Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 01:15
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Реферат [ Добавить материал ]

нес
Реферат | 04.10.2014, 18:47

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

 реферат по юридической психологии на тему: Психология несовершеннолетнего. 
Оглавление
Введение    3
1.Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей    4
2. Факторы формирования личности трудного подростка    6
3.Поведенческие особенности несовершеннолетних    8
Заключение    11
Библиографический список    12

 
Введение
В отечественной психологической науке на основе обобщения громадного педагогического опыта определился следующий подход к возрастной периодизации, в том числе и тех, кто еще не достиг совершеннолетия: 1) Младенческий возраст (от рождения до одного года); 2) Раннее детство (от года до трех лет); 3) Дошкольный возраст (от трех до шести—семи лет); 4) Младший школьный возраст (от шести—семи до 11 —12 лет); 5) Подростковый возраст (от 11 —12 до 14—15 лет); 6) Ранний юношеский возраст (от 14—15 до 17—18 лет) [2].
Переход от одного возрастного периода к следующему сопровождается известными «кризисами» развития, обусловленными возникающими противоречиями между новыми потребностями и условиями их удовлетворения, которые уже не устраивают подростка.
Каждому возрастному периоду развития подростка присущи разный круг общения, различные виды ведущих потребностей, отношений с окружающими его людьми, игровой деятельности, увлечений, ценностные ориентации, меняющиеся уровни социального интеллекта и развития, направленности личности. Все эти факторы существенно влияют на его сознание, поведение, отношение к происходящему.
Актуальность психологии несовершеннолетнего для юридической психологии заключается в том, что 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подрост¬ковом возрасте.
Цель данной работы – приблизиться к пониманию проблемы психологии несовершеннолетнего. В работе ставятся и решаются следующие задачи: 1) Описать личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей; 2) Перечислить факторы формирования личности трудного подростка; 3) Представить поведенческие особенности несовершеннолетних.
 
1.Личностные особенности несовершеннолетних
Для трудновоспитуемых подростков, как правило, характерно негативное отношение к учебе, которое в конечном счете противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т. п. В подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей попадают те, которые не нашли себя в школьном коллективе ввиду отрицательных, отношений внутри него. Подростковый возраст (11 — 15 лет) является переходным, главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В плане социальном подростковая фаза — это продолжение первичной социализации. Как правило, все подростки этого возраста - школьники. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив, отсюда — типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка [4].
Юношеский возраст (14—18 лет) представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью. В биологическом плане это период завершения физического созревания. Юность — это заключительный этап первичной социализации. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики. Перед ними стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте к 14—16 годам. Это обстоятельство учитывается законодателем, который установил частичную уголовную ответственность с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, — с 16 лет [4].

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (профессионально-техническом училище) и на производстве. С другой стороны, наличность трудного подростка излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, уличные группы с отрицательной направленностью.

Большинство преступлений, совершенных несовершенно­летними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно поня­той романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам [2].

Как показывает изучение анализ, подросток чаще всего может совершить преступление под непосредственным влиянием сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность и т.п. Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т.д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность — такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в след­ственно-судебной практике.

В то же время следует иметь в виду, что 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подрост­ковом возрасте [2].

Поведение несовершеннолетних (подростков) имеет ряд осо­бенностей: недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, им­пульсивность, двигательная и вербальная активность, внушае­мость, подражательность, обостренность чувства независимос­ти, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения. Физиологи­ческая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам.

При оптимальных условиях воспитания указанные особен­ности подростков могут быть компенсированы соответствую­щей социально-положительной деятельностью. При неблагоприятных социальных условиях эти особеннос­ти катализируют вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.

Динамизм психической деятельности подростка в одинако­вой мере делает его податливым в сторону как социально-поло­жительных, так и социально-отрицательных влияний [1].

В человеческой жизни существует ряд переломных этапов. Однако самым сложным из них является этан отрочества, когда существо 14—16 лет уже не ребенок, но еще и не взрослый. Это возраст «социального импритинга» — повышенной впечатли­тельности ко всему, что делает человека взрослым.

2. Факторы формирования личности трудного подростка

При анализе преступного поведения несовершеннолетних выделено четыре типа нарушителей, для которых общественно опасное деяние является [4]:

1.                Случайным, противоречит обшей направленности личности;

2.                Возможным с учетом обшей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точки зрения поводя и ситуации;

3.                Результатом обшей отрицательной ориентации личности, обусловливающей выбор среды, времяпрепровождения и непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения и т. п.;

4.                Результатом преступной установки личности, включающей активный поиск организацию повода и ситуации для преступных деяний, соответственно относительно устойчивой системы антисоциальных оценок и отношений.

Предложенная типология не только фиксирует основные варианты возможной направленности личности несовершеннолетних правонарушителей, но и отражает процесс постоянного формирования социально-негативных черт личности, переход от единичных деформаций к их цепочке.

