СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Вслед за сочинением Ф.-А. Каруса появляется «Диссертация» знаменитого философа шотландской школы Дугалда Стюарта (1753 – 1828), в которой, по свидетельству В.Н. Ивановского, под метафизикой понимается индуктивная философия человеческого духа, т. е. по современной трактовке психология (Ивановский, 1909).
Затем следуют сочинения Р. Блэкки – четырехтомная «История философии духа» (1848) и Г. Зибека (1880) и другие.
В сочинениях по истории психологии прослеживается «предыстория» психологии, ее развитие в недрах философии и естествознания. Появляются «национальные» истории: история немецкой психологии, французской, английской и т. д. Историко-психологические исследования неизбежно приводят к обобщениям; авторы пытаются обнаружить за фактами логику развития знания. Историография психологии пробуждает интерес к общим закономерностям развития науки, к методологическим вопросам. [1]
Так возникает историческая методология психологии, или методология на исторической основе, как ее называли Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский. Глубокие методологические соображения высказывались В. Вундтом и Ф. Брентано, В. Джемсом и В. Дильтеем, Г. Мюнстербергом и О. Кюльпе, а также многими другими. Особого расцвета историческая методология достигла в отечественной психологической науке.
Выдающимися методологами были Н.Н. Ланге и В.Н. Ивановский. Эти традиции были продолжены Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Узнадзе и другими отечественными учеными. Постепенно история психологии становится учебным предметом. Американские историки психологии Д. Шульц и С. Шульц отмечают: «Уже в 1911 году в университетах читали лекции по истории психологии, в наши же дни такой курс есть на большинстве психологических факультетов… в отдельных случаях курс по истории психологии является обязательным для студентов. Государственные органы образования настоятельно рекомендуют включить историю психологии в число предметов, обязательных для изучения на психологических факультетах» (Шульц, Шульц, 1998, c. 19).
В настоящее время история психологии представляет собой одну из важнейших ветвей психологического знания; ежегодно публикуются многочисленные исследовательские и учебно-методические работы.
В нашей стране получили заслуженное признание руководства по истории психологии М.Г. Ярошевского, А.В. Петровского, А.Н. Ждан, В.А. Якунина и другие.
Наиболее разработанной является концепция М.Г. Ярошевского. В результате многолетней исследовательской деятельности им был сформулирован концептуальный подход к истории психологии, выгодно отличающийся от простого описания (изложения дат, фактов, событий), что, заметим, достаточно широко распространено в зарубежной истории психологии.
«Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии», – пишут известные отечественные историки психологии А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский.
В работах М.Г. Ярошевского разработан оригинальный подход к рассмотрению истории психологии, «позволяющий под новым углом зрения проследить эволюцию понятийных структур психологической науки, ее объяснительных принципов и проблем. Этот подход реализуется благодаря ориентации на метод категориального анализа, цель которого – выявить закономерный и системный характер преобразований научных знаний о психике. Тем самым история психологической науки смыкается с ее методологией» [4]
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский ставят перед собой задачу «воссоздания адекватной реальности целостной и объемной картины науки как деятельности», что, «в свою очередь, требует такого преобразования традиционных представлений о различных аспектах научного творчества, которое позволит продвинуться в направлении искомого синтеза психологических категорий»
Другим важным направлением в отечественной истории психологии являются исследования А.Н. Ждан (1990; 1997), в которых история психологии рассматривается как изменение предмета, методов и проблем, подлежащих изучению. Необходимо отметить исследования В.А. Кольцовой и Ю.Н. Олейника (1999). В этой работе получили отражение такие важнейшие вопросы, как определение объекта и предмета истории психологии, принципов и методов историко-методологического исследования и другие.
