СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Среди политологов до сих пор существуют самые различные толкования понятия «политическая система». В современной политологической литературе можно насчитать не менее 30–40 определений политической системы. Объясняется это принадлежностью ученых к различным направлениям, течениям, школам, доктринам современной политической науки.
Большинство западных политологов под политической системой понимают совокупность политических взаимосвязей и отношений, существующих в каждом политическом сообществе.
В западной политологии можно выделить два основных подхода при характеристике политической системы общества:
1) институциональный подход, определяющий политическую систему через государственные, институционализированные политические организации, систему их связей и взаимосвязей;
2) более широкий системный подход. Политическая система определяется не только через структуру и функции государственных институтов, но и через правовые нормы, политические роли, реализуемые в политическом поведении.
В российской политологической литературе преобладающим является следующее определение: «Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть». [2]
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между государством и обществом, характеризует протекание политических процессов, включающих институализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.
Политическая система – одна из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этнической, правовой, культурной, образующими ее общественную среду.
Политическая система общества определяется классовой природой, социальным строем, формой правления, типом государства, характером политического режима, социально-политических отношений, политико-правового статуса государства, характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе и историческим типом государственности, исторической и национальной структурой и традициями уклада политической жизни и т.п.
Особенности политической системы СССР отражены в Конституции СССР, принятой на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.
По Конституции 1977г., Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. [4]
Советская политическая система отвергла принцип разделения и независимости властей, поставив законодательную власть над исполнительной и судебной. Источником права формально были только постановления законодателя, то есть Верховного Совета СССР (В. С. СССР), хотя реальная практика значительно расходилась с конституционными положениями. Повседневное законотворчество на практике осуществлялось Президиумом Верховного Совета СССР, состоявшим из Председателя, 15-ти заместителей Председателя, секретаря и 20-ти прочих членов. Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года, избирал Президиум В. С. СССР, формировал Совет Министров СССР, избирал судей Верховного Суда СССР и назначал Генерального прокурора СССР.
Политическая система СССР рассматривалась как «социалистическое государство», то есть как «политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, новый тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции». Однако, как отмечали западные исследователи советского общества, в позднем СССР марксизм в реальности трансформировался в националистическую и этатическую идеологию, в то время как классический марксизм провозглашал отмирание государства при социализме.
Конституция Российской Федерации принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Согласно статье 1 Конституции Российская Федерация представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Определение Российской Федерации как демократического государства означает, что единственным источником власти является народ, и именно, сам народ осуществляет эту власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Также демократичность Российского государства раскрывается и в том, что его граждане равноправны и, собственно, обладают широкими правами и свободами, включая право участвовать в управлении государственными делами. В Российской Федерации установлен порядок выборов органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, а также ряда руководящих должностных лиц: Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и др.
Определение Российского государства как федеративного указывает на форму его устройства. Под федерацией понимается такое государство, которое в свою очередь состоит из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся области, города федерального значения, республики, края, автономная область и автономные округа. [8]
Определение Российской Федерации как правового государства означает, что в организации и деятельности государства преобладают принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство, прежде всего, исходит из признания прирожденных прав и свобод человека и возлагает на страну обязанности соблюдать и защищать эти права и свободы человека и гражданина. Осуществление власти производится только уполномоченными на это Конституцией и законами органами и людьми, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гражданам Российской Федерации гарантирована судебная защита их прав и свобод.
Понятие «республиканская форма правления» определяет государство, в котором все высшие органы государственной власти или избираются, или формируются общенациональными избранными для этого представительными учреждениями. Республиканская форма правления также предполагает, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы только на определенный срок и что решения в данных органах принимаются большинством. Главой Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на шесть лет; представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание (парламент), состоящее из двух палат: Совет Федерации, который составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, и Государственная Дума, члены которой избираются населением сроком на пять лет. [1]
В Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы этих трех ветвей власти самостоятельны. Целью такого разделения государственной власти является обеспечение гражданских свобод и законности, а также создание гарантий от произвола.
В Российском государстве признается идеологическое и политическое многообразие, которое предполагает многопартийность. Все общественные объединения равны перед законом, и это, в свою очередь, предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой-либо партии.
Термин «модернизация» означает улучшение чего-либо. Под модернизацией в современной политической науке принято понимать переход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному и т.п. Этот переход занимает длительный период и для многих стран он еще не завершился. Модернизация – это комплексный процесс. Она охватывает все сферы общественной жизни – политическую, экономическую, социальную, правовую, культурную. Изменения в этих сферах связаны между собой и коррелируют друг с другом. [10]
Переходный период современной России – это период активной «запаздывающей» модернизации сверху (политическим путем), структурная перестройка экономики попыток включить новую технологическую волну.
Все реформы в России направлены, прежде всего, на организационные формы, а не на ценности людей. В соответствии с господствующими в стране ценностями решение проблем должно быть обеспечено посредством административного воздействия на сложившиеся отношения, соответствующие реорганизации и т.д. Однако новые организационные условия не создают новые субкультуры, новые ценности. Невнимание к этому обстоятельству и разрушало российские реформы. Миллионы людей, опираясь на свою личностную культуру, по-прежнему воспринимают новые отношения как чуждые, навязанные извне. Поэтому для успеха реформы вообще, а в условиях раскола в особенности, необходимо постоянно опережающее развитие культуры, ценностей, которые создавало бы всё более адекватные предпосылки для возможных организационных изменений, для реального прогресса реформ.
Неизбежное следствие модернизации – нарушение баланса интересов различных социальных групп. Ломается усвоенная обществом модель социальной справедливости. Модернизация «вдогонку» всегда происходит за чей-то социальный счет. Размер этого счета определяется: [5]
а) Объективными условиями - уровнем экономического развития; степенью технологического отставания; продолжительностью переходного периода;
б) Субъективными факторами – социальной политикой государства; активностью различных социальных групп.
Хотелось бы заметить, что политическое развитие в России на современном этапе имеет двойственный характер – одновременно модернизаторский и антимодернизаторский. С одной стороны, все больше социальных групп и граждан включаются в политическую жизнь, сдает позиции традиционная политическая элита и падает её легитимность. С другой стороны, модернизация осуществляется при господстве авторитарных методов деятельности и менталитете политической элиты, допускающих только одностороннее – сверху вниз – движение команд при закрытом характере принятия решений или их видимости.
Таким образом, политическая система - это сложное образование, система особого рода, имеющая как территориальную, так и этническую базу. Она состоит из сил, процессов, институтов общества, которые генерируют «входящие» эффективные импульсы требований и поддержки, а также сопутствующие им политическое сотрудничество или противоречия, которые вовлекаются в разрешение конфликтов и в последующую разработку авторитетных политических решений.
Современную политическую систему в России во многом характеризуют черты переходности. В ней сохранились элементы системы прежнего (авторитарного) типа, появились и начали функционировать новые (демократические) политические институты и принципы организации политической жизни. Пока вести речь о завершении процесса формирования демократической системы в России преждевременно.
- Баглай, М.В. Конституционализм и политическая система в современной России / М.В. Баглай // Журнал российского права. – 2003. – № 11. – С. 10-16.
- Боровик, В. С. Основы политологии и социологии / В.С. Боровик. - М.: Высшая школа, 2001.
- Гончаров, П.К. Политическая система общества: гносеологическая и онтологическая основы теории / П.К. Гончаров // Общественные науки и современность. – 2006. – № 2. – С. 96-117.
- Завьялов, В.Т. Российская политическая система в контексте теорий самоорганизации и прогресса общества / В.Т. Завьялов // Власть. – 2005. – № 1. – С. 58-61.
- Зудин, А.Ю. Режим В. Путина: контуры новой политической системы А.Ю. Зудин // Общественные науки и современность. – 2003. – №2. – С. 67-83.
- Красин, Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей / Ю.А. Красин // Полис. – 2004. – № 6. – С. 125-135.
- Мухаев, Р.Г. Политология: учеб. для студ. вузов / Р.Г. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с.
- Панарин, А.С. Политология: учеб. для вузов / А.С. Панарин. – М.: Гардарики, 2004. – 480 с.
- Политология: хрестоматия / под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2000. – 843 с.
- Цветкова, Е.Г. Политическая система России страдает синдромом политико-идеологического дефицита / Е. Цветкова, Н. Корольков, С. Фролов // Власть. – 2005. – № 3. – С. 16-22.
|