Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 29.11.2024, 03:29
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Реферат [ Добавить материал ]

пси
Контрольная | 04.10.2014, 15:16

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. Эмоционально-волевая сфера личности
Эмоционально-волевая сфера - это особенности человека, касающиеся содержания, качества и динамики его эмоций и чувств. Проще говоря - это психоэмоциональное со-стояние человека. 
 Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отли-чаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки. Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положитель-ным или отрицательным знаком: веселье - грусть, радость - печаль; счастье - горе и т. д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое един-ство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него). Второй отличи-тельной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. 
Воля есть сознательное регулирование человеком своего по ведения и деятельно-сти, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характери-стика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связан-ной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознавае-мых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.)- Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером не произвольных действий могут служить поступки людей в со стоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представ-ление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.
Линии исследования воли и эмоций сформировались и существуют как относи-тельно независимые. Однако в ряде работ они рассматриваются в единстве и используется термин эмоционально-волевая сфера личности. Данный термин применяется в основном в прикладных и экспериментальных исследованиях при описании регуляции конкретных видов деятельности в конкретных условиях. Вполне понятно, что регуляция действует как целостный механизм, что различные сферы личности связаны между собой. В связи с этим сохраняет актуальность вопрос о рассмотрении взаимодействия, взаимообусловленности эмоциональной и волевой регуляции, единства эмоциональной и волевой сфер личности. К рассмотрению этого вопроса можно подойти с различных сторон: со стороны участия эмоций в волевых процессах и участия волевых процессов в эмоциональной регуляции. Можно попытаться обнаружить более глубокие взаимосвязи, рассмотреть эти виды регуляции в неразрывном единстве. 
Е.О. Смирнова показала, что линии развития мотивационной сферы и опосредова-ния поведения исследуются как две относительно независимые реальности. Но при рас-смотрении этих общих тенденций проявляется роль эмоциональности в волевой и произ-вольной регуляции действий. Е.О. Смирнова пишет: «Вторая общая тенденция развития воли и произвольности заключается в изменении места регулятора поведения  в структуре действия, а именно его сдвиге с конца к началу действия. И речь, и аффект первоначально «идут  вслед за действием» и лишь фиксируют его результат. На последующих этапах развития они сдвигаются к началу действия, то есть предваряют его. Становление планирующей функции речи и эмоционального предвосхищения свидетельствуют о формировании у ребенка образа своего действия, который имеет не только познавательный, но и аффективный момент. Этот эмоционально-когнитивный образ своего действия и становится его регулятором»
 2. Характеристика процесса восприятия и понимания людьми  друг друга в процессе общения

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

. Термин "социальная перцепция", т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Лж. Брунером. Назвав восприятие "социальным", он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то об-щие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические меха-низмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по Изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от инди-видуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы. Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.
К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойст-венное представителям той или иной социальной группы.
Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.
В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понима-ние партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологиче-скими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентифи-кацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на ме-сто другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально от-кликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько проду-мывается, сколько прочувствуется. Эмпатическое понимание возможно в отношении не-многих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.
С точки зрения характеристики общения как идентификация, так и эмпатия требу-ют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по общению, пони-мать меня.
Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
 
3. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей
Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Во-обще разделение трех сторон общения — восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить "чистую" ком-муникацию, без восприятия и взаимодействия или "чистое" восприятие. 
Главное содержание общения — это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. 
В общении происходит постоянная реакция на действия другого. Одним из воз-можных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и со-держание и своих действий, и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. 
Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на кон-троль и ориентации на понимание. 
Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять си-туацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии. 
Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведе-ние других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаим-ной, а не односторонней удовлетворенности. 
Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентации позволяет выявить некоторые интересные закономерности общения. Так, "контролеры" и "пониматели" при-держиваются совершенно разных стратегий в общении. 
Стратегия "контролера" — стремление заставить партнера принять свой план взаи-модействия, навязать свое понимание ситуации и довольно часто они действительно дос-тигают контроля над взаимодействием. 
Стратегия "нанимателя" — адаптация к партнеру. Показательно, что разные ориен-тации связаны с разным распределением позиций в общении. Так, "контролеры" всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям "вертикального взаимодействия". Ориентация на понимание больше сопрягается с равны-ми горизонтальными взаимодействиями. 
Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной пози-ции. 
Открытость общения — это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции. 
Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:
Социальные функции общения: организация совместной деятельности, управление поведением и деятельностью, контроль;
Психологические функции общения: функция обеспечения психологического ком-форта личности, удовлетворение потребности в общении, функция самоутверждения
Коммуникативная функция реализуется как передача и прием сообщений, знаний (от человека - к человеку, от поколения - к поколению, от культуры - к культуре и т. д.).
Регулятивная функция “управляет” процессом общения людей, в ходе которого уточняются (а порой и формируются!) цели, мотивы, ориентиры будущей совместной или индивидуальной деятельности. 
Эмоционально-психическая функция проявляется как создание комплекса чувств и психических состояний каждого собеседника в ходе общения. Эмоции способны придать дополнительную значимость и вес самым обыденным словам. 
4. Психодиагностическое изучение личности

