СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Цель, оборудование, план мероприятия
Цель воспитательного мероприятия – дискуссии «Как я понимаю патриотизм»:
способствовать воспитанию у учащихся осознанного уважения к своей стране, её истории, народу, гордости за её прошлое и настоящее;
формировать гражданскую ответственность за всё, что происходит в стране, в мире;
развивать навыки ведения дискуссии.
Оборудование: магнитофон, видеозапись, выставка литературы.
План воспитательного мероприятия:
1. Вступительное слово главного ведущего, мотивация выбора темы дискуссии.
2. Выступление ведущих (учащихся).
3. Дискуссия "Как я понимаю патриотизм".
4. Заключительное слово ведущего.
Продолжительность мероприятия – 45 минут.
Возрастной контингент – учащиеся начальных и средних профессиональных учреждений.
В роли главного ведущего может выступать преподаватель гуманитарных дисциплин, мастер, куратор группы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
В качестве соведущих выступают учащиеся группы, которым предаварительно выдается текст выступления.
2. Вступительное слово главного ведущего
Каждый человек неразрывно связан со своим Отечеством, поскольку его жизнь и под крышей дома своего, и в любом уголке природы, где душа отдыхает, и среди людей и общих традиций, обычаев, нравов взращивает чувство любви к Родине, ощущение собственной причастности к ее судьбе.
Отдавали ли вы себе когда-нибудь в этом отчет? Не щемило ли ваше сердце от радости, боли, печали, нежности, когда вы бродили по полям, лугам, лесам своей страны, окунались в воды ее рек, озер, морей, чувствовали ширь, не обзорный простор и непостижимую красоту? Не хотелось ли вам вобрать в себя всю эту красоту, раствориться в ее необъятном величии, защитить от посягательств?
А ведь в этом и есть чувство причастности к родной земле. Родине? Задумаемся о нем, попытавшись мысленно продолжить слова:
Природа родного края для меня....
Мое чувство к Родине можно выразить...
Как гражданин я...
Что получилось?
Как вы думаете, сумел ли выразить вашу мысль римский философ Сенека, который еще на заре нашей эры сказал? «Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя»?
Следовательно, любовь к Родине - чувство, проверенное веками.
Какие эмоциональные переживания связаны у вас с этим чувством?
Выберите из палитры эмоциональных нюансов то, что более соответствует вашему чувству: восхищение, нежность, жалость, сопричастность, ответственность, страх, зависимость, безразличие.
Подумайте, в чем смысловая основа вашего выбора, ведь в нем вы выразили свое отношение к Родине.
Имеет ли какое-то отношение ваш выбор к понятию ПАТРИОТ?
Патриот - от греческого слова «земляк», «Соотечественник». Что оно несет в себе?
Люди одной Земли, одного Отечества, верно? Что же это значит?
Не кажется ли вам, что это значит, как выражено в «Маугли» Киплинга: «Мы одной крови»?
Не налагает ли это на нас ответственность за все, что происходит в нашем Отечестве, не сопричастны ли мы к его судьбе?
Задумайтесь, может быть, именно потому девиз гардемаринов в известном фильме был: «Судьба и Родина едины»?
Могли бы вы этот девиз применить к себе?
Постарайтесь объяснить, почему.
А теперь соотнесите свой ответ со словами поэта: «Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой».
Что же значат понятия ГРАЖДАНИН, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ?
Гражданин - сын страны, с ней связаны его жизнь и судьба. Отсюда гражданственность - высокое чувство, определяющее состояние причастности к своей стране, ответственности за все, что в ней происходит. Не кажется ли вам, что сегодня это понятие приобретает особый смысл и значимость?
Гражданственность - глубокое человеческое чувство, и именно в становлении и росте этого чувства взрослеет гражданин. В это чувство вплетается нить человеческой жизни с любовью к месту, где он родился и жил, к людям с их обычаями и традициями, к природе, его окружающей. Эту нить трудно, а порой невозможно разорвать. А вы смогли бы разорвать ее?
История, литература свидетельствуют, что такой разрыв болезнен для человека, и потому он не может быть счастлив на чужбине. Мы часто слышим сегодня, как покинувших Родину людей мучит ностальгия. Что же это за чувство такое?
А вот это и есть то самое чувство Родины, о котором идет речь. И как любое другое чувство, оно может быть высоко духовным, сильным, а может быть и слабо выраженным. Подумайте, у вас оно какое?
