СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Рыночное равновесие - соответствие между объёмом и структурой спроса на товары и услуги, и объёмом и структурой предложения. Понятием «равновесие» называют разные явления рынка[1]. В простом случае равновесием называют равенство спроса и предложения. Выделяют такие формы равновесия:
Первоначально анализируют статичное равновесие, которое возникает при равенстве величин спроса и предложения. В то же время системный анализ спроса и предложения предполагает знание основных типов соотнесений линий спроса и предложения на графике. Непересекающиеся линии спроса и предложения следует считать предельной идеализацией, лежащей в основе анализа. Их можно понять с помощью идеализированных товаров. Спрос на воздух всегда меньше предложения, а поэтому люди потребляют его при нулевой цене (вертикальные параллельные линии). Спрос на золотой автомобиль всегда меньше возможного предложения его (горизонтальные параллельные линии).
Линии спроса и предложения пересекаются. В простом случае они пересекаются в одной точке, что и является обычно главным объектом анализа. В то же время эти линии обычно пересекаются в ряде точек. Такое пересечение имеет место в отношении товара рабочей силы, когда линии пересекаются дважды. Почти всегда нормой пересечения является наличие общего отрезка - вертикального или горизонтального, что свидетельствует о некоторой гибкости рынка.
Пересечение линий спроса и предложения в одной точке свидетельствует о появлении равновесия величин спроса и предложения при определенных ценах. Равновесие - состояние рынка, при котором равны величины спроса и предложения. Цены, которые соответствуют равенству спроса и предложения, называют равновесными. Остальные цены - неравновесные.
Если рыночные цены больше неравновесных цен, то возникает перепроизводство, избыток предложения над спросом. Если меньше, то возникает недостаток товаров, неудовлетворенный спрос на них, их дефицит.
Сфера между линиями спроса и предложения, расположенная выше равновесных цен, показывает размеры избытка (рынок, на котором предложение превышает спрос, называют рынком покупателя), а ниже - размеры дефицита товара (рынок продавца).
При избытке предложения количество спроса (Кс) меньше количества предложения (Кп) - Кп >Кс, и в результате конкурируют продавцы. При избытке спроса Кс>Кп конкурируют покупатели.
Если цены ниже равновесных, то объем предложения меньше объема спроса, и цены растут. Если выше, то цены падают. В условиях свободного рынка цены стихийно стремятся к точке равновесия.
Одновременный анализ сдвигов линий спроса и предложения служит выяснению законов рыночного ценообразования. Возможны разные сочетания сдвигов: неизменна одна линия (спроса или предложения), а другая сдвигается; обе сдвигаются.
Статичное равновесие имеет место при неизменности цен[2].
Частичное равновесие представляет собой динамичное движение цен, отклоняющееся от равновесия и постоянно к нему возвращающееся на том же самом уровне. Эта постоянное колебание цен, которое не имеет определенной тенденции к сдвигу в какую-либо сторону. Это норма поведения рыночных цен, которые всегда несколько различны у продавцов. Переход к общему равновесию предполагает выделение основных сдвигов цен на более или менее продолжительный период.
Мгновенное равновесие достигается лишь повышением цен при росте спроса на товары и неизменном предложении. В таком случае все издержки - «в прошлом», а поэтому они постоянны. Появление моды ведет к быстрому спросу на товар при невозможности быстрого изменения предложения на товар. Неизменность предложения на товар при быстром росте спроса ведет к росту цен. В таком случае линия спроса вертикальна.
Краткосрочное равновесие имеет место тогда, когда растет постоянно спрос на товары и соответственно растет его предложение ввиду более полного использования мощностей действующих предприятий и интенсивности труда, производства (интенсивный фактор, число предприятий не меняется). Линия спроса наклонена. Издержки делят на постоянные и переменные.
Долгосрочное равновесие возникает тогда, когда тенденция к росту спроса сохраняется в течение длительного времени, и в этом случае действует экстенсивный фактор: строят новые мощности на действующих предприятиях или возникают новые предприятия по производству данного товара. Все издержки переменны. Кривая спроса более пологая. Её наклон зависит от исторических условий: при застойной технологии - горизонтальная линия, при росте производительности труда - падает, при убывающей производительности - растет.
В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса, а объем предложения не соответствовать объему спроса. В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недостаточно богаты, чтобы предъявить на него спрос. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям невыгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.
В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики.
Однако равновесие может быть нарушено в силу действия определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены.
Различают устойчивое равновесие и неустойчивое равновесие[3].
Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.
Рис.1. График рыночного равновесия
Кривые предложения и спроса пересекаются в точке, отражающей равновесную цену и равновесное количество продаваемого товара. В данной ситуации покупатели и продавцы ничем не побуждаются изменить свое поведение. Однако это равновесие может быть нарушено, например, в результате изменения вкусов потребителей, что влечет за собой перемещение кривой спроса, или изменения издержек производства, что влечет за собой перемещение кривой предложения. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены.
Равновесие называют устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае говорят о неустойчивом равновесии.
Стабильность зависит от предполагаемого поведения на рынке продавцов и покупателей. Если отвлечься от хода процесса адаптации во времени, то анализ стабильного равновесия осуществляется в относительно статическом состоянии. Если учитывать эволюцию цен и объема выпускаемой продукции от одного периода к другому на пути к равновесию, то анализ стабильной позиции производится в динамических условиях. Рассмотрим сперва стабильное равновесие в статическом состоянии, то есть тогда, когда перемены затрагивают один из факторов, поддерживающих равновесие. При этом исходят из двух гипотез относительно поведения покупателей и продавцов: гипотезы Вальраса-Хикса и гипотезы Альфреда Маршалла[4].
Гипотеза Вальраса - Хикса. В тех случаях, когда преобладает спрос, покупатели стремятся увеличить закупки, и цена растет. В этих условиях рынок стабилизируется, если рост цены сокращает избыточный спрос. И наоборот: если спрос меньше предложения, то продавцы стремятся снизить свои цены и избыток предложения исчезает. Все зависит от соответствующего наклона кривых спроса и предложения.
Рис.2. Перемещения кривой спроса
На графике (рис. 2) кривая спроса перемещается от DD' к положению D1D1'. При цене Р1 спрос будет избыточным - Р1М. Р2станет новой ценой, ведущей к равновесию. Процесс адаптации на рынке вызовет одновременно рост цен и увеличение количества товара. Это положение устойчивого равновесия. Как видно на рисунке, кривая предложения имеет позитивный наклон. Однако у кривой предложения возможны варианты негативного наклона.
На рис.2 кривая спроса перемещается из положения DD' к положению D1D1' - Количество запрашиваемого товара по старой цене Р1 равно QQ2, в то время как предлагаемое количество равно QQ1. Избыток спроса составляет Q1Q2.
Новая цена (равновесная) будет равна Р2 что ниже, чем Р1 и как видно из рисунка, избыток спроса не ликвидируется. Линии, отражающие состояние цен и объемы товара, перемещаются в сторону от этой точки. Возникает положение неустойчивого равновесия.
На рис.2a кривая спроса перемещается из положения DD' к положению D1D1' - В этом случае при цене Р1 сохраняется избыток спроса Q1Q2. В соответствии с гипотезой Вальраса - Хикса цена начнет повышаться. Новой точкой пересечения кривых спроса и предложения будет Р2. Эта цена станет ценой стабильного равновесия.
Гипотеза А.Маршалла. В том случае, когда цена, по которой покупатели готовы заплатить заданное количество товара, выше цены, приемлемой для продавца, производство расширяется, и наоборот. Равновесие будет устойчивым, если увеличение объема выпускаемой продукции сокращает разрыв между теми и другими ценами.
Рассмотрим изменение наклона кривой спроса и кривой предложения.
Перемещение кривой спроса вправо (от DD' к D1D1') вызовет увеличение выпуска продукции, если наклон кривой предложения будет позитивным (рис. 2). При избыточной цене спроса P1N рост производства выразится в перемещении от QQ1 к QQ2. В данном случае налицо устойчивое равновесие.
Динамичный анализ стабильности учитывает развитие процесса адаптации спроса и предложения на рынке от одного периода к другому. Равновесие будет стабильным в том случае, если с течением времени рыночная цена будет приближаться к цене равновесия (гипотеза Вальраса - Хикса) или количество товара будет приближаться к количеству равновесия (гипотеза А.Маршалла)[5].
Как и стабильность в рамках относительно статичного положения, стабильность в условиях динамичного развития зависит от наклона кривых спроса и предложения. Если наклон кривой предложения позитивен, равновесие будет стабильным по смыслу гипотез как Вальраса-Хикса, так и А. Маршалла.Если наклон кривой предложения негативен, стабильность (по гипотезе Вальраса-Хикса) будет достигнута тогда, когда алгебраическое выражение наклона кривой спроса окажется больше наклона кривой предложения: По гипотезе Маршалла, в этом случае возникает нестабильность. Таким образом, выводы анализа относительно статичного положения остаются неизменными. Стабильность в условиях динамичного развития зависит также от процесса адаптации в различные периоды. Покупатели и продавцы могут, например, неправильно оценить потребность в изменениях цен или объемах выпускаемой продукции, необходимых для установления рыночного равновесия. Положение на рынке может колебаться, и амплитуда этих колебаний в том или ином случае может нарастать или затухать. Анализ динамичного развития является общим инструментом изучения особенностей рыночного равновесия: он используется для рассмотрения одновременно направления и величины приспособления друг к другу предложения и спроса от одного периода к другому. II если стабильность в динамике содержит в себе статичную стабильность, то стабильность в статичной обстановке не обязательно связана с состоянием стабильности в условиях развития.
Выше были рассмотрены проблемы рыночного равновесия в тех случаях, когда происходят относительные изменения величины спроса и предложения. Рассмотрим ситуацию с точки зрения временных характеристик. Таким примером является паутинообразная модель (рис.3)[6].
Теория паутины обращена к ситуациям, когда проходит известный срок между изменением цены и связанными с этим переменами в масштабах производства.
Возможно несколько вариантов:
1. Наклон кривой предложения такой же, как и наклон, кривой спроса.
Рис.3. Графики паутинообразной модели
На рис. 3а - DD' показывает цены, по которым реализовывались в течение периода t1 различные количества товаров; OO' показывает количество товара, продававшееся по различным ценам в течение периода t1;DD' - кривая, показывающая движение цен; OO' - кривая, показывающая изменения в объеме выпускаемой продукции.
В периоде t1 предлагалось количество товара QQ1; по сравнительно низкой цене P1. Эта низкая цена стимулирует производство в периоде t2 сравнительно небольшого количества товара, которому впоследствии соответствует цена P2, более высокая, чем P2. Цена P2 побуждает производить больше товаров Q3, которым соответствует уже более низкая цена P3. Данный процесс повторяется от одного периода к другому. Производство и цены проходят через стадии Q2P2Q3P3. Такая ситуация характеризует случай - равновесие никогда не будет достигнуто. Происходят постоянные колебания цен относительно цены равновесия (рис 4 а).
2. Наклон кривой предложения круче кривой спроса.
Рис. 3 б показывает, что в этих условиях положение становится все более нестабильным, цена опускается настолько низко, что производство прекращается или не растет. Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия (рис 4 б).
Рис.4. Графики колебания цен относительно цены равновесия
3. Наклон кривой предложения меньше наклона кривой спроса.
В этом случае, как показано на рис. 3 в, и объем производства, и цена все более приближаются к уровню равновесия. Происходит сужающееся колебание цен (рис 4 в). В конкурентной системе равенство спроса и предложения приводит к равновесию на всех рынках. И все же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения. К числу последних воздействий относится, например, налогообложение. Налог выступает одним из экономических рычагов регулирования рынка. Смещая точку равновесной цены, налог не нарушает законов спроса и предложения.