В результате взаимодействия неблагоприятных внешних условий с определенными пробелами или искажениями в психике подростка возникает трудновоспитуемость. Неблагоприятными условиями могут быть аморальное поведение родителей, кризис в семейных отношениях, ошибки в школьном и семейном воспитании. Однако ни в коем случае не следует считать, что у плохих родителей плохие дети, что типичные неблагоприятные условия порождают типичные недостатки любого подростка [3]. Часто у пьюших родителей и взрослые дети не притрагиваются к вину, у отцов-грубиянов вырастают очень тактичные сыновья и т. д. Подросток, как правило, неодносложно воспринимает и усваивает неблагоприятные внешние воздействия. Он может их и не воспринимать, отвергнуть, а может с ними бороться. И тогда в борьбе с неблагоприятными условиями формируются положительные качества личности. Психологические особенности следствия но делам несовершеннолетних Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя на предварительном следствии, как правило, проводится по схеме:

1.                Наследственно-биологические факторы: предрасположение к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, ненормальные роды, отрицательное влияние алкоголизма, употребления наркотиков и др.;

2.   Ближайшее социальное окружение подростка: семья, социально-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные ориентации родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, отношение к учебе, отношения с учителями, положение подростка в классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное положение, статус подростка в группе друзей;

3.   Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, ценностные ориентации подростка, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки, отношение к профессии: сознательность выбора, место профессии в системе ценностей подростка, планы на будущее;

4.   Правосознание подростка.

Для познания условий жизни и воспитания несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого необходимо также изучать и другие сферы — семью, место работы и учебы.

3.Поведенческие особенности несовершеннолетних

Под трудновоспитуемостью прежде всего понимают негативизм Н сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, выходящими за рамки педагогической и социальной защищенности.

Конфликтность в отношениях со взрослыми, родителями и учителями очень часто проявляется в подростковом возрасте и объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система взаимоотношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы и мнения, высказывания старших [2]. Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации проявляется и в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для него в этот период характерна повышенная потребность общения со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников. В подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка, основа и фундамент личности, играющие решающую роль в процессе личностного самоопределения и саморегулирования Формирование самооценки, самосознания происходит прежде всего в общении, в процессе активного взаимодействия с себе подобными. Потребность общения и самоутверждения подростка должна быть реализована в благоприятных условиях, на основе социально значимой полезной деятельности. Если это по каким-то причинам не происходит и самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, употребление наркотиков, хулиганство и т. п.), оно может стать опасным криминализирующим фактором.

Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода, на базе которых формируется пове­денческий тип подростка [3].

1.                Реакция оппозиции. Вызывается завышенными претензия­ми к деятельности и поведению подростка, излишними ограни­чениями, невниманием к его интересам со стороны окружаю­щих взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, бравиро­вании опьяненным состоянием, побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях.

2.                                  Реакция имитации. Проявляется в подражании определен­ному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоци­альный «герой». Известно, какое влияние оказывает на подро­стковую преступность возвеличивание преступника-супермена. Распространившаяся в последнее время мода на детективную литературу может оказать косвенное отрицательное влияние на самосознание подростка.

3.                             Реакция отрицательной имитации— поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели.

4.                                Реакция компенсации — восполнение неудач в одной обла­сти подчеркнутым успехом в другой. (Неуспехи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением.)

5.               Реакция гиперкомпенсации — настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. При­сущая подростку робость может побудить его к отчаянному по­ведению, к вызывающему поступку, например крайне чувстви­тельный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате и т. п.).

6.               Реакция эмансипации — стремление высвободиться из-под навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявле­ние — отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.

7.               Реакция группирования— объединение в группы сверстни­ков. Подростковые группы отличаются одноплановостью, одно­родной направленностью, территориальной общностью, борь­бой за господство над своей территорией  (во дворе и т.д.).

Чем старше возраст, тем более существенны преступ­ные действия несовершеннослетних, тем больше их криминальная мотивация прибли­жается к поведению взрослых преступников.

 

Заключение

Обобщим вышесказанное и подведем итог рассмотрения психологических особенностей несовершеннолетних с точки зрения юридической психологии. Социальную адаптацию детей и подростков могут затруднять различные нервно-психические заболевания и отклонения. Поэтому в данном случае недостаточно мер педагогической коррекции, необходимо вмешательство и помощь психиатров, невропатологов, психотерапевтов, наряду с мерами воспитательного характера осуществляющих медицинскую коррекцию, а также проводящих социальные консультации для педагогов и родителей.

Личностные особенности несовершеннолетних правонару­шителей проявляются как условия их асоциального поведения. Но они не предопределяют подростковую преступность. При­чина криминального заражения части несовершеннолетних — дефекты социализации, упущения в семейном воспитании, неогражденность подростка от влияния криминальной среды, невключенность подростка в социализированные группы, несформированность социально-положительных интересов, повышенный интерес к утилитарному потребительству, раннее фор­мирование опыта насильственного поведения, социально не­контролируемая делинквентность.

Мотивы подростковых преступлений во многих случаях от­личаются инфантильностью, а вся структура их криминального поведения— нетранзитивностью. На передний план здесь выд­вигаются побуждения лжетоварищества, ложно понятой лично­стной самореализации, возобладание престижно-потребительс­ких интересов, стремление к самоутверждению в референтно асоциальной группе, подчиненность межгрупповой дискрими­нации, демонстративный протест.

 

 

Библиографический список

  1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 2009. — 608 с.
  2. Еникеев М.И. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов. – М., 2005. – 640 с.
  3. Романов В.В. Юридическая психология. - М., 1998. — 488 с.
  4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Вопросы и ответы. – М., 2005. – 320 с.

 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 333
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba