СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Конкуренция (от латинского concurrentia – столкновение, состязание) – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.[1]
Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается.
При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
Основные условия возникновения конкуренции:
1. полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
2. полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
3. противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
Функции конкуренции[2]
1. Функция размещения (аллокационная) – направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.
2. Инновационная функция – стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции и услуг, и т.д.
3. Распределительная функция – создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешным предприятиям и приводит к банкротству предприятия, чья продукция и услуги невостребованные.
4. Контрольная функция – инструмент (средство), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения.
Виды конкуренции.
Рис.1 Виды конкуренции
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на[3]:
- Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.
- Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности различают:
- Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
- Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Совершенная конкуренция - свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
Монополистическая конкуренция - имеют возможности влиять на условия реализации товаров.
Конкуренцию невозможно оценить однозначно. Она выполняет троякую роль.
1. благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения;
2. конкуренция прокладывает дорогу всему новому, передовому;
3. разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства.
Вследствие всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие хозяйственный крах.
Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.[4]
В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.[5]
1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.
В масштабе определенной отрасли - чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.
В масштабе национального хозяйства абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).
Монопсония (чистая и абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров.
2. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.
Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Легальные монополии, образующиеся на законном основании (из называют "защищенными" от конкуренции).[6]
Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяют эти организации от естественных монополий) имеется в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.
Монополисты завоевывают рынок, чтобы с помощью устанавливаемых ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих субъектов. Таким способом они получают гораздо большие доходы по сравнению с их средним уровнем, установившимся в национальном хозяйстве. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
- создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
- ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
- создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
- применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
- "забивают" новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Таким образом, в данной работе мы раскрыли сущность двух понятий: «конкуренции» и «монополии».
Конкуренция – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.
Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции.
В этом легко убедиться, если сопоставить основные параметры состояния свободной конкуренции и монополии.
Параметры
состояния рынка
|
Свободная конкуренция
|
Монополия
|
Число продавцов
|
Много
|
Один
|
Барьеры входа и выхода из рынка
|
Нет
|
Есть (нет вхождения)
|
Дифференциация продукта
|
Нет (одинаковые продукты одного вида)
|
Нет (один продукт)
|
Участие фирм в контроле над ценами
|
Нет
|
Полный контроль
|
- Иохин Виктор Яковлевич. Экономическая теория: учебник / В. Я. Иохин; Рос. гос. торгово-экон. ун-т. - М.: Экономистъ, 2005. - 861 с
- Куликов Л. М. Экономическая теория: учебник / Л. М. Куликов. - М.: Проспект, 2007. - 428 с.
- Максимова В. Ф. Микроэкономика: учебник / В. Ф. Максимова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркет ДС, 2005. - 560 с.
- Микроэкономика: Учебник / Е. Б. Яковлева, М. А. Ланец, Н. В. Нещерет и др.; Под ред. Е. Б. Яковлевой. - 4-е изд. - М.; СПб.: Поиск, 2007. - 369 с.
- Тарасевич Л. С. Микроэкономика: учебник для вузов по экон. специальностям / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2008. - 374 с.
- Экономическая теория / под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена; науч. ред. В. С. Автономов; пер. с англ. [Ю. Автономов и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 930 с.
- Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - 3-е изд. – СПб, Питер, 2007. – 544 с.
- Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. - М.: Проспект, 2008. - 448 с.
[1] Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - 3-е изд. – СПб, Питер, 2007, с. 137
[2] Куликов Л. М. Экономическая теория: учебник / Л. М. Куликов. - М.: Проспект, 2007, с. 153
[3] Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. - М.: Проспект, 2008, с. 177
[4] Куликов Л. М. Экономическая теория: учебник / Л. М. Куликов. - М.: Проспект, 2007, с. 158
[6] Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - 3-е изд. – СПб, Питер, 2007, с. 142
|