Диагностика личности должна строиться на ясных и точных представлениях о сущности этого явления. Психологи, единодушно признавая, что сам феномен личности существует и относится в психологической науке к числу базовых объектов исследования, столь же единодушно считают, что проблема объективного определения сущности личности, ее интерпретации является одной из труднейших. 
Сказанное имеет непосредственное отношение к проблеме диагностики личности, так как, лишь решив теоретическую проблему определения понятия, можно искать изме-рительные инструменты. Обратная тенденция — определение через результаты измерений — несостоятельна и может быть опасной, когда касается личности. Эти замечания следует иметь в виду при обсуждении некоторых методик личностной диагностики и их психометрических характеристик. 
Многочисленные и разнообразные проявления личности обусловлены, с одной стороны, ее структурой, а с другой — определяются ситуациями и условиями ее реальной жизнедеятельности. С точки зрения выявления и анализа структуры личности в современ-ной психологической диагностике наиболее распространенными являются две большие группы методов — опросники и проективные методики. Для ориентации в этой области диагностики важно иметь представление об особенностях, возможностях и ограничениях каждой из этих двух групп методов.
Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) — это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и про-явлений личности.
Все многообразие личностных опросников может быть классифицировано в сле-дующем виде: типологические опросники; опросники черт личности; опросники мотивов; опросники интересов; опросники ценностей; опросники установок (аттитюдов).
Существует ряд профессий, предъявляющих особые требования к личности чело-века, его свойствам и поведению. В этих случаях психодиагностика является совершенно необходимой для профессионального отбора и подготовки человека к работе. Для этих целей существует много разновидностей тестов, которые можно подразделить на группы:
по предмету тестирования (интеллектуальные, личностные и межличностные), 
по особенностям тестовых задач (практические, образные и вербальные), 
по материалам, предъявляемым испытуемым (бланковые, компьютерные), 
по объекту оценивания (процессуальные, достижений, состояний и свойств). 
Личностные тестыЛичностные тесты связаны с психодиагностикой индивидуальных свойств личности человека, определяющих его поступки.
Это могут быть тесты характера, темперамента, эмоций, способностей, мотивации. Отдельные тесты могут дать разностороннюю характеристику свойств личности человека, комплексно оценить состояние личности и развитие отдельных черт его личности.
Тесты, с помощью которых оцениваются отдельные черты личности человека, его эмоции, черты характера, мотивы, тревожность (шкала Спилбергера-Ханина), агрессив-ность и враждебность (опросник Басса-Дарки), мотив достижения успеха (тест мотивации достижений) — это частные тесты, их еще часто называют мономерными.
Комплексные тесты (многомерные) — это такие как, например, опросники Кеттела, Шмишека, Стреляу, Айзенека.
Цели психологического тестирования личностиОсновная задача, стоящая перед разработчиками пакета психологического тестирования личности — это получение сведе-ний о свойствах личности человека путем изучения ответов на специально подобранные вопросы или задания.
 
5. Диагностические задачи и профессионально-этические нормы в диагностике.

Диагностика является областью практической деятельности, цель которой - не раз-работка методов и методик, а постановка диагноза. Под диагнозом же понимается опреде-ление состояния объекта. Одна из целей диагностики - установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей лично-сти и прогнозе из дальнейшего развития. Другая цель диагностики заключается в поста-новке социального диагноза - научно обоснованного заключения о состоянии социального здоровья. Специалист собирает данные о клиентах и условиях их жизни, анализ информации для разработки плана помощи. В работе диагностика не должна быть самоцелью, а носить стимулирующий характер. В своей профессиональной деятельности специалист собирает информацию о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. Предметом диагностики является диагностическая реальность.
Диагностика решает следующие задачи: 
Прослеживает результативность работы в системе субъектно-субъектных отноше-ниях,
Выступает как инструмент формирования
Ведущие функции диагностики: установление обратной связи, оценка результативности; воспитательно-побуждающее воздействие; коммуникацию, позволяющую обмениваться информацией; конструирование (на основе  психологического диагноза можно проектировать личность субъекта); прогноз как предсказание будущего развития, интеллектуально или личностного роста, личностной направленности субъекта (психотип); рефлексия (в процессе диагностики субъект оценивает себя, как субъекта деятельности). 
Уровень необходимой квалификации диагноста оценивается не по наличию у него диплома психолога и практики диагностической деятельности, а в соотношении с той об-ластью работы и характером методик, которыми он овладел . Так, например, для правиль-ного применения индивидуальных тестов интеллекта и личностных проективных методик требуется более длительный период обучения и более глубокие знания психологии, чем для тестирования учебной успешности. 
Создание, распространение и использование диагностических методик. Главное здесь — требование, касающееся ограничения распространения диагностических методик. Оно означает, что право их приобретения предоставляется только лицам, имеющим необходимую квалификацию. Минимальной подготовки требуют тесты достижений; более сложными считаются групповые тесты интеллекта и некоторые опросники. Самого высокого уровня подготовки требуют индивидуальные тесты интеллекта и проективные личностные методики. 
Запрет на свободное распространение диагностических методик связан:  Во-первых, неразглашение диагностических методик; во-вторых, предупреждение их непра-вильного использования.
 Определенные трудности в разработку единого этического кодекса вносит много-плановость и многоаспектность деятельности психологов. Сфера повышенной ответст-венности для психолога-диагноста заключена в психологическом диагнозе, который дол-жен быть объективным, надежным, не причинять вреда обследуемому ни в настоящем, ни в будущем. 
 
