СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1.Предмет исследования психологии
Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека, о том, что часто называют его душевной жизнью.
Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, интимной, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, определяет цели, составляет планы, ведет внутренний диалог с самим собой. Внешне наблюдаемая жизнь проявляется в актах поведения (словах, действиях, поступках). Внутренний мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже – вечное. Только человек может заглядывать в завтрашний день, строить планы, мечтать о будущем, выстраивать перспективу своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью.
В буквальном значении «психология» -- это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика – есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной реальности, необходимое человеку (а также животным) для активной деятельности и управления своим поведением [5].
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Объектом исследования в психологии является человек (люди), а предметом – явления, закономерности и механизмы психики.
Слово «психология» имеет и другое значение, которое является даже наиболее распространенным. Оно используется для обозначения психической, «душевной» жизни, представляющей собой особую реальность. Если свойства психики обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного человека. При этом психология проявляется как совокупность типичных для человека (или группы людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера и др.
История развития психологии как самостоятельной науки представляет собой поиск своего предмета исследования, то есть, того главного и основного, что определяет внутренний мир человека и его «душевную жизнь» [2]. Будучи тесно связанной с другими областями знаний: философией, естественными науками и др., психология оказалась под их влиянием в решении этой важнейшей задачи. В результате предметом психологии в разное время являлись разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность, индивидуальность, деятельность и др.
Р.С. Немов [3] представляет основные типы явлений,которые изучает современная психология, в виде схемы (Рис. 1).
Рис. 1. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии
При этом Р.С. Немов замечает, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний [3].
Согласно А.Г. Маклакову, предметом психологии являются психика и психические явле¬ния как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах [2]. В свою очередь, задачей психологии является исследова¬ние психических явлений.
Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание — это опосредованное познание психическо¬го через раскрытие его существенных, объективных связей» [2, с.22].
В. П. Зинченко предметом психологии считает «субъективный мир человека и животных» [4]. Точка зрения Л. Д. Столяренко состоит в том, что психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
2.Задачи психологии
В процессе развития психологии как науки, отдельные проекции целостной психологии человека использовались в качестве базовых категорий, на основе которых оформлялись отдельные научные школы и направления. При этом каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического создавала собственное представление о человеке и отличалась формулировкой задач исследования.
Важнейшими из таких направлений являются следующие [4]:
бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение), – при котором базовой категорией считалось поведение, а все психические явления сводились к реакциям организма. За единицу поведения принималась связь стимула и реакции, внутренние же процессы не изучались, так как они не доступны прямому наблюдению и, соответственно, научному анализу. Поведение же человека рассматривалось как пассивное, то есть являющееся «ответом» на внешние воздействия. Основателями данного направления были Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скиннер.
психоанализ (фрейдизм), – при котором базовой категорией считалось бессознательное, а все психические явления объяснялись конфликтом между сознательным и бессознательным в психике человека. Основоположник данного направления З. Фрейд считал, что действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Он создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать неосознаваемые побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д.
гештальтпсихология (от нем. gestalt – целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Лидерами этого направления были М. Вертгеймер, В. Келлер, К Коффка.
гуманистическая психология -- направление в зарубежной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая является активным и творческим существом, обладающим определенной степенью свободы благодаря своим внутренним смыслам и ценностям. (Г. Олпорт, А Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).
В настоящее время особенностью психологической науки является то, что многочисленные научные течения в психологии различаются по изучаемым проблемам, а следовательно и задачам исследования.
Тем не менее, современные отечественные авторы в качестве основной задачи психологии как науки называют является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности [1, 2, 6].
При этом психология ставит перед собой и ряд других задач [1]:
1. изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;
2. анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;
3. исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;
4. содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).
3.Структура современной психологии
Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то. чтобы считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до ста отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, свя¬заны с различными сферами человеческой практики.
Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее обшие законы, закономерности и ме¬ханизмы психики. Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой — исто¬рический процесс формирования и развития психологического знания [3].
Многочисленные отрасли психологии выделяются по различ¬ным основаниям. Традиционно для классификации используются следующие основания [1, 4]:
1. конкретная деятельность (психология труда, медицинская, педагогическая психология, психология искусства, психология спорта и т.п.);
2. развитие (психология животных, сравнительная психоло¬гия, психология развития, детская психология и т.п.);
3. социальность, отношения человека к обществу (социальная психология, психология личности, психология группы, психоло¬гия класса, этнопсихология и т.д.).
По первому основанию можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности, психологические аспекты научной организации труда, проблемы психических состояний человека в трудовой деятельности, вопросы профессионального самоопределения, отбора и обучения. Она включает в себя ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки. К ним относятся: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология и т.д.
Педагогическая психология занимается проблемами изучения психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует процессы формирования у учащихся мышления, усвоения ими знаний, умений и навыков.
Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, психофармакологию, психотерапию, психопрофилактику и психогигиену.
Юридическая психология исследует психологические проблемы, связанные с реализацией правовой системы государства. Она подразделяется на судебную психологию, криминальную психологию, исправительно-трудовую психологию [6].
Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, проблемы взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой.
Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, вопросы их подготовки, проблемы организации и проведения соревнований.
Психология торговли изучает психологические условия и проблемы рекламы, спроса, обслуживания клиентов, формирования тенденций и направлений моды.
Психология управления изучает психологические факторы, определяющие особенности поведения людей в организациях, проблемы взаимодействия руководителей с подчиненными, вопросы создания оптимального психологического климата.
Психология научного творчества исследует особенности творческой личности, психологические факторы, стимулирующие творческую активность, закономерности и методы творческой деятельности (эвристики).
Психология художественного творчества исследует психологические условия создания и восприятия произведений литературы и искусства.
Классификация отраслей психологии по второму основанию (принципу развития) позволяет выделить ряд других ее ветвей [4, 6].
Возрастная психология изучает онтогенез различных психических процессов и свойств личности развивающегося человека. Она подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.
Психология аномального развития или специальная психология изучает особенности развития психики при различных отклонениях. Она подразделяется на патопсихологию; олигофренопсихологию, сурдопсихологию, тифлопсихологию.
Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни, сопоставляет психику человека и животных, устанавливает характер и причины сходств и различий в их поведении. Разделами сравнительной психологии является зоопсихология и этология.
Психофизиология изучает физиологические основы, закономерности и механизмы организации психики и сознания.
Дифференциальная психология исследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми.
Общая психология изучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания.
Классификация ветвей психологии по третьему основанию – психологическим аспектам отношений личности и общества – позволяет выделить еще один ряд отраслей психологической науки, которые объединены понятием социальная психология [1, 4].
Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных социальных группах (как организованных, так и неорганизованных). Она включает в себя три основные ветви: социальную психологию больших групп, изучающую проблемы массовой коммуникации, закономерности моды, слухов, общественных настроений, психологию классов, наций, религии; социальную психологию малых групп, исследующую проблемы психологической совместимости, лидерства, сплоченности и взаимоотношений в коллективах организаций, семье и т.п.; социальную психологию личности, занимающуюся вопросами взаимодействия личности и социальных групп (проблемами изучения направленности личности, ее самооценки, устойчивости и внушаемости, коллективизма и индивидуализма).
На основании вышеизложенного можно делать вывод о том, что для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологического знания на различные отрасли. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате чего происходит стыковка психологии со смежными науками.
Заключение
Обобщая вышесказанное, подведем итог рассмотрению психологии как науки.
Предметом изучения психологии, является, прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. Специфика предмета психологии такова, что не допускает ни редукции вниз — к нейрофизиологии, ни вверх — к социологическим наукам, обла-дающим собственными предметами исследования, но требует согласования с ними.
В работе рассмотрено понимание предмета психологии такими авторами, как Р.С. Немов, А.Г. Маклаков, С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко.
В процессе развития психологии оформлялись отдельные научные школы и направления, каждое из которых предполагало решение специфических задач. Тем не менее, современные отечественные авторы в качестве основной задачи психологии как науки называют является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.
В настоящее время не существует законченной классификации психологических отраслей. Психология — наука молодая, нахо¬дящаяся в процессе интенсивного развития, поэтому в ней посто¬янно возникают новые области, что приводит к появлению новых отраслей. В данной работе описана классификация отраслей по трем основаниям: конкретной деятельности, развития, и социальности.
Психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как позволяет глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя; научиться управлять своими психическими функциями, действиями и всем своим поведением; лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними.
Список литературы
1. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. — СПб. : Питер, 2003. — 254 с.
2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб., 2001. — 592 с.
3. Немов Р. С. Психология : учебник: в 3 кн. Кн. 1, Общие основы психологии. — М., 2003. — 688 с.
4. Общая психология : учебник / Под ред. Л. В. Карпова. – М., 2005. – 232 с.
5. Психология : учебник / Под ред. В. Н. Дружинина. — СПб., 2001. — 656 с.
6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2000. -672 с.
|