Важные вопросы также затрагиваются в исследованиях В.В. Большаковой, А.А. Никольской, Т.Д. Марцинковской и других авторов. Необходимо отметить также вклад в историю психологии авторов фундаментального исследования «Психологическая наука в России XX столетия» (1997) – К.А. Абульхановой - Славской, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинского, В.В. Знакова, В.А. Кольцовой, Ю.Н. Олейника, Б.Н. Тугайбаевой. В данной работе содержится ценный материал, позволяющий сопоставить развитие отечественной психологической науки с тенденциями, существовавшими в мировой психологии.
К сказанному стоит добавить один принципиально важный момент. В психологии много «языков». Это, в частности, означает, что теории, предложенные в истории психологии нельзя однозначно квалифицировать как «правильные» или «неправильные». Вовсе не обязательно, что последующая теория «лучше», «правильнее», чем предыдущая. Одно и то же явление может быть успешно описано языком разных теорий, причем каждое описание, вероятнее всего, будет иметь свои преимущества. При этом важно, что в психологии до сих пор действует описанный некогда Выготским закон развития идеи.
Можно высказать предположение, что современной истории психологии требуется дополнительная помощь со стороны методологии. Описывать историю следует так, чтобы описания были соотносимыми. Для этого требуется соответствующий инструмент, позволяющий такое соотнесение произвести.
В качестве такого инструмента может выступать разработанная Мазиловым, 2000 схема соотношения теории и метода в психологии
Эта схема имеет свои достоинства. Главные из них состоят в том, что:
1) в схеме представлен предмет психологии, т. е. открывается возможность соотнесения концепций, исходящих из разного понимания предмета (напомним, что можно говорить, по меньшей мере, о трех уровнях рассмотрения предмета – декларированном, рационализированном, реальном; естественно, что соотнесение должно происходить именно на уровне реального предмета);
2) разработанная схема представляет собой структурный инвариант, характерный для всех психологических концепций, что дает возможность сделать соотносимым то, что обычно казалось несоотносимым.
Остро необходимо решение одной из важнейших методологических проблем современной психологии – разработка аппарата коммуникативной методологии. Без решения этой проблемы невозможно найти выход из кризиса психологии, поскольку именно не разработанность этой проблемы не позволяет находить взаимопонимание между различными подходами и направлениями в психологии. Важно подчеркнуть, что одного желания, «доброй воли» психологов для установления необходимой коммуникации между концептуальными системами мало. Для этого необходимо реальное средство, которое может обеспечить использование инструмента – понятийный аппарат коммуникативной методологии. Видимо, Юнг был прав, утверждая, что время глобальных теорий в психологии еще не наступило.
Поэтому, возможно, стоит переменить ориентацию – вместо тщетных попыток создания «супертеории» перейти к «нормальной» работе по упорядочению, соотнесению уже добытого знания. Представляется, что научная психология в полной мере еще не осознала реальных размеров того богатства, которое накоплено многими поколениями научных психологов. Для того чтобы это осознать, необходимо изменение установки. В психологии действительно накоплено огромное количество научного материала, выдвинуто множество гипотез и теорий, сформулировано много концепций.
Задание 2 Ответ на вопрос: «Есть ли взаимосвязь между психологическими идеями ученых различных исторических периодов с современными направлениями психологических исследований?» Если такая связь существует, то в каких конкретных формах она выражается
В настоящее время историко-психологические исследования приобретают особое значение. Осознание их теоретической важности и возрастание их реального статуса в системе психологических наук в значительной мере определяется и стимулируется социальными условиями бытия науки, сложившимися на современном этапе общественного развития.
Современное состояние истории психологии, определяется вниманием к конкретным историко-сравнительным и культурно-сопоставительным исследованиям. При этом сравнение проводится по различным линиям: развитие психологии, сопоставление общих и выявление специфических особенностей отечественной и зарубежной психологии.
Связь современных исследований с психологическими идеями ученых, проявляется в стремлении ученых к рефлексии генезиса психологического познания не только через анализ достаточно традиционных объектов историко-психологических исследований - творческого наследия ученых и достижений научных школ, но и путем разработки истории научных областей и направлений, отдельных проблем психологии.
При этом все большее внимание уделяется истории решения теоретико-методологических проблем (истории научных дискуссий по ключевым вопросам психологического познания, влиянию философских учений на систему взглядов психологов по различным проблемам психологии и т.д.), развитию нетрадиционных форм интеграции фундаментальных и прикладных исследований (в педологии, психоанализе и т.д.), формированию и динамике психологического знания в различных регионах и научных центрах, генезису психологических знаний в конкретные хронологические периоды, особенностям исторического пути отечественной духовной психологии, социальной истории психологии и т.д.
Значительное увеличение в последнее время числа издаваемой литературы по историко-психологической проблематике и истории психологии. При этом характерным является не только переиздание ранее трудно доступных трудов известных отечественных психологов, но и перевод на русский язык классических трудов зарубежных ученых в рамках таких сериальных изданий, как "Памятники психологической мысли" (издается Институтом психологии Российской Академии наук), "Психологи Отечества" (издается Академией педагогических и социальных наук), "Психология: классические труды" (издательство "Педагогика-Пресс"), "Библиотека зарубежной психологии" (издательство "Прогресс"), "Философско-психологическая серия" (издается Психологическим институтом Российской Академии образования) и др. Это, безусловно, расширяет источниковедческую базу историко-психологических исследований, а порой и вводит в научный оборот ряд новых, прежде не известных, в том числе и архивных, источников.
Позитивной тенденцией является также не только массовое переиздание ранее изданных учебников по истории психологии, дополненных новыми взглядами и материалами, но и издание терминологических и биографических словарей отечественных и зарубежных психологов. Все это свидетельствует о качественно новом этапе рефлексии психологами истории своей науки, более глубоком проникновении в сущность исторического пути психологического познания.
Расширение профессионального сообщества историков психологии за счет включения в проведение историко-психологических исследований представителей смежных с психологией научных дисциплин: историков, философов, физиологов, культурологов, педагогов и увеличение числа комплексных разработок по истории психологии, в том числе по методологическим проблемам.
Увеличение числа научных центров, специально разрабатывающих проблемы истории психологии. Наряду с известными и традиционными центрами, такими как лаборатория истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН (зав. лаб. В.А. Кольцова), сектор истории психологии Института истории естествознания и техники РАН, кафедры психологических факультетов Московского, Санкт-Петербурского, Ярославского, Ростовского и других университетов, в последнее время появился ряд новых и перспективных центров историко-психологических исследований: лаборатория истории психологии в Институте проблем развития личности (зав. лаб. Т.Д. Марцинковская) и в Психологическом институте РАО (зав. лаб. И. Равич - Щербо), кафедра общей психологии и истории психологии МосГУ(зав. каф. Ю.Н. Олейник). Актуальные историко-психологические разработки осуществляются учеными Нижнего Новгорода (В.В. Большакова и ее ученики), Самары, Перми, Владикавказа, Казани и ряда других городов России, учеными стран СНГ (Алма-Ата, Киев, Запорожье и др.).
Существенное расширение источниковой базы историко-психологических исследований. В настоящее время в них широко используются разнообразные типы источников (опубликованные и неопубликованные, письменные и устные, научные и эпистолярно-мемуарные, непосредственные и косвенные, основные и дополнительные и т.д.). Огромная роль в расширении и сохранении источниковедческой базы историко-психологических исследований принадлежит Научному Архиву Института психологии РАН, в котором представлено более полусотни личных архивов отечественных психологов. Представляется, что эта тенденция имеет особое значение для повышения качества и достоверности исследований по истории психологии и полнота использованных источников по изучаемому вопросу является залогом объективности получаемых результатов в настоящее время.
Задание 3 Сообщение по книге К. Роджерса «Клиентоцентрированная терапия». М., 1997
1.Основные положения теории К. Роджерса: Клиентоцентрированный человекоцентрированный подход в психотерапии:
Моменты, характерные и для человекоцентрированного подхода к психотерапии, и для любого помогающего взаимоотношения.
