СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
психоана¬лиз сосредоточивается на стремлении к удовольствию, а индивидуальная психология — на стремлении к власти.
Поиск смысла включает в себя и сознательную деятель¬ность, и установление контакта с бессознательными слоями «Я». Духовные движения у людей могут быть либо сознательными, либо бессозна-тельными. Сознательность подразумевает осознание. Целью логотерапии является повышение осознания клиентами своего духовного «Я». Люди должны сознавать лич¬ную ответственность, с учетом уникального смысла их жизни, за свои действия в опре¬деленных сложившихся ситуациях.
Каждый человек имеет экзистенциальное, личное духовное ядро. Центрируясь вокруг своего духовного ядра, люди не только индивидуализируются, но и интегрируют свои телесные, психические и духовные аспекты. Глубинный центр каждого челове¬ка является бессознательным. Логотерапия стремится проникнуть в глубины человеческого духа. Однако «Я» не подда¬ется полному самоанализу, и в некотором смысле это делает человеческую экзистен¬цию в самой своей основе нерефлексируемой [9].
Истоки сознания расположены в духовном бессознательном. С помощью Сознания можно интуитивно выявить уникальные возможности смысла, которые следует реали¬зовывать в определенных ситуациях. Сознание, или «этический инстинкт», является сугубо индивидуальным в отличие от других инстинктов, которые имеются у большин¬ства видов.
Экзистенциальный анализ сновидений делает очевидным наличие подавляемой и бес¬сознательной религиозности. Подавляется не только либидо, но и религио (religio). Даже у чрезвычайно нерелигиозных людей имеется скрытая религиозность. Религиоз ное бессознательное — это скорее экзистенциальный посредник, чем инстинктуальный фактор. Франкл пишет: «Человек обычно решает скорее быть бессознательным, чем быть управляемым бессознательным» [9, С.112].
Смысл жизни в концепции логотерапии тесно связан с понятием ответственности. Франкл пишет: «Быть человеком означает быть ответственным за осуществление смы¬сла, потенциально присущего данной жизненной ситуации» [9, С.110]. Концепция ответственности — это основа человеческого существова¬ния. Человеческая свобода — это не «свобода от», а скорее «свобода для», а точнее — свобода принять ответственность. Свобода — это то, чем «являются» люди, это не что-то, что они «имеют» и поэтому могут терять. Люди внутри себя имеют много потен¬циальных возможностей, они не детерминированы полностью. Скорее, люди в любой момент времени свободны решать, чем они станут в следующий миг. Принимая реше¬ния, они сами определяют, какая из их потенциальных возможностей будет реализова¬на. Ни на одной стадии жизни люди не могут «избегать выбора возможностей».
Жизнь постоянно ставит перед людьми вопросы. Ответить на эти вопросы можно, только став ответственным за свою жизнь. Люди всегда сдерживаются биологическими, социологическими и психологическими ограничениями, однако они могут либо противостоять этим ограничениям и придавать им нужную форму, либо сознательно подчиняться им. Смерть неотделима от жизни и придает ей смысл. Ответственность людей вырастает из осознания ими конечности своей жизни.
Самотрансценденция — существенная характеристика человеческого существова¬ния. Люди становятся наиболее человечными, когда выходят за пределы своего «Я» либо осуществляя смысл, либо с любовью встречаясь с другим человеком. Самотранс¬цендентное качество человеческой жизни становится наиболее очевидным тогда, ког¬да люди забывают себя [10].
Страдание, связанное с проблемами невротического характера, которые обуслов¬лены трудностями при самотрансценденции, является противоположностью нахожде¬нию человеком смысла в выходе за собственные границы. Гиперрефлексия и гиперин¬тенция — два главных способа, которые люди предпочитают использовать, чтобы не выходить за рамки своего «Я». Гиперрефлексия — это тенденция к чрезмерной саморефлексии. Гиперинтенция — это тенденция уделять чрезмерное внимание удовлетво¬рению своих желаний.
Франкл полагает, что самотрансценденции можно достичь путем обнаружения или определения смысла тремя различными способами: делая дело, переживая ценность и страдая [9]. В другой работе Франкл говорит о трех основных способах, с помощью которых люди могут находить смысл в жизни [10]: 1) что-то давать жизни (ценности творчества); 2) что-то брать от жизни (ценности пережива¬ния); 3) занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя из¬менить, например при неоперабельном раке (ценности отношения). Кроме того, пере¬живания, имевшие место в прошлом, и религия — это еще две области, в которых люди могут обнаружить смысл.
Термин «экзистенциальный вакуум» используется в логотерапии для описания состояния, в кото¬ром люди жалуются на внутреннюю пустоту. Они страдают от ощущения бессмыслен¬ности, пустоты и тщетности. Экзистенциальный вакуум — это «переживание пропас¬ти», которое во многом отличается от пикового переживания, описанного Маслоу.
Франкл выделяет три причины возникновения экзистенциального вакуума. Во-пер¬вых, в отличие от животных, люди не запрограммированы стремлениями и инстинктами, которые побуждают их к совершению определенных действий. Во-вторых, тради¬ции, соглашения и ценности не подсказывают людям, что они должны делать. Иногда люди не знают, что они хотят делать, и отступают в конформизм, делая то, что делают другие, или в тоталитарианизм, делая то, чего от них хотят другие. В-третьих, учащихся подвергают «редукционизму». При этом люди рассматриваются скорее как совокупность влечений, инстинктов, как существа, созданные обусловливанием, как реактивные образования и механизмы защиты, чем как способные принимать решения деятельные индивиды.
Цели логотерапевтического консультирования одинаковы, независимо от того, существует экзи¬стенциальный вакуум сам по себе или же он является элементом ноогенного невроза.
Значение логотерапии заключается в том, что она помогает клиентам найти смысл в жизни. Логотерапевтические консультанты стремятся «столкнуть» клиентов с их жизненными задачами и переориентировать клиентов на решение этих задач. Логотерапия включает в себя обучение клиентов взятию на себя ответственности, а также попытки разблокировать стремление клиентов к смыслу. Когда стремление к смыслу у клиентов будет разблокировано, они с большей долей вероятности найдут пути самотрансценденции через ценности творчества, пере¬живания и отношения. Клиенты должны осознать свою экзистенциальную ответствен-ность за поиски смысла жизни. Однако превращение духовного бессознательного в сознательное — только одна из стадий процесса консультирования.
Консультанты прежде всего стремятся помочь клиентам преобразовать имеющий¬ся у них бессознательный потенциал в сознательный акт, а затем дать возможность сформироваться бессознательной привычке. Франкл подчеркивает, что если религиозные консультанты могут привносить религию в консультирование, то логотерапевтические консультанты должны воздерживаться от постановки религиозных целей.
Более широкая цель логотерапии В.Франкла — регуманизация психиатрии [7]. Психи¬атры и консультанты не должны рассматривать сознание как некий механизм, а лече¬ние психической болезни не должны оценивать только с учетом технических аспектов. В границах ближайшей окружающей среды и своих дарований люди, в конечном счете, являются самодетерминирующимися.
В своих работах Франкл не производит систематического описания используемых им методов. Р. Нельсон-Джоунс на основании анализа работ автора обобщенно характеризует базовые методы логотерапии [7].
Метод гуманных стратегий подразумевает наличие как стратегий, так и «я — ты» отношений. Гуманные отношения предполагают способность к состраданию и мудрость консультанта. Хотя логотерапевт по своей сути является воспитателем ответственности, он обучает клиентов брать на себя ответственность именно в контексте наполненных чувствами долга и заботы от¬ношений, которые отражают уважение к уникальности каждого клиента. Предлагая кли¬ентам гуманные отношения, логотерапевты создают благоприятные условия для ока¬зания им эффективной помощи в поисках собственного смысла.
Методы, которые Франкл применял с целью углубления экзистенци-ального осознания конечности жизни и важности взятия на себя ответственности за нее: объяснение, преложение максим, использование сравнений. Объяснение предполагает, что клиентам разъясняется, что недолговечность скорее придает смысл человеческому существованию, чем лишает его смысла. Одна из главных максим (изложенных в краткой форме принципов, правил поведения) Франкла: «Живите так, будто вы живете второй раз и действовали в своей первой жизни так же неправильно, как собираетесь действо¬вать теперь» [7]. Использование сравнений заключается в том, что клиенту предлагается представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на кинопленку. Клиенты осознают, что жизнь необратима, когда слышат от консультанта, что они не могут ничего «вырезать» и что ничего нельзя изменить «задним числом». Можно предложить клиентам другое сравнение — пусть они представят себя скульпторами, которые имеют ограниченное время для создания своих произведений искусства, но не знают, когда наступит край-ний срок.
Вопрос о смысле – индивидуальный вопрос. Рассмотрим некоторые методы, с помощью которых Франкл фокусирует внимание клиентов на проблемах, связанных со смыслом.
Оказание клиентам помощи в осознании ими важности взятия на себя от¬ветственности за нахождение смысла. Франкл считает своей задачей оказание по¬мощи клиентам в достижении ими высочайшей из возможных «активаций» их жизни. Он делится своими представлениями, согласно которым человеческая жизнь никогда, ни при каких обстоятельствах не теряет смысл. Клиенты должны усвоить, что они все¬гда ответственны за нахождение смысла в любой ситуации, сложившейся в их уни¬кальной жизни. Логотерапия учит клиентов рассматривать свою жизнь как некое предопределение.
Оказание клиентам помощи в выслушивании ими голоса своего сознания. Франкл часто повторяет, что смысл должен быть найден и не может быть дан. Клиенты руководствуются в поисках смысла голосом своего сознания. Хотя консультанты не могут давать клиентам смысл, они могут приводить экзистенциальные примеры своих лич¬ных неустанных поисков смысла.
Постановка перед клиентами вопросов о смысле заключается в том, что консультанты могут спра¬шивать клиентов о том, каких творческих успехов они могли бы добиться, и помогать им искать ответы на заданные вопросы. Кроме того, консультанты могут помогать кли¬ентам обнаруживать смысл в их отношениях и в их страдании. Также логотерапевт может способствовать увеличению числа источников смысла. Логотерапевты могут работать со сновидениями клиентов, чтобы извлечь духовные явления на уровень сознания.
Парадоксальная интенция и дерефлексия — два основных логотерапевтических метода, которые применяются при психогенных неврозах. В осно¬ве обеих методик лежит обращение к таким важным человеческим качествам, как самотрансценденция и самоотстранение [7].
Суть парадоксальной интенции заключается в том, что клиентам предлагают наме¬ренно сделать именно то, чего они боятся. Их опасения заменяются парадоксальными желаниями. Кроме того, парадоксальная интенция задействует чувство юмора клиентов и поддерживается им; благодаря чувству юмора у клиентов усиливается ощущение от-страненности от неврозов, так как они начинают смеяться над ними. Подобно тому, как с помощью парадоксальной интенции можно противодействовать гиперинтенции, с помощью дерефлексии можно противодействовать гиперрефлетссии, или чрезмерному вниманию. Цель применения парадоксальной интенции — помогать клиен¬там высмеивать имеющиеся у них симптомы невроза, а цель применения дерефлексии — помогать клиентам игнорировать эти симптомы.
Специалисты, которые придерживаются более структурированных подходов, отмечают отдельные недостатки в использовании логотерапии [4; 6].
• Подход так и не выработал сколько-нибудь основательной модели консультирования. Те профессионалы, кто подчеркивает значение стадий развития консультирования, особенно сильно критикуют подход.
• Подходу не хватает образовательных и тренинговых программ. Каждый практик считается уникальным. Несмотря на ценность этой уникальности, она препятствует систематическому изучению теории.
• Практическое использование подхода затруднено его субъективной сущностью. ЛОготерапевтическое консультирование страдает от недостаточной разработанности проблем методологии и процессов валидизации, распространенных в большинстве других подходов. Ему не хватает единообразия, которое облегчает понимание подхода для начинающих консультантов.
• Подход ближе к экзистенциальной философии, чем к другим теориям консультирования. Эта особенность ограничивает его полезность.
3.Содержание консультирования пожилых людей
Данная возрастная группа требует особого внимания консультантов. Старение является естественным этапом развития. Люди по мере своero взросления, должны решать специфические задачи. Например, Эриксон рассматривает среднюю и позднюю взрослость как время, когда индивид должен либо развить в себе осознание своей продуктивности и полноты самореализации, либо стать инертным и отчаявшимся. Юнг считал, что, духовность является областью, которую способны постичь только люди старше 40 лет [2].
Согласно Хэвигёрсту, пожилые люди должны научиться успешно справляться: 1) со смертью друзей и супругов, 2) с уменьшением физической силы, 3) с выходом на пенсию и уменьшением дохода, 4) с большим количеством свободного времени и с необходимостью приобретения новых друзей, 5) с освоением новых социальных ролей, 6) с взаимодействиями с выросшими детьми и 7) с изменением окружающей обстановки или ее созданием [5].
