СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Теоретическая часть
1. Управление финансами. Организационное построение и основные функции финансовых служб. Органы оперативного управления финансами, их структура, функции и задачи.
Финансовый менеджмент - формирование и регулирование всех финансовых процессов на предприятии, включая инвестиции. Финансовый менеджмент охватывает стадии планирования, принятия решений, выработки распоряжений и контроль [5, с.167].
Стратегический финансовый менеджмент охватывает долгосрочное управление инвестициями и структурой капитала.
Оперативный финансовый менеджмент относится к обеспечению ликвидности.
Задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различных хозяйственных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования.
В конечном итоге основная задача финансового менеджмента - принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутрифирменными. Поэтому управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансовом менеджменте.
Объектами финансового менеджмента выступают финансы - совокупность экономических отношений в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств [5, с.203].
Функции и экономические методы финансового менеджмента можно подразделить на два блока: блок по управлению внешними финансами и блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю [6, с.211].
Блок по управлению внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с юридически и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая собственные дочерние компании, выступающими в качестве клиентов, заимодателей, поставщиков и покупателей продукции фирмы, а также с акционерами и финансовыми рынками. Сюда входят [6, с.222]:
- управление оборотными активами фирмы: движением денежных средств, расчетами с клиентами, управление материально-производственными запасами и пр.;
- привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних источников финансирования.
Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю включает [7, с.231]:
- контроль над ведением производственного учета;
- составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и налогов;
- сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям;
- составление и контроль над правильностью финансовой отчетности: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и др.;
- анализ финансовой отчетности и использование его результатов для внутреннего и внешнего аудита;
- оценка финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений и в целях планирования.
В функции финансового менеджмента входят [7, с.56]:
- анализ финансовой отчетности;
- прогнозирование денежных средств;
- выпуск акций;
- получение займов и кредитов;
- операции с инвестициями;
- оценка операций слияния и поглощения фирм.
Финансовое управление осуществляется финансовыми службами, которые организованы по продуктовому признаку:
- службы, отделы управления основным капиталом;
- отдел бюджетирования;
- служба казначейства;
- группа управленческого учета и отчетности;
- аналитическая группа;
- служба внутреннего аудита и контроля;
- служба корпоративных заимствований или корпоративных ценных бумаг;
- кредитный отдел и др.
2. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятый в 1991 году. С этого момента было положено начало развитию новой отрасли здравоохранения – страховой медицине.
Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства фонда обязательного медицинского страхования образуются за счет части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации, части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение, иных поступлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом РФ от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» с 1 января 2008 года конкретизирован список видов медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках государственных гарантий. Теперь он включает в себя первичную медико-санитарную помощь, неотложную медицинскую помощь, скорую медицинскую помощь, в том числе и специализированную (санитарно-авиационную), специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную. Законом определены источники финансирования.
За счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с Базовой программой ОМС оказывается первичная медико-санитарная, неотложная и специализированная медицинская помощь, предусматривающая, в том числе, обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации при всех заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита).
За счет средств Федерального бюджета финансируются:
специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти;
высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в специализированных медицинских организациях в соответствии с установленным государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии с установленным государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
осуществление дополнительных мероприятий по развитию профилактического направления медицинской помощи (диспансеризация, иммунизация граждан, ранняя диагностика отдельных заболеваний) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
дополнительная бесплатная медицинская помощь, включающая обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансирование указанной медицинской помощи осуществляется ФОМС за счет средств, передаваемых из федерального бюджета, исходя из норматива финансовых затрат на одного гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;
медико-санитарное обеспечение населения отдельных территорий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, устанавливающими особенности организации местного самоуправления;
дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии – соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ).
Необходимо отметить, что оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с установленным государственным заданием и в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти в любых, независимо от формы собственности и уровня подчиненности, специализированных медицинских организациях. Кроме того, медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказывается независимо от разграничения полномочий в сфере здравоохранения. В Законе появилась также новая запись о том, что медико-санитарное обеспечение населения отдельных территорий (ЗАТО), связанных с вредными условиями производства, будет гарантирована не только гражданам, занятым на предприятиях с вредными для здоровья условиями труда, но и всему населению территории и является полномочием Российской Федерации.
Расходы бюджетов субъектов РФ включают в себя:
специализированную (санитарно-авиационную) скорую медицинскую помощь;
специализированную медицинскую помощь, оказываемую в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальный период, а также высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации;
медицинскую помощь, предусмотренную законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан.