Задумаемся над вековой истиной, рожденной в V веке до нашей эры и принадлежащей греческому баснописцу-мудрецу Эзопу: «Людей, покидающих отечество для чужих краев, на чужбине не уважают, а на родине чуждаются». Не представляется ли она вам удивительно современной сегодня?
Так, может быть, любовь к Родине, тебя родившей, Отечеству, тебя вскормившему, - непреложная истина, открытая и утвердившаяся человеческим опытом предшествующих поколений, и важнейшая духовная ценность, обретенная человечеством в сфере общечеловеческих ценностей?
Обратимся к вековому опыту, отвечая на вопрос, и вдумаемся в изреченную разными народами мысль об этом.
Дым отечества ярче огня чужбины /Античный афоризм/
Если ты лишний дома, станешь ли ты своим среди чужих? /Киргизская пословица/
На чужбине еще больше родину ценят /Афганская пословица/
Самое дорогое для человека на чужбине - родина /Арабская пословица/
Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни /Осетинская пословица/
Достаточно ли убедителен результат человеческого опыта?
Так пусть предостережением нам послужит древнее изречение: «Тот, кто всюду живет, нигде не живет».
3. Выступления ведущих-учащихся
«Патриотизм: убеждение,
что твоя страна лучше других потому,
что именно ты в ней родился».
Бернард Шоу
Ведущий 1
Тема патриотизма - ныне жгучая и больная тема для нашей страны. Михаил Лермонтов признавал свою любовь к Отчизне странной; ни военная слава предков («купленная кровью»), ни «темной старины заветные преданья» не пробуждали еще любви к Родине. А вот «чета белеющих берез», «полное гумно», «с резными ставнями окно» - это было любимо, на это поэт смотрел «с отрадой, многим незнакомой» (М. Лермонтов «Родина»).
В следующем веке - двадцатом - о своей любви к Родине Анна АХМАТОВА писала так:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуй, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже,
Да, для нас это грязь на калошах.
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах,
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
А. АХМАТОВА «Родная земля»
Ведущий 2
Стихотворение Ольги ФОКИНОЙ, школьницы, написано в XXI веке. Пусть простят нас за оценку «чересчур», т.е. может быть, слишком хвалебную, но нам оно кажется совершенным, написанным так, «чтобы от истины ходячей всем стало больно и светло»:
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие
Таким законом наши предки жили,
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли
Как ни болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле.
Не по страничке, что учили в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять.
Ты будешь знать, за что тебе стоять!
Сегодня вашему вниманию предлагается дискуссия о патриотизме. Уважаемые друзья! Мы приглашаем принять участие в разговоре по актуальным вопросам современной жизни, которые становятся традицией. Сегодня мы назвали нашу дискуссию "Как я понимаю патриотизм". Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Мы уважаем мнение любого выступающего.
4. Вопросы для проведения дискуссии
Вопросы для обсуждения
«Патриотизм - любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу» (Д.Н. Ушаков «Толковый словарь русского языка»)
«Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» (Философский словарь)
Родина - это Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит.
1.С чего начинается Родина?
Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»?
Считаете ли себя патриотом? Почему?
Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?
Готовы ли посвятить всю свою жизнь процветанию Родины?
2. Гордитесь ли вы своей страной?
В какие именно моменты испытываете национальную гордость?
Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны?
Испытываете ли горечь за поражения и ошибки?
Устраивает ли вас гимн нашей страны, какие вызывает эмоции?
Хотели бы вы уехать из России?
3. Считаете ли вы себя истинно русским?
Как вы понимаете слово «русский», «русич»?
Как относитесь к чистоте русской речи?
Гордитесь ли тем, что вы - русский, а не другой национальности?
Нужна ли графа в паспорте о национальной принадлежности?
Что такое «национализм»?
Какие обязательства на нас налагает это понимание?
4. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?
Нужны ли стране профессиональные военные?
Кто из вас хочет поступить в военные училища?
Престижна ли профессия офицера?
Вы за или против службы в армии?
5. Кто такой патриот современной России?
С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?
Нужно ли патриотическое воспитание в школе, колледже?
Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?
Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ:
/Отвечать "Да" или "Нет"/
1. Считаете ли вы себя патриотом?
2. Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
3. Хотели бы вы уехать из России?
4. Гордитесь ли тем, что вы - русский, а не другой национальности?
5. Престижна ли профессия русского офицера?
6. Вы за или против службы в армии?
7. Нужно ли патриотическое воспитание в учебных заведениях?
8. Читаете ли вы периодические издания?
9. Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?
10. Есть ли у вас пример для подражания? Кто?
5. Материал в помощью ведущим дискуссию
1. С чего начинается Родина?
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа - такие простые, теплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Помните песню в исполнении Марка Бернеса?
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
У каждого есть своя маленькая Родина. Это место, где ты родился, вырос. Это твоя земля, твой дом, твои родители.
2. Гордитесь ли вы своей страной?
В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Мне кажется, что ругать свою историю - это все равно, что предавать анафеме своих родителей. Я люблю свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но я хочу, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. Тем не менее, я горжусь своей Родиной, знаменитыми писателями, художниками, артистами.
3. Считаете ли себя истинно русским?
«Все люди под одним небом живут»
Восточная поговорка
«Величие нации не измеряется её численностью, как величие человека не измеряется его ростом»
В. Гюго
«Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски»
Из Всеобщей декларации прав человека
Язык - не только средство отношений, но и душа народа, основа и важнейшая часть его культуры. Живет язык - живёт народ. Можно ли человека считать образованным, если он не знает родного языка?
КАРАМЗИН
Хочу писать на русском языке
О всем, что мыслю, чувствую и вижу,
Что в жизни я люблю и ненавижу,
Пока перо держу еще в руке.
Пройти ли мне ступенями веков,
Всей правды о России вожделея?
Какую малость я подъять успею
От времени, что спит под спудом слов?
Но я – историк. Вспять не поверну.
Не ведая начертанных мне сроков,
Над родиной, отшедшей от истоков,
Я летописей крылья разверну.
И проведя корабль души моей
Сквозь рифы смут, насилья и безвластья,
Я смею верить, что приму участье
В грядущем просвещении царей.
Хочу поведать людям сей земли,
Как пращуры грешили и творили,
Чтоб все мы тех уроков не забыли
И с Богом в сердце в будущее шли!
Ф.И.Тютчев
«Нам не дано предугадать...»
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
Анна Ахматова
МУЖЕСТВО
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Николай Заболоцкий
Читая стихи
Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Национализм – один из принципов идеологии и политики, заключающейся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражде. Нацистская Германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида, взяв на вооружение расистские идеи о превосходстве особой расы арийцев, избранного народа, который должен управлять всем миром. Фашисты стремились полностью уничтожить евреев, цыган, «неполноценные» народы: славян сделать рабами.
Сейчас появилось множество неонацистских партий и движений, которые используют идеи расизма и шовинизма для повышения своего авторитета и популярности. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости навести порядок силой, для чего создаются боевые отряды. И чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов. Необходимо повышать национальное самосознание!
4. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?
Еще в древних Афинах человек, не прошедший военной службы, не мог стать полноправным гражданином. В Советском Союзе служба в рядах армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную, политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия офицера была престижной. В настоящее время еще много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, оборонная промышленность недостаточно финансируется. А ведь еще Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.
5._ Кто такой патриот современной России?
Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле? Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем о том, что он - патриот; или тот, кто считает службу в армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную обществу профессию, завести семью, обустроить собственный быт?
Список использованной литературы
1. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2004. – 224 с.
2. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания: [в свете Концепции патриот. воспитания] // Педагогика. - 2006. - №2. - C.37-42.
3. Возрождение и будущее Отечества – в патриотизме молодежи. – М.: МПА, 2000. – 208 с.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2005. – 61 с.
5. Дан старт реализации новой госпрограммы// Патриот Отечества. – 2006. – № 8. – С. 11-17.
6. Итоги выполнения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.»// Патриот Отечества. – 2006. – № 4. – С. 15-33.
7. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании / Авт.-сост.: Ф.П.Черноусова, Е.Ю.Яковлева]. - М.: Центр пед. образования, 2007.
8. Лутовинов В.И., Мельниченко И.И. Развитие патриотизма в России 21 века. – М.: Светотон, 2004. – 256 с.
9. Мазыкина Н.В. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков сегодня // Проф. образование. - 2001. - № 2. - C. 17-19.
10. Мазыкина Н.В. Патриотическое воспитание детей и подростков // Внешкольник. - 2003. - № 2. - C. 2-4.
11. Матушкин С.Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2000. - 19 c.
12. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: пособие для реализации гос. программы «Патриот. воспитание граждан РоС. Федерации на 2001-2005 гг.». - М.: Аркти, 2004. -173 c.
13. Уткин В.Е. Патриотическое воспитание: задачи и методы в современных условиях // Проблемы патриотического воспитания и пути их решения. - Казань, 2001. - C.4-12.
|