6. Проблемы возраста и возрастной периодизации

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством вре-менных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникнове-ния объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Опре-деление хронологического возраста объекта называется датировкой.
Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления место-положения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором про-цессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установ-ление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчле-нения.
В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и противоречивы-ми. Как указывает И.С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает че-ловеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смыс-ла.
Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «он-тогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его со-ставляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»).
Вторая система отсчета – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д.
Третья система отсчета – возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «воз-растные стереотипы» и т.п.).
Многомерность возрастных свойств усугубляется принципиально неустранимой неравномерностью и гетерохронностью (асинхронией) протекания возрастных процессов. Первая обнаруживает себя в том, что психические функции индивида развиваются нерав-номерно (есть спады и подъемы в их развитии, есть сензитивные периоды становления функций и т.д.), разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значе-ние. Гетерохронность (меж и внутриличностная) выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития, а также в несовпадении темпов созревания или инволюции отдельных подсистем одного и того же индивида, например темпов физического роста и полового созревания, наличии диспропорции между интел-лектуальным и нравственным развитием и т.п.
Многомерность возрастных свойств и гетерохронность возрастных процессов де-лают любую научную периодизацию жизненного пути и его отдельных этапов заведомо условной, допускающей многочисленные вариации и отклонения от статистически сред-него, которые являются вполне нормальными, неустранимыми, представляя собой разные типы развития.
Содержательная характеристика возрастных процессов, свойств и стадий индиви-дуальной жизни может быть дана либо в системе онтогенеза, субъектом которого является организм, либо в системе жизненного цикла, субъектом которой является средний инди-вид в единстве его биосоциальных характеристик, либо в системе жизненного пути, субъ-ектом которого является личность. 
 
7. Характеристика психологических особенностей развития человека в зрелом возрасте

Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, оха-рактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реали-зации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с со-держанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.
 Зрелость — самый длительный для большинства людей период жизни. Его верх-нюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Обычно ее связывают со временем ухода на пенсию. Но даже если принимать ее по минимуму, продолжительность зрелости составляет около четверти века. Согласно Э. Эриксону, зре-лость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Если же учесть, что верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону еще большего возраста, продолжительность зрелости может быть оценена в широких пре-делах — от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет
В зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни обычно являются про-фессиональная деятельность и семейные отношения. Однако определяющая их социальная ситуация существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни (создание семьи), т. е. была ситуацией организации, создания соответствующих сторон жизни, то в зрелости это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.
По мнению Э. Эриксона, основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют, соответственно, прогрессивную и регрессивную линии развития. Понятие продуктивности включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность, в том числе профессиональная, связана, по Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.
Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Также зрелый человек должен способствовать приумножению воспринятой им человеческой культуры и передаче ее будущим поколениям.
Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного макси-мализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей про-фессиональной деятельности. Последнее особенно актуально в связи с тем, что накоплен-ный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут соз-давать ему трудности в восприятии новых прогрессивных идей, тормозить рост его твор-ческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности могут стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.
В это время обычно начинают жить самостоятельной жизнью дети, умирают неко-торые близкие родственники и другие близкие люди старшего поколения. Потеря некото-рых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов — непосредст-венного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них — способствует окончатель-ному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться,
 
8. Консультирование родителей детей с нарушенной ком-муникацией в семье

Психолого-педагогическое консультирование и семейное консультирование чаще осуществляются в рамках единой консультативной процедуры. Организационная форма консультирования семьи:
Первый этап: знакомство, установление контакта, необходимого уровня доверия и взаимопонимания.
      Второй этап: определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих.
      Третий этап: психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ре-бенка.
      Четвертый этап: определение модели воспитания, используемой родителями, и диаг-ностика их личностных свойств.
Пятый этап: формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье.
Шестой этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
Седьмой этап: подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания про-блем в формулировке психолога.
Консультирование семьи, с нарушенной коммуникацией, включает не только сове-ты и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения.
Вначале психолог беседует со всеми членами семьи, выясняя проблемы, которые их волнуют. Он внимательно слушает родителей ребенка и лишь изредка ставит вопросы для уточнения деталей. Затем беседа продолжается отдельно (без ребенка) с каждым взрослым, сопровождающим ребенка, по его желанию. Но беседа с матерью и отцом про-водится обязательно.
В индивидуальной беседе с родителями психолог собирает информацию о семье. Он знакомится с историей жизни семьи, уточняет ее состав, выясняет анамнестические данные о ребенке, историю его рождения и развития, изучает документацию, принесен-ную родителями на консультацию (результаты клинических и психолого-педагогических исследований, характеристики из образовательных учреждений), анализирует творческие и контрольные работы ребенка.
В начале исследования содержание вопросов и заданий определяется той интуи-тивно-эмпирической оценкой, которую дает ребенку психолог при первичном наблюде-нии, а также на основе анализа представленной документации. Затем содержание диагно-стических заданий может изменяться и конкретизироваться.
В процессе диагностики психолог изучает как уровень сформированности высших психических процессов у ребенка в соответствии с возрастными нормативами развития, так и его личностные характеристики. Цели психолого-педагогического обследования ребенка включают: определение характера и степени нарушений у ребенка;  выявление индивидуальных особенностей интеллектуальной, коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка; оценку контакта ребенка с родителями, адекватность его поведения, характер взаимоотношений с окружающими, определение уровня критичности ребенка к замечаниям психолога или близких. 
Необходимым и важным этапом консультирования и изучения семьи является оп-ределение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребенком и модели его воспитания. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются личност-ными характеристиками самих родителей (психологическим типом).
Одновременно психолог осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основных проблем.
 
