке В. А. Философия. - М.: Логос, 2004.
- Кравченко А.И. Общая социология: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2002.
- Маркович Д.Ж. Общая социология. - М.: ВЛАДОС, 2008.
- Общая социология: Учеб пособие. / Под ред. Г.В. Дыльнова. – М., 2005.
- Радугин А.А. Социология. Курс леций - М.: Центр, 2000.
- Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 2004.
- Социология: Основы общей теории. Учеб пособие для вузов. / Отв. ред. Г.В.Осипов. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Спиркин А. Г. Философия. - М.: Гардарики, 2005.
- Такк Р. Томас Гоббс // Социологическое обозрение. 2008. № 4.
- Тощенко Ж. Т. Социология: общий курс. - М.: Прометей, 2004.
- Филиппов А.Ф. Война и договор. Второе рассуждение о «Левиафане» Томаса Гоббса // Гуманитарный контекст. 2009. №2.
- Фролов С. С. Социология. - М.: Логос, 2001.
|