СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Содержание
Задание 4 3
Задание 5 6
Задание 6 8
Задание 7 10
Задание 8 12
Задание 4
Поэтапно проанализируйте одну из отраслей промышленности Челябинской области и дайте ей глубокую характеристику:
1) определите экономические характеристики отраслевого ок-ружения;
2) оцените степень конкуренции в отрасли;
3) определите ключевые факторы успеха;
4) сделайте заключение о степени привлекательности отрасли с точки зрения организации, выходящей на данный рынок.
Черная металлургия охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива, вспомогательных материалов до выпуска проката с изделиями дальнейшего передела.
Собственно металлургическим циклом является производство чугуна, стали и проката. Предприятия, выпускающие чугун, сталь и прокат, относятся к металлургическим предприятиям полного цикла.
Предприятия без выплавки чугуна относят к так называемой передельной металлургии. «Малая металлургия» представляет собой выпуск стали и проката на машиностроительных заводах. Основным типом предприятий черной металлургии являются комбинаты. В размещении черной металлургии полного цикла большую роль играет сырье и топливо, особенно велика роль сочетаний железных руд и коксующихся углей. Особенностью размещения отраслей является их территориальное несовпадение, так как запасы железной руды сосредоточенны, в основном, в европейской части, а топлива - преимущественно в восточных районах России. Комбинаты создают у сырьевых (Урал) или топливных баз (Кузбасс), а иногда между ними (Череповец). При размещении учитывают также обеспечение водой, электроэнергией, природным газом. В России созданы три металлургические базы: Уральская, Центральная и Сибирская.
Уральская металлургическая база использует собственную железную руду (главным образом Качканарских месторождений), а также привозную руду Курской магнитной аномалии и отчасти - руду Кустанайских месторождений Казахстана. Уголь привозится из Кузнецкого бассейна и Карагандинского (Казахстан). Крупнейшие заводы полного цикла находятся в городах Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил и др.
Черная металлургия занимает ведущие позиции в экономике страны. На долю предприятий отрасли приходится более 8% общероссийского объема валютной выручки. В структуре промышленности доля черной металлургии по объему производства составляет 7%, численности персонала - 5,3%, основных фондов - 6,2 процента. На производство продукции черной металлургии расходуется 7% топлива, 17% электроэнергии, 20% сырьевых материалов, 23% объема железнодорожных перевозок. Предприятия отрасли обеспечивают до 6% налоговых поступлений в бюджетную систему России, 12,0 млрд. рублей - во внебюджетные фонды и уступают только топливно-энергетическому комплексу России. По объему экспорта черных металлов (около 10% - 28,0 млн. тонн) Россия занимает первое место в мире. На территории России выделяют три металлургические базы - Центральная, Уральская и Сибирская. |
СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Уральская металлургическая база является самой крупной в России и уступает по объемам производства черных металлов лишь Южной металлургической базе Украины в рамках СНГ. В масштабах же России она занимает первое место и по производству цветных металлов. На долю Уральской металлургии приходится 52% чугуна, 56% стали и более 52% проката черных металлов от объемов, производимых в масштабах бывшего СССР. Она является старейшей в России. Урал пользуется привозным кузнецким углем. Собственная железорудная база истощена, значительная часть сырья ввозится из Казахстана (Соколовско-Сарбайское месторождение), с Курской магнитной аномалии и Карелии. Развитие собственной железорудной базы было связано с освоением Качканарского месторождения титаномагнетитов (Свердловская область) и Бакальского месторождения сидеритов, на которые приходится более половины запасов железных руд региона. Крупнейшими предприятиями по их добыче являются Качканарский горно-обрабатывающий комбинат (ГОК) и Бакальское рудоуправление.
Значение черной металлургии заключается в том, что она служит основой развития машиностроения (одна треть производимого металла идет в машиностроение), строительство (1/4 металла идет в строительство). Кроме того продукция черной металлургии имеет экспортное значение.
В состав черной металлургии входят следующие основные подотрасли:
• добыча и обогащение рудного сырья для черной металлургии (железных, марганцевых и хромитовых руд);
• добыча и обогащение нерудного сырья для черной металлургии (флюсовых известняков, огнеупорных глин и т.п.);
• производство черных металлов (чугуна, стали, проката, доменных ферросплавов, металлических порошков черных металлов);
• производство стальных и чугунных труб;
• коксохимическая промышленность (производство кокса, коксового газа и пр.);
• вторичная обработка черных металлов (разделка лома и отходов черных металлов).