1. Безоценочное принятие каждого чувства, каждой мысли, каждого смысла, каждого изменения направленности.
2. Глубокое понимание чувств и личностных смыслов, обнаруживаемых в своем опыте, требует от партнера а общении всей сензитивности, на которую он только способен.
3. Дружеское общение в ходе поиска самого себя.
4. Доверие к «мудрости организма», ведущей к ядру проблем.
5. Помощь клиенту в том, чтобы он полно ощутил свои чувства.
Указание на все эти моменты, возможно, прояснит то обстоятельство, что человекоцентрированный подход в психотерапии приводит к весьма неуловимому, зачастую запутанному процессу, обладающему своим собственным органичным течением. Чтобы сделать этот процесс возможным, психотерапевту крайне важно быть полностью присутствующим в качестве понимающего и проявляющего заботу человека, однако наиболее решающие события происходят в чувствах и ощущениях клиента.
2.Взаимоотношения в терапии
Роджерс, отмечает, что важнее являются отношения и чувства тераписта, чем его теоретическая ориентация. Его методы и средства менее важны, чем его отношение к клиенту. Также стоит заметить, что не менее важно, как клиент воспринимает отношение и методы тераписта. Именно это восприятие является решающим».
Четыре качества, необходимые для развивающего общения
1 качество – конгруэнтность.
«Конгруэнтность – термин, который мы используем для обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания. Это значит, что мне нужно знать свои собственные чувства настолько хорошо, насколько это возможно, а не показывать какое-либо отношение к человеку, чувствуя совсем другое на более глубоком или подсознательном уровне. Откровенность также включает желание выражать в словах и поведении свои различные чувства и отношения. Только так мои отношения могут быть правдивыми, а это очень важно.
2 качество - принятие себя таким, какой ты есть.
Чтобы принять себя таким кокой ты есть, Роджерс предлагает выполнять несколько правил. Первое из них: «Прочь от слова «должен». «Некоторые индивиды с «помощью» своих родителей так глубоко впитали в себя понятие «Я должен быть хорошим» или «Мне следует быть хорошим», что только благодаря огромной внутренней борьбе они уходят от этой цели».
Другое правило: «Прочь от соответствия ожиданиям». «Один из моих пациентов говорил с большим пылом: «Я так долго пытался жить согласно тому, что было значимо для других людей, а для меня на самом деле не имело никакого смысла! Я чувствовал, что в каком-то отношении представляю собой гораздо большее». Он старался уйти от этого – быть тем, кем его хотели видеть другие».
Третье правило: « Вера в свое «Я». «Эль Греко, посмотрев на одну из своих ранних работ, должно быть осознал, что “хорошие” художники так не пишут. Но он достаточно доверял своему собственному переживанию жизни, процесс своего чувствования, чтобы суметь продолжать выражать собственное уникальное восприятие мира. Вероятно, он мог бы сказать: “Хорошие художники так не пишут, но я пишу так”. Или взять пример из другой области. Эрнест Хемингуэй, конечно, осознавал, что “хорошие писатели так не пишут”. Но к счастью он стремился скорее к тому, чтобы быть Хемингуэем, быть самим собой, а не соответствовать чьему-то представлению о хорошем писателе. Кажется, и Эйнштейн проявлял необычную забывчивость относительно того факта, что хорошие физики не думают так, как он. Вместо того, чтобы уйти из науки из-за недостаточного образования в области физики, он просто стремился стать Эйнштейном, думать по-своему, быть самим собой как можно глубже и искреннее».
Четвертое правило: «Положительное отношение к себе самому». «Одной из важных конечных целей психотерапии является то, когда индивид чувствует, что он нравится себе, искренне ценит себя как целостное функционирующее существо. При этом возникает чувство спонтанного свободного удовольствия, примитивная радость жизни, подобная той, которая возникает у ягненка, пасущегося на лугу, или у дельфина, резвящегося в воде».
