СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Создание развитие городской полиции в последней четверти 18, первой половине 19 века
Маргинализация и люмпенизация общества создавали питательную среду для роста преступности. Оживление экономической жизни и рост городов притягивали к ним криминальные элементы, которым легче было там и промышлять своей профессией, и укрыться от преследования. Все это вело к росту преступности в городах и, соответственно, заинтересованности властей в охране правопорядка в административных центрах. И, наконец, необходимость контроля за выполнением малопонятных для населения указов, которые переворачивали привычный образ жизни, делали объективно необходимым создание городской полиции прежде всего в столицах.
Первоначально полиция была создана в Петербурге первые указания на наличие данного органа связаны с Указом 20 мая 1715 г., который учреждает в городе полицейскую канцелярию, при которой для исполнения полицейских функций состояли солдаты и унтер-офицеры. 25 мая 1718г. была введена должность генерал-полицмейстера, который возглавил полицейскую канцелярию и всю полицейскую службу в столице. По специальному именному указу Петра I на эту должность был назначен его денщик А.М. Девиер. В 1722 г. создается обер-полицмейстерская канцелярия в Москве.
В отличие от столиц, где создавались специализированные органы, в провинциальных городах охрана правопорядка возлагалась Указом Сената 1719 г. на губернаторов, воевод и обер-комендантов. Один из пунктов Указа гласил, что полиция подчиняется указанным лицам и ей вменяется в обязанность прекратить насилие и грабеж, воровство и разбои. На практике в провинциальных городах и крепостях исполнение непосредственных полицейских функций возлагалось на одного из офицеров местного гарнизона.
В соответствии с идеей регулярного государства функции полиции в нормативных актах определялись достаточно широко. На нее возлагались задачи: предупреждения и пресечения пожаров; искоренения нищенства; поимки воров и разбойников; надзора за постройками; наблюдения за производством торговли; охраны здоровья; предупреждения распространения повальных болезней скота и др. Наиболее точно представления Петра I о роли и положении полиции в обществе отразил Регламент Главного магистрата (1721 г.), в котором говорилось, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности».
В результате проведенных Петром I реформ произошло становление регулярной полиции, определены были ее основные задачи и функции. Однако, несмотря на преобразования, она еще не стала основным учреждением и не могла в достаточной степени обеспечить организацию борьбы с общеуголовной преступностью. Так, в 1735 г. Главная полицейская канцелярия докладывала Сенату, что «воровство умножилось близ самого Петербурга, и многих людей грабят и бьют». Преступность росла.
Такое положение не могло далее устраивать власть, и Указом Анны Иоановны 22 июля 1730 г. в Москве, где в то время находилась столица, был учрежден Сыскной приказ «ведать татийные, разбойные и убийственные дела». «Все пойманные воры и разбойники должны были немедленно препровождаться полицмейстерской канцелярией в - приказ». Однако он не стал общегосударственным учреждением по розыску преступников, так как его компетенция ограничивалась территорией Московской губернии. Его создание объяснялось тем, что в Московской губернской канцелярии накопилось очень много неразрешенных уголовных дел.
Важным этапом в нормотворчестве правительства, регулирующим уголовно-правовые отношения, стало издание Наказа императрицы Екатерины II от 14 декабря 1766 г. В нем впервые высказывается мысль о том, что лучше предупредить преступление, нежели наказывать, Перед полицией ставится задача - охранять благочиние, в понятие которого входит и предупреждение преступлений.
Сущность, предмет и пределы полицейской власти определены в особом дополнении к Наказу, изданном 28 февраля 1768 г., где предусматривается, что раскрытие всех преступлений поручается полиции.
Важным шагом на пути формирования полиции России как общегосударственного учреждения стала губернская реформа Екатерины II. В принятых в 1775 г. «Учреждениях об управлении губерниями Всероссийской империи» в рамках создания новых органов губернского управления создавались и полицейские учреждения: в уездах - нижние земские суды, а в городах, где не было комендантов, - городничие. В 1782 г. городская полиция была переустроена на основе «Устава благочиния», согласно которому в городах создавались специальные органы охраны правопорядка - управы благочиния во главе с городничими. С организационной точки зрения розыск преступников в уезде и городах несколько отличался.
