СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1) отношениям, возникающим в связи с организацией и осуществлением деятельности в сфере предоставления услуг;
2) отношениям, связанным с осуществлением валютных операций;
3) отношениям, связанным с организацией товарных бирж и биржевой торговли;
4) отношениям, связанным с организацией и осуществлением продажи товаров в магазинах беспошлинной торговли;
5) отношениям, возникающим в связи с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности;
И др
4. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, а также с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, регулируются Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
5. Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами и уполномоченными организациями при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
1. Целями государственного регулирования в сфере торговли являются:
1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации путем установления единого порядка организации и осуществления торговой деятельности на всей территории Российской Федерации;
2) обеспечение соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли;
3) развитие торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе посредством государственной поддержки торговой деятельности и развития конкуренции, необходимых для повышения качества торговли и доступности товаров в местах проживания граждан;
4) разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
2. Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:
1) установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
2) антимонопольного регулирования;
3) лицензирования торговой деятельности по продаже отдельных видов товаров;
4) технического регулирования;
3.Функции оптовых торговых структур на потребительских рынках
Оптовая торговля представляет собой такую разновидность торговой деятельности, которая не предполагает завершение процесса товародвижения, а выступает в качестве его промежуточной стадии.
Реализация большинства товаров товаропроизводителями непосредственно потребителям экономически невыгодна. Посреднические функции между ними берут на себя оптовики. С развитием рыночных отношений роль оптовой торговли не только не снижается, а наоборот, возрастает, если иметь ввиду насыщение рынка все большими объемами продовольственных и непродовольственных товаров.
Оптовые торговцы отличаются от розничных по следующим характеристикам:
оптовик уделяет меньше внимания стимулированию, атмосфере магазина и расположению своего торгового предприятия;
оптовик имеет дело преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными потребителями;
оптовые сделки по объему обычно крупнее розничных;
торговая зона оптовика, как правило, значительно больше таковой у розничного торговца;
правовые нормы и налоговая политика в отношении оптовых и розничных торговцев различается.
Оптовый товарооборот представляет собой процесс продажи товаров производственными или торговыми (оптовыми) предприятиями другим торговым предприятиям или предпринимателям с целью последующей продажи в сферу личного потребления. На оптовые предприятия возлагается важная задача реализации основной функции торговли - доведения товаров от производства до потребителей с целью удовлетворения их спроса и получения прибыли.
Исходя из этого, основными задачами оптового торгового предприятия являются:
- поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей;
- закупка товаров у производителей, их доставка и хранение;
обеспечение предприятиям-производителям сбыта их товаров;
- информационное и консалтинговое обслуживание.
- маркетинговое изучение рынка, спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и народного потребления для производителей товаров и розничных предприятий;
- размещение производства товаров в необходимых потребителю ассортименте, количестве и с соответствующим качеством;
- своевременное, полное и ритмичное обеспечение товарами в широком ассортименте посреднических, розничных предприятий, потребителей;
организация хранения товарных запасов;
организация планомерного и ритмичного завоза и вывоза товаров;
- обеспечение приоритета потребителя, усиление его экономического воздействия на поставщика в зависимости от надежности хозяйственных связей, качества поставляемой продукции;
- обеспечение стабильности партнерских отношений в хозяйственных связях, взаимоувязывание по всем временным категориям (долгосрочным, среднесрочным, текущим, оперативным);
- организация планомерного завоза товаров из регионов производства в район потребления;
- широкое применение экономических методов регулирования всей системы взаимоотношений между поставщиками, посредниками, потребителями;
- снижение совокупных издержек, связанных с продвижением товаров от изготовителей к потребителям.
По отношению к клиентам-покупателям оптовые предприятия должны выполнять следующие функции:
- оценка потребностей и спроса;
- преобразование промышленного ассортимента в торговый;
- хранение товарных запасов;
- кредитование;
концентрация товарной массы;
информационное и консалтинговое обслуживание.
По отношению к клиентам-поставщикам функции оптовой торговли заключаются в следующем:
- концентрация коммерческой деятельности;
- поддержка процесса перехода прав собственности на товар;
- инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;
4. Новые управленческие решения в организации обслуживания оптовых покупателей
Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю и получить прибыль, необходимо располагать (владеть) товаром.
Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый ассортимент товаров розничной торговой сети для снабжения населения, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, а также обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.