«При успешной психотерапии изменяется отрицательное отношение к себе и увеличивается положительное. Это не любовь к себе в сочетании с бахвальством и не самолюбование с претензией, это довольно-таки спокойное самоудовлетворение от того, что ты есть.
3 качество - это принятие другого человека.
Принять, понять другого человека, действительно очень трудно. Еще труднее это сделать, если другие тебя не понимают, ненавидят и даже хотят уничтожить. Научиться видеть «добрую чайку» в каждом человеке, увидеть это «позитивное творческое ядро» внутренней человеческой сущности, о котором говорит Роджерс – наитруднейшая задача для обычного человека.
4 качество - эмпатическое понимание - означает «понять страх, гнев или смущение другого, как будто они ваши собственные, но все же без вашего собственного страха, гнева или смущения, связанных с ними».
Понимание другого, обогащает нас с двух сторон. Работая с клиентом, страдающим от личных проблем, чувствующим, что жизнь слишком тяжела, чтобы ее вынести, считающим, что он ничего не стоит и страдающим от чувства неполноценности, или с психопатом с его причудливым внутренним миром и понимая их всех, - каждый раз чувствуешь, что обогащаешь себя. Воспринимая их жизненный опыт, я изменяюсь, становлюсь другим, вероятно, более отзывчивым человеком. И более важно, это то, что мое понимание дает им возможность измениться. Оно дает им возможность принять собственные страхи, причудливые мысли, чувство горя и упадок духа, так же как и свое мужество, доброту, любовь и нежность. И их опыт, и мой говорят о том, что, если кто-то полностью понимает их чувства, они способны сами принять их. И после этого клиенты обнаруживают, что и чувства и они сами – изменяются».
3. О групповой психотерапии
Групповая терапия - является одной из основных техник, которую использует Карл Роджерс в своих работах.
Стадии группового развития
К. Роджерс, в результате многолетней практики в области групповой психотерапии, пришел к выводу, что каждая группа проходит несколько стадий своего развития.
1. Замешательство. Лидер или посредник группы объявляет участникам в самом начале, что не собирается управлять группой и что всем предоставляется полная свобода действий. Вполне естественно, что люди поначалу теряются, смущаются, наступают неловкие паузы, разговор почти не поддерживается, общение носит поверхностный характер.
2. Нежелание раскрыться или высказаться. Обычно участники сначала показывают друг другу лишь свою «оболочку», а то, что спрятано за ней. проявляется не сразу, со страхами и опасениями.
3. Описание пережитого. Люди рассказывают о фактах из своей биографии.
4. Выражение отрицательных эмоций. Первые важные непосредственные эмоции носят отрицательный характер и относятся к другим членам группы или к посреднику.
5. Выражение и исследование важного для личности материала. Участник понял: эта группа частично принадлежит ему. И он может помочь развитию группы. Отрицательные эмоции были выражены и приняты, или не совсем приняты, в любом случае без катастрофических последствий. А значит здесь есть, хотя и рискованная, но свобода. Затем в группе устанавливается атмосфера доверия, и участник решает рискнуть - раскрыть хоть немного для других свое «я».
6. Выражение спонтанных чувств между участниками группы. Включение участника в жизнь группы отмечено открытым выражением его непосредственных чувств и переживаний по отношению к окружающим.
7. Развитие в группе способности исцелять. Одна из наиболее удивительных сторон жизни любой группы психотерапии – проявляющаяся естественная и спонтанная способность многих участников облегчать и исцелять боль и страдание окружающих.