В городах борьба с преступностью поручалась управам благочиния. В частности, на них возлагалось открытие преступлений и проступков, предупреждение оных, имание под стражу преступников, исследование на месте, обнаружение и утверждение доказательства преступлений или проступков, и до воспрепятствует злому учинить злое, и до воздержится от неистовства и преступления». Непосредственный розыск и проведение дознания возлагались «Уставом благочиния» на полицейские части, на которые делились города, во главе с частным приставом. Он должен был жить в части и в случае отъезда из города более чем на два часа поручать выполнение своей должности другому частному приставу. По требованию законодателя дом частного пристава необходимо было держать открыть днем и ночью для всех, нуждающихся в его защите или желающих сообщить о происшествиях в части. Получив информацию о преступлении, частный пристав обязан был «не мешкав ни мало» словесно исследовать случившееся, «стараясь прилежно о узнании истины с познанием доказательства гласным или безгласным свидетельством, что же найдет, то записать в протокол».
Статья 105 «Устава благочиния» определяла, какие обстоятельства уголовного преступления против личности должен был обязательно установить частный пристав: «1) о особе над кем учинено? 2) о действии что учинено? 3) о способе или орудиичем учинено? 4) о времени когда учинено? 5) о месте где учинено? 6) о околичностях объясняющих с намерением или без намерения, и утверждающих или обличающих как учинено? и 7) преступника кем учинено?...» Столь же подробно и всесторонне должны были выясняться обстоятельства, связанные с иными видами правонарушений: против чести и достоинства, имущественным и др.
Распространенной формой установления истины по делу становится личный сыск полицейского чиновника. Частный пристав, осуществляя раскрытие преступления личным сыском, нередко опирался на информацию, получаемую от случайных, а подчас и более или менее постоянных осведомителей из местного населения. Причем контакты с такими помощниками полиции строились на личных отношениях пристава с жителями обслуживаемой территории и организационно никак не оформлялись.
Одновременно поимка преступника возлагалась и на самих горожан. Закон предусматривал, что в случае обнаружения преступника жители должны были его задержать и передать в распоряжение частного пристава.
2. Организация охраны правопорядка в городах во второй половине 19 – начале 20 вв.
В середине XIX в. в России была предпринята одна из наиболее последовательных попыток модернизации всего уклада жизни в стране. Крупнейшим поворотом стала крестьянская реформа 1861 г. Положительное значение отмены крепостного права для развития страны бесспорно, но вместе с тем падение крепостного строя вызвало к жизни и ряд негативных процессов. Ломка традиционных структур аграрного общества спровоцировала устойчивую тенденцию роста криминальной напряженности в стране. Это было связано с ослаблением государственного (в лице помещика) и корпоративного (община) контроля над личностью, повышением социальной мобильности общества, изменением ценностных ориентации, ослаблением института семьи (как результат рост преступности среди молодежи и женщин) и неподготовленностью правоохранительных органов к работе в изменившихся условиях. Поэтому с начала 60-х гг. XIX в. правительством предпринимались попытки проведения реформы полиции, суть которой заключалась в рационализации деятельности полицейских органов.
25 декабря 1862г. были изданы «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых», которые, сохранив в губернских и крупных городах структурную самостоятельность полицейских-учреждений, объединили в одном составе земскую и городскую полицию небольших городов. На основании «Временных правил...» городнические правления присоединялись к земским судам, звания городничих и полицмейстеров упразднялись, их обязанности возлагались на уездных исправников (бывшие земские исправники), а вновь объединенные органы городской и сельской полиции стали называться уездным полицейским управлением. Главы уездной полиции отныне стали назначаться правительством, а не избираться местным дворянством, и непосредственно подчинялись начальнику губернии и губернскому правлению. Губернская администрация наделялась правом давать полицейским управлениям, уездным исправникам и полицмейстерам (должности последних сохранились в крупных городах) указы, распоряжения и предписания, а в особых случаях непосредственно обращаться к отдельным становым приставам.
Интенсивное развитие капитализма в России в конце XIX в. после отмены крепостного права сопровождалось обострением социальных противоречий в городе и деревне. Углубление буржуазных отношений, первоначальное накопление капитала, обнищание массы людей, безработица и жесткая эксплуатация обостряли криминогенную обстановку в стране. Во второй половине ХIХ - начале XX вв. в России отмечалось значительное увеличение числа уголовных преступлений. Это привело к тому, что темпы роста преступности начали превышать прирост населения в два раза.
Наружная полиция, не имевшая подразделений, специально занимавшихся розыском уголовных преступников, была не в состоянии сдержать все возрастающую преступность. При этом подчас объектами преступников становились не только рядовые граждане, но и высокопоставленные чиновники.
Постоянный рост преступности в столице Российской империи и общая криминализация жизни петербургского общества заставили руководство полиции принять энергичные меры по сдерживанию роста общеуголовной преступности и начать разработку проекта создания специализированного органа розыска преступников.
В 1863 г. был подготовлен проект В.Е. Фиша о преобразовании городской полиции Санкт-Петербурга, в которой предлагалось организовать уголовную полицию с возложением на нее оперативно-розыскных функций.
26 октября 1866 г. Высочайше было утверждено положение Комитета министров о создании санкт-петербургской сыскной полиции, а 31 декабря того же года издан приказ министра внутренних дел, который положил начало организации в столице Российской империи специального подразделения, занимавшегося общеуголовным сыском - предупреждением и пресечением преступлений, используя при этом специальные методы и средства.
Основные задачи общеуголовного сыска были определены в «Учреждении Санкт-Петербургской городской полиции»; где указывалось:
«Сыскная полиция имеет своим назначением производство розысков и дознаний по делам уголовным, а равно исполнение приказаний градоначальника относительно мер по предупреждению и пресечению преступлений. Сыскная полиция действует на общих для полиции установленных основаниях в качестве исполнительного полицейского учреждения по специальной части. Подробный порядок действия сыскной полиции определялся инструкцией градоначальника».
Функции сыскной полиции в Петербурге определялись Указом об учреждении губерний. Уставом уголовного судопроизводства, Уставом о предупреждении и пресечении преступлений и Общим уставом счетным.
Согласно Уставу уголовного судопроизводства сыскная полиция занималась розыском обвиняемых, гели не было известно место их пребывания, или в случае их побега. Такие розыски проводились по решению суда и по представлению судебного следователя или прокурора. По правилам Общего устава счетного, сыскная полиция разыскивала имущество. Кроме розыскной деятельности на сыскную полицию были возложены обязанности ведения учета и наведения справок о лицах, которых задерживала участковая полиция, если у этих лиц не было паспорта или если они обвинялись в каких-либо преступлениях. Лиц предосудительного поведения сыскная полиция была обязана выявлять и высылать из столицы. Полномочия созданной столичной сыскной полиции - по сравнению с компетенцией сыскной команды по проекту 1842 г, были существенно расширены.
Численность сыскного отделения в первые два десятилетия его существования была крайне немногочисленной, и поэтому в условиях дефицита кадров весь личный состав сосредотачивался в центральном управлении. В сложившейся ситуации необходимо было сконцентрировать силы, чтобы успешно реагировать на проведение розысков прежде всего по тяжким преступлениям, вызвавшим особый резонанс в обществе. При отсутствии дактилоскопии, экспертиз и прочих научно-технических достижений криминалистики сыщикам приходилось опираться только на личные способности в раскрытии преступлений.
В 1887 г малочисленный до этого штат Санкт-Петербургской сыскной полиции по представлению градоначальника генерал-лейтенанта П.А Трессера был увеличен и ее служащим повышены оклады. Были введены должности помощника начальника сыскного отделения, двух чиновников высшего и двух чиновников низшего оклада и 120 полицейских надзирателей (из которых 70 были прикомандированы к Охранному отделению). В последующем бурный рост населения Санкт-Петербурга и, как следствие, рост преступности, вызвали необходимость вновь увеличить штаты сыскной полиции в столице. В 1903 г. распоряжением министра внутренних дел штат сыскной полиции был дополнен должностями чиновника для особых поручений, 25 полицейскими надзирателями и фельдшера.
Увеличение численности сотрудников общеуголовного сыска еще в конце ХК в. дало возможность организовать деятельность сыскной полиции в соответствии с нуждами такого большого города, как Санкт-Петербург. В 1896 г. по распоряжению градоначальника генерал-майора Н.В. Клейгельса в основу деятельности местной сыскной полиции был положен территориальный принцип. Чиновники для поручений были распределены по отделениям города, а полицейские надзиратели - по участкам. Таким образом, не отдельные громкие преступления, а вся территория Санкт-Петербурга оказалась под наблюдением чиновников сыскного отделения.
Постепенно сложилась внутренняя структура сыскной полиции. Она состояла из канцелярии и четырех отделов: стола привода, антропометрического бюро и фотографии, стола находок, стола о дворниках.
Центральное место в общей структуре сыскной полиции занимал стол привода, который представлял собой своеобразный прообраз центра, ведущего оперативно-справочные учеты. Он был организован одним из первых среди других отделов еще в 1866 г. Стол привода находился под непосредственным наблюдением помощника начальника сыскной полиции, и заведовал им один из полицейских надзирателей, которому в помощь давались несколько письмоводителей или агентов.
Главные обязанности стола заключались, во-первых, в сборе и хранении сведений о лицах, ранее судимых, замеченных в предосудительном поведении, подвергавшихся различным административным взысканиям, разыскиваемых по обвинению в различных преступлениях, удаленных из столицы с запрещением в ней проживать и высланных за пределы России. Во-вторых, чиновники стола приводов по требованию судебных и административных властей обязаны были сообщать им сведения о судимости заинтересовавших их лиц. В-третьих, на стол возлагалась регистрация лиц, задержанных за различные преступления и проступки в Санкт-Петербурге и в других местностях и обязательной проверке их на предмет судимости и соответствующее распределение по категориям преступлений. И, наконец, в обязанности стола входил контроль за лицами, высланными из столицы и самовольно возвращающимися.
В столе привода сосредотачивались все сведения о лицах, судимых или подвергшихся разным административным взысканиям, а также разыскиваемых по обвинению в различных преступлениях или замеченных в совершении каких-либо проступков. Все собранные сведения систематизировались и подлежали хранению. Здесь регистрировались лица, задержанные за различные правонарушения в прилегающих к Петербургу местностях, наводились справки о судимости этих лиц. Это подразделение отвечало на многочисленные запросы административных и судебных учреждений, а также канцелярий градоначальника и охранного отделения, полицейского руководства, участковых приставов, судебных следователей, прокурора окружного суда, различных иногородних административных и судебных учреждений и даже иностранных полицейских органов и судебных властей.
Поскольку через стол привода проходили все арестованные и задержанные лица, то здесь сыскные агенты имели возможность ознакомиться с различными представителями преступного мира, с их взглядами на свое «ремесло», своеобразным языком, нравами и традициями преступного мира, воззрениями на собственность и жизнь человека.
31 мая 1890 г. приказом санкт-петербургского градоначальника генерал-лейтенанта Грессера при сыскной полиции столицы было открыто антропометрическое бюро. Оно создавалось в целях быстрого обнаружения лиц, совершивших преступления, и рецидивистов. Уже первые месяцы его работы принесли ощутимые результаты. Впоследствии было принято решение обмениваться регистрационными картотеками с провинциальными бюро, учрежденными позднее.
Одновременно с возникновением антропометрического бюро создается кабинет фотографии. Для каждой определенной преступной категории лиц заводился отдельный альбом с фотографиями преступников и лиц порочного поведения, которые были зарегистрированы сыскными отделениями. В эти альбомы вносились также портреты, добытые агентурным путем, от иностранных полиций и от других учреждений. Все страницы пронумеровывались, и в начале или в конце альбома находился алфавитный список всех лиц, внесенных в него.
Альбом этот предназначался исключительно для служебных целей чинов полиции, исполняющих поручения по розыску, и содержал фотографии профессиональных преступников, распределенных в отдельных выпусках альбома по роду преступной специализации. Данная система классификации была довольно сложна и требовала от чинов сыскной полиции специальных навыков и практики, которая «...должна быть усвоена профессиональным полицейским так же, как клавиши рояля хорошим пианистом».