9. Аномалии эмоционально-личностной сферы. Наруше-ние эмоций в структуре различных патопсихологических синдромов в детском возрасте
Эмоций нарушения — особый класс нарушений психики, связанный с трудностями восприятия и выражения эмоций. Э. н. характерны для различных психических заболеваний пограничных состояний УНС локальных поражений головного мозга. В психиатрии выделяют параксизмальные и стабильные Э. н. Параксизмальные Э. н. наблюдаются при острых психозах различного генеза (патологические аффекты, аффективные взрывы) при височной эпилепсии при реактивных состояниях. Стабильные Э. н. возникают при различных психических заболеваниях и пограничных состояниях УНС и проявляется в виде нарушений эмоциональной реактивности, эмоциональных состояний и эмоционально-личностной сферы (по В. Н. Мясищеву). Описаны различные формы Э. н. — эмоциональная тупость, эмоциональная неадекватность, различные фобии, состояния агрессии, маниакальные (возбужденные, эйфорические) и депрессивные (заторможенные, подавленные) состояния, аффективные комплексы, растормаживание элементарных эмоций и др. Э. н. составляют неотъемлемый компонент почти каждого психического заболевания. В случае, когда в общей клинической картине болезни преобладают Э. н., выделяют различные эмоциональные (аффективные) синдромы: маниакальные, депрессивные, невротические и др. (аффективные взрывы). Э. н. при психических заболеваниях, как правило, связаны с нарушениями личности. Они могут сочетаться также с нарушениями памяти, мышления, сознания. В клинике поражений головного мозга описаны различные параксизмальные и стабильные Э. н. Параксизмальные Э. н. возникают чаще при поражении правого полушария мозга, особенно — структур правой височной доли. Построение Э. н. (неврозоподобные депрессии, гипоманиакальные, маниакально-подобные, Э. н. в виде эмоционального объединения, аспонтанности, "эмоционального паралича" и др.) возникают при различных локальных поражениях мозга, преимущественно — при поражении гипофизарно-гипоталогических височных и лобных областей мозга (по Т. А. Доброхото-вой). 
В нейропсихологии описан ряд нейропсихологических синдромов, важнейшим компонентом которых является Э. н. К ним относятся синдромы поражения лобных долей мозга, подкорковых структур, расположенных по средней линии, глубоких височных об-разований. Э. н. зависят от стороны поражения мозга. Правосторонние очаги чаще сопро-вождаются состоянием эйфории, левофункциональные — депрессии, "эмоциональной тупости". При любых очагах в наибольшей мере страдает личностный уровень эмоционально-личностной сферы, при поражении подкорковых неспецифических структур — уровень эмоциональной реактивности и эмоциональных состояний (по Е. Д. Хомской, Н. Я. Батовой и др.). При умственной отсталости различают степени Э. н.: олигофрения, идиотия, имбицильность, дебильность. Э. н. зависят от степени выраженности интеллектуального дефицита и преимущественно недоразвитии внешних форм эмоций. Диагностика Э. н., качественная и количественная оценка состояния эмоционально-личностной сферы является важнейшей задачей современной клинической психологии.
  
10. Нарушения мышления. Классификация нарушений, краткая характеристика основных типов нарушения мышления. Методы исследования нарушения мысли-тельной деятельности
Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симпто-мов при психических заболеваниях. Однако единой квалификации или единого принципа анализа этих расстройств нет; происходит это потому, что при описании и анализе нарушений мышления исследователи базировались на различных психологических теориях мышления, на различных философско- методологических положениях.
Нарушения мышления выводились из нарушений других функций. Пытались показать, что в основе нарушения мышления лежало нарушение так называемых предпосылок интеллекта: памяти, внимания. Так, например, нарушение мыслительной деятельности больных эпилепсией объяснялось нарушением комбинаторных способностей (Э. Крепелин, К. Гельброннер, М. Я. Серейский), неустойчивостью внима-ния (В. П. Осипов). 
Сущность нарушения мышления сенильных больных сводится к нарушению памя-ти, нарушению способности удерживать воспринятое (В. А. Гиляровский, М. О. Гуревич, С. Г. Жислин и др.).
При объяснении нарушений мыслительных процессов, при травмах мозга ряд авторов (Р. Я. Голант, М. О. Гуревич, В. А. Гиляровский, Р. С. Повицкая) склонялись к мнению, что в этих случаях интеллектуальные нарушения наступают из-за расстройства внимания.
Нарушения мышления трактуются как вторичные, как проявление нарушений осо-бой "активности", "интенции" психики. 
Мыслительная деятельность заключается не только в умении познать окружающие явления, но и в умении действовать адекватно поставленной цели. Мыслительный процесс является активным, целеустремленным процессом, направленным на разрешение определенной задачи личностно мотивированным.
Суммируя все вышесказанное, следует подчеркнуть, что мышление является дея-тельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчи-ненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется.
Нарушения мышления, встречающиеся в психиатрической практике, носят разно-образный характер. Их трудно уложить в какую-нибудь жесткую схему, классификацию. Речь может идти о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты изме-нений мышления, встречающиеся у психически больных.
Нам представляется возможным выделить следующие три вида патологии мышле-ния: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение личностного компонента мышления.
Особенности мышления каждого отдельного больного далеко не всегда могут быть квалифицированы в пределах одного вида нарушений мышления. Нередко в структуре патологически измененного мышления больных наблюдаются более или менее сложные сочетания разных видов нарушений. Так, например, нарушение процесса обобщения в одних случаях сочетается с нарушением целенаправленности мышления, в других — с различными подвидами нарушений его динамики.
  
11. Патология восприятия. Агнозии, псевдоагнозии, на-рушение смыслового аспекта восприятия. Патология восприятия как индикатор аномалии психической дея-тельности
Восприятие, в отличие от ощущений, является результатом сложной аналитико-синтетической деятельности, предполагающей выделение наиболее общих, существенных признаков и объединение их в одно осмысленное целое - в образ предмета. 
Патология восприятия включает в себя психосенсорные расстройства, иллюзии и галлюцинации.
Психосенсорные расстройства или нарушения сенсорного синтеза– нарушение восприятия размеров, формы, взаимного расположения окружающих предметов в про-странстве (метаморфопсии), и (или) размеров, вес, формы собственного тела (расстрой-ства схемы тела). Такого рода патология возникает в результате нарушения процесса сен-сорного синтеза множественных раздражителей, исходящих из внешнего мира и собст-венного тела. Как правило, сохраняется осознание болезненности и неадекватности соот-ветствующих переживаний. Выделяются следующие симптомы психосенсорных рас-стройств: аутометаморфопсии, метаморфопсии, нарушения восприятия времени и дереа-лизация.
Иллюзии – ошибочное восприятие реально существующих в данный момент пред-метов и явлений. Иллюзорное восприятие можно отнести к обманам восприятия, стоящих на границе с галлюцинациями, хотя некоторые иллюзии встречаются и у здоровых людей.
Выделяются физические, физиологические иллюзии у психически здоровых лиц и психические (патологические) иллюзии при психопатологических расстройствах. К пер-вой группе относятся феномены, связанные с обманчивым проявлением физических свойств предмета или действия (восприятие палки, опущенной в воду) или обусловленные физиологическими особенностями нормально функционирующих анализаторов (проба Деллофа: ощущение большей тяжести 3-килограммового металлического шара сравнительно с пластмассовым шаром того же веса). Истинные иллюзии подразделяются на аффективные, вербальные и парейдолические; по анализаторам  -  на зрительные, слуховые, обонятельные и др.
Галлюцинации - мнимые восприятия, восприятия без объекта. Вследствие наруше-ний психической деятельности “галлюцинант” (человек, переживающий галлюцинацию) “видит”, “слышит”, “ощущает” то, что в реальной действительности не существует. 
АГНОЗИИ: нарушается зрительное узнавание отдельных предметов и их изображений при сохранном или умеренных расстройствах периферического зрения. Опознание пред-метов посредством тактильной чувствительности остается сохранным. В ряде случаев от-мечается слабость оптических представлений — больные не в состоянии представить се-бе, как выглядит тот или иной объект (например, кофейник, Кремль, троллейбус).
Предметная агнозия может иметь различную степень выраженности — от максимальной (агнозия реальных предметов) до мини мальной (трудности опознания контурных изо-бражений в зашум-ленных условиях или при наложении друг на друга).
Возникает при поражении 2-й и 3-й затылочных извилин чаще левого полушария, а в не-которых случаях — при поражении обеих затылочных долей. Как правило, наличие раз-вернутой предметной агнозии свидетельствует о двустороннем поражении затылочных систем.
Псевдоагнозии: больные не узнавали силуэтных и пунктирных рисунков. К этому добав-лялась еще одна особенность: их восприятие было диффузным, недифференцированным.
12. Нейропсихологические симптомы и синдромы. Клиническая нейропсихологическая диагностика состояния высших психических функций
В соответствии с теорией системной динамической организации высших психиче-ских функций, при локальных поражениях головного мозга нарушается не какая-то одна психическая функция, а их совокупность, составляющая единый нейропсихологический синдром. Под последним А. Р. Лурия предложил рассматривать закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением определенного фактора. Це-лью синдромного анализа является поиск фактора, который приводит к формированию нейропсихологического синдрома. А под фактором понимают те физиологические про-цессы, которые протекают в определенных мозговых структурах . Нарушение этих факто-ров и является непосредственной причиной нарушения работы всей функциональной системы, обеспечивающей ту или иную психическую функцию.
Синдромный анализ в нейропсихологической практике опирается на следующие положения:
— необходимость качественной квалификации возникших нарушений психических функций. Качественный анализ предполагает определение формы нарушения психической функции, ответ на вопрос — какой характер носит дефект и почему он появился;
— необходимость анализа и сопоставления первичных дефектов, непосредственно свя-занных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по зако-нам системной организации функций. Это сопоставление позволяет уяснить структуру нейропсихологического синдрома в целом и поставить топический диагноз;
— необходимость изучения состава не только нарушенных, но и сохранных ВПФ, по-скольку, согласно принципу двойной диссоциации Тэйбера, при любом органическом корковом очаге поражения одни функции нарушаются, а другие остаются сохранными.
Нарушение ВПФ может иметь различные проявления: в форме грубого расстрой-ства функции, в виде ее патологического ослабления или снижения уровня выполнения функции. Основная классификация нейропсихологических синдромов построена по топическому принципу, т. е. на выделении области поражения мозга. В связи с этим их в первую очередь делят на синдромы поражения корковых отделов и синдромы поражения подкорки.
Корковые нейропсихологические синдромы возникают при поражении вторичных и третичных полей коры больших полушарий. В свою очередь их можно разделить на две категории: синдромы, возникающие при поражении задних отделов мозга, и синдромы, связанные с поражением передних отделов больших полушарий.
Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полу-шарий имеют общие черты. Их основу составляют гностические, мнестические и интел-лектуальные расстройства, связанные с нарушением различных модально-специфических факторов. 
Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших по-лушарий также не являются однородными и могут проявляться в виде двух синдромов: — синдром поражения премоторных отделов коры, связанный с нарушением плавности, ав-томатизированности, последовательности движений; — синдром поражения коры пре-фронтальной области мозга. 
Синдромы поражения подкорки, изучены недостаточно. Но в литературе есть ма-териал о трех типах нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубо-ких структур мозга 
Синдромный подход к анализу нарушений психических функций при локальных поражениях мозга является основным в современной нейропсихологии. И исследования в этом направлении приносят все более интересные данные об особенностях взаимосвязи мозга и психики. Основные нейропсихологические симптомы и синдромы. 
 
13. Корковые нейропсихологические синдромы, связанные с локальным поражением коры головного мозга
Корковые нейропсихологические синдромы - группа нейропсихологических син-дромов, возникающих при поражении вторичных и третичных корковых полей. Пораже-ние первичных полей ведет лишь к элементарным расстройствам сенсорных и моторных функций.
Корковые нейропсихологические синдромы можно в целом подразделить на две большие категории: синдромы, связанные с поражением задних отделов мозга, и синдро-мы, связанные с поражением передних отделов больших полушарий (левого и правого).
Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением задних отделов коры больших полушарий мозга
Нейропсихологические синдромы поражений задних отделов больших полушарий имеют общие черты - их основу составляют гностические, мнестические и интеллектуаль-ные расстройства, связанные с нарушением различных модально-специфических факто-ров. В нейропсихологии описаны следующие нейропсихологические синдромы, возни-кающие при поражении задних конвекситальных отделов коры больших полушарий.
1). Синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры. В основе этих синдромов лежит нарушение модально-специфических зрительного и зрительно-пространственного факторов, связанных с поражением вторичных корковых полей зри-тельного анализатора и прилегающих отделов теменной коры. 
2). Синдромы поражения зоны ТРО - третичных височно-теменно-затылочных от-делов коры. В основе этих синдромов лежат нарушения более сложных интегративных ("ассоциативных") факторов, связанных с работой третичных полей больших полушарий.
3). Синдромы поражения коры теменной области мозга. Теменные постцентральные зоны коры больших полушарий занимают большую площадь, включающую целый ряд полей (вторичных и третичных). "Теменные синдромы" связаны с поражением вторичных кор-ковых полей кожно-кинестетического анализатора, а также третичных теменных полей. В основе этих синдромов лежат нарушения модально-специфических кожно-кинестетических факторов.
4). Синдромы поражения конвекситальной коры височной области мозга.
Конвекситальные височные нейропсихологические синдромы различаются в зави-симости от стороны поражения в связи с четкой латерализацией мозговых механизмов речевых функций. Основными факторами, обусловливающими появление синдромов поражения височной коры, являются модально-специфические факторы.
5). Синдромы поражения коры медиобазальных отделов височной области мозга.  Если конвекситальные отделы коры височной области относятся к корковому звену звукового анализатора и входят в состав второго структурно-функционального блока мозга, то ме-диобазальные отделы коры являются составной частью первого (энергетического) блока. Поражение этой зоны коры ведет к нарушению модально-неспецифических факторов, проявляющихся в нарушениях различных психических функций.
Поражение передних отделов коры приводит к двум типам синдромов.
1) Синдромы поражения премоторных отделов коры. Поражение вторичных корковых полей двигательной системы приводит к нарушению модально-специфического фактора, обеспечивающего корковую организацию движений. Этот фактор связан, прежде всего, с временной организацией двигательных актов и особенно произвольных движений и дей-ствий.
2) Синдромы поражения коры префронтальной области мозга. Префронтальная конвекси-тальная кора мозга принадлежит по типу строения к ассоциативной коре.
Помимо описанных выше синдромов, существуют так называемые "смешанные" синдро-мы, возникающие при поражении нескольких зон мозга.  
14. Подкорковые нейропсихологические синдромы, воз-никающие при поражении глубинных структур мозга
Проблема нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубоких подкорковых структур больших полушарий, возникла в нейропсихологии сравнительно недавно, прежде всего в связи с успехами нейрохирургии влечении подкорковых образо-ваний и изменением представлений о роли подкорковых структур в мозговой организации высших психических функций.
Различные разделы этого направления исследований разработаны в разной степени. В настоящее время накоплен материал о трех типах нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубоких структур мозга.
Первый тип синдромов поражения глубоких структур мозга - синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга.
Данные синдромы возникают при поражении неспецифических структур разных уровней, начиная от нижних отделов ствола мозга и, кончая медиобазальными отделами коры лобных и височных долей мозга. Поражение этих структур вызывает нарушение модально-неспецифических факторов.
В неспецифических "глубинных" синдромах можно выделить две основные группы нарушений.
Первую группу составляют нейродинамические нарушения (или нарушения дина-мического аспекта) всех высших психических функций в виде снижения их скорости, продуктивности, неравномерной эффективности выполнения заданий и т. п. К этой группе динамических нарушений примыкают и модально-неспецифические нарушения внимания в виде общей рассеянности, трудностей сосредоточения, легкой отвлекаемости и т. д.
Вторая группа симптомов - более сложная. Она включает более избирательные на-рушения, которые проявляются в нарушениях памяти и эмоциональных процессов. В то же время у больных нет нарушений в других познавательных процессах (зрительном, ре-чевом, тактильном гнозисе), нет никаких речевых и двигательных дефектов (кроме дина-мических). Преимущественно страдает кратковременная память при относительной со-хранности долговременной (например, профессиональной).
Группа сложных симптомов включает различные уровни мозга.
Уровень нижних отделов ствола мозга поражается относительно часто при опухо-лях в области задней черепной ямки, а также при закрытых травмах мозга, вызывающих компрессию ствола и кровоизлияния в этой области. На этом фоне центральными сим-птомами являются модально-неспецифические нарушения памяти с первичными рас-стройствами кратковременной памяти. Уровень диэнцефальных отделов мозга поражается при большом числе мозговых заболеваний (опухолях, воспалительных процессах и др.), что дало основание выделить неврологические симптомы, наблюдающиеся при поражении этого уровня, в особый "диэнцефальный синдром",который включает вегетативные расстройства, зрительные симптомы, гормональные изменения, обменные нарушения и др.
Уровень медиобазальных отделов коры лобных височных долей мозга. Медиоба-зальные лобные и височные отделы коры тесно связаны с неспецифическими образова-ниями ствола мозга и лимбическими структурами и могут рассматриваться как корковые отделы неспецифической системы.
Таким образом, существуют различия между синдромами, связанными с поражени-ем разных уровней неспецифических структур, и, прежде всего, между корковым уров-нем, уровнем медиобазальной коры лобных и височных долей, и подкорковыми уровнями.
Второй тип синдромов поражения глубоких структур мозга - синдромы поражения срединных комиссур мозга.
Третий тип синдромов поражения глубоких структур мозга - синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур.
 
15. Проблемы сознания и бессознательного в клинической пси-хологии
Междисциплинарный статус клинической психологии делает эту дисциплину осо-бо чувствительной к решению основной теоретико-методологической проблемы совре-менной науки - проблемы "природы человека" как существа биосоциального по своим внешним проявлениям. Психология имеет дело с особой реальностью - субъективной, ко-торая далеко не всегда совпадает по содержанию с реальностью, существующей незави-симо от человека. Принято считать, что психология - это наука о психике. Однако психика - достаточно сложное явление, в которое включаются несколько взаимосвязанных, но различных по своей природе областей: осознаваемая субъективная реальность, бессознательные психические процессы, структура индивидуальных психических свойств, внешне наблюдаемое поведение. Соответственно, психику можно рассматривать с разных точек зрения: со стороны математических, физических, биохимических, физиологических процессов или как социокультурный, лингвистический феномен. В зависимости от трактовки сознания в клинической психологии существует два подхода и к пониманию бессознательного. В случае отождествления сознания и психики бессознательное есть недостаточный уровень нейрофизиологического возбуждения, проявляющийся в виде комы, обморока, глубокого сна или общей анестезии. В случае разграничения сознания и психики бессознательным считаются невербализуемые или недоступные вербализации психические процессы и состояния. Причины, по которым психические процессы и состояния оказываются недоступными вербализации, могут быть различными. Для клинической психологии важными представляются те из них, которые связаны с процессами вытеснения из сферы осознания (вербализации) тревожащих физиологических импульсов, желаний, вос-поминаний, образов, а также те, которые связаны с автоматическими, привычными дейст-виями, текущая вербализация которых не нужна для их осуществления (более адекватный термин - предсознательное). 
Развитие клинической психологии после 1917 г. шло в русле общего развития пси-хологии: попыток поставить ее на фундамент марксистско-ленинской философии.
Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л.С.Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, П.Я.Гальпериным, Л.И.Божович, А.В.Запорожцем и др. 
Л.С.Выготский высказал положения, что: 
мозг человека располагает иными принципами организации функций, нежели мозг животного; 
развитие высших психических функций не предопределено одной лишь морфоло-гической структурой мозга; психические процессы не возникают в результате одного лишь созревания мозговых структур, они формируются прижизненно в результате обуче-ния, воспитания, общения и присвоения опыта человечества; 
поражение одних и тех же зон коры имеет разное значение на разных этапах пси-хического развития. 
Эти положения, являющиеся по сути общепсихологическими, легли в основу ос-новных направлений клинической психологии: патопсихология использовала их для раз-работки проблемы распада психики при психических заболеваниях, а нейропсихология - для проблемы локализации ВПФ.
  
16. Понятие об онтогенезе, невротической, пограничной и психологической личностной организации
Онтогене́з (от греч. οντογένεση: ον — существо и γένεση — происхождение, рожде-ние) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размноже-нии) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.
Онтогенез делится на два периода:
эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек; 
постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма. 
Невротический уровень организации личности ; Термин "невротик" применяется к относительно здоровым людям, которые имеют некоторые трудности, связанные с эмо-циональными нарушениями. На первых стадиях развития - оральной и анальной не на-блюдалось каких-либо серьезных нарушений характера. Однако на эдиповой стадии (3-6 лет) возникли проблемы, которые привели к организации невротической структуры. Со-гласно Ж. Бержере, в зависимости от того, насколько проблемным будет развитие на под-ростковой стадии, невротически преорганизованное может образовать либо невротически организованное Я и перерасти в невроз, либо психотически организованное Я и перерасти в психоз. Невротики опираются на более зрелые защиты, имея возможность актуализировать и более примитивные защитные механизмы. Наличие примитивных защит вовсе не исключает диагноза структуры характера невротического уровня, а вот отсутствие зрелых защит исключает такой диагноз. Невротики используют как зрелые - вытеснение, интеллектуализацию, рационализацию и проч. защиты, так и примитивные - отрицание, проективную идентификацию, изоляцию и др. Они обладают интегрированным чувством идентичности, т.е. способны описать себя, не испытывая трудностей в определении своих черт характера, предпочтений, интересов, особенностей темперамента, достоинств и недостатков. Невротики также успешно описывают других людей. 
Пограничный уровень организации личности: Люди этого уровня занимают про-межуточное положение между невротиками и психотиками. Они отличаются некоторой временной стабильностью по сравнению со вторыми и нарушением стабильности - по сравнению с первыми. По Ж. Бержере, пограничная структура образуется вследствие того, что в период детства ребенок получил травму, которая привела к организации пограничной структуры. Пограничная личность использует примитивные защитные механизмы, поэтому их иногда непросто отличить от психотиков. Важное различие состоит в том, что при правильно построенной беседе, они могут обнаруживать временную способность реагировать на интерпретации, которые делает психотерапевт. 
В сфере интеграции идентичности у пограничной личности наблюдаются противоречия, разрывы Я. При описании себя испытывают затруднения, склонны к враждебной защите, к агрессии. Тем не менее самоисследования не сопровождаются (как у психотиков) чувством экзистенциального ужаса и страха. Скорее они могут сопровождаться враждебностью. По критериям эго-идентичности и типичным защитам пограничная личность больше похожа на психотическую, нежели на невротическую организацию характера. 
Психотический уровень организации личности: Люди этого уровня опустошены, нарушены, дезорганизованы. Эти особенности формируются под влиянием ранних огра-ничений Я и как следствие формирования в уже в детстве психотически преорганизован-ного Я. Психотически преорганизованное Я преобразуется либо в невротически организованное Я, а затем в невроз, либо в психотически организованное Я и далее в психоз. Психотики прибегают к примитивным довербальным, дорациональным защитным механизмам - уходу в фантазии, отрицанию, обесцениванию, примитивным формам проекции и интроекции, расщеплению и диссоциации. 
 
17. Психодинамическая диагностика и особенности  психотерапии в зависимости от структурной личностной организации (невротическая, пограничная и психологическая личностная организация)

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно–описательного диагно-стического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития. Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний ана-лиз личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
В современном виде психодинамический диагноз включает в себя по меньшей мере пять взаимосвязанных факторов, определяющих его значимость в процессе психодинамической терапии:
1) планирование стратегии и тактики психотерапевтического процесса;
2) вероятный прогноз психотерапии;
3) защита интересов пациента;
4) помощь в установлении терапевтом эмпатии к своему пациенту и, наконец,
5) уменьшение вероятности того, что тревожный пациент уклонится от лечения.
Основываясь на работах Крепелина, Фрейд провел различие между невротически-ми и психотическими уровнями функционирования. Первый характеризовался полным пониманием реальности, второй – потерей контакта с ней. После появления второй топики в психоанализе данное различие приняло форму комментария к личностной структуре. Невротики считались страдающими оттого, что их Эго–защиты были чересчур негибкими и отрезали их от энергии Ид, психотиков же рассматривали как больных, чьи защиты чересчур слабы, в связи с чем они оказывались затопленными примитивными силами Ид. Психодинамическая терапия невротиков стала рассматриваться как направленная на смягчение его защит и получение доступа к Ид (для использования его энергии в конструктивных целях), в то время как целью терапии психотиков являлось упрочение защит, а также развитие устойчивости к стрессам, улучшение тестирования реальности и оттеснения бурлящего Ид обратно в бессознательное.
Сегодня в психодинамической терапии принята следующая классификация уров-ней личности. Люди психотического статуса фиксированы на слитом, досепарационном уровне, на котором они не могут различить, что внутри, а что – вне их. Люди в погранич-ном состоянии фиксированы на диадической борьбе между тотальным подчинением, ко-торое, как они боятся, уничтожит их идентичность, и тотальной изоляцией, которая для них аналогична травмирующей покинутости. Пациенты с невротическими трудностями являются личностями, прошедшими сепарацию и индивидуацию, но имеющими конфликт между вещами, которых желают и которых боятся (прототипом чего является эдипов конфликт).
В настоящий момент с помощью психодинамического диагноза каждого человека можно описать как имеющего определенный уровень Невротическая личность способна адекватно воспринимать интерпретацию защит и переноса, поэтому в работе с людьми невротического склада характера психотерапевты используют интенсивный анализ, включающий в себя раскрытие чувств конфликтов, защит и интерпретацию переноса. 
При правильно построенной беседе пограничные клиенты демонстрируют понимание реальности, тем самым отличаясь от психотиков; способны наблюдать свою патологию. Основная проблема состоит в амбивалентности чувств, которые они испытывают к своему окружению. 
Основной вид психотерапии Психотический уровень - поддерживающая техника. Терапевт демонстрирует надежность, доказывает, что он - безопасный объект (а не авто-ритетная фигура, которая может "убить"), ведет себя открыто, выполняет просветитель-скую функцию. 
 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 341
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba