Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пн, 23.12.2024, 05:53
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Реферат [ Добавить материал ]

лог
Контрольная | 29.09.2014, 19:49

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Таблица 1
Социокультурные основы специального образования    Правовые основы специального образования
Идея достижения максимальной самостоятельности и независимости ребенка с ограниченными в возможностями (концепция независимого образа жизни) 
Под независимой жизнью понимается не только материальная независимость, но и отсутствие зависимости от посторонних при передвижении, общении, в социальной жизни, в быту и повседневной жизни, т.е. независимость в широком смысле    Лица с любыми недостатками в физической, интеллектуальной или психической сфере имеют право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень; право на жизнь в таких условиях, которые бы мало отличались от условий обычной жизни его сверстников; право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения; право на образование
Люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей. Для достижения статуса общества действительно равных возможностей обществу приходится затрачивать больше ресурсов на лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья с тем, чтобы возможности обычных людей и имеющих отклонения в развитии действительно стали равными    В соответствии с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека, люди с ограниченными возможностями могут не только осуществлять весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, но и пользоваться признанным за ними правом осуществлять их на равных условиях с другими людьми
Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г., провозглашает равенство гражданских и политических прав лиц с ограниченными возможностями
Наиболее перспективным способом решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями является их интеграция в общество. Специальный педагог, начиная работу с ребенком с первых дней его жизни, закладывает тот фундамент социокультурного включения, на котором впоследствии будет строиться стиль и образ жизни данного человека    Конвенция о правах ребенка, ст.23 посвящена детям с ограниченными возможностями. Пункт З статьи предусматривает приоритетное удовлетворение потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Специальная педагогика формирует необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации
Жизнеобеспечение предполагает деятельное участие человека с ограниченной трудоспособностью в общественном производстве, в сфере услуг или интеллектуального труда, а также в ведении домашнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых отношения    Система специального образования и службы социальной помощи руководствуются такими основными документами, как Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1995), Семейный кодекс Российской Федерации (1996), Закон РФ «Об образовании» (в редакции 1 12 от 13.01.96), а также Закон «Об образовании лиц ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», принятый Государственной Думой 18 июля 1996 г. Закон «О социальной защите инвалидов» (1996).
Социализация - это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, выработка общепринятых стереотипов поведения, освоение ценностных ориентаций, принятых в данном обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия. 
Важным условием полноценной социализации и социальной жизни является освоение навыков социального общения — коммуникации    Государство гарантирует необходимые условия для реализации права инвалидов на образование. Закон предусматривает создание специальных условий для пребывания детей-инвалидов в детских дошкольных образовательных учреждениях общего типа. Для детей, возможности которых не позволяют посещать такие учреждения, создаются специальные дошкольные учреждения. Если и это невозможно, специальное образование осуществляется на дому
Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой, должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни и трудовой деятельности, но и к умелому восстановлению жизненных сил и здоровья, частично утраченных в повседневной трудовой деятельности, т.е. к умению организовать свой отдых, свое свободное время — рекреацию    В законе оговариваются особые права инвалидов на труд, медицинское обслуживание и лечение, транспортное обслуживание и жилищные льготы, право на организацию досуга

 
Таблица 2
Клинические основы специальной педагогики    Медицинская абилитация    Медицинская реабилитация
Специальная педагогика связана с биологией человека, медициной и ее различными отраслями (нормальной и патологической анатомией и физиологией человека разного возраста, нейроанатомией нейрофизиологией, невропатологией, психопатологией, психиатрией, психотерапией, генетикой человека, офтальмологией, ортопедией, педиатрией, фониатрией, оториноларингологией, сурдологией и некоторыми другими). Совокупность основных знании из этих наук составляет для специальной педагогики ее клинические основы    Медицинская абилитация в раннем возрасте - это система лечебно профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж и лечебная физкультура, протезирование оперативное вмешательство и др.)    Начальным этапом реабилитационной работы является медицинская реабилитация больного, т.е. использование всех возможностей современной медицины для восстановления до удовлетворительного уровня нарушенных функций, стимуляции восстановительных и компенсаторных процессов, формирования и развития возможностей приспособления больного к новым условиям существования, оказание ему медицинской помощи в восстановлении или развитии профессиональных навыков с учетом специфики нарушений
Постулат - лечить не болезнь, а больного - применим и к специальной педагогике не исправлять дефекты, а воспитывать человека (ребенка) с его проблемами поддерживая и совершенствуя его развитие, адаптируя его к внутренним и внешнем средовым факторам. На это направлены согласованные способы абилитации и реабилитации оздоровления, воспитания, коррекции компенсации, медико-педагогической поддержки и сопровождения не только самого ребенка, но и его семьи    Большое место занимает профилактическая работа с ребенком и его семьей, распределенная во времени в соответствии с этапами онтогенеза. Скрининг факторов риска осуществляется уже при первичном обращении будущих родителей в медикогенетическую или женскую консультацию    Реабилитация предполагает использование единых методических и организационных подходов к решению, таких вопросов, как установление степени нарушений органов и систем организма, определение трудоспособности и трудового прогноза, разработка плана восстановительных мероприятий, направленных на эффективное возвращение больных в общество к привычной для них жизнедеятельности
Взаимодействие медиков и педагогов в процессе специального образования детей с отклонениями в развитии имеет непрерывный и многоаспектный характер. Медицинские и педагогические знания тесно переплетаются, одни и те же факты, явления получают и медицинскую, и педагогическую интерпретацию, что позволяет получать системное видение проблемы развития ребенка с ограниченными возможностями    Программа медицинской абилитации тесно связана с программами психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста и строится с учетом всех возможных неблагоприятных факторов развития ребенка, таких, как осложненный акушерский анамнез, болезнь матери, патологическое течение беременности и родов, появление первых минимальных признаков аномального развития    В содержание медицинской реабилитации входят медикаментозное лечение и фототерапия, терапия физическими средствами (ЛФК, массаж, физиотерапия), трудотерапия, арттерапия, восстановительное оперативное вмешательство, протезирование и ортезирование, физическая реабилитация протезированных лиц и санаторно-курортное лечение

 
Таблица 3
Периоды эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии
Название. Продол-
житель-ность    З.Е.    I    II    III    IV    V
        IX-VIII вв. до н.э. - начало XII в.    XII в. - конец XVIII в.    конец XVIII в. - начало XX в.    начало XX в. - 70-е гг. XX в    70-х гг. ХХ в. – по наст.время
    Рос-сия    996 - 1715    1706 - 1806    1806 - 1927    1927 - 1991    1991 – по наст.время
Цели периода    Осознание властью (монархом) необходимости помощи лицам с умственными и физическими недостатками, организации учреждений призрения    Осознание необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям    Осознание возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование; становление системы специального образования    Осознание необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем; развитие и дифференциация системы специального образования    Переход от «институциализации» к интеграции инвалидов
Ценности периода    Условной границей периода в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах - открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г. В России же прецеденты возникновения первых монастырских приютов приходятся на 1706 - 1715 гг. и связаны с реформами Петра.    Условной границей периода в Западной Европе можно считать переосмысление во Франции гражданских прав лиц с сенсорными нарушениями и первые прецеденты открытия в Париже специальных школ: для глухонемых (1770) и для слепых (1784). В России прецеденты открытия первых специальных школ (в Петербурге: для глухих - 1806 и для слепых - 1807 гг.) связаны со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию.    Условной границей периода в Западной Европе можно считать последнюю четверть XIX века - время принятия в западноевропейских странах Законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе - Законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Это время создания параллельной образовательной системы - системы специального образования для трех категорий детей. В России оформление параллельной образовательной системы с теми же тремя типами специальных школ приходится на советский период - 1927 - 1935-е гг. и связано с Законом о всеобуче.    Развитие законодательной базы специального образования, структурным совершенствованием национальных систем (в некоторых западноевропейских странах было создано до 20 типов спецшкол). Существенно расширяется охват специальным обучением нуждающихся детей. К концу 70-х гг. специальным образованием в странах Западной Европы охватывается от 5 до 15 % детей школьного возраста. В России переход от 3 к 8 типам спецшкол и 15 видам специального обучения осуществляется в 50 - 90-е гг.     Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии, новой философии общества, уважении к различиям между людьми. Развитие социальной интеграции инвалидов вызывает к жизни идеи интеграции в образовании
Принятая терминология    Милосердие, благотвори-тельность, призрение    Специальное учебное заведение    Система специального образования    Дифференцированный подход к обучению    Интеграция
Этапы становления и развития национальных систем специального образования
Название. Продол-жительность    З.Е.    IX-VIII вв. до н.э. - начало XII в.    XII в. - конец XVIII в.    конец XVIII в. - начало XX в.    начало XX в. - 70-е гг. XX в    70-е гг. - ?
    Рос-сия    996 - 1715    1706 - 1806    1806 - 1927    1927 - 1991    1991 - ?
Цели этапа    Первые два периода эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии соотносятся с этапом формирования предпосылок возникновения национальных систем специального образования    Третий период эволюции соотносится с первым (I) этапом развертывания специальных образовательных учреждений и оформления параллельных систем специального образования    Четвертый период эволюции соотносится с этапом совершенствования вертикальной и горизонтальной структур системы, ее дифференциации. Именно на этом этапе система образования достигает своего пика, максимально охватываются обучением дети с отклонениями в развитии на всей территории страны. Западная Европа к 70-м гг. завершила второй (II) этап развития системы специального образования, Россия же к 1990 - 1991 гг. находится на продвинутой стадии второго этапа, но не завершила его полностью    Пятый период эволюции соотносится с третьим (III), качественно новым, этапом развития национальных систем специального образования. Его ведущей тенденцией является интеграция,
ориентация специального образования главным образом на подготовку ребенка с особыми потребностями к будущей взрослой жизни в обществе

 
Таблица 4
Ребенок с особыми образовательными потребностями    Реабилитация средствами образования    Система специального образования нового типа    Приоритетные направления научных исследований и развития ССО
Ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) – это вновь возникший и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.
В настоящее время он вытесняет из широкого употребления термины “аномальный ребенок”, “ребенок с нарушениями в развитии”, “ребенок с отклонениями в развитии’ и конкретизирующие их специальные термины (“дебил”, “идиот”, “даун”, “спастик”, ‘алалик”, “дизартрик”, и др.).
Новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы к фиксации их потребностей в особых условиях и средствах образования. Он подчеркивает ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей    Реабилитация средствами образования - восстановление ребенка в правах на социальное наследование, т.е. на наследование культурно - исторического опыта человечества. 
Реабилитация средствами образования означает:
- совпадение начала обучения с моментом выявления и определения нарушения в развитии ребенка;
- выдвижение тех задач, которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка;
- построение "обходных путей" обучения, использование специфических средств обучения, "пошаговое" обучение;
- особые формы организации образовательной среды;
- пролонгированность процесса обучения и выход за рамки школьного возраста;
- принципиальное изменение профиля профессиональной подготовки учителя;
- обязательное включение родителей в процесс реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов    ССО нового типа предполагает: 
- максимально раннее (с первых месяцев жизни) выявление нарушений в развитии ребенка и оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи ребенку и семье, его воспитывающей; 
- ребенок - не объект воздействия взрослого, а равноправный субъект совместной деятельности, сотрудничества и сотворчества; 
- специализированный стандарт образования, сочетающий общеобразовательные стандарты и стандарты формирования жизненной компетенции детей с отклонениями в развитии на каждом возрастном этапе; 
- создание образовательных учреждений нового - комбинированного - типа, где будут обучаться как дети с отклонениями в развитии, так и их нормально развивающиеся сверстники; 
- свободу выбора форм организации образования, типов учебного заведения; 
- непрерывность процесса обучения и его выход за рамки школьного возраста; 
подготовку кадров специалистов нового поколения    Необходимость создания в нашей стране системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (профилактика появления отклонений, ранняя диагностика и специальная помощь детям с отклонениями в развитии и воспитывающим их семьям) как общего приоритетного направления специального образования определяется социально-экономическими условиями современной жизни и их последствиями для населения, политикой государства по отношению к проблемным детям, возможностями науки и практики в оказании такой помощи

 
Таблица 5
Принципы диагностики в специальной психологии    Принципы специального образования
Принцип комплексного изучения ребенка, который предлагает всестороннее обследование особенностей развития всех видов познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности, навыков и т.д. Психологическое обследование сопровождается анализом состояния органов чувств (зрения, слуха и других), двигательной сферы, состояния нервной системы ребенка.
Принцип целостного системного изучения ребенка. Целостный анализ в процессе психодиагностического исследования предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушения психического развития, а установление связей между ними, определение их причин. Целостное изучение ребенка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности — предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой.
Принцип динамического изучения ребенка, согласно которому при обследовании важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. Реализация принципа динамического изучения предполагает не только применение диагностических методик, соответствующих возрасту, но также методик, позволяющих выявить его потенциальные возможности, т. е. определить зону ближайшего развития. Обследование детей с нарушениями в развитии рекомендуется планировать и проводить с применением обучающего эксперимента.
Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психологической диагностики. При реализации данного принципа предлагается не только учитывать конечный результат деятельности, но и анализировать процесс ее выполнения — способ, рациональность, логическую последовательность операций, настойчивость в достижении цели, отношение к избранным способам решения и т.д. При этом количественные и качественные показатели выступают во взаимосвязи. Отсюда следует необходимость применения при диагностике многих методик, приводящих к сочетанию количественных и качественных подходов, к анализу результатов    Принцип педагогического оптимизма – вера в потенциальные возможностях лиц с особыми образовательными потребностями и
Принцип ранней педагогической помощи - максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-педагогической помощи.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования - опора на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма.
Принцип социально-адаптирующей направленности образования - коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в специальном образовательном процессе не как самоцель, а как средство обеспечения человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности максимально возможной для него самостоятельности и независимости в социальной жизни.
Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании –предметно-практическая деятельность как инструмент коррекции и компенсации нарушенных психических функций, пропедевтики необходимых элементов образования и трудовой деятельности.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода - создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
Принцип необходимости специального педагогического руководства - учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка, так как имеет особое содержание, глубокое своеобразие протекания и нуждается в особой организации и способах ее реализации

 
Таблица 6
Технологии СО    Методы СО    Формы организации СО    Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса
«Образовательная (педагогическая) технология» - интегрирующее обозначение различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся
Под образовательной технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
В таком контексте возможно говорить о специальных образовательных технологиях развития и образования лиц с особыми образовательными потребностями    Дидактика специального обучения пользуется как общепедагогическим арсеналом методов и приемов обучения, так и своими специфическими для каждой категории обучающихся с особыми образовательными потребностями, методами и приемами коррекционно-педагогической работы, представляющими собой оригинальные образовательные технологии. 
Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма.
В подгруппе перцептивных методов на начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии на первом месте находятся практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий о познаваемой действительности, дополнением к этим методам являются методы словесной передачи учебной информации. 
Эффективность коррекционно-педагогической работы повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими методами. Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений    Обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное.
Индивидуально-групповая форма используется в качестве продолжения индивидуальной. Например, коррекционные занятия, особенно в условиях интегрированного обучения, предполагают возможность работы в малых группах. Классно-урочная система, урок являются одними из основных форм организации учебного процесса. В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обучения, уроки в специальной школе строятся по смешанному или комбинированному типу. 
Уроки в специальной школе характеризуются широким использованием групповых форм работы. Это работа парами, бригадами.
К числу дополнительных форм организации педагогического процесса относятся экскурсии, внеклассные формы, самоподготовка (приготовление уроков в специальной школе-интернате). 
К числу вспомогательных форм организации педагогического процесса в специальной школе-интернате относятся проведение факультативов, кружковой и клубной работы, эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, тематические вечера, походы и экспедиции)    Слово учителя является средством передачи ученикам знаний. Оно должно быть воспринято детьми. Речь должна звучать внятно, отчетливо, естественно. 
В специальном образовании помимо словесной речи учителя используются и другие ее виды. К ним относятся дактильная и жестовая речь, применяемые в обучении лиц, имеющих нарушения слуха.
Широкое распространение в системе специального образования получило использование музыкальных средств воспитания, изобразительных средств, ручного труда, художественно-речевой деятельности, театрализованно-игровой деятельности.
Средством реализации наглядно-практических методов обучения является дидактический материал, который может быть предметным, изобразительным и словесным.
Технические средства обучения (ТСО) - аудиовизуалыиые средства: кинофильмы, диафильмы, кодопозитивы, диапозитивы и др.; средства, корригирующие проявления дефекта: звукоусиливающая аппаратура, лупы, очки, монокуляры и бинокуляры; персональные компьютеры (ПК) - эффективное средство преодоления вторичных отклонений в развитии и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся

Добавил: Демьян |
Просмотров: 314
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba