СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Государство Партийная система Партии (наименования)
США Двухпартийная Республиканская партия США, Демократическая партия США
Великобритания Двухпартийная Партия Консерваторов (Тори) и Лейбористская партия
Франция Многопартийная Французская коммунистическая партия (ФКП), Французская социалистическая партия (ФСП), Союз за французскую демократию (СФД), Объединение в поддержку Республики (ОПР).
ФРГ Многопартийная 1. Христианско-демократический союз – ХДС (CDU)
2. Христианско-социальный союз – ХСС (CSU)
3. Социал-демократическая партия Германии – СДПГ (SPD)
4. Союз 90/Зеленые – Зелёные (GRÜNE)
5. Свободная демократическая партия Германии – СвДП (FDP)
6. Левые (Die Linke)
КНП Однопартийная Коммунистическая партия Китая
Задача 2.
Мистер Смит, гражданин Великобритании, обратился в Суд графства Западный Йоркшир с просьбой рассмотреть его спор с соседом относительно прав на колодец, расположенный между их земельными участками. Рассмотрев дело, суд вынес решение в пользу соседа м-ра Смита, сославшись на аналогичное решение, вынесенное тем же судом тремя годами ранее. В какие судебные инстанции может обжаловать это решение м-р Смит, и решение какой инстанции будет окончательным? Можно ли говорить о том, что в данном случае было применено прецедентное право?
Суды графств и магистратские суды являются низшими в Англии. Суды графств– основные органы гражданского правосудия, где по первой инстанции рассматривается около 90% гражданских дел. Решения судов графств могут быть обжалованы в Апелляционный суд, но только с согласия суда, вынесшего решение, и, как правило, лишь по вопросам права либо допустимости доказательств, а не по вопросам факта.
Палата лордов – высшая судебная инстанция в Соединенном Королевстве. Она рассматривает апелляции, главным образом по вопросам права, на постановления по гражданским и уголовным делам, вынесенные апелляционными инстанциями Англии и Уэльса, а также (только по гражданским делам) - Шотландии.
Основными источниками английского права являются судебные прецеденты, т. е. решения высших судов, имеющие обязательную силу для них самих и нижестоящих судов, статуты – законодательные акты британского Парламента и, наконец, издаваемые исполнительными органами акты делегированного законодательства. В данном случае не было прецедентного права, поскольку прецедент создается только высшими судами.
Задача 3.
Намереваясь провести реформирование судебной системы, Бундестаг (федеральный парламент Германии) принял закон, согласно которому каждый конституционный суд земли (субъекта федерации) должен состоять из двух палат и общего заседания судей, в который могут быть обжалованы решения палат. В земле Баден-Вюртемберг этот закон был признан нарушающим конституцию земли и не действующим. Одновременно был подан запрос в Федеральный Конституционный Суд по поводу нарушения законодательной компетенции земель. Дайте заключение по стожившейся ситуации. Какое решение должен вынести Федеральный Конституционный Суд?
Конституция ФРГ в ст. 74 устанавливает, что конкурирующая законодательная компетенция распространяется на следующие сферы:
1. гражданское право, уголовное право и исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат и юридическая консультация.
Таким образом, судоустройство относиться к конкурирующей законодательной компетенции.
Статья 72 Конституции ФРГ в сфере конкурирующей законодательной компетенции земли обладают законодательными полномочиями лишь тогда и постольку, когда и поскольку Федерация, не принимая закон, не реализует свою законодательную компетенцию.
В этой сфере Федерация имеет право законодательствовать тогда и постольку, когда и поскольку общегосударственные интересы установления равноценных условий жизни на территории Федерации или сохранения правового и экономического единства требуют федерального законодательного регулирования.
То есть конкурирующая законодательная компетенция устанавливает приоритет законодательства Федерации, и при его отсутствии может применяться законодательство субъектов федерации, поэтому решение будет вынесено в пользу Бундестага.
Задача 4.
В Национальное собрание (Франция) 2 декабря 2001 г. правительством был внесен законопроект "Об установлении налоговых сборов с граждан Франции, являющихся собственниками автомобилей иностранного производства". Нижняя палата рассмотрела и одобрила данный проект 30 января, после чего проект перешел на рассмотрение Сената. Сенат 3 февраля вынес резолюцию о том, что данный проект одобряется им, если в него будут внесены изменения. Для урегулирования данной ситуации была создана согласительная комиссия. 13 февраля президент выступил перед парламентом и заявил, что данный законопроект отклоняется, т.к. по Конституции на принятие финансовых законов отводится 70 дней, а решение до сих пор не принято. Глава государства, пользуясь своей прерогативой, отклоняет данный проект. Оцените данную ситуацию. Раскройте алгоритм принятия финансовых законов.
Конституция Франции устанавливает:
Статья 40 Предложения и поправки, внесенные членами Парламента, не могут быть приняты, если следствием их принятия явится либо сокращение государственных ресурсов, либо увеличение государственных расходов.
Статья 41 Если в ходе законодательной процедуры обнаружится, что предложение или поправка не относятся к области закона или противоречат делегированию полномочий, проведенному в соответствии со статьей 38, то Правительство может заявить об их неприемлемости.
В случае разногласий между Правительством и председателем соответствующей палаты Конституционный совет по просьбе той или другой стороны выносит решение в восьмидневный срок.