Налогообложение является прерогативой государства, применяющего множество разновидностей прямых и косвенных налогов. Последствия налогообложения отрицательно сказываются как на потребителях, так и на производителях товаров. Эти последствия выражаются в увеличении цены товара, с одной стороны, и в сокращении объемов производства товаров – с другой. Возросшая цена, как известно, вызывает сокращение потребительского спроса, вследствие чего неизбежно сокращение объема продаж товаров, попавших под налогообложение. Производители отреагируют на такую ситуацию однозначно: они сократят производство и представление на рынок товаров, спрос на которые снизился.
Нарушение законов спроса и предложения не произошло, так как налог лишь создал предпосылки для перемещения точки равновесия спроса и предложения на новый, более высокий уровень. При налогообложении кривая спроса не смещается так, как спрос не изменился. Но точка рыночного равновесия Е перемещается на новый, более высокий уровень вследствие смещения вверх кривой предложения товаров.
Равновесие спроса и предложения теперь находится в точке Е1, а новая равновесная цена равняется Р1, так как продавец включает налог в цену предлагаемых к продаже товаров. Снижение объема продаж, которое произошло вследствие повышения цены, вызвало падение объемов производства товаров, поскольку их продажи снизились.
Рыночное равновесие достигается лишь на непродолжительное время, так как постоянно меняются экономические факторы, от которых зависят спрос и предложение. Причинами этих изменений могут быть, например, изменение пен на факторы производства, внедрение новых технологий, изменения в доходах потребителей, изменение цен на взаимозаменяемые товары, перемены во вкусах и моде. Под влиянием этих перемен спрос и предложение постоянно изменяются и участникам рынка приходится непрерывно адаптироваться к изменениям[7].
Изменяемыми величинами являются спрос, предложение, объем продаж и цена равновесия. Ведущим параметром рыночного регулирования является спрос, так как предложение следит за спросом. Однако рост или снижение спроса не обязательно вызывают адекватное изменение предложения, так как последнее зависит от многих факторов, независимых от спроса.
Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.
«Цена пола» - установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.
Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены. Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.
Можно указать на многочисленные случаи завышения цен на продовольственные товары, в частности на пшеницу и кукурузу в США, посредством предоставления субсидий фермерам с тем, чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишки непроданного товара. В Соединенных Штатах Америки излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств госбюджета и в дальнейшем экспортируются. В противном случае одно лишь декларативное установление завышенной цены не дало бы никакого результата.
С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.
Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы или других систем нормированного распределения.
Многие экономисты - сторонники неолиберального направления в экономике, т.е. приверженцы ничем не ограниченной свободы рыночных отношений, возражают против применения цен пола и потолка, поскольку это нарушает рыночный механизм. Они полагают, что рыночное ценообразование автоматически устраняет излишки и дефицит. Пока цены могут свободно достигать своего уровня равновесия, объем спроса и объем предложения отменить нельзя[8].
Приверженцы других направлений экономической науки, нисколько не умаляя роли рынка и его законов, предлагают не дожидаться автоматического регулирования спроса и предложения. Одни считают, что надо регулировать спрос посредством управления занятостью, кредитом и денежной массой (неокейнсианцы); другие рекомендуют регулировать предложение с помощью изменений в налоговой политике и инвестициях (сторонники экономики предложения).
Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену.
Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы.
1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:
- фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска;
- цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;
- наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.
2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то:
- фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия);
- начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.
При выполнении данной работы нами были выполнены некоторые задачи, поставленные в начале исследования.
Во-первых, мы рассмотрели понятие рыночного равновесия и равновесной цены. Рыночное равновесие - соответствие между объёмом и структурой спроса на товары и услуги, и объёмом и структурой предложения. Равновесие - состояние рынка, при котором равны величины спроса и предложения. Цены, которые соответствуют равенству спроса и предложения, называют равновесными.