5.Терапевтические возможности группы
Если в группе возникает серьезная ситуация (например, кто-то очень странно ведет себя, проявляя элементы психопатии), я полагаюсь на участников: они не менее, а иногда и более меня способны успешно проводить терапию. Профессиональный врач часто мыслит шаблонно и ему проще повесить ярлык на чье-то поведение, например: «Типичный параноик!» В результате он несколько отстраняется от человека и смотрит на него скорее как на объект терапии. В то же время неискушенный участник продолжает относиться к больному как к личности, и, насколько мне известно, подобное отношение приносит гораздо больше пользы. Поэтому если в поведении кого-либо из участников наблюдаются явные отклонения, нужно надеется на мудрость группы
1. Самоприятие и начало изменений. Многие понимают, что прежде чем измениться, им надо пройти этап самоприятия. Пример: «Я очень властный человек и люблю командовать. Мне действительно нравится использовать людей как материал для создания каких-то новых форм. Внутри меня как бы живет обиженный и затравленный мальчишка и ему очень жалко самого себя. Внешне я знающий и квалифицированный руководитель, а на самом деле – это мальчишка».
2. Разрушение оболочки. Постепенно в группе создается атмосфера неприятие того из участников, кто продолжает прятаться за маску или ширму.
3. Налаживается обратная связь между участниками. Во время свободного непосредственного общения участник получает массу информации о том, каким его видят другие.
4. Столкновение. Хотя столкновения могут быть и положительными, гораздо чаще они бывают отрицательными.
5. Истинное общение. Более тесный и прямой контакт между участниками, - гораздо реже встречающийся в обычной жизни. Один мужчина сквозь слезы поведал нам о своей трагедии (у него умер ребенок), которую он впервые пережил по-настоящему, отдавшись, горю целиком и не сдерживая никаких чувств. Другой, тоже с полными слез глазами, признался: «Я никогда еще не чувствовал чужую боль так, как сейчас – мне даже физически больно. Я с тобой – одно целое». Такого истинное сопереживание, истинное общение.
6. Выражение положительных чувств и близости. Один из участников, пытаясь подвести своеобразный итог встреч группы, так описал свои ощущения: «…Это то, что я называю утверждением – неким утверждением себя, утверждением уникальности и, одновременно, универсальности личностных качеств каждого, утверждением, что что-либо позитивное может произойти лишь, когда мы вместе станем человечнее…»
7. Поведенческие изменения в группе. В самой группе происходят большие поведенческие изменения. Меняются жесты. Меняется тон беседы – то твердый, то нежный, почти всегда естественный, эмоциональный. Участники проявляют удивительно вдумчивое и заботливое отношение друг к другу
6.Использование концепции развития личности
В системе взглядов на обучение К. Роджерса работа учителя сравнивается с работой терапевта, который не формирует человека, стараясь отлить его в форму, задуманную ранее, а помогает ученику найти в себе то положительное, что в нем уже есть, но искажено, забито, спрятано»
«Значимое для клиента и ученика учение появляется тогда, когда соблюдаются перечисленные условия. А именно:
1. Когда терапевт (учитель) в отношениях с клиентом (учеником) – конгруэнтная личность, могущая быть именно тем человеком, каков он есть.
2. Когда терапевт (учитель) чувствует безусловное положительное отношение к клиенту (ученику).
3. Когда у терапевта (учителя) наблюдается тонкое эмпатическое проникновение во внутренний мир клиента (ученика), которое он может ему выразить.
4. Когда клиент (ученик) до некоторой степени ощущает конгруэнтность, принятие и эмпатию терапевта (учителя)».
Список использованной литературы
1 Анциферова Л.И., Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М., 2000-345с.
2 Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. М.: Пед. общество России, 2001- 245с.
3 Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 2004-337с.
4 Петровский А.В. Психология в России: ХХ век. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 312с.
5 Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2002- 235с.
6 Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. с англ. М., 1997- 416с.
7 Столяренко Л.Д. Краткий курс в историю психологии // Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - С.47-58.
8 Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 2002-245с.
9 Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 2002-334с.
10 Якунин В.А. История психологии. СПб., 2002-335с.
|