Статья 44 Члены Парламента и Правительства имеют право вносить поправки.
После начала дебатов Правительство может выступить против рассмотрения любой поправки, которая предварительно не рассматривалась в комиссии.
По требованию Правительства палата, рассматривающая законопроект, должна в ходе одного голосования принять решение по всему обсуждаемому тексту или его части, оставляя только те поправки, которые предложены или приняты Правительством.
Статья 45 Любой законопроект или законодательное предложение последовательно рассматривается в обеих палатах Парламента для принятия идентичного текста.
Если в результате разногласий между двумя палатами законопроект или законодательное предложение не были приняты после двух чтений в каждой палате или если после одного чтения в каждой из них Правительство заявит о необходимости срочного рассмотрения, Премьер-министр вправе созвать заседание смешанной паритетной комиссии, обязанной предложить новый текст по спорным вопросам.
Текст, подготовленный смешанной комиссией, может быть представлен Правительством на одобрение обеих палат. Ни одна поправка не может быть принята без согласия Правительства.
Если смешанной комиссии не удается принять согласованный текст или этот текст не будет принят на условиях, предусмотренных предыдущим абзацем, Правительство может после нового чтения в Национальном собрании и Сенате потребовать от Национального собрания принять окончательное решение. В этом случае Национальное собрание может возвратиться либо к тексту, выработанному смешанной комиссией, либо к последнему принятому им тексту, измененному в случае необходимости одной или несколькими поправками, принятыми Сенатом.
Статья 46 Законы, которым Конституция придает характер органических, принимаются и изменяются на следующих условиях.
Законопроект или законодательное предложение ставятся на обсуждение и голосование правомочной палаты только по истечении 15-дневного срока после внесения.
Применяется процедура, предусмотренная статьей 45. Однако при отсутствии согласия между обеими палатами законопроект может быть принят Национальным собранием в последнем чтении только абсолютным большинством его членов.
Органические законы, касающиеся Сената, должны быть приняты в одинаковой редакции обеими палатами.
Органические законы могут быть промульгированы только после объявления Конституционным советом о их соответствии Конституции.
Статья 47 Парламент принимает проекты финансовых законов согласно условиям, предусмотренным органическим законом.
Если Национальное собрание не приняло решение по проекту в первом чтении в течение 40 дней после его внесения, Правительство передает проект на рассмотрение Сената, который должен принять решение в 15-дневный срок. Затем применяется процедура, предусмотренная статьей 45.
Если Парламент не принял решение в течение 70-дневного срока, положения проекта могут быть введены в действие ордонансом.
Если финансовый закон, устанавливающий доходы и расходы на бюджетный год, не внесен в срок, достаточный для его принятия до начала бюджетного года, Правительство в срочном порядке запрашивает у Парламента разрешение на взимание налогов и открывает декретом кредиты, ссылаясь на одобренные статьи бюджета.
Сроки, предусмотренные настоящей статьей, приостанавливаются, если Парламент не заседает.
Счетная палата помогает Парламенту и Правительству контролировать исполнение финансовых законов.
Таким образом, основная функция парламента – принятие законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов.
Правительство могло также использовать целый ряд средств по отклонению внесенных парламентариями поправок в законопроект и проведению голосования без обсуждения (ст. 40, 41, 44, 45 и др.). Для принятия финансового законопроекта, например, парламенту устанавливался определенный срок. Если в этот срок бюджетный закон не принимался, он мог быть введен в действие правительственным декретом.
Задача 5.
Член Бундестага (ФРГ) Хайсберг 30 мая 2001 г. совершил наезд на пешехода и скрылся с места преступления. 31 мая он был задержан мюнхенской полицией и арестован. Каковы правовые последствия данного ареста? Правомерны ли действия мюнхенской полиции?
Статья 46 Конституции ФРГ закрепляет:
(1) Депутат ни в коем случае не может быть подвергнут преследованию в судебном или административном порядке или привлечен к какой-либо иной ответственности вне Бундестага за свое голосование или мнение, высказанное в Бундестаге или в одном из его комитетов. Это правило не действует в случаях оскорблений клеветнического характера.
(2) Депутат может быть привлечен к ответственности или арестован за уголовно наказуемое деяние лишь с согласия Бундестага, за исключением случаев задержания на месте преступления или в течение дня, следующего за его совершением.
(3) Согласие Бундестага требуется также и для любого иного ограничения личной свободы депутата или для возбуждения против него процедуры согласно статье 18.
(4) Всякое уголовное дело и всякая процедура, предусмотренная статьей 18, применение ареста или любого иного ограничения личной свободы депутата должны быть приостановлены по требованию Бундестага.
В данном случае действует исключение - депутат может быть привлечен к ответственности или арестован за уголовно наказуемое деяние лишь с согласия Бундестага, за исключением случаев задержания на месте преступления или в течение дня, следующего за его совершением, поэтому действия мюнхенской полиции правомерны.
Список источников и литературы
1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран - М.: Юриспруденция, 2010. - 186с.
2. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран. - М. 2010.
3. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова - М.: Закон и право, 2010. - 687с.
4. Малько А. В., Колесников Е. В. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2010.
5. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2010. 456с.
6. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М. 2010.
7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2010.
|