Кроме того, законодатель не определяет категории граждан и виды медицинской помощи, которые будут оказываться в медицинском учреждении за счет средств субъекта Федерации. Таким образом, субъект Российской Федерации может сам устанавливать эти параметры.
В порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляется финансирование расходов по оплате лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются с 50-процентной скидкой со свободных цен.
За счет средств местных бюджетов (за исключением муниципальных образований, медицинская помощь населению которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) оказывается:
скорая медицинская помощь (за исключением специализированной санитарно-авиационной);
первичная медико-санитарная помощь, в том числе при заболеваниях, передающимся половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, наркологических заболеваниях;
неотложная медицинская помощь;
медицинская помощь женщинам в период беременности, родов и после родов, и детям при отдельных состояниях, возникающих в перинатальный период.
В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы всех бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами. Кроме того, за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке финансируются оказание медицинской помощи, предоставление медицинских и других услуг в медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в медицинских организациях, которые не участвуют в реализации территориальной программы ОМС.
Средствами обязательного медицинского страхования управляют Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС, которые созданы на основании «Положения о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования» и «Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования», утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4543-1 от 24.02.93 года.
В отличие от государственных финансовых органов, которые решают множество проблем, возникающих в национальном хозяйстве страны и отдельных ее регионов, и при необходимости используют средства бюджета здравоохранения на другие нужды, фонды ОМС занимаются финансированием медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС, тем самым гарантируют целевое их использование. При этом территориальные фонды ОМС аккумулируют страховые взносы и обеспечивают их использование на оплату медицинской помощи застрахованным гражданам в рамках территориальных программ ОМС.
3. По материалам статистических сборников, периодической печати подберите материалы и дайте оценку (за последние 2 года), состояния долга России (внутреннего и внешнего).
Внутренний государственный долг образуется в связи с привлечением средств предприятий и населения для выполнения государственных программ и заказов. В РФ включает долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Долговые обязательства различаются по срокам на: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).
Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации; облигации государственного сберегательного займа; облигации внутреннего государственного валютного займа; казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ.
Государственный внутренний долг РФ за 2007-2009 гг. представлен в таблице 1:
Таблица 1 - Государственный внутренний долг РФ в разрезе видов ценных бумаг, млрд. руб.
Виды ценных бумаг 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010
ОФЗ-ПД 205,62 288,42 328,17 706,37
ОФЗ-ФК 94,83 51,43 33,83 0,00
ОФЗ-АД 675,16 807,59 882,03 863,38
ГСО-ППС 0,42 10,42 45,41 135,42
ГСО-ФПС 52,00 91,00 132,00 132,00
ОРВВЗ 1992г. 0,03 0,03 0,03 0,00
Итого 1028,06 1248,89 1421,47 1837,17
Как видно из таблицы 1, на протяжении 2007-2009 гг. государственный долг РФ имел поступательную тенденцию роста.
Максимальное увеличение внутреннего государственного долга отмечено за 2009 год – на 415,7 млрд. руб. (таблица 2) или на 29,2% (таблица 3):
Таблица 2 – Абсолютное отклонение внутреннего государственного долга, млрд. руб.
Виды ценных бумаг 2007 год 2008 год 2009 год
ОФЗ-ПД 82,80 39,75 378,20
ОФЗ-ФК -43,40 -17,60 -33,83
ОФЗ-АД 132,43 74,44 -18,65
ГСО-ППС 10,00 34,99 90,01
ГСО-ФПС 39,00 41,00 0,00
ОРВВЗ 1992г. 0,00 0,00 -0,03
Итого 220,83 172,58 415,70
Таблица 3 – Темпы роста внутреннего государственного долга, %
Виды ценных бумаг 2007 год 2008 год 2009 год
ОФЗ-ПД 140,27 113,78 215,25
ОФЗ-ФК 54,23 65,78 0,00
ОФЗ-АД 119,61 109,22 97,89
ГСО-ППС В 24,8 раза В 4,4 раза В 3,0 раза
ГСО-ФПС 175,00 145,05 100,00
ОРВВЗ 1992г. 100,00 100,00 0,00
Итого 121,48 113,82 129,24
В структуре государственного внутреннего долга РФ преобладали ценные бумаги ОФЗ-АД и ОФЗ-ПД (таблица 4):
Таблица 4 – Структура государственного внутреннего долга РФ, %
Виды ценных бумаг, % 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010
ОФЗ-ПД 20,00 23,09 23,09 38,45
ОФЗ-ФК 9,22 4,12 2,38 0,00
ОФЗ-АД 65,67 64,66 62,05 47,00
ГСО-ППС 0,04 0,83 3,19 7,37
ГСО-ФПС 5,06 7,29 9,29 7,18
ОРВВЗ 1992г. 0,003 0,002 0,002 0,000
Итого 100,00 100,00 100,00 100,00
Таким образом, на протяжении 2007-2009 гг. заимствования государства у предприятий и населения для выполнения государственных программ и заказов постоянно росли.