Уральская база черной металлургии лучше других баз страны обеспечена всем, что требуется отрасли. Здесь в избытке и сырье, и высококачественное топливо, и пресная вода, но большая удаленность от основных центров потребления металла, расположенных в европейской части страны, сдерживает развитие этой базы.
Задание 5
Охарактеризуйте все известные Вам методы реагирования организации на изменения факторов внешней среды. Приведите примеры их применения в деятельности конкретных предприятий.
Методы реагирования на изменения внешней среды:
В практической деятельности используются различные методы реагирования на изменения факторов внешней среды. Наиболее распространенными среди них являются следующие подходы:
* «борьба с огнем», или реактивный стиль управления. Этот под ход, предполагающий принятие управленческих мер после свершения изменений, по-прежнему распространен на многих российских предприятиях;
* расширение сфер деятельности, или диверсификация производства и капитала как средство возможного уменьшения коммерческого риска при изменении факторов внешней среды;
* совершенствование организационной структуры управления для повышения его гибкости. В этом случае предприятие может создавать центры прибыли, стратегические единицы бизнеса и другие гибкие структуры, ориентированные на достижение конечных результатов;
В любом случае предприятие должно организовать сбор стратегической информации о внешней среде, который чаще всего построенна неформальной и индивидуальной основе. Источниками такой информации могут быть специальные органы (торгово-промышленная палата, общество потребителей, государственные и муниципальные органы), поставщики и посредники, покупатели, обслуживающие организации (банки, рекламные, аудиторские фирмы). Важным источником информации о внешней среде являются сами специалисты и работники предприятия.
Разработка стратегии начинается с анализа внешнего окружения организации. Внешняя среда организации — это все то, что лежит за пределами организации и имеет возможность влиять на ее жизнедеятельность. Степень влияния внешних факторов может быть различной, поэтому внешнюю среду подразделяют на «ближнее» организационное окружение (его факторы непосредственно влияют на организацию) и «дальнее» окружение (факторы которого воздействуют на организацию опосредованно).
Воздействующие на организацию факторы можно подразделить на экономические, политические, культурные и технологические. Эти группы факторов определяют процесс комплексного анализа, с помощью которого можно выявить ключевые угрозы и возможности внешней среды.
Внешняя среда различается по степени присущей ей неопределенности. Неопределенность представляется такими полярными характеристиками, как «простая — сложная» среда, «стабильная — нестабильная». Эти характеристики могут различным образом сочетаться.
В зависимости от типа внешней организационной среды существуют разные способы работы с ней. Внешние стратегии предполагают изменение сферы действия организации, амортизацию (посредством создания запасов и набора персонала), сглаживание и нормирование. Внутренние стратегии включают маркетинговые мероприятия, заключение контрактов, кооптирование, лоббирование, объединение. Многие из этих стратегий активно используются организациями.
Задание 6
Проведите анализ макроокружения ЧелГУ:
1. Назовите используемый метод и оцениваемые параметры по каждой из следующих групп факторов:
экономической;
социально-демографической;
правовой;
политической;
технологической.
2. Спрогнозируйте влияние следующих макроэкономических факторов на разработку и корректировку стратегии университета:
повышение уровня жизни;
повышение рождаемости;
рост государственных расходов на научную сферу деятельности.
Используемый метод это метод - STEEP анализа.
Экономические факторы: изменение экономической ситуации в стране, повышение уровня доходов благотворительно скажется на учебном заведении.
Социально-демографический: сокращение населения (демографическая яма) приводит к снижению спроса на услуги образования.
Правовой фактор: изменение правовых и законодательных актов может как положительно так и отрицательно повлиять на университет, на учебный процесс и т.д.
Политический фактор: Изменение политической ситуации в стране в целом может привести к изменению финансирования образования, однако некоторые политические партии также могут лоббировать интересы университета.
Технологический фактор: развитие технологий благотворительно оказывает влияние на университет (дистанционное обучение, он-лайн тестировании, мультимедийные аудитории)
2. Прогноз показателей макросреды
Повышение уровня жизни населения может привести к изменениям в стратегии ценообразования университета, а также расширить спектр образовательных программ для населения.
Повышение рождаемости приведет к увеличению спроса на образовательные услуги и в стратегическом плане университету необходимо будет увеличивать аудиторный фонд (строительство новых зданий), расширение штата преподавателей и разработка новых программ.
Рост государственных расходов на научную сферу деятельности приведет к увеличению финансирования университета, в стратегическом плане это приведет к расширению сферы влияния и возможности развития
Задание 7
Проведите SWOT-анализ для Челябинского государственного университета:
1. Определите слабые и сильные стороны внутренней среды университета и оцените их значимость.
2. Выявите основные возможности и угрозы внешней среды университета и оцените их значимость.
3. Составьте таблицу, которая будет содержать перечень SWOT-факторов, оказывающих наибольшее влияние на деятельность университета.
4. Составьте SWOT-матрицу, в которой представьте стратегии, использующие сильные стороны и учитывающие возможности, а также защищающие от угроз и сглаживающие слабости.
1. Слабые стороны университета:
- нехватка аудиторного фонда;
- отдаленность от центра города.
2. Сильные стороны:
- профессиональный преподавательский состав;
- уникальные обучающие программы;
- технологическая оснащенность.
3. Угрозы:
- появление дублирующих программ у конкурентов;
- приход в город филиалов образовательных учреждений других городов
4. Возможности:
- развитие аудиторного фонда
- выход на международное сотрудничество
Таблица– SWOT-анализ основных факторов (количественный).
Перечень факторов по критериям Шкала размеров Размер фактора* Вес критерия* Оценка факторов
Сильные (S) Высокое качество 1-5 5 0,3 1,5
Квалифицированный персонал 5 1,5
Уникальность услуг 3 0,9
Гарантия на работы 5 1,5
Ограниченность по времени 5 1,5
Государственный диплом 3 0,9
Работа при любых погодных условиях 4 1,2
Суммарная оценка критерия (S) 30 9
Слабые (W) Слабый маркетинг 1-5 5 0,2 1
Сезонность проведения работ 5 1
Высокая конкуренция 5 1
Недостаток финансов 3 0,6
Суммарная оценка критерия (W) 18 3,6
Возможности (O) Появление новых программ образования 1-5 4 0,3 1,2
Правительственные заказы 2 0,6
Сотрудничество с международными университетами 4 1,2
Суммарная оценка критерия (O) 10 3
Угрозы (T) Появление конкурентов 1-5 4 0,2 0,8
Вероятность не выиграть тендер 4 0,8
Жесткая конкуренция 5 1
Демографический спад 3 0,6
Невозможность расширить аудиторный фонд 3 0,6
Потеря своей ниши на рынке 3 0,6
Изменение законодательства в худшую сторону 5 1
Суммарная оценка критерия (Т) 27 5,4
* - экспертные оценки факторов по 5-балльной шкале
Количественная оценка факторов внешней и внутренней среды с учетом масштаба присутствующей на рынке конкуренции может помочь сделать вывод о потенциале дальнейшего развития бизнеса в данном направлении. Для этого используется следующая формула:
S + O > ky * (W + T) (1)
S Суммарная оценка сильных сторон 9 баллов
W Суммарная оценка слабых сторон 3,6 балла
O Суммарная оценка возможностей 3 балла
T Суммарная оценка угроз 5,4 балла
ky Коэффициент устойчивости 1,2
Расчеты показали, что полученные оценки в полной мере удовлетворяют условиям формулы (12 > 10,8), следовательно, бизнес имеет все шансы для дальнейшего развития при условии, что управление компанией будет построено таким образом, чтобы максимально использовать сильные стороны и возможности, а также снизить влияние слабых сторон и угроз. Метод SWOT является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя данный метод, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.
Задание 8
Проведите портфельный анализ известного Вам предприятия с помощью матрицы, разработанной Бостонской консультационной группой.
Матрица БКГ — инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. В ее основу заложены две теоретические концепции: жизненного цикла товара (вертикальная ось) и эффекта масштаба производства или кривой обучения (горизонтальная ось). Рассмотрим предприятие Почта России.
Матрица предлагает следующую классификацию продуктов: «звезды», «дойные коровы», «трудные дети», «собаки» и рекомендует соответствующие стратегии для каждого из них (рисунок 1).
Рисунок 1– Матрица стратегического окружения БКГ
«Звезды» занимают лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли. Они приносят значительные прибыли, но и требуют значительных затрат, связанных с финансированием продолжающегося роста. Стратегия «звезды» направлена на увеличение или поддержание доли на рынке. На рассматриваемом предприятии «звездой» является услуга по выплате и доставке пенсий и пособий. В настоящее время доставка пенсий, выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также различных пособий осуществляется структурами Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и комитетов по труду и социальной защите как самостоятельно, так и с привлечением организаций федеральной почтовой связи, Сбербанка России, других коммерческих банков. Выбор того или иного способа доставки выплачиваемых сумм в каждом регионе сегодня делает либо получатель выплаты (как в случае с пенсиями), либо выплачивающая организация.
При прогнозировании развития сегмента посылок делается предположение о темпах роста этого сегмента 25% в год до 2009 года и 15% в год в 2009-2012 годах, главным образом, за счет роста услуг «товары почтой». При этом прогнозируется, что филиал ФГУП «Почта России» ХМАО останется, как и прежде, основным участником данного сегмента, но доли других организаций почтовой связи в этом сегменте будут расти.