В работе с пожилыми людьми важными и эффективными являются все основные направления психологического консульти¬рования: возрастно-психологическое кон¬сультирование, семейное психологическое консультирование, профориентационное пси¬хологическое консультирование и индиви¬дуальное психологическое консультирование, включая психологическое консульти¬рование в особых ситуациях.
Предметом возрастно-психологического консультирования в старости, как и в любом возрасте, являются варианты прохождения субъектом нормальных возрастных кризи¬сов [3; 8]. В пожилом возрасте более или менее об¬щепризнанным нормативным возрастным кризисом является период выхода на пенсию. Именно здесь создается ситуация, харак¬терная для любого кризиса, — противоречие между обстоятельствами жизни (изменение социального статуса) и потребностями че¬ловека (потребность продолжать социально значимую деятельность, потребность в со¬хранении своего положения в семье и об¬ществе). Содержание этого главного кризи¬са позднего возраста заключается в измене¬нии внутренней позиции по отношению жизни, принятии нового этапа своего жиз¬ненного пути, переоценке ценностей. В про¬цессе возрастно-психологического консуль¬тирования пожилой человек должен обрести знания о содержании, задачах и индивиду¬альных вариантах прохождения этого нор¬мативного возрастного кризиса (другие кри¬зисы старости можно считать индивидуаль¬ными) и оказаться готовым к изменению образа жизни и внутренней позиции по от¬ношению к жизни. Рассмотрим две эти ос¬новные проблемы консультирования: по¬мощь в подготовке к принятию «статуса пенсионера» и помощь в принятии своего жизненного пути и старости как таковой с неизбежными изменениями образа жизни, физической ненужностью, потерей многих социальных связей и т.п.
Субъективное отношение к выходу на пенсию — событию, кардинально меняю¬щему образ жизни, — может служить при¬мером отсутствия общего и единоличного способа реагирования на старение. Так, уход на пенсию переживается одними людьми как трагическая изоляция от обще¬ства, а другими — как возможность занять¬ся наконец тем, к чему всегда лежала душа. Известное «поражение в социальных правах», связанное с выходом на пенсию, тоже может рассматриваться как благо — оно освобождает от обязательного ранее об¬щения с нужными, но не всегда приятными и близкими по духу людьми, освобождает от обязанности «казаться» и дает неоспоримое право «быть самим собой». В целом свобод¬ный, хотя и трудный выбор позволяет ха¬рактеризовать старость как возраст разви¬тия, возраст потенциальных возможностей и дает шанс противостояния тотальному угасанию. Итоговый выбор определяется решением задачи на смысл — смысл остав¬шейся жизни.
Пси¬холог должен показать, что любая форма деятельности пенсионера может стать зна¬чимой для него [8]. Например, воспитание внуков и работа на садовом участке чрезвы¬чайно полезны для психологического бла¬гополучия пожилого человека тем, что со¬здают временную перспективу: ему захочется заглянуть в будущее, узнать, как взрослеет и развивается ребенок, как растет посажен¬ный им сад.
Психологическое консультирование по вопросам адаптации и статусу пенсионера зависит от индивидуальных особенностей пожилых: лица с многогранными интереса¬ми легче находят себя в новой жизни, в то время как узкие специалисты стараются все¬ми возможными способами отдалить выход на пенсию и бывают не способны к приня¬тию старости как возраста.
Конкретно задача консультанта заклю¬чается в том, чтобы помочь пожилому чело¬веку обозреть и оценить свои интересы и жизненные ресурсы, самому выбрать для себя подходящее, увлекающее его дело, оценить его на жизненный для него самого и социальный смысл. Эта работа требует не одной встречи пожилого человека с психо¬логом. Дело в том, что иногда этот выбор пожилой человек осуществляет методом проб и ошибок; тогда результаты каждой пробы требуют психологически профессионально¬го обсуждения и оценки, и общение с пси¬хологом может выполнять роль «обратной связи» для самоутверждения человека в вер-ности выбранного пути.