Внешний долг России – это обязательства, возникающие в иностранной валюте.
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в мире. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3% от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд. или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.
Практическая часть
Задача
Сумма расходной части бюджета области – 890 млн. руб. Дефицит бюджета – 25 млн. руб. Сумма закрепленных доходов - 650 млн. руб.
Рассчитать сумму регулирующих доходов бюджета области.
Решение:
Доходы бюджета определим как разницу расходов и дефицита: 890 – 25 = 865 млн. руб.
Сумма регулирующих доходов бюджета равна разнице доходов бюджета и регулирующих доходов бюджета: 865 – 650 = 235 млн. руб.
Тест:
1. Финансовые ресурсы экономических субъектов используются на:
а) материальное стимулирование работающих;
б) финансирование текущего ремонта основных фондов;
в) капитальные вложения;
г) восполнение недостатка оборонных средств;
д) покупку оборотных фондов;
е) выплату заработной платы работникам.
2. Верны утверждения:
а) понятие «финансовые ресурсы» шире, чем понятие «финансы»;
б) финансовые ресурсы используются, как правило, в фондовой форме;
в) финансовые ресурсы являются материально-вещественных финансов;
г) финансовые фонды – единственная форма использования финансовых ресурсов;
д) финансовые фонды – основная форма функционирования финансов
3. Государственными финансовыми ресурсами являются:
а) денежные средства, находящиеся в распоряжении экономических субъектов;
б) долговые обязательства государства;
в) средства, находящиеся в распоряжении федеральных органов государственной власти;
г) денежные доходы рабочих и служащих;
д) денежные средства и имущество граждан;
е) денежные средства, находящиеся в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ
4. Инструментом государственного финансового регулирования социальных пропорций являются:
а) амортизационная политика;
б) бюджетное финансирование организаций, оказывающих социально-значимые услуги;
в) трансфертные платежи населению;
г) налоговые льготы и санкции в отношении физических лиц;
д) социальное страхование.
5. Финансовая политика – это категория:
а) сочетающая элементы базиса надстройки;
б) надстройки;
в) внебазисная и вненадстроечная;
г) базиса.
Заключение
Финансы предприятий представляют собой совокупность объективно обусловленных экономических отношений предприятий, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в доходах, пос¬туплениях, накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов хозяй¬ствования для целей обеспечения производственной деятельности.
Управление финансами (финансовый менеджмент) - это система управления процессами финансирования деятельности предприятия.
Основной целью финансового менеджмента является повышение конкурентоспособных позиций в соответствующей сфере деятельности через механизм формирования и эффективного использования прибыли для обеспечения максимизации рыночной стоимости предприятия.
Для развития производственно-хозяйственной деятельности предприятие должно располагать необходимыми источниками финансирования, которые зачастую оказывают наиболее существенное воздействие на принятие инвестиционных решений. Как правило, финансовые ограничения они обусловлены размерами денежных поступлений, наличием плановых или непредвиденных расходов, способностью и желанием изменить величину внешнего долга предприятия.
Список литературы
1. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – В 2-х томах. – Киев: Ника-Центр, 2006. – 592 с. и 512 с.
2. Бланк И.А. Словарь-справочник финансового менеджера. - Киев: Ника-Центр, 2004. –476 с.
3. Бюджетный кодекс РФ // www.consultant.ru.
4. Закон Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ) // www.consultant.ru.
5. Ковалев В.В. Управление финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-пресс, 2007. – 156 с.
6. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005. – 768 с.
7. Крутик А.Б., Хайкин М.М. Основы финансовой деятельности предприятия: Учебное пособие. – СПб.: Бизнес-пресса, 2006. – 448 с.
8. Любушин Н. П. Анализ финансово – экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.
9. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции от 22 декабря 2008 г. № 269-ФЗ).
10. Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования www.ffoms.ru.
11. Официальный сайт Правительства РФ www.gov.ru.
12. Официальный сайт Министерства финансов РФ www.minfin.ru.
|