Во-вторых, изучили факторы, нарушающие рыночное равновесие. Существует много теорий о том, какие факторы вызывают изменение рыночного равновесия. Гипотеза Вальраса – Хикса предполагает те случаи, когда преобладает спрос, но покупатели стремятся увеличить закупки, и цена растет. Гипотеза А.Маршалла: в том случае, когда цена, по которой покупатели готовы заплатить заданное количество товара, выше цены, приемлемой для продавца, производство расширяется, и наоборот. В конкурентной системе равенство спроса и предложения приводит к равновесию на всех рынках. И все же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения. К числу последних воздействий относится, например, налогообложение.
В-третьих, изучили механизмы восстановления рыночного равновесия. Рыночное равновесие достигается лишь на непродолжительное время, так как постоянно меняются экономические факторы, от которых зависят спрос и предложение. Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать выводы о том, что в рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках, если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия), а также начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.
В этом смысле рыночная экономика оказалась более эффективной, чем административно-командная, которая реагировала на возникновение диспропорций в скрытой форме (устойчивый дефицит отдельных продуктов, деформированная структура производства и другие известные атрибуты плановой системы). Иными словами, предприятия в административно-командной экономике оказались нечувствительными к изменениям в силу отсутствия обратной связи, реакции производства на изменения спроса.
Значительная часть сегодняшних проблем России во многом объясняется пассивностью предприятий-производителей, ожиданием привычной помощи «сверху», нежеланием формировать рыночный образ мышления, отсутствием информации о том, как должно вести себя предприятие в условиях рынка
- Амосова В. В. Экономическая теория / В. В. Амосова, Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова. - СПб.: Питер, 2006. - 475 с.
- Куликов Л. М. Экономическая теория: учебник / Л. М. Куликов. - М.: Проспект, 2007. - 428 с.
- Кураков Л П. Экономическая теория: [Учеб. пособие для вузов] / Кураков Лев Пантелеймонович. - М.: Пресс-сервис, 2008. - 688 с.
- Максимова В. Ф. Микроэкономика: учебник / В. Ф. Максимова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркет ДС, 2006. - 560 с.
- Максимова В., Шишов А. «Рыночная экономика. Учебник», Москва, СОМИНТЕК, 2007. – 554 с.
- Микроэкономика: Учебник / Е. Б. Яковлева, М. А. Ланец, Н. В. Нещерет и др.; Под ред. Е. Б. Яковлевой. - 4-е изд. - М.; СПб.: Поиск, 2007. - 369 с.
- Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов / Р. М. Нуреев. - 2-е изд, изм. - М.: Норма, 2008. - 576 с.
- Тарасевич Л. С. Микроэкономика: учебник для вузов по экон. специальностям / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2006. - 374 с.
- Экономическая теория / под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена; науч. ред. В. С. Автономов; пер. с англ. [Ю. Автономов и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 930 с.
- Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - 3-е изд. – СПб, Питер, 2008. – 544 с.
- Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. - М.: Проспект, 2007. - 448 с.
[1] Амосова В. В. Экономическая теория / В. В. Амосова, Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова. - СПб.: Питер, 2006. - 475 с.
[2] Максимова В., Шишов А. «Рыночная экономика. Учебник», Москва, СОМИНТЕК, 2007. – 554 с.
[3] Кураков Л П. Экономическая теория: [Учеб. пособие для вузов] / Кураков Лев Пантелеймонович. - М.: Пресс-сервис, 2008. - 688 с.
[4] Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. - М.: Проспект, 2007. - 448с.
[5] Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - 3-е изд. – СПб, Питер, 2008. – 544 с.
[6] Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - 3-е изд. – СПб, Питер, 2008. – 544 с.
[7] Тарасевич Л. С. Микроэкономика. М., 2005. С. 108
[8] Максимова В. Ф. Микроэкономика: учебник / В. Ф. Максимова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркет ДС, 2006. - 560 с.
|