Коммерческая работа по оптовым закупкам складывается из следующих этапов: изучение и прогнозирование покупательского спроса; выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров; организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представление заказов и заявок поставщикам; организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, у импортеров и других поставщиков; организация учета и контроля за оптовыми закупками.
Для успешного выполнения коммерческих операций по закупкам товаров оптовые базы должны систематически заниматься выявлением и изучением источников закупки и поставщиков товаров. Коммерческие работники должны хорошо знать свой экономический район и его природные богатства, промышленность, сельское хозяйство, производственные возможности и ассортимент вырабатываемых изделий на промышленных предприятиях.
Коммерческим работникам следует посещать производственные предприятия (поставщиков изготовителей) с целью ознакомления с производственными возможностями предприятия, объемом и качеством выпускаемой продукции, а также участвовать в совещаниях с работниками промышленности, в работе оптовых ярмарок, выставок-просмотров новых образцов изделий. Формирование товарных ресурсов является предметом постоянной работы торгового аппарата оптовых баз.
К источникам поступления товаров относят отрасли народного хозяйства, вырабатывающие различные товары народного потребления (сельское хозяйство, предприятия АПК, предприятия легкой, пищевой, мясомолочной продукции, рыбного хозяйства, ВПК, тяжелой промышленности и др.).
К поставщикам товаров относят конкретные предприятия различных источников поступления, т.е. тех или иных отраслей народного хозяйства.
Учитывая большое многообразие поставщиков товаров, их можно классифицировать по различным признакам (функциональным, территориальным, формам собственности, ведомственной принадлежности и др.).
В обобщенном виде всех поставщиков товаров можно подразделить на две категории: поставщиков-изготовителей и поставщиков - оптовых предприятий.
Поставщики-изготовители - производственные предприятия, фирмы, индивидуальные предприниматели и т.д., выпускающие товары различного ассортимента для удовлетворения спроса потребителей.
Поставщики - оптовые предприятия закупают товары у поставщиков-изготовителей, а также у оптовых посредников и реализуют их оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным торговцам и т.д.). По территориальному признаку поставщики товаров могут быть местными (внутриобластными), внеобластными, республиканскими и внереспубликанскими.
5. Виды оптовых торговых организаций и особенности управления ими.
Способы закупки товаров, работа с партнерами, особенности преодоления пространства и времени, оформление ассортимента, технические и социальные изменения привели к появлению различных фирм оптовой торговли и видов предприятий-оптовиков.
В зависимости от положения оптовой торговли в сбытовой цепи выделяют следующие виды:
— торговля через оптовую закупочную сеть. Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур. Сырьевых материалов и других подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы;
— торговля по производственным связям. Она обычно соединяет две последовательные стадии производственного процесса, особое значение она имеет в торговле черными металлами;
— оптовая торговля сырьем и материалами для последующей реализации через розничную сеть.
По ассортименту реализуемой продукции различают следующие виды оптовой торговли:
— оптовая торговля товарами широкого ассортимента;
— специализированная оптовая торговля, формируется небольшой, но углубленный ассортимент различного качества одной торговой группы.
В настоящее время оптовая торговля имеет следующие основные формы: транзитная, когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечному покупателю, и складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов. Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и соответственно складской товарооборот. В общем объеме товарооборота торговых баз наибольший удельный вес приходится на долю складского товарооборота.
Транзитный товарооборот подразделяется на:
— товарооборот с участием в расчетах (оплаченный или с вложением собственных средств);
— товарооборот без участия в расчетах (неоплаченный, но организуемый).
При транзите с участием в расчетах торговая фирма оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает от своих покупателей. При транзите без участия в расчетах поставщик предъявляет оплате счета не оптовой фирме, а непосредственно получателю. При организации транзитного оборота оптовая фирма выполняет посредническую роль между поставщиками и получателями за отдельную плату. При ютом она заключает с поставщиком и получателем продукции договоры, контролирует выполнение договоров. Трудоемкость транзитного оборота значительно ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах наценок он выгоден для оптовых баз.
При складской форме торговли используются следующие методы оптовой продажи товаров со склада:
— личная отборка товаров покупателями;
— подборка товаров в соответствии с заявками; заказами, оформленными письменно, по телефону, телеграфу со стороны потребителей;
— привлечение при формировании портфеля заказов многочисленных торговых агентов;
— посылочная форма торговли и торговля через автосклады.
Продажа товаров с личной отборкой покупателя практикуется, как правило, по изделиям сложного ассортимента (автомобили, мебель и другое), когда нужен выбор с учетом цвета, модели, рисунка. Для удобства покупателей многие оптовые фирмы имеют выставочные залы для выкладки товарных образцов и их презентации.
6.Виды посредников на рынке оптовых услуг и критерии их выбора.
Достаточно перспективной формой складской торговли является продажа товара через автобазы. С помощью автосклада можно наладить эффективное снабжение мелких и отдаленных магазинов с одним продавцом, не закрывая их на время выезда продавца за товаром.
Посылочная торговля обеспечивает население в форме индивидуальной или рыночной торговли через магазины оптовой посылочной торговли.
Посылочная торговля имеет довольно широкую перспективу и прежде всего по обеспечению отдаленных населенных пунктов. Оптовые базы осуществляют и многочисленные формы розничной торговли через собственную сеть магазинов, павильонов и палаток.
Исследуя конкретные виды предприятий, действующих на оптовом рынке, необходимо учитывать, что в реальной рыночной среде имеется ряд руководителей предприятия, отличающихся между собой специфическими, организационными, технико-технологическими функциями и масштабами деятельности.
В настоящее время выд6ляют следующие организационные формы оптовой торговли:
— коммерческо-посреднические формы;
— оптовые базы;
— оптовые магазины;
— дилерские конторы (фирмы, дилеры);
— коммивояжеры;
— торговые и промышленные агенты;
— торговые палаты.
Каждое из вышеуказанных предприятий выполняют соответствующие функции, различаются по степени специализации.
Продажа товаров на оптовых рынках регулируется гражданским законодательством, в основе которого лежит признание равенства участников хозяйственных отношений, неприкосновенности их собственности, свободы выбора партнеров, недопустимости вмешательства в коммерческую деятельность.
В условиях рыночной экономики основополагающим институтом является биржевая торговля; в перспективе биржевой торговли непременно будет расти и ее оборот, что станет основой ее предприятия как важнейшая форма оптовой торговли, с использованием тесной интеграции отечественных и зарубежных оптовых рынков товаров.
В процессе товарного обмена между покупателями и продавцами возникают определенные хозяйственные связи, которые представляют собой совокупность организационных, правовых, экономических взаимоотношений, возникающих между партнерами бизнеса.
Рациональные хозяйственные связи являются условием динамичного развития оптовой торговли и сбалансированности спроса и предложения.
В зависимости от участия посредников в организации хозяйственных связей, они делятся на:
- прямые – то есть основные условия поставки согласовываются непосредственно между покупателем и продавцом.
- опосредованные – то есть, хозяйственные связи, при которых предполагается та или иная степень участия посредника, через которого определяются условия поставки товара.
В зависимости от длительности налаженных отношений, хозяйственные связи делятся на:
- краткосрочные – постоянно изменяются, заключение хозяйственных договоров носит вероятностный характер;
- длительные – поставки продукции одному и тому же покупателю одним и тем же продавцом, осуществляющиеся в течение нескольких лет.
Хозяйственные связи юридически установлены, когда между продавцами (посредниками) и потребителями (покупателями) заключены хозяйственные договора.
При организации оптовой торговли применяются договоры поставки и договоры купли-продажи.
7.Управление дилерскими и дистрибьюторскими сетями.
Цель дилера в отличие от иных посредников заключается в обслуживании конечных потребителей в с помощью работников необходимой квалификации. Дилерство характеризуется разнообразием форм обслуживания покупателей, большим, чем дистрибуция. Дилеры применяют методы продажи с помощью продавцов или самообслуживания, проводят консультации покупателей, осуществляют продажи через автоматы, по каталогам, по телефону и используя другие средства современных коммуникаций.
К основным формам дилерства относят:
специализированную торговлю (узкий ассортимент специального товара);
торговлю со смешанным ассортиментом (универсальную торговлю большим ассортиментом товаров);
установку, монтаж оборудования по заказу клиента;
ремонт и сервисное обсуживание клиентов;
Первый шаг создания дилерской сети заключается в определении задач, которые вы хотите решить создавая распределительную дилерскую сеть. В зависимости от маркетинговых характеристик товара, целевой аудитории и рыночной коньюнктуры предстоит определить общее число посредников в канале, иначе говоря, интенсивности распределения.
Имеются три альтернативы:
интенсивное распределение;
избирательное распределение;
эксклюзивное распределение.
Соотнесение маркетинговых характеристик товара, рыночной коньюнктуры и описание обоснования выбора одной из альтернатив - увы, не является целью даннгой статьи. Это - совершенно отдельная тема.
Тем не менее совсем обойти эту тему было бы не верно. Остановимся на описании альтернативных целей распределения:
Цель интенсивного распределения – охват широкой территории. Такой метод обеспечивает максимальный контакт потребителей с товарами и предполагает, что в каждой торговой точке, где продуктом могут интересоваться потенциальные потребители, он имеется в наличии.
Избирательное распределение означает использование ограниченного числа торговых точек на каждой территории. Это позволяет отбирать лучших среди участников канала, избегая повышенных рисков. В то же время такая стратегия возлагает большую ответственность на посредников в части продвижения товаров. Обычно ее используют для товара, который можно отнести к хорошо известным торговым маркам и которые характеризуются высокой степенью лояльности к бренду.
Сегодня практически невозможно представить себе крупную компанию без сети региональных представительств. Розничные сети ведут экспансию в регионы. Производители понимают, что без отлаженной регулярной системы поставок их товар не попадет в розничные точки. Современные цепи поставок становятся все более сложными, с многочисленными ключевыми звеньями внутри и вне компании.
Удлинение цепи поставок ведет к увеличению затрат, при этом первостепенное значение приобретает качество обслуживания конечного потребителя. В процессе слияний и поглощений появляется необходимость интеграции логистической системы. В то же время на фоне усиливающейся конкуренции запросы потребителей постоянно возрастают. Повышаются требования к качеству и ассортименту продуктов, к уровню сервиса (скорости доставки потребителю, упаковке и т. д.), что неизменно влияет на уровень логистических затрат.
Дистрибуция является существенным звеном общей цепи поставок компании, охватывающей потоки готовой продукции от производственных площадок или складов поставщиков до конечных потребителей. Дистрибуция – это на самом деле ключевой фактор в получении прибыли, поскольку именно на этом этапе формируется компромисс между логистическими затратами и уровнем обслуживания потребителей. Современные формы организации производства и продаж требуют скоординированности и синхронизации всех материальных потоков.
8. Виды и функции организаторов оптового оборота на рынке оптовых услуг
В качестве предприятий-организаторов оптового оборота выступают товарные биржи, оптовые продовольственные рынки, оптовые ярмарки и т.п.
Главная задача таких предприятий - создание и обеспечение условий для организации оптовой торговли. Сами они не являются субъектами оптовой торговой деятельности.
Из указанных трех видов оптовых структур основными на российском рынке являются самостоятельные оптовые предприятия, специализированные на оптовой торговой деятельности.
аким образом, c помощью оптовых предприятий можно выполнять более эффективно следующие функции:
СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА ТОВАРОВ. Оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. Оптовик имеет больше деловых связей;
ЗАКУПКИ И ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ. Оптовик может подобрать изделие и сформировать необходимый товарный ассортимент, избавив клиента от значительных хлопот;
РАЗБИВКА КРУПНЫХ ПАРТИЙ НА МЕЛКИЕ. Оптовики обеспечивают клиентам значительную экономию средств закупая товары вагонами, разбивая большие партии на мелкие;
СКЛАДИРОВАНИЕ. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей;
ТРАНСПОРТИРОВКА. Оптовики обеспечивают более оперативную доставку товаров. Они находятся ближе к клиентам, чем производители товаров;
ФИНАНСИРОВАНИЕ. Оптовики финансируют своих клиентов, предоставляя им кредит, а заодно и поставщиков, заблаговременно выдают заказы и вовремя оплачивают счета;
ПРИНЯТИЕ РИСКА. Принимая право собственности на товар и неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и старением, оптовики одновременно берут на себя часть риска;
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О РЫНКЕ. Оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т.д.;
УСЛУГИ ПО УПРАВЛЕНИЮ. КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ. Оптовик помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность, принимая участие в разработке схемы магазина, устройстве экспозиции товаров, обучении продавцов, а также в организации бухгалтерского учета и управлении запасами товаров.
Оптимальной формой такой организации был определен оптовый продовольственный рынок. Оптовые продовольственные рынки - место купли-продажи конкурентоспособного сельскохозяйственного сырья и продовольствия оптовыми и розничными торговыми предприятиями и частными торговцами.
Однако в отличие от двух последних оптовый продовольственный рынок располагает собственным складским хозяйством.
Основными функциями оптовых продовольственных рынков являются: обеспечение круглогодичного снабжения населения качественными продуктами питания, сокращение потерь сельскохозяйственной продукции; предоставление всем поставщикам сельскохозяйственной продукции возможности выхода на конкурентный рынок; обеспечение единого обустроенного места для осуществления сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции и продовольствия; повышение эффективности снабжения и распределения продовольствия в крупных городах, промышленных центрах и отдельных регионах страны; создание новых рабочих мест.
Реализация указанных функций позволяет создать необходимые условия производителям, покупателям и посредникам для совершения оптовых операций на основе конкуренции и сокращения издержек обращения, оптимизировать систему товародвижения сельскохозяйственной продукции и продовольствия, транспортного и информационного обеспечения.
9. Управление ассортиментом оптового торгового предприятия и факторы, его определяющие
Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский.
Различают производственный и торговый ассортимент товаров.
Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.
Обеспечение необходимого уровня обслуживания оптовых покупателей и роста основных экономических показателей деятельности торгового предприятия в значительной степени зависит от рационального формирования ассортимента товаров. Под формированием ассортимента следует понимать процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность работы торгового предприятия. Создание оптимального ассортимента товаров в коммерческих структурах, занимающихся оптовой торговлей товарами народного потребления, является одним из важных условий бесперебойного снабжения розничной торговой сети ассортиментом товаров, удовлетворяющим запросы конечных потребителей. В связи с этим формирование рационального ассортимента товаров представляет важнейшую функцию коммерческих служб оптовых предприятий.
Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами оптового предприятия. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых оптовым покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включенных в номенклатуру, а глубина — числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Широта и глубина ассортимента товаров на складах оптового предприятия будет зависеть от ассортиментного профиля обслуживаемых оптовых покупателей, размеров складской площади, состояния предложения на потребительском рынке и других факторов.
Одним из принципов формирования товарного ассортимента на предприятии оптовой торговли является обеспечение его устойчивости, что особенно важно, когда речь идет о товарах повседневного спроса. Устойчивый ассортимент позволяет обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных торговых предприятий, являющихся основными оптовыми покупателями.
И, наконец, одним из важных принципов рационального формирования ассортимента товаров на предприятии оптовой торговли является обеспечение условий его рентабельной деятельности, что особенно важно в условиях рыночной экономики.
10. Управление оптовой закупкой товаров
Закупка товара одной партией (оптовые закупки). Предполагается, что такой метод осуществляется поставкой товаров одной большой партией. Преимущества: простота оформления документов, гарантии поставки всей партии, повышенные торговые скидки, небольшой документооборот, связанный с заказом. Недостатки: большая потребность в запасах и складских помещениях, медленная оборачиваемость капитала — эффект замораживания финансовых средств, негибкость ценового фактора, большие потери от порчи материала при хранении. 2. Регулярная закупка мелкими партиями (в этом случае заказ поставляется несколькими размельченными партиями). Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала (по сравнению с предыдущим методом), товары оплачиваются по мере поступления на склад, производится сокращение необходимых складских помещений, уменьшение арендной платы, расходов на содержание помещений и дополнительного складского персонала, небольшой документооборот, связанный с заказом товара, т.к. заказ оформляется только один раз. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества, необходимость оплаты всего оформленного заказа (по частям.)
Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.
По своему назначению товарные запасы, формируемые на предприятиях торговли, можно подразделить на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза.
Основную массу всех запасов торгового предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять.
Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением. Кроме того, они создаются исходя из особенностей географического расположения торговых предприятий, а также на предприятиях, размещенных в населенных пунктах, к которым из-за распутицы или по другим причинам не может быть обеспечена регулярная доставка товаров.
Товарные запасы, создаваемые на предприятиях торговли, могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении, количеством запасов в натуральном выражении или размером запасов в днях товарооборота. Они находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление.
Основным назначением товарных запасов в оптовом звене является обслуживание потребностей в товарах оптовых покупателей, в розничном — обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям. Таким образом, ассортимент товаров в каждом из звеньев товарного обращения является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.
Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходимо четко налаженная система управления ими.
Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.
Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры.
Разработанные для оптовых предприятий необходимые размеры товарных запасов должны обеспечивать поддержание их на экономически обоснованном уровне, с тем чтобы обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных торговых предприятий.
11. Управление оптовой продажей товаров
Общие принципы взаимоотношений между продавцом и покупателем на оптовом рынке регулируются гражданским законодательством, основывающимся на признании равенства участников хозяйственных отношений, неприкосновенности их собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства администрации рынка в их коммерческую деятельность.
К участникам торгов на оптовом рынке относятся: собственники товаров (производители, оптовые предприятия, посредники) или их полномочные представители, имеющие право ведения торговых операций на рынке (продавцы); розничные торговые и иные предпринимательские структуры, имеющие доступ на оптовый рынок в качестве покупателей; персонал оптового рынка, участвующий в оформлении торговых сделок непосредственно в товарных секциях.
Администрация оптового рынка обеспечивает соблюдение установленного порядка ведения оптовых торгов и идентификацию их участников. Персонал оптового рынка, обслуживающий торговый процесс, не имеет права осуществлять сделки, а также прямо или косвенно вмешиваться в процесс ведения торгов.
По формам участия оптовый рынок должен предоставлять возможность ведения оптовых торгов на основе: долгосрочной аренды продавцом места в торговом зале; краткосрочной аренды необходимых торговых площадей; разового участия в оптовых торгах с подневной оплатой стоимости торгового места или специальной рыночной пошлины, дифференцированной по видам товара и уплачиваемой с оборота. Арендаторами торговых мест на оптовом рынке не обязательно должны быть владельцы (собственники) товаров.
Предусматривается возможность аренды торговых мест агентами собственников, комиссионерами, другими посредниками. Выбор формы торгов на оптовом рынке определяется собственником товара, если иное не предусмотрено законом. Оптовые торги проводятся, как правило, на основе частных соглашений продавца и покупателя. В отдельных случаях оптовые торги могут быть проведены на основе аукциона или конкурса.
Право продажи оптовых партий товаров предоставляется зарегистрированным оптовым продавцам при условии предъявления лицензии на ведение торговой деятельности (в случае ее лицензирования) и документов, подтверждающих качество реализуемых товаров и состояние здоровья оптовых продавцов по установленным для торговли медицинским показаниям.
Оптовый продавец имеет право требовать от администрации оптового рынка: обеспечения санитарных правил и техники пожарной безопасности; компенсации стоимости товара, утраченного в связи с невыполнением ею своих обязанностей по обеспечению торгового процесса; замены весов и весоизмерительных приборов, инвентаря и инструментов, не соответствующих техническим требованиям и санитарным нормам; своевременного вывоза мусора, тары и упаковочных материалов из торгового зала.
Оптовый продавец обязан: соблюдать правила торговли и внутренний распорядок на рынке; соблюдать санитарные, противопожарные требования; по окончании торгов освободить торговое место, сдать арендованное оборудование, инвентарь и инструменты.
Руководитель оптового рынка несет ответственность за его общее санитарное состояние, соблюдение в нем санитарного режима, а также санитарное состояние прилегающей территории.
Контроль за соблюдением санитарных правил на оптовом рынке осуществляют органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы. Обязанностью администрации оптового рынка является создание и поддержание в работоспособном состоянии службы весоизмерительных и других приборов, которые должны иметь ясные клейма и представляться на поверку в установленные сроки органам государственной метрологической службы. Использование мер и весоизмерительных приборов осуществляется путем аренды (лизинга) между администрацией оптового рынка и пользователем. В торговом зале оптового рынка на доступном для покупателей месте должны быть установлены контрольные весы.
12. Управление развитием материально-технической базы оптовой торговой организации
Материально-техническая база— повлеченные в процесс производства, реализации и организации потребления средства и орудия труда - здания, сооружения, оборудование, транспорт и т. д.
Она включает основные производственные фонды, принадлежащие предприятиям общественного питания, а также арендуемые. На долю зданий и сооружении приходится 2/3 общего объема основных, производственных фондов общественного питания.
В среднем примерно 55 % общего объема основных фондов
обеспечивают процесс производства, 35 % - потребление и
10 % - реализацию
Сложившаяся материально-техническая база оптовой торговли создавалась на протяжении многих десятилетий. Требует обновления складское хозяйство. Это должно происходить не только за счет строительства новых, современных складских помещений, оснащенных прогрессивным технологическим оборудованием, но и за счет реконструкции и технического переоснащения действующих складов, рационализации имеющийся материально-технической базы.
