Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пн, 25.11.2024, 17:54
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Реферат [ Добавить материал ]

кон
Реферат | 23.09.2014, 15:06

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Содержание
Введение    3
1. Понятие, функции и виды конкуренции    4
2. Сущность и виды монополии    8
Заключение    10
Список литературы    11

 
Введение
Экономика исследует проблему такого использования или применения редких ресурсов, при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества (цель производства). Поскольку потребности практически безграничны, а ресурсы редки, постольку экономика не в состоянии удовлетворить все материальные потребности общества. Единственное, что нам остается, это добиваться, возможно, наибольшего удовлетворения этих потребностей.
Понятие рыночной структуры очень тесно переплетается с конкурентной борьбой на рынке. Поэтому тип рынка некоторые исследователи называют типом конкуренции. 
В условиях современного рынка, когда каждый день появляются и исчезают различные хозяйственные субъекты, предлагающие потребителю продукцию либо услуги, немаловажным становится изучение конкуренции, поскольку именно конкуренция часто является тем фактором, благодаря которому одни предприятия занимают лидирующее положение на рынке, другие же вынуждены его покинуть.
Цель данной работы - изучить конкуренцию и монополию.
Структура работы – данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Информацией для исследования служит учебно-методическая литература, научные экономические издания.
 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. Понятие, функции и виды конкуренции

Конкуренция (от латинского concurrentia – столкновение, состязание) – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.[1]

Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается.

При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Основные условия возникновения конкуренции:

1. полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;

2. полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;

3. противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

Функции конкуренции[2]

1. Функция размещения (аллокационная) – направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.

2. Инновационная функция – стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции и услуг, и т.д.

3. Распределительная функция – создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешным предприятиям и приводит к банкротству предприятия, чья продукция и услуги невостребованные.

4. Контрольная функция – инструмент (средство), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения.

 Виды конкуренции.

Рис.1 Виды конкуренции

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на[3]:

-        Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.

-        Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают:

-        Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

-        Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Совершенная конкуренция - свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

Монополистическая конкуренция - имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

Конкуренцию невозможно оценить однозначно. Она выполняет троякую роль.

1. благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения;

2. конкуренция прокладывает дорогу всему новому, передовому;

3. разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства.

Вследствие всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие хозяйственный крах.

 

2. Сущность и виды монополии

Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.[4]

В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.[5]

1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.

В масштабе определенной отрасли - чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.

В масштабе национального хозяйства абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).

Монопсония (чистая и абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные монополии, образующиеся на законном основании (из называют "защищенными" от конкуренции).[6]

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяют эти организации от естественных монополий) имеется в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.

Монополисты завоевывают рынок, чтобы с помощью устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов. Таким способом они получают гораздо большие доходы по сравнению с их средним уровнем, установившимся в национальном хозяйстве. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

  • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
  • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
  • применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
  • "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

 

 

Заключение

Таким образом, в данной работе мы раскрыли сущность двух понятий: «конкуренции» и «монополии».

Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции.

В этом легко убедиться, если сопоставить основные параметры состояния свободной конкуренции и монополии.

Параметры

состояния рынка

Свободная конкуренция

Монополия

Число продавцов

Много

Один

Барьеры входа и выхода из рынка

Нет

Есть (нет вхождения)

Дифференциация продукта

Нет (одинаковые продукты одного вида)

Нет (один продукт)

Участие фирм в контроле над ценами

Нет

Полный контроль

 

 

 

Список литературы

  1. Иохин Виктор Яковлевич. Экономическая теория: учебник / В. Я. Иохин; Рос. гос. торгово-экон. ун-т. - М.: Экономистъ, 2005. - 861 с
  2. Куликов Л. М. Экономическая теория: учебник / Л. М. Куликов. - М.: Проспект, 2007. - 428 с.
  3. Максимова В. Ф. Микроэкономика: учебник / В. Ф. Максимова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркет ДС, 2005. - 560 с.
  4. Микроэкономика: Учебник / Е. Б. Яковлева, М. А. Ланец, Н. В. Нещерет и др.; Под ред. Е. Б. Яковлевой. - 4-е изд. - М.; СПб.: Поиск, 2007. - 369 с.
  5. Тарасевич Л. С. Микроэкономика: учебник для вузов по экон. специальностям / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2008. - 374 с.
  6. Экономическая теория / под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена; науч. ред. В. С. Автономов; пер. с англ. [Ю. Автономов и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2006. –  930 с.
  7. Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - 3-е изд. – СПб, Питер, 2007. – 544 с.
  8. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. - М.: Проспект, 2008. - 448 с.

 

 

 

[1] Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - 3-е изд. – СПб, Питер, 2007, с. 137

[2] Куликов Л. М. Экономическая теория: учебник / Л. М. Куликов. - М.: Проспект, 2007, с. 153

[3] Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. - М.: Проспект, 2008, с. 177

[4] Куликов Л. М. Экономическая теория: учебник / Л. М. Куликов. - М.: Проспект, 2007, с. 158

[5] Там же

[6] Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - 3-е изд. – СПб, Питер, 2007, с. 142

Добавил: Демьян |
Просмотров: 486
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba