СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
С точки зрения гуманистической психологии, человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. Сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что рассматривают людей как в высшей степени сознательных, разумных и активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями. Одна из главных ценностей гуманистической психологии – признание каждой личности уникальной, предоставление ей возможностей для самоактуализации [1, С. 386].
В отличие от бихевиоризма и психоанализа, делающих акцент на зависимость человека от его прошлого, гуманистическая психология считает, что главное – устремленность человека к будущему, к свободной реализации своих возможностей. Центральная роль при этом отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу [там же].
Основные принципы гуманистической психологии:
1. человек должен изучаться в его целостности;
2. каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
3. человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире – это главная психологическая реальность;
4. жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
5. человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;
6. человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;
7. человек – активное, творческое существо [8, С. 230].
2. В. Франкл как представитель гуманистического направления
Одним из наиболее известных в гуманистическом направлении является подход Виктора Франкла. Созданная им теория логотерапии и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. В своей теории В. Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли [5, С. 4].
Центральным понятием первой части его теории является понятие смысла жизни. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни, по мнению В. Франкла, является врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям, и основным двигателем поведения и развития личности. Для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Смысл жизни в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений. Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенциального вакуума, который, по наблюдениям исследователя, порождает в широких масштабах специфические "ноогенные неврозы". Это позволяет сформулировать основной тезис учения о стремлении к смыслу: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным [1, С. 394].
В. Франкл вводит представление о ценностях – смысловых универсалиях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни; во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира, и, в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить. Соответственно этому выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. При этом смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие. Смысл труда человека заключается, прежде всего, в том, что человек привносит как личность в свою работу. Ценности творчества являются наиболее важными, но не необходимыми. Богатым ценностным потенциалом также обладает любовь – как переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. Вместе с тем и любовь не является необходимым условием осмысленности жизни. Индивид, который никогда не любил и не был любим, может сформировать свою жизнь осмысленным образом [5, С. 5].
Однако наибольшее внимание В. Франкл уделяет третьей группе ценностей – ценностям отношения. К ним человек прибегает, когда оказывается не в состоянии изменить обстоятельства. Но при любых обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним. Как только мы добавляем ценности отношения к перечню возможных категорий ценностей, становится очевидным, что человеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. Наибольшие практические достижения логотерапии связаны с ценностями отношения, с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными, когда другие возможности воздействия на собственную судьбу исчерпаны [1, С. 394].
Вопрос о том, как человек находит свой смысл, является ключевым для практики логотерапии. В. Франкл не устает подчеркивать, что смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смысл, мы можем лишь выбрать призвание, в котором мы обретем смысл. В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть, которую В. Франкл определяет как смысловой орган, как интуитивную способность отыскивать единственный смысл, кроющийся в каждой ситуации. Однако найти смысл – это полдела; необходимо еще осуществить его. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Поскольку стремление к реализации уникального смысла своей жизни делает каждого человека уникальной личностью, В. Франкл говорит также о смысле самой личности человека. Смысл человеческой личности всегда связан с обществом, в своей ориентации на общество смысл индивида трансцендирует себя. И наоборот, смысл общества конституируется существованием индивидов. В. Франклом введено еще одно понятие – понятие сверхсмысла. Речь идет о смысле того целого, в свете которого приобретает смысл человеческая жизнь, то есть о смысле Вселенной, о смысле бытия, о смысле истории. Сверхсмысл осуществляется независимо от жизни отдельных индивидов. Человеку приходится мириться с невозможностью познать его [5, С. 7].
Основной тезис третьего учения В. Франкла – учения о свободе воли – гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Свобода человека по отношению к внешним обстоятельствам выражается в возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию. Человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется прежде всего ценностями и смыслами, локализованными в ноэтическом измерении и не испытывающими детерминирующих воздействий со стороны рассмотренных выше факторов. В. Франкл определяет человека как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода – это не то, что он имеет, а то, что он есть. Принятие такого решения – акт не только свободы, но и ответственности. Это ответственность человека за аутентичность его бытия, за правильное нахождение и реализацию им смысла своей жизни. По сути, это ответственность человека за свою жизнь. Проблема ответственности является узловой в логотерапии [6, С. 203].
3. Основные принципы логотерапии, сходства и различая с идеями А. Маслоу, К. Роджерса и Э. Фромма
Основные идеи теории В. Франкла во многом перекликаются с концепциями других представителей гуманистического направления, в частности, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма и др. [1, С. 395].
Общим для концепций всех этих авторов является представление о том, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Человек – это активное существо, ориентированное на отдаленные цели и способное вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Важными особенностями гуманистических теорий являются феноменологический и холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает субъективный опыт, в соответствии с которым интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности. Личность – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Также всеми перечисленными исследователями разделяется мнение о том, что, когда ничто не мешает человеку проявлять свою внутреннюю природу, он предстает как позитивное и разумное создание, которое искренне желает жить в гармонии с собой и с другими, оставаясь при этом самостоятельными и уникальными. Разрушительные силы, деструктивные тенденции в поведении человека, невротические проявления являются результатом неудовлетворенности метапотребностей, подавления личностного роста [1, С. 388].
Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, указанные авторы разделяют точку зрения о том, что основной темой жизни человека является самоусовершенствование, а все его поведение вдохновляется и регулируется стремлением к самоактуализации, т.е. к выявлению и реализации всех своих способности, лучших качеств, заложенные от природы, чтобы сохранять и раскрывать личность. Мотивационный статус здорового человека. По мнению К. Роджерса и А. Маслоу, состоит, прежде всего, в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение своей миссии, постижение призвания, судьбы. Самоактуализация предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, т.е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей. При этом, хотя и Э. Фромм, и В. Франкл, и К. Роджерс, и А. Маслоу разделяли мнение, что люди имеют фактически неограниченные возможности для самосовершенствования, их теории имеют и различия. Так, А. Маслоу потребность в реализации самости, самоактуализации считал наивысшей потребностью, осознание и удовлетворение которой доступно далеко не всем индивидам. Человеку необходимо сначала удовлетворить низшие потребности, чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня. Иерархия потребностей, по А. Маслоу, представляет собой следующую последовательность: потребности физиологические; в безопасности, надежности и защите; в принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых; потребности в уважении, одобрении, достоинстве, самоуважении; в свободе, необходимой для полнейшего развития всех задатков и талантов, для. Удовлетворение потребностей, расположенных в основании иерархии, обеспечивает возможность осознания потребностей более высоких ступеней и их участие в мотивации. А. Маслоу выделял две глобальные категории мотивов человека: дефицитарные (или Д-мотивы) и мотивы роста (или бытийные, Б-мотивы). Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т.п.). Мотивы роста, называемые также метапотребностями, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением личности актуализировать свой потенциал. А. Маслоу сформулировал положение о роли так называемых вершинных переживаний в личностном росте, благодаря которым осуществляется трансцендирование, выход за собственные пределы и спонтанно переживается приближение к своей подлинной сущности [7, С. 119].
В контексте теории К. Роджерса тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По К. Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы [4, С. 162].
Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. К. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и самостоятельным [7, С. 132].
В теории В. Франкла основной и наивысшей потребностью является потребность в обретении и осуществлении смысла жизни. Поиск и реализацию человеком смысла своей жизни В. Франкл рассматривал как основной двигатель поведения и развития личности. Осуществление смысла является для человека императивной необходимостью по причине конечности бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые представляет человеку каждая конкретная ситуация. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым сам себя; при этом самоактуализация является лишь побочным продуктом осуществления смысла [5, С. 7].
Э. Фромм также использует категорию смысла жизни в своей теории. Смысл существования человека автор видит в различных способах решения основной проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная современным западным обществом, вызывает у человека утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. По мнению Э. Фромма, на формирование личности человека наряду с социальными условиями накладывают отпечаток экзистенциальные потребности, которые являются важным источником его активности: это потребности в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творческом созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рациональном взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то) [7, С. 56].
Свобода является центральным понятием и в теории В. Франкла, но здесь она не несет выраженного межличностного акцента и понимается как интрапсихическое образование. Поэтому у В. Франкла свобода не противопоставляется чувству безопасности и идет рука об руку с чувством ответственности. В. Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям, к наследственности и к факторам и обстоятельствам внешней среды. Даже когда человек действует под влиянием непосредственной потребности, он позволяет ей определять свое поведение и сохраняет свободу не позволить этого. Понятии я свободы и отвественности являются важными понятиями и в концепции А. Маслоу, который впервые предложил в качестве модели личности ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности, по мнению автора, не дает возможности достичь подлинности, аутентичности [1, С. 396].
Фундаментальное понятие теории К. Роджерса – "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей "Я". Она включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). В тенденции к самоактуализации очень важна потребность человека в позитивном внимании как со стороны других людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании других людей делает человека подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции. Таким образом, К. Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, в то время как А. Маслоу придерживался мнения, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. Э. Фромм рассматривает роль социологических, политических, экономических, религиозных, культурных факторов формирования личности и вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества [5, С. 11].
Он описывает следующие социальные типы характера:
- Рецептивная ориентация (берущая) – человек представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится "быть любимым", а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.
- Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – человек также считает, что источник благ вовне, но, не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой человек агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.
- Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется на вещи, деньги, мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.
- Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка человека зависит от мнения других людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.
- Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики – человек воспринимает себя как воплощение своих сил – способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного человека от другого; силой воображения – творить [7, С. 56].
Позже Э. Фромм описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.
В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. Э. Фромм описал механизмы такого "бегства":
- Авторитаризм – тенденция отказаться от независимости своей личности, слить свое "Я" с чем-то внешним для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.
- Разрушительность – попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, является реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненным интересам, преодолением скованности и изолированности.
- Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собственным "Я" и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием [1, С. 397].
В противовес механизмам "бегства от свободы" существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с другими людьми. Одним из главных условий такого существования Э. Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.
Э. Фромм и К. Роджерс выявляли определенные особенности онтогенетического развития, способствующие или препятствующие формированию склонности человека к осуществлению своих врожденных возможностей, тогда как в теориях А. Маслоу и В. Франкла эти аспекты фактически игнорировались, при этом все указанные исследователи полагали, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью осуществляют возможности, заложенные в них от рождения, демонстрируя истинное психическое здоровье.
Для психологической помощи при различных личностных нарушениях К. Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями "недирективная терапия" и "терапия, центрированная на человеке", в которой ключевым фактором конструктивного изменения личности являются взаимоотношения между терапевтом и клиентом. Основными условиями личностно-центрированного подхода являются – эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента. Для определения конгруэнтности используются такие слова, как подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие [4, С. 396].
Что касается психотерапевтического аспекта логотерапии В. Франкла, то существуют специфическая и неспецифическая сферы применения логотерапии. Специфической сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократического диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла. Неспецифическая сфера применения логотерапии – это психотерапия разного рода заболеваний с помощью методов, построенных на соответствующем подходе к человеку. Неспецифическое применение логотерапии с использованием техник парадоксальной интенции и дерефлексии показано при лечении фобий, навязчивых состояний, сексуальных неврозов. Механизм действия этих техник основывается на двух названных выше фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и к самотрансценденции [5, С. 12].
1. Основным отличием гуманистических теорий личности является постулат о том, что человек по своей сути способен к самосовершенствованию и является в высшей степени сознательным, разумным и активным творцом собственной жизни, обладающим свободой выбирать и развивать стиль жизни.
2. Центральным понятием логотерапии В. Франкла является понятие смысла жизни, выражающего врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям, и основной двигатель поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенциального вакуума и «ноогенные неврозы».
3. Сделать свою жизнь осмысленной, с позиций В. Франкла, человек может с помощью того, что он дает жизни (ценности творчества); с помощью того, что он берет от мира (ценности переживания), и посредством позиции, которую он занимает по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить (ценности отношения). При этом наибольшие практические достижения логотерапии связаны с ценностями отношения, т.е. с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными, когда другие возможности активного воздействия на собственную судьбу исчерпаны.
4. В поиске смыслов помогает совесть как интуитивная способность отыскивать единственный смысл, кроющийся в каждой ситуации.
5. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Свобода человека по отношению к внешним обстоятельствам выражается в возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию.
6. Понятие свободы в теории В. Франкла неотделима от понятия ответственности – ответственности человека за аутентичность его бытия, за правильное нахождение и реализацию им смысла своей жизни.
Литература
- Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 544 с.
- Маслоу А. Психология бытия. – М.: МедПресс, 1997. – 296 с.
- Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.
- Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2006. – 412 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
- Франкл В. Доктор и душа. – СПб.: Ювента, 2006. – 400 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. – СПб.: Питер Пресс, 2006. – 148 с.
- Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 461 с.
|