СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Понятие о культурогенезе
Долгое время под культурогенезом понимали только возникновение культуры в период первобытности, рассматривая этот процесс параллельно с процессом становления и развития Homo sapiens [4]. В настоящее время термином «культурогенез» также обозначают один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций [6, С. 15].
Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее [3, С. 54]. С позиций эволюционной теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия. Существенную роль в процессе культурогенеза играет индивидуальный творческий поиск в научно-технической, художественной и иных сферах.
В структуре культурогенеза выделяют три основных процесса: генезис культурных форм и норм; формирование новых культурных систем человеческих сообществ (социальных, этнических, политических, конфессиональных и пр.); формирование межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем, которые отличаются определенной спецификой своих экзистенциальных ориентаций [6, С. 32-36].
Генезис культурных форм проходит в своем развитии четыре фазы: инициирование инноваций (они могут быть вызваны либо «социальным заказом», либо творческим поиском отдельных личностей); создание самих культурных форм; «конкурс» их функциональной и технологической эффективности; внедрение отобранных в ходе «конкурса» форм в социальную практику производства и интерпретирования (в фазу конкурсного отбора включаются и формы культуры, заимствованные извне или из культуры прошлого).
Итак, генезис культурных форм может быть представлен в виде логического ряда: инициирование — создание — конкурс — внедрение. Генезис культурных норм по существу является продолжением формогенеза, при котором в процессе интеграции форм в социальную практику часть из них обретает статус новых норм и стандартов деятельности и взаимодействия в данном сообществе, а некоторые формы входят новыми элементами в действующую систему, не образуя новых норм [3, С. 55].
Формирование новых культурных систем человеческих сообществ классифицируется по профилям деятельности и взаимодействия людей. В нем также можно выделить ряд фаз:
- вызревание «социального заказа» на новые виды деятельности;
- практическое формирование технологий, приемов и навыков этих направлений в процессе разделения труда, а также выделения субъектов, специализирующихся в этих областях социальной практики (жрецов, политиков и пр.);
- анализ эффективности новых технологий и выработка стандартизированных норм ее осуществления;
- разработка нормативных документов (учебников, уставов, технологических правил и пр.) по данной деятельности и практическое обучение ей (становление профессий, специальностей и специализаций);
- образование профессиональных сообществ субъектов этих видов деятельности (цехов, гильдий, орденов, союзов и пр.);
- постепенное объединение родственных по социальным и политическим интересам сообществ в крупные социальные общности (сословия, классы, касты и т. д.) с развертыванием специфических профессионально-культурных черт в комплексные социальные субкультуры.
К межэтническим культурным общностям и историческим типам культурных систем могут быть отнесены любые сообщества, складывающиеся по территориальному принципу. Генезис их включает следующие последовательные фазы:
а) появление факторов, локализирующих группы людей на определенных территориях и стимулирующих повышенный уровень их коллективного взаимодействия (например, фестиваль самодеятельной песни);
б) накопление исторического опыта их совместной жизнедеятельности и аккумуляция этого опыта в традициях и ценностях;
в) реализация доминирующих ценностей в формах социальной самоорганизации, чертах образа жизни и картин мира и т. п.;
г) осмысление черт, накопленных на предшествовавших фазах этногенеза, и формирование на их базе системы образов идентичности данного сообщества.
В целом генезис межэтнических культурных конфигураций может быть описан в парадигмах формо-, нормо-, социо- и этногенеза культуры, а также процессов диффузии культурных форм.
Среди изменений, происходящих в процессе культурогенеза, различают: изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры; изменения, ведущие к ослаблению дифференциации и упадку культуры; изменения, которые могут никак не проявлять себя в течение длительного времени, обрекая культуру на застой [2, С. 27].
2. Факторы возникновения культуры: многообразие концепций
На вопрос о том, что привело к возникновению культуры, до настоящего момента окончательный ответ так и не был дан. В прошлом веке многие исследователи были убеждены в том, что культура возникла благодаря способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления. В XX в. генезис культуры трактуется по-разному. К орудийно-трудовой концепции добавились многие другие — психологические, антропологические, социокультурные. Как в природном мире возник радикально новый феномен — культура? Что явилось истоком культуры? Рассмотрим основные версии происхождения культуры.
Наиболее обстоятельно деятельностный подход к культуре разработан в марксистской традиции. Отличие человека от животных усматривается исследователями этой ориентации в труде. Предполагается, что генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную. Человек же оказывается агентом культуры, общественным человеком.
Эта теория происхождения человека изложена Ф. Энгельсом в 1873—1876 гг. Она представлена в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая являлась одной из глав его работы «Диалектика природы» [9]. Энгельсу принадлежит классическая формула: «Труд создал человека». Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда. В процессе труда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Так появилась речь как средство общения в совместной трудовой деятельности. Последствия этих предпосылок — возникновения процесса труда и речи — огромны. Дело не только в том, что обезьяна превратилась в человека. В свою очередь, деятельность человека оказалась огромным импульсом, приведшим к культурогенезу.
Основатели и последователи эволюционной концепции (Ч. Дарвин, О. Спенсер, Лоренц, К. Поппер) исходят из предпосылки, в соответствии с которой возникновение культуры является результатом эволюции человека как биологического вида [5, С. 14].
Дополнительным аргументом в пользу этой точки зрения является то, что мозг древнейшего человека по своим характеристикам не отличается от мозга современного человека. На основании этого можно сделать вывод, что отличие древнейшего человека от человека современного не качественное, а количественное: современный человек имеет дело с более обширным опытом, накопленным предыдущими поколениями, – опытом, которого в распоряжении древнейшего человека не было.
Теория магического происхождения культуры основывается на том, что первым проявлением культуры был магический ритуал [3, С. 59]. Американский культуролог Теодор Роззак утверждает: до наступления палеолитической эры господствовала другая — палеотаумическая эра (от двух греческих слов — «древний» и «достойный удивления»). Еще не было никаких орудий труда, но уже была магия. Мистические песнопения и танцы составляли сущность человеческой природы и определяли его предназначение еще до того, как первый булыжник был обтесан для топора.
Древний человек стремился повлиять на ход событий, прибегая к магическим ритуалам. В основе их возникновения лежит воображение – при его помощи человек дополнял неясную для него картину событий. В результате этого происходило смешение реальной и воображаемой действительности. Способность к воображению, таким образом, стала толчком к формированию ритуала, а следовательно, и движущим механизмом для возникновения культуры [1, С. 48].
Основатель психоанализа 3. Фрейд (1856 - 1939 гг.) в книге «Тотем и табу» пытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры. Он отмечал, что возможность обнажить первоначальные слои человеческого творчества позволяют подойти к выяснению специфики культуры в целом. Фрейд пытается разгадать первоначальный смысл тотемизма. Вместе с тем он показывает, что для истолкования феномена культуры огромное значение имеет система запретов, то есть табу [7]. Фрейд рассматривает табу как результат амбивалентности чувств. Человек обладает особенностью, которая не присуща животному миру. Это свойство возникает неожиданно, случайно, однако возможность его появления заложена в человеке. Речь идет о совести, - именно она выделила человека из царства животных и создала культуру [2, С. 87].
По теории Фрейда, феномен совести восходит к первородному греху – убийству первобытного «отца». Это привело к раскаянию, рождению из животного человека и появлению культуры как средства преодоления навязчивых видений. Совершив коллективное преступление, пралюди обрели способность к социальной жизни. Человеческая культура – все то, чем человеческая жизнь возвышается над природными условиями, чем она отличается от жизни животных. Таким образом, культура создается принуждением и подавлением природных инстинктов, культурогенез обусловлен наложением запретов, а главная задача культуры заключается в том, чтобы защищать отдельного человека и все общество от природы. Фрейд считал, что религия оказала культуре огромные услуги. Она активно содействовала укрощению асоциальных первичных позывов [1, С. 51]. Фромм, последователь данной теории, делает еще один акцент: именно история и культура раскрыли в человеке разрушительные способности.
Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры. Различные версии такой концепции находим в творчестве Г. Гадамера, Е. Финка, И. Хейзинги. В частности, Г. Гадамер анализировал историю и культуру как своеобразную игру в стихии языка, внутри которой человек оказывается в радикально иной роли, нежели та, которую он способен нафантазировать.
Голландский историк культуры И. Хейзинга (1872—1945 гг.) в книге «Homo Ludens» (1938 г.) отмечал, что сама культура носит игровой характер [8]. По его мнению, человеческая культура возникает и развертывается в игре. Игра рассматривается в книге не как биологическая функция, а как явление культуры и анализируется на языке культурологического мышления.
Хейзинга считает, что игра «старше» культуры. Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой. Человечество снова и снова творит рядом с миром природы второй, вымышленный мир. В мифе и культе рождаются движущиеся силы культурной жизни. Игра — это прежде всего свободная деятельность, которая имеет незаинтересованный характер. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры [3, С. 61].
Концепция игрового генезиса культуры поддерживается в современной философии известным феноменологом Е. Финкой. С игрой у Финка связано происхождение культуры, ибо без игры человеческое бытие погрузилось бы в растительное существование [4].
Символическая концепция Э. Кассирера основывается на мнении, что человек, являясь биологически слабее животного, неосознанно подражал ему. Таким образом у человека постепенно вырабатывалась определенная система ориентиров, которая надстраивалась над инстинктами, дополняя их. В этом заключается символическое приспособление к миру. Символы обладают функциональной ценностью, и тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного [1, С. 52-53].
Концепция символического, игрового приспособления к природному миру разработана в трудах Э. Кассирера. Отметим также, что социокультурная ориентация философии обострила интерес к категории символа, символического. Символическое стало фундаментальным понятием современной философии наряду с такими, как наука, миф, телос, язык, субъект и т.п.
Итак, в культурологии, антропологии и философии было предложено несколько гипотез относительно того, что стало тем толчком, который сделал из древнейшего человека культурное существо. Поэтому можно предложить, что к возникновению культуры привело несколько факторов, а, следовательно, все известные концепции в той или иной степени правы [5, С. 13].
3. Факторы культурогенеза как одного из видов динамики культуры
Изменения в культуре определяют такие факторы как инновации, трансмиссия, диффузия, аккультурация (трансферт, селективность), синтез и симбиоз, конфликты [6, С. 48].
К категории инноваций относятся открытия и изобретения, которые несут новое знание о мире, либо обеспечивают новые способы взаимодействия с ним посредством неотехнологий. Инновации определяются опытом, накопленным людьми, и его творческой переработкой применительно к конкретно-историческим условиям. Носителем новаций, как правило, выступает творческое меньшинство, представители которого не находят себе достойного места в традиционной системе отношений и устоявшихся типах деятельности. Большую роль в реализации инноваций играет степень готовности социокультурной среды воспринимать те или иные открытия. Особенно сильную инерцию отторжения новаций обнаруживают традиционные общества.
Любая новация в культуре возможна лишь при сохранении преемственности развития. Процесс трансмиссии осуществляется путем обучения и предполагает живой контакт обучающихся сторон. Новое поколение не только учится на опыте прошлого, но и добавляет к его богатству свои знания. Разновидность культурной трансмиссии — фундаментализм [1, С. 74]. Тесно связанный с религиозной практикой, он ориентируется на восстановление ранних культурных образцов в их неприкосновенности от наслоений времени. Фундаментализм является крайне радикальной формой трансмиссии.
О диффузии говорят в случае стихийного взаимопроникновения культур, способствующего их обоюдному обогащению. Диффузия определяется степенью интенсивности и условиями осуществления контакта, а также состоянием и степенью дифференциации общества. Как правило, частое взаимодействие способствует быстрому усвоению чужой культуры, а насильственное навязывание порождает реакцию отторжения.
Аккультурация может осуществляться прямым образом через конкретных носителей, попавших в новую социальную среду, или иметь косвенный характер, сопровождаться притоком товаров, воздействием моды, средств информации. Когда заимствование принимает форму механического копирования чужих образцов, его обозначают термином трансферт. Если же общество стремится не просто слепо заимствовать, а избирательно относиться к переносу ценностей, говорят о селективности культуры и выделяют следующие ее причины: незрелость культуры для заимствования каких-либо образцов; опасность, которая грозит обществу в случае заимствования; идеологические запреты; общественная самооценка нового как бесполезного. Селективность может быть направленной, сознательной, стихийной [4].
Синтез как фактор культурогенеза возникает благодаря близости или сходству базисных элементов соприкасающихся культур. Синтез имеет место, когда осваиваются сферы, недостаточно развитые в культурном сообществе, но оно само при этом сохраняет исходную самобытную основу [6, С. 50-51]. При симбиозе собственные и заимствованные элементы остаются обособленными, что порождает их взаимное недоверие и приводит к столкновениям и конфликтам. Один из наиболее опасных видов таких столкновений – аномия — определяется как распад системы нравственных ценностей, следствием чего становится нарушение единства культуры общества. Ситуация аномии возникает в результате быстрой смены общественного строя, разрушения привычных стереотипов реагирования. В таких условиях часто отвергаются национальная и мировая культуры и рождаются идейные течения, утверждающие бесполезность прежнего культурного достояния.
Заключение
Культурогенез является не просто однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем.
На данный момент не существует единой теории появления культуры. Можно предположить, что к возникновению культуры привело несколько факторов, а, следовательно, все известные концепции в той или иной степени правы. Согласно трудовой концепции, культура возникла в силу того, что человек начал целенаправленно трудиться. Теория магического происхождения культуры основывается на том, что первым проявлением культуры был магический ритуал. Эволюционная концепция исходит из предпосылки, в соответствии с которой возникновение культуры является результатом эволюции человека как биологического вида. Символическая концепция полагает, что человек обладает способностью оперировать знаками, символами, а язык представляет собой первый культурный феномен. По данным теории психоанализа совершение «первородного греха» и феномен совести привели к раскаянию, рождению из животного человека и появлению культуры как средства преодоления навязчивых видений. Игровая теория: источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности.
К факторам культурогенеза, которые определяют те или иные изменения в культуре и объясняют порождение новых культурных форм, можно отнести инновации, трансмиссию, диффузию, аккультурацию, трансферт, селективность, синтез, симбиоз, конфликты.
Библиографический список
- Гуревич П.С. Культурология. - М.: Проект, 2003. - 336 с.
- Драч Г.В., Ерыгин А.Н., Заковоротная М.В. Культурология. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. - 160 с.
- Кравченко А.И. Культурология. - М.: Акад. проект, 2003. - 495 с.
- Пархоменко И.Т. Культурология в вопросах и ответах http://
www.countries.ru/library/civilis/civp.htm; свободный.
- Соколов В.А. Культурология. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - 224 с.
- Флиер А.Я. Культурогенез. - М.: РИК, 1995. - 128 с.
- Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. - Тбилиси: «Мерани», 1991. - Кн. 1. - С. 193 – 350.
- Хейзинга И. Homo Ludens: статьи по истории культуры. - М.: Прогресс-Традиция , 1997. - 416 с.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. - М.: Политиздат, 1982. - 359 с.
|