Вторая важная задача возрастно-психологического консультирования — это по¬мощь в совладании человека со старостью как заключительным этапом жизни, по¬мощь в принятии старости и всей прошед¬шей жизни в целом, в поиске новых смысло-жизненных ориентиров. Психолог в ходе консультирования пожилого человека дол-жен побуждать процесс его размышления над вопросами, связанными со смыслом жизни. Как уже отмечалось, Б.Г. Ананьев указывал на исключительную важность этих размышлений, их принципиальное влияние на благополучие протекания старости [8]. На¬правленность на поиски смысла жизни вы¬ступает для пожилого человека как шанс обеспечить себе нормальное, достойное существование в старости.
Возрастно-психологическое консультирование пожилых предполагает возможность обращения членов семьи за помощью к психологу, но предметом кон¬сультирования становятся проблемы пожи-лого человека. Общение с членами семьи помогает кон¬сультанту воссоздать жизненный путь по¬жилого человека, что является необходимой процедурой возрастно-психологического консультирования [4].
Эффективным направлением в работе с пожилыми людьми является семейное психо¬логическое консультирование. Существует мнение, что это может быть системная се¬мейная терапия, в которой разработаны представления о стадиях развития семьи [3]. Одной из них является стадия «пустого гнезда» — момент, когда семью покидают последние дети, и двое супругов остаются одни перед лицом надвигающейся старос¬ти. Другое направление работы с пожилыми в системе семейного психологического кон¬сультирования основано на целостном подходе к семье. Если в семью входят люди по¬жилого возраста — бабушки и дедушки, — то системному семейному консультанту по¬нятна их роль в стабилизации патологичес¬ких паттернов семейного взаимодействия, и эти знания он передает другим членам семьи.
Конкретный опыт показывает, что в ра¬боте с пожилыми людьми наиболее востре¬бованным является психологическое кон¬сультирование семей, в которых совместно проживают представители разных возрастов, в том числе и поздних [1]. В последнее время возможности удовлетворения потребностей престарелых людей на основе внутрисемей-ного общения все более суживаются в связи с высокой занятостью трудоспособного на¬селения, а также развивающимся процес¬сом ослабления внутрисемейных связей, обособления младшего поколения от стар¬шего. Проблемы во взаимоотношениях со взрос¬лыми детьми определяются характерологи¬ческими особенностями самих старых лю¬дей. Семейное психологическое консульти¬рование направлено на помощь семье, имею¬щей пожилых людей, в создании внутрисе¬мейного психологического климата.
Индивидуальное психологическое консуль¬тирование пожилых предполагает передачу им знаний о разных моделях старения и о значении образа жизни для процессов старения. Также это включа¬ет психологическое консультирование в осо¬бых ситуациях: в связи с потерями близких, в случае глубокой депрессии, в преддверии смерти. В ходе индивидуального психологичес¬кого консультирования пожилых чрезвы¬чайно важно раскрыть понятие удовлетво¬ренности жизни в старости, условия его достижения, а также условность понятия «счастливая старость».
Общий и очень важный принцип успешной работы с пожилыми людьми заключается в том, чтобы классифицировать их не как старых, но как взрослых. Старость является уникальной стадией жизни и сопровождается непрерывным развитием. Если в работе с пожилыми людьми проявляется уважение и эмпатия, результаты, скорее всего, будут позитивными.
Другая терапевтическая стратегия, применяемая в работе с пожилыми клиентами, заключается в том, чтобы изменить связанные с ними установки окружающих людей. Многие общественные установки отрицательно влияют на отношение пожилых людей к самим себе.
Отметим специфику организации консультирования пожилых людей. Речь консультанта должна быть простой и доступной для понимания, не следует ув¬лекаться психологической терминологией. В процессе консультирования должны быть переданы необходимые психологические знания пожилому человеку, но сообщения консультанта должны быть прозаичными и краткими. Следует помнить, что старому человеку трудно выдержать пятидесятими¬нутный по времени контакт с консультан¬том, его следует сократить до 25—30 минут. В процессе работы часто следует использо¬вать приемы одобрения и успокаивания, отражения содержания, поскольку пожилой человек часто говорит длинно и запутанно, перескакивает с одной темы на другую [3]. И, наконец, самое главное в консультиро¬вании пожилого — создание корпоратив¬ной формы психологической работы, отве¬дение пожилому клиенту равноценной роли в консультативном процессе наряду с кон¬сультантом, подчеркивание веры в богатый жизненный опыт, мудрость и внутреннюю способность самому определять свой жиз¬ненный путь и нести ответственность за принятые решения.
В арсенале современной психотерапии существует достаточно мало методов, раз¬работанных специально для работы с людь¬ми пожилого возраста. Более известны и распространены методы, разработанные на модели более ранних возрастов, но адапти¬рованные к психологическим особенностям возрастов поздних. Так, Б.Д. Карвасарский [4] описывает комплекс психотерапев¬тических средств, который может быть ус¬пешно использован в геронтологической практике. Этот комплекс нацелен на вос-становление и активизацию телесных, пси¬хических и социальных функций, навыков и возможностей, а также на решение кон¬кретных проблемных ситуаций, с которыми пациент пожилого возраста не может спра¬виться самостоятельно.
Специфичным в использовании психотерапевтических про¬грамм является принцип активации и реак¬тивации ресурсов пациента, так как невос¬требованные функции угасают. При этом необходимо внимательно следить за мерой «напряжения» функций, поскольку равно опасно как их недостаточное напряжение, так и перенапряжение. Особенности лич¬ности пожилого и его стратегия адаптации к возрастному фактору определяет характер психотерапевтического воздействия и кон¬кретный выбор применяемых психотера¬певтических методов и приемов.
Анализируя зарубежный опыт использо¬вания психотерапевтических методов в ге¬ронтологии, Б.Д. Карвасарский указывает, что наименее эффективным в работе с по¬жилыми являются глубинно-психологичес¬кие и психоаналитические методы психоте¬рапии [4]. В то же время в геронтологии активно развивается поддерживающая психотерапия пожилых и поведенческая психотерапия. Также должны активно применяться такие методы психотерапии, как создание терапевти¬ческой среды, атмосферы любви и доверия (если пожилой человек живет в семье), со¬трудничества с обслуживающим персоналом (в случае пребывания в специальном заведении для пожилых), выработка поло¬жительных установок к методам лечения и непосредственному окружению, повы-шение психической и социальной актив¬ности.
4.Этические принципы осуществления рекламы и предложения клиентам услуг консультирования.
Для рассмотрения этических принципов осуществления рекламы и предложения клиентам услуг консультирования, обратимся к соответствующим пунктам этического кодекса Американской ассоциации консультирования и Американской психологической ассоциации [2; 6].
Раздел «В» - «Профессиональная ответственность» кодекса Американской ассоциации консультирования содержит пункт «рекламирование и привлечение клиентов», в свою очередь включающий в себя подпункты «точность рекламы», «рекомендации», «утверждения других людей», «использование служебного положения в целях набора клиентов для частной практики», «рекламирование своих изделий и тренинга», «навязывание своих услуг тем, кого обслуживают» и «участие в работе профессиональных ассоциаций» [2].
В соответствии с этическими принципами привлечения клиентов, не существует ограничений по рекламированию консультантами своей деятельности, за исключением тех, которые могут быть специально предназначены для того, чтобы оградить публику от введения в заблуждение. Консультанты рекламируют или представляют свои услуги населению, точно указывая свои дипломы, не допуская искажения фактов, введения в заблуждение, обмана или мошенничества. В рекламе консультанты могут указывать только свою самую высокую научную степень, полученную по консультированию или родственной специальности в университете, который во время присуждения степени был аккредитован на государственном уровне.
Консультанты, пользующиеся рекомендациями, получают их от клиентов или других людей корректно. Кроме того, консультантам следует предпринимать приемлемые усилия, чтобы гарантировать, что утверждения, сделанные другими людьми относительно них или профессии консультирования, являются точными.
Вводится запрет на использование консультантом места работы или своей принадлежности к учреждению, чтобы вербовать или получать клиентов, стажеров или консультируемых для своей частной практики.
Специалисты, которые проводят поведенческие семинары или тренинги, гарантируют, что реклама является точной и предоставляет потребителям адекватную информацию, для того чтобы сделать осознанный выбор.
Консультанты не используют отношения консультирования, обучения, тренинга или контроля для того, чтобы навязывать свои изделия или результаты обучения, вводя при этом людей в заблуждение или оказывая чрезмерное влияние на тех, кто может оказаться чересчур ранимым. При этом консультанты могут использовать в целях обучения учебники, авторами которых они являются.
Этический кодекс Американской психологической ассоциации включает в себя сходный пункт, носящий название «рекламирование и другие публичные заявления». Тематика его подпунктнов: определение публичных заявлений; заявления, сделанные другими лицами, предотвращение ложных или вводящих в заблуждение заявлений; презентация в средствах массовой информации; вознаграждения; и навязвания своих услуг [6].
Проследим внутреннюю логику документа. Публичные заявления включают (но не ограничены только ими) оплаченные или неоплаченные рекламы, брошюры, печатный материал, распечатки каталога, личные резюме или автобиографии, интервью или комментарии для использования в средствах массовой информации, заявления на юридических процессах, лекции и публичные устные презентации, а также опубликованные материалы.
Психологи-консультанты, которые привлекают других лиц к созданию или размещению публичных заявлений, которые способствуют продвижению их профессиональных услуг, изделий или деятельности, несут профессиональную ответственность за такие заявления. Кроме того, психологи прилагают необходимые усилия, чтобы другие лица, которые не находятся под их контролем (например, предприниматели, издатели, спонсоры, организации-клиенты и представители печати или телерадиовещательных средств массовой информации), не делали вводящих в заблуждение заявлений относительно практики психологов или их профессиональных или научных действий.
Если консультанты узнают о вводящих в заблуждение заявлениях относительно их работы, сделанных другими лицами, то им следует приложить приемлемые усилия, чтобы исправить такое состояние. Психологи не компенсируют затраты работников печати, радио, телевидения, или других средств информации за рекламу в разделе новостей. Оплаченная реклама, касающаяся деятельности консультантов, должна быть идентифицирована как таковая, если это не очевидно уже из ее контекста.
Меры, касающиеся предотвращения ложных или вводящих в заблуждение утверждений, заключаются в недопущении консультантом подобных заявлений по поводу собственной профессиональной деятельности, насчет: 1) своего обучения, опыта или компетентности; 2) своих академических степеней; 3) своих дипломов; 4) своей принадлежности к определенному учреждению или ассоциации; 5) своих услуг; 6) научных или клинических оснований для своих услуг, а также их результатов и степени успешности; 7) своих расценок за услуги; 8) своих публикаций или результатов исследования [6].
Когда психологи-консультанты предоставляют консультацию или комментарии посредством публичных лекций, показов, радио- или телевизионных программ, магнитофонных записей, печатных статей, отправляемых по почте материалов или с помощью других информационных средств, они предпринимают все возможные меры, для того чтобы гарантировать: во-первых, что утверждения основаны на соответствующих данных психологической теории и практики; во-вторых, что утверждения во всех отношениях совместимы с данным Этическим кодексом; в-третьих, получатели информации не имеют основания считать, что отношения установлены лично с ними.
Психологи не добиваются вознаграждении от клиентов или пациентов, с которыми они проводят психотерапевтическую работу, или от других людей, которые из-за их особых обстоятельств подвержены чрезмерному влиянию.
Также данный этический кодекс особо подчеркивает, что психолог-консультант не занимается лично или через агентов навязыванием своих услуг фактическим или потенциальным пациентам или клиентам, с которыми они проводят психотерапевтическую работу, или другим лицам, которые, вследствие особых обстоятельств, не защищены от их чрезмерного влияния [2; 6]. Вместе с тем, разрешено и считается этически корректным предпринимать попытки завязывать соответствующие дополнительные контакты со значимыми другими с целью лучшего обслуживания уже имеющихся пациентов терапии.
Список литературы
1. Алешина, Ю.Е Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Е. Ю. Алешина. – М., 1999. — 208 с.
2. Глэддинг, С. Психологическое консультирование [Текст] / С. Глэддинг. – СПб., 2002. – 736 с.
3. Ермолаева, М.В. Практическая психология старости [Текст] / М. В. Ермолаева. – М., 2002. – 320 с.
4. Карвасарский, Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / Б. Д. Карвасарский. – Спб., 2010. – 889 с.
5. Квинн, В. Прикладная психология [Текст] / В. Квинн. — СПб., 2000. — 560 с.
6. Коттлер, Дж. Психотерапевтическое консультирование [Текст] / Дж. Коттлер, Р. Браун. - СПб., 2007. - 477 с.
7. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования [Текст] / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб., 2000. – 464 с.
8. Обозов, Н.Н. Психология взрослого человека [Текст] / Н.Н. Обозов. - СПб., 1997. – 152 с.
9. Франкл, В. Основные понятия логотерапии [Текст] //Доктор и душа / В. Франкл. – СПб.,2008. – 361 с.
10. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. – М., 1990. – 292 с.
|