СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Согласно ст. 7 УИП РФ основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.
В статье приведен исчерпывающий перечень оснований исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Указанные основания являются юридическими фактами, необходимыми для обращения к исполнению приговора суда, иных судебных решений, а также актов исполнительной власти.
Полный перечень уголовных наказаний приведен в ст. 44 УК РФ. Не входящие в этот перечень меры, применяемые к лицу, совершившему преступление, относятся к категории иных мер уголовно-правового характера. В соответствии с действующим уголовным законом такими мерами являются: условное осуждение, отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, принудительные меры медицинского характера и конфискация.[1]
Реализация уголовно-правовых мер, включая и наказание, возможна только при наличии одного из оснований, приведенных в статье. При этом их реализация осуществляется с учетом и на основе положений УПК РФ, устанавливающего порядок вступления в законную силу судебных решений, а также иных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия реализации актов помилования или актов об амнистии.
Первым среди оснований исполнения наказания назван приговор. Это обусловлено тем, что приговор является наиболее распространенным основанием исполнения наказания. В ст. 49 Конституции РФ закреплено положение, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Таким образом, именно вступивший в законную силу приговор суда определяет виновность или невиновность лица и необходимость применения к нему уголовного наказания. В приговоре указываются вид наказания, его размер или срок, вид учреждения при назначении наказания в виде лишения свободы, решаются иные вопросы, связанные с наказанием.
Статьей 390 УПК РФ установлено, что приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами, а приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами.
Приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.
Право пересмотра приговора вышестоящим судом также относится к числу конституционных прав. Это право закреплено в ст. 50 Конституции РФ.
Вышестоящий суд вправе оставить без изменения, отменить или изменить приговор суда. В последнем случае основанием исполнения наказания будет уже не только приговор суда, но и определение вышестоящего суда. Например, вышестоящий суд снижает осужденному назначенный срок наказания.[2]
Постановлением суда решаются вопросы, связанные с исполнением наказания, при исполнении приговора. К их числу, в частности, относятся вопросы:
- о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания:
- об изменении вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда осужденному к лишению свободы, в соответствии со ст. ст. 78 и 140 УИК РФ;
- о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со ст. 80 УК РФ;
- об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного в соответствии со ст. 81 УК РФ, а также и другие вопросы.
В подобных случаях основанием исполнения наказания или иной меры уголовно-правового характера становится и постановление суда.
Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 84 УК РФ актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания.
Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица.
Статьей 85 УК РФ определен круг вопросов, решаемых при помиловании: лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Обращение с ходатайством о помиловании является субъективным правом осужденного, отбывающего наказание, или лица, имеющего судимость. Данное право базируется на положении ч. 3 ст. 50 Конституции РФ, гарантирующей каждому право просить о помиловании или смягчении наказания.
Рассмотрение ходатайств о помиловании осуществляется в соответствии с Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации".
Для рассмотрения вопросов, связанных с помилованием, на территориях субъектов РФ образованы комиссии по вопросам помилования.
Основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ являются:
- предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта РФ, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
- подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
- осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;
- подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта РФ, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.
Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Оно регистрируется администрацией в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи. Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.
К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы: а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров); б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу; в) справка о состоянии здоровья осужденного; г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются); д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении; е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация; ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности; з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.
Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание. К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.
Территориальный орган уголовно-исполнительной системы направляет ходатайство о помиловании и прилагаемые к нему материалы в территориальную комиссию по вопросам помилования, которая представляет заключение о целесообразности применения акта помилования высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору, главе администрации, президенту и т.п.). Высшее должностное лицо вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость.
При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание: а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления; б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; в) срок отбытого (исполненного) наказания; г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.
Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в МВД России, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии.
В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
Таким образом, акт помилования или акт об амнистии также являются основанием исполнения наказания и иных мер уголовно-правового характера.
Полный перечень уголовных наказаний приведен в ст. 44 УК РФ. Не входящие в этот перечень меры, применяемые к лицу, совершившему преступление, относятся к категории иных мер уголовно-правового характера. В соответствии с действующим уголовным законом такими мерами являются: условное осуждение, отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, принудительные меры медицинского характера и конфискация.
Право пересмотра приговора вышестоящим судом также относится к числу конституционных прав. Это право закреплено в ст. 50 Конституции РФ.
Вышестоящий суд вправе оставить без изменения, отменить или изменить приговор суда. В последнем случае основанием исполнения наказания будет уже не только приговор суда, но и определение вышестоящего суда.
Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц.
Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица.
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237.
- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.
- Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 13 января 1997 г. № 2. ст. 198.
- Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 "Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 47. 21.11.2005.
- Петров А. И. Уголовно-исполнительное право М., 2010.
- Игнатьев А. А. Уголовно-исполнительное право М., 2010.
- Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.В.Степашина. М., 2010.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.К. Дуюнова - М., 2010.
[1] Петров А. И. Уголовно-исполнительное право М., 2010. С. 74.
[2] Игнатьев А. А. Уголовно-исполнительное право М., 2010. С. 74.
|