С учреждением в Санкт-Петербурге сыскного отделения как по лицейского органа, занимающегося раскрытием преступлений, предупреждения и пресечения их и вообще розыскной работой, при ней была организована и канцелярия. Круг деятельности канцелярии сыскного отделения, как и вообще всякой канцелярии, определялся обязанностями - общими и специальными, в зависимости от предмета деятельности. Так, в обязанности канцелярии сыскного отделения входило ведение журнала входящих и исходящих бумаг, контроль за материалами, распределяемыми начальником сыскного отделения между сотрудниками, переписка с административными и судебными учреждениями по запросам специального характера, составление по текущим делам докладов, подбор документов, подшивка дел и составление к ним описи.
Указанным перечнем работ деятельность канцелярии не ограничивалась. В тех случаях, когда требовался розыск и задержание какого-либо лица, составлялись приказы о розыске, которые печатались в приложении к газете «Ведомости С.-Петербургского Градоначальства», если же разыскивалось только место жительства, то составлялись в двух экземплярах розыскные листки, из которых один отсылался в адресный стол, а другой в стол привода. В экстренных случаях рассылались телеграммы.
Точно такие же приказы составлялись и печатались о розыске вещей, помимо этого составлялись циркулярные объявления, которые рассылались в те места, где возможен был сбыт. Эта мера, несмотря на свой канцелярский характер, благодаря правильно организованному при сыскном отделении справочному столу, оказывала большое подспорье в деле розыска. В случаях обнаружения разыскиваемого лица или вещей делалось соответствующее распоряжение о прекращении розыска, эта обязанность также лежала на канцелярии. Кроме того, на канцелярию было возложено ведение счетной части прихода и расхода денежных сумм, отпускаемых на содержание сыскного отделения.
Кроме Санкт-Петербурга и Москвы сыскные отделения в начале XX в. были созданы в составе полицейских управлений семи крупных городов России - Варшаве, Киеве, Риге, Одессе, Баку, Ростове-на-Дону, Тифлисе. Численность и структура создаваемых специализированных подразделений по борьбе с общеуголовной преступностью зависели от размера, статуса города, количества населения и уровня преступности. Так, штат Санкт-Петербургской сыскной полиции составлял 131 сотрудник, московской- 70, киевской - 21, а сыскного отделения в Одессе – 7 человек. Отличалась и внутренняя организация этих подразделений. Например, в Киевском сыскном отделении было три подразделения - личного задержания, наблюдения и справок, происшествий и регистратуры, а также - антропометрический кабинет и фотография. В остальных городах были сформированы так называемые сыскные части. В Баку на постоянной службе в сыскной части состояли только начальник и делопроизводитель, а канцелярских служителей нанимали из состава гражданских лиц. Средства на негласные расходы по розыскам находились в распоряжении градоначальника. Ростово-Нахичеванская сыскная часть состояла из заведующего, канцелярского чиновника и вольнонаемных полицейских надзирателей, на которых в год выдавалось 3000 рублей.
Руководство Департамента полиции оставило решение вопросов о «структуре сыскных отделений и организации их деятельности в компетенции местных начальников полиции, что и определило их разнообразие. В Санкт-Петербурге и Москве деятельность сыскной полиции регламентировалась специальными инструкциями градоначальников. Инструкции для сыскных отделений и сыскных частей в других городах разрабатывались полицмейстерами на основе столичных и мало чем от них отличались.
По мере накопления опыта и появления профессиональных кадров совершенствовалась деятельность сыскных отделений. Новую струю в деятельность Санкт-Петербургской сыскной полиции внес один из талантливейших российских сыщиков - надворный советник В.Г.Филиппов, назначенный на должность начальника сыскного отделения 5 февраля 1903 г. и остававшийся на ней до 1916 г. По его распоряжению был предпринят целый ряд мероприятий, направленных на обеспечение личной и имущественной безопасности жителей столицы и вообще к упорядочению сыска. Так, например, в сыскное отделение были вызваны содержатели меблированных комнат в количестве 50 человек, которым были разъяснены их обязанности по наблюдению за внутренним порядком в этих комнатах. Категорически запрещалось проживание без прописки. Во всех меблированных комнатах в целях контроля за приходящими и уходящими лицами устанавливались автоматически закрывающиеся дверные запоры и, кроме того, служащие обязаны были иметь специальные значки.
Содержателям трактиров, чайных, ночлежных домов и приютов также были разъяснены их обязанности по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. Точно такая же работа проводилась и со старостами существующих в Санкт-Петербурге артелей. С целью выявления бродяг и преступного элемента были введены ежедневные выборочные личные обходы, которые периодически производились одновременно по всему городу.
Установлен тесный контакт с начальником арестного дома. Он предоставлял сведения о лицах, отбывающих наказание по суду во вверенном ему доме в пятый и более раз. Эти сведения служили основанием для возбуждения ходатайства о высылке таких лиц из Санкт-Петербурга.
С целью предупреждения преступлений была зарегистрирована прислуга гостиниц и меблированных комнат, собраны сведения о тех, кто имел судимость. Заведены специальные книги гостиниц и меблированных комнат, в которые вносились все преступления и проступки, совершенные в них. Для фактического наблюдения за сутенерами и содержательницами квартир собирались сведения о квартирах проституток.
Были заведены дежурства сотрудников сыска. Для дежурства ежедневно по очереди назначались один чиновник, один старший и два младших полицейских надзирателя или агента. Чиновник дежурил с 10 часов утра до 11 вечера, остальные - круглосуточно.
Параллельно с увеличением численности штатов и организационно-структурным оформлением Санкт-Петербургской сыскной полиции расширялась сфера ее деятельности.
Основной текущей работой сыскной полиции Санкт-Петербурга являлось производство дознаний по уголовным преступлениям. Ежедневно в сыскную полицию из участковых управлений поступали сообщения о всех свершившихся преступлениях. Начальник сыскной полиции рассматривал эти сообщения и давал указания о производстве дознаний чиновникам для поручений, под руководством которых находились полицейские надзиратели, осуществлявшие сбор необходимых сведений.
Основным методом деятельности сыскной полиции Санкт-Петербурга являлось негласное наблюдение. В ведомственных актах указывалось, что сыскная полиция должна производить надзор за лицами, которые навлекли на себя подозрение своим образом жизни, за всеми происшествиями, относящимися к мошенничеству, воровству, приему краденых вещей на хранение или их покупку, укрывательству разыскиваемых лиц, не имеющих паспортов и т. д. Надзор предписывалось вести «секретно, в партикулярном платье».
К сотрудничеству с агентами сыскной полиции привлекались в основном лица, занятые в сфере услуг, владельцы меблированных комнат и гостиниц, содержатели трактиров, чайных, ночлежных домов и притонов, а также старосты артелей.
С целью задержания лиц предосудительного поведения, выявления разыскиваемых преступников и лиц, не имеющих паспортов и лишенных права проживания в столице, надзиратели сыскной полиции систематически производили обходы по ночлежным притонам и ежедневные обходы по улицам города.
В 1902-1903 гг. в Санкт-Петербурге по указанию градоначальника впервые начали проводиться крупномасштабные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности жителей столицы. Был установлен контроль над проституцией в столице, собраны сведения о квартирах проституток и установлено наблюдение за сутенерами и содержательницами квартир.
В целях совершенствования розыска похищенных и пропавших вещей управляющим всех петербургских ломбардов были разосланы правила по розыску похищенных вещей. В результате проведенных мероприятий, как сказано в отчете о деятельности столичной сыскной полиции за 1903 г., «было достигнуто массовое очищение столицы от бродячего и преступного люда».
Усиление штатов Санкт-Петербургской сыскной полиции, улучшение ее материальной и технической базы и проведение организационных мероприятий способствовали повышению эффективности работы общеуголовного сыска столицы. Объем деятельности сыскной полиции города с каждым годом увеличивался. Об этом свидетельствует количество задержанных преступников и произведенных дознаний по уголовным преступлениям. В 1885 г. было задержано 8937 преступников и произведено 1851 дознание. В последующие годы их количество существенно возрастало и в 1901 г. составило соответственно -25670 и 2943, а в 1903 г. было проведено 5250 дознаний, в ходе которых все «выдающиеся» преступления были раскрыты.76
Однако успехи, достигнутые столичной сыскной полицией, которой всегда уделялось особое внимание, не всегда распространялись на сыскные части других городов. В отчете о деятельности Киевского сыскного отделения за 1906 г. указывалось, что раскрываемость преступлений в Киеве за указанный год составила 35% (из 2355 преступлений было раскрыто только 793), Причем начальник Киевской сыскной полиции считал этот показатель неплохим. Он писал: «На первый взгляд эта цифра кажется низкой и набрасывает тень на чинов сыскной полиции, но если принять во внимание те особенно тяжелые условия, при которых чинам сыскной полиции приходилось действовать в течение отчетного года, то процент обнаружения преступлений сравнительно с процентом обнаружения преступлений в других правильно организованных сыскных полициях в России и за границей вполне удовлетворительный». Но наряду с объективными трудностями, на которые указывает начальник Киевской сыскной полиции, препятствием в деятельности уголовного сыска часто становился субъективный фактор. В Москве в период печально известной «рейнботовщины» деятельность сыскного отделения оказалась буквально парализованной. Так, по статистическим данным за 1907 г. в Москве было совершено 5 075 преступлений, а раскрыто только 443, то есть менее 10%, что заставило предпринять Министерство внутренних дел чрезвычайные меры по реорганизации уголовного сыска в Москве.
Если в столицах и крупнейших городах страны сыскные отделения, несмотря на огромные трудности в их деятельности стали реальностью, то на территории большей части Российской империи уголовный сыск в конце XIX в. по-прежнему осуществлялся общей полицией.
Первым шагом по пути специализации сыскной деятельности в провинции стало Высочайше утвержденное 19 ноября 1878 г. заключение Комитета министров о необходимости специального особого финансирования издержек по сыскной части. С точки зрения МВД, розыск преступников на местах сдерживался тем обстоятельством, что чины полиции при преследовании преступников часто вынуждены были тратить личные средства, которые им не компенсировались вследствие отсутствия специальной статьи в бюджете полиции. С этой целью распоряжением МВД в 1879 г. было выделено 13800 рублей, которые передавались в ведение губернаторов. Оренбургскому губернатору, например, был предоставлен сыскной кредит в сумме 1500 рублей, которые он распределил между уездными исправниками. Последним же предлагалось распределить деньги между становыми приставами с учетом уровня преступности и «необходимостью в деятельном содействии лиц по сыскной части».
Параллельно с налаживанием финансирования начинается и процесс специализации чиновников провинциальных полицейских управ лений в сыскной деятельности. Уже упоминавшийся В.Г.Филиппов начал свою карьеру в полиции г. Троицка Оренбургской губернии, где специализировался на раскрытии уголовных преступлений. В Оренбурге специальным приказом полицмейстера (№ 16 за 1894 г.) напоминалось, что «успех розысков похитителей и похищенного весьма много зависит от времени сообщений о случаях краж тем чиновникам полиции, на коих возложено производство розысков». Приставам строго предписывалось «о случаях краж... немедленно передавать по телефону дежурному околоточному надзирателю, который, записав переданное ему, должен тотчас же передать записку приставу третей части», на которого, очевидно, возлагалась задача организации розысков.
Потребность в организации учреждений уголовного сыска и отставание МВД в ее реализации рождало на местах инициативу по созданию сыскных отделений. 25 сентября 1907г. оренбургский полицмейстер в связи с участившимися в городе кражами, грабежами, случаями хулиганства и ограниченными возможностями общей полиции пресечь эти преступления обратился с рапортом к оренбургскому губернатору с просьбой об организации сыскного отделения. В качестве опыта предполагалось использовать практику Уфы, где по решению губернатора местный полицмейстер составил неуказанное штатами сыскное отделение, выделив для этой цели из общего состава чинов полиции одного пристава, одного помощника пристава ичетырех городовых. При сыскном отделении была оборудована фотография и антропометрическое бюро.
Но как правило, местная инициатива, не подкрепленная штатами и финансированием, не приносила ощутимых результатов. Уфимский полицмейстер подчеркивал, что в связи с отсутствием централизованного финансирования, сумм, выделенных из сыскного губернского кредита (500-600 рублей в год), безусловно, недостаточно и поэтому «деятельность сыскной полиции бывает не вполне успешной».
В сельской местности эволюция сыскной функции уездной полиции была связана с учреждением в 1878 г. должности полицейского урядника, который непосредственно подчинялся становым приставам. Круг обязанностей урядника был достаточно широк, как и у других чинов общей полиции. Но вместе с многочисленными обязанностями «Инструкция полицейским урядникам» от 19 июля 1878 г. возлагала на них и функции предупреждения и пресечения преступлений. Статья 8 определяла: «О всяком происшествии, заключающем в себе признаки преступления или проступка, подлежащего преследованию независимо от жалоб частных лиц, урядники тот час... приступают к проведению дознания».
Объяснить недостаток внимания к организации уголовного сыска в сельской местности, очевидно, можно сравнительно низким уровнем преступности в деревне, доминированием бытовых правонарушений в системе преступлений, инертностью мышления чиновников МВД и приверженностью к старым формам борьбы с преступностью. Сельская община по-прежнему рассматривалась правительством как инструмент сдерживания преступности. Например, в июне 1870 г. Комитет министров принял решение, обязывающее сельские общества «оставлять приговоры об удалении из своей среды» подозреваемых в конокрадстве и переводе краденых лошадей. В результате только за 1871 г. из Уфимской губернии было выслано в Сибирь по приговорам обществ 194 человека. Причем явно прослеживалась эффективность динамики борьбы с конокрадами. Если в первом полугодии было выслано 128 человек, то во втором - 66.
Заключение
В первой половине XIX в., несмотря на создание МВД как центрального органа управления полицейской службой, структура местного полицейского аппарата не претерпела каких-либо существенных изменений: в городах сохранились управы благочиния или городнические правления, в уездах действовали нижние земские суды, которые в 1837г. были преобразованы в земский суд, а уезды делились на станы во главе со становым приставом. Другими словами, основным инструментом борьбы с преступностью оставалась общая (наружная) полиция.
Подводя итог сказанному, следует еще раз подчеркнуть, что в целом общеуголовный сыск на большей части территории страны в рассматриваемый период осуществлялся по-прежнему общеполицейскими подразделениями. В конце XIX в. сыскные отделения еще не стали основными органами общеуголовного сыска даже там, где они были созданы. Тем не менее, недооценивать опыт работы первых сыскных отделений нельзя, так как в начале XX в. он был положен в основу создания сыскной полиции дореволюционной России.
Список использованных источников и литературы
1. История органов внутренних дел: Курс лекций. – Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 1998.
2. История органов внутренних дел: Учебник /Под ред. Р.С. Мулукаева. – М.: Академия управления МВД России, 2004.
3. Министерство внутренних дел России: 1802-2002. Исторический очерк в 2-х томах. /Под общ. ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2002. Т. I. – 272 с. Т. I.
4. Министерство внутренних дел. 1802-1902. Исторический очерк. Репринтное издание. – М., 2002.
5. Мулукаев Р.С. Полиция России (IX – начало ХХ вв.). - Нижний Новгород, 1993.
6. Органы внутренних дел России (1802-2002). В 2 т. //Борисов А.В., Миронов А.И., Полубинский В.И. и др.: Под ред С.И. Гирько. – М.: ВНИИ МВД России. – (200-летию МВД посвящается). Т.1. 2002. Т.2. 2002.
7. Полиция и милиция России: страницы истории /Борисов А.В., Дугин А.И., Малыгин А.Я. и др. - М.: Наука, 1995.
8. Рубцов С.Н. История российской полиции: Учеб. Пособие. – Иркутск: ВСИ МВД РФ, 1998.
9. Сизиков М.И. История полиции России (1718-1917). Вып.1 Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII века. - М., 1992.
10. Сичинский Е.П. Полиция Южного Урала в период кризиса самодержавия. М., 2005.
11. Сичинский Е.П. Уголовный сыск России в 10 – начале 20 века. Челябинск, 2002. 117с.
|