«Трудные дети» характеризуется с одной стороны низкой относительной рыночной долей, с другой – перспективной отраслью. Эта стратегия имеет две альтернативы – интенсификация усилий организации на данном рынке или уход с него. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции требуются большие средства. Почтовые переводы конкурируют на рынке денежных переводов. Услуги по переводу денежных средств между физическими и юридическими лицами, аналогичные почтовым переводам, в ХМАО оказывают агенты международных систем денежных переводов и российские розничные банки: послать денежный перевод без открытия счета может любой гражданин в любом банке России, имеющем право на работу с физическими лицами. Однако для некоторых групп пользователей (например, проживающих в населенных пунктах без телефонной связи) почтовые переводы являются единственной доступной услугой по переводу денежных средств, так как для получения почтового перевода, в отличие от денежного, не требуется наличия телефонной связи с адресатом. В течение ряда последних лет рынок денежных переводов динамично растет. О потенциале роста этих услуг свидетельствует, в частности, интерес, проявляемый иностранными компаниями к этому сегменту рынка. В то же время продолжает расти объем услуг компаний, пришедших ранее – Western Union, MoneyGram, Анелик , Contact, Ria Envia и Travelex Worldwide Money Ltd. По данным опросов населения округа структура производителей услуг по переводу денежных средств выглядит следующим образом: 39% переводов денежных средств осуществляется путем банковских переводов, 24% – через знакомых, 11% – организацией федеральной почтовой связи, 8% – Western Union, 11% – другими международными системами переводов, и 7% – водителями автобусов и проводниками поездов.
Услуги курьерской и экспресс-почты также занимают позицию «трудных детей».
Около 90% рынка услуг экспресс-почты занимают иностранные компании или совместные предприятия с иностранным капиталом, специализирующиеся на этих услугах и имеющие сильные позиции в других странах: DHL (51%), TNT (19%), UPS (10%), FedEx (7%), EMS Гарантпост (13%). За последние пять лет операторы услуг экспресс-почты инвестировали более 50 000 тысяч рублей в развитие этих услуг. Прогнозируется, что в ближайшие годы операторы данных услуг инвестируют еще 50-70 тысяч рублей в развитие инфраструктурной сети для оказания этих услуг в России. Сегмент экспресс-почты является быстрорастущим, особенно в отношении международного обмена. Прогнозируется сохранение тенденции преобладания на рынке крупных международных компаний: подобная ситуация отражает мировые тенденции. В мировой практике рынок экспресс-почты является высококонкурентным, с высокой концентрацией операторов в результате слияний международных экспресс-компаний. В связи с этим 60% мирового рынка экпресс-почты в настоящее время занимают 5 крупнейших международных компаний. Основными движущими факторами консолидации в сегменте экспресс-почты являются интернационализация клиентской базы, возрастающие требования клиентов и экономический эффект масштаба от роста объемов перевозок. Эти факторы действуют в России, также и в ХМАО и являются основными причинами преобладания в этом сегменте крупных международных компаний.
В то же время в России отсутствуют какие-либо административные барьеры, ограничивающие возможность развития деятельности организаций почтовой связи, и в том числе организаций федеральной почтовой связи, по оказанию услуг экспресс-почты. Поэтому не исключается возможность того, что единое предприятие ФГУП «Почта России» сможет развить указанные услуги и стать одним из основных участников этого сегмента рынка услуг почтовой связи.
Услуги курьерской почты в округе в основном предоставляются частными российскими компаниями и принадлежат к прибыльному и быстроразвивающемуся сегменту рынка. Организации федеральной почтовой связи в этом сегменте рынка в настоящее время практически отсутствуют. Внутригородской сегмент услуг курьерской почты является наиболее развитым и высококонкурентным. Благодаря высокому уровню конкуренции качество услуг курьерской почты в округе соответствует базовому уровню качества этих услуг в стране.
«Собаки», представляют собой услуги с ограниченным объёмом реализации в сложившейся или сокращающейся отрасли. За длительное время пребывания на рынке данному виду услуг не удалось захватить симпатий потребителей, и они существенно уступают конкурентам по всем показателям. Стратегия «собаки» заключается в ослаблении усилий на рынке или ликвидации (продаже). На данном предприятии эту позицию занимают услуги распространения периодической печати.
На сегодняшний день продолжается перераспределение сегмента доставки периодических изданий в пользу негосударственных компаний, и эта тенденция будет сохраняться до 2010 года.
|