Основные преобразования в организации оптовой торговли в России направлены на создание конкурентной среды (демонополизация, приватизация), предоставление права ведения оптовой торговли любым юридическим и физическим лицам, создание условий для работы на основе самофинансирования, перестройку деятельности с учетом мирового опыта.
Конкуренция структурной перестройки оптовой торговли в настоящее время предполагает превращение оптовых структур в саморегулирующиеся структуры, способные спрогнозировать события на потребительском рынке, создание разнообразных параллельных оптовых предприятий и т.п.
Основное назначение оптовой торговли, составит в организации бесперебойного регулирования товароснабжения различных продавцов и промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированного спроса и предложения.
Оптовую торговлю могут осуществлять:
• специализированные крупные предприятия (оптовики-купцы) с полным циклом обслуживания;
• с неполным циклом обслуживания, торгующие широким и узкоспециализированным ассортиментом, посредники (фирмы, основанные не различных формах собственности), оптовики-коммивояжеры, оптовики-организаторы, брокеры, агенты и др.
• оптово-розничные объединения на базе специализированных оптовых предприятий, складов бывших торгов и трестов, получивших юридическую самостоятельность;
• склады крупных розничных и промышленных предприятий;
• магазины-склады;
• оптовые предприятия типа «кэш-энд-кэрри» (плати и забирай);
• оптово-розничные объединения малых и средних предприятий торговли и питания, не имеющие складской и материально-технической базы.
В целях создания условий для развития оптовой торговли в период столкновения рыночной экономики и повышения торгового обслуживания населения, предприятия и организации общее регулировали торговой деятельностью возложено на Министерство Российской Федерации по торговле при правительстве России и органы исполнительной власти субъектов РФ (в лице управлений и комитетов по торговле мэрии и муниципалитета).
В функции Министерства РФ по торговле и местных органов управления по торговле говорят:
• формирование рыночной конъюнктуры (оптовых рынков, торгово-промышленных групп, мелкооптовых баз-магазинов);
• создание конкурентной среды и преодоление монополизма в сфере оптовой торговли;
• ликвидация региональных и ведомственных барьеров свободного передвижения товаров, поддержание необходимых товаропотоков для обеспечения государственных нужд;
• усиление контроля за соблюдением торговыми предприятиями всех форм собственности требований законодательства и интересов покупателей, за качеством реализуемых товаров;
13. Управление развитием складской сети оптовой торговой организации
Товаропроизводители, в частности, выбирают форму оптовой продажи продукции в зависимости от количества, характера, ассортимента продукции и пр. Так, предприятию, производящему один вид товара (например, масло сливочное) и реализующему его оптовыми партиями, зачастую нет необходимости оборудовать торговые и демонстрационные залы – порой достаточно только передать потенциальным покупателям или посредникам информацию о продаже товара. А предприятие, выпускающее несколько видов продукции (например, обувь), оборудовав демонстрационный зал, может представить для продажи образцы всех имеющихся товаров.
Оптовые коммерческие структуры, специализирующиеся на перепродаже товаров одной группы (например, канцелярских принадлежностей), заинтересованы представить покупателю весь ассортимент. Для этого оборудуются демонстрационные или торговые залы.
Одни предприятия предпочитают торговые залы, в которых на стеллажах располагают товар подготовленными к продаже оптовыми партиями и здесь же образец представленного товара с указанием информации о товаре.
Другие предприятия выбирают реализацию товаров через складские помещения. Для этого либо на территории склада, либо в другом месте оборудуется демонстрационный зал, в котором представляются образцы реализуемой продукции, где покупатель составляет заказ. Персонал продавца оформляет соответствующие документы и решает вопросы выполнения заказа.
Оптовым рынкам отдают предпочтение те предприятия, которые специализируются на торговле продовольственными товарами. Однако выбор этой формы зависит не только от специфики предприятия, но и от финансового потенциала, товарных оборотов, стратегии сбыта и пр.
В настоящее время уже получила распространение торговля по каталогам и приобретает популярность и экономическую привлекательность электронная торговля.
На некоторых предприятиях торговли склады - самые непривлекательные помещения, из которых работники с переменным успехом пытаются извлечь нужные товары. Положение сотрудников склада чуть выше положения подсобных рабочих. В результате предприятия получают от складов такую отдачу, которую заслужили. Для оптовой и розничной торговли склады служат фундаментом технологического процесса. Поэтому склады предприятий, стремящихся опередить конкурентов, требуют современной организации труда, современных технологий и квалифицированных кадров.
Склады следует рассматривать как аккумуляторы резервов материальных ресурсов, необходимых для сглаживания колебаний объемов поставок и спроса, а также синхронизации скоростей потоков товаров в системах движения от изготовителей к потребителям. Другими словами, на складах в течение определенного времени должно находиться такое количество товара, которое позволяет сделать бесперебойным технологический процесс торговли. Вместе с тем, существует определенный уровень затрат, превысив который предприятие начинает терять свою прибыль. Именно поиск "золотой середины", то есть оптимизация работы склада с минимальными затратами, является целью организации работы склада.
14. Управление технологическим процессом на торговых складах
Работа на складе включает комплекс работ, связанных с подготовкой к приемке и приемкой товаров, размещением их на хранение, организацией хранения, подготовкой к отпуску и отпуск товарополучателям. Все эти операции в совокупности и составляют складской технологический процесс.
Однако это лишь самое общее представление о складах. Любая из вышеперечисленных функций может изменяться в широких пределах, что сопровождается соответствующим изменением характера и интенсивности протекания отдельных логистических операций. Это, в свою очередь, меняет картину протекания всего логистического процесса на складе.
Операции по отпуску товаров составляют заключительную часть складского технологического процесса. От правильности их организации зависит рациональное и своевременное снабжение розничной торговой сети товарами в необходимом количестве и ассортименте.
Эти операции включают в себя:
* отборку товаров с мест хранения;
* комплектование и упаковку отобранных товаров;
* оформление документов и передачу подготовленных товаров в экспедицию;
* погрузку товаров и их отправку в розничную торговую сеть.
Перечисленным операциям предшествует работа по организации продажи товаров оптовым покупателям (магазинам и др.). При этом могут быть использованы различные методы оптовой продажи товаров, например, -- посредством передвижных складов и разъездных товароведов, мелкооптовая посылочная торговля и некоторые другие.
При реализации сложного ассортимента товаров или товаров, ранее неизвестных покупателям, целесообразно организовать их продажу с личной отборкой представителем розничного торгового предприятия. При этом методе продажи покупатели прибывают на склад по заранее согласованному графику и самостоятельно выбирают товары, выставленные в зале товарных образцов.
Зал товарных образцов представляет собой обособленное помещение склада, оснащенное специализированной торговой мебелью (стеллажами, горками, подиумами и др.), средствами рекламы и информации. Площадь зала разделена оборудованием на отдельные участки, на каждом из которых представлены образцы товаров одной или нескольких товарных групп. При этом каждой товарной группе отводится определенное место, что позволяет постоянным покупателям быстро находить нужные товары. Здесь же находятся рабочие места товароведов-коммерсантов.
Операции по поступлению товаров составляют начальную стадию складского технологического процесса. Количество операций и последовательность их выполнения зависят от размеров партий товаров и видов транспортных средств, которыми они доставляются на склад.
В организации приемки большое значение имеет предварительное установление времени прибытия и количества, поступающих на склад товаров, что позволяет заблаговременно спланировать необходимые мероприятия по приемке товаров.
К подготовительным мероприятиям по приемке товаров на складе относится:
- установление места разгрузки транспортных средств, максимально приближенного к помещению для хранения;
- определение необходимого количества работников для разгрузки и распределение работ между ними;
- определение необходимого количества и видов подъемно-транспортного оборудования и подготовка его к прибытию товаров;
- заблаговременное определение мест хранения;
15. Современные тенденции в менеджменте розничной торговли
В процессе товародвижения от изготовителя к потребителю конечным звеном является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы становятся собственностью потребителя. Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания. Продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий - изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов и т.д.
Функции розничной торговли:
- исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
- определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
- осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
- проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
- осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;
- проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
- оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.
Розничная торговля, являясь выражением малого бизнеса в России, отличается многообразием форм частного предпринимательства в виде ИЧП, МП, ТООТ, АОЗТ, кооперативов и других форм частного предпринимательства.
Наибольшее развитие розничной торговли получили товаропроизводящие отрасли и в первую очередь предприятия легкой и текстильной промышленности. В отделах по торговле государственных органов управления происходит определённая аккумуляция основных данных о продаже товаров и товарных запасов по ассортиментной и внутригрупповой структуре, а также данных об объёмах неудовлетворенного спроса. Самые точные данные во внутригрупповой структуре ассортимента товаров можно получить только в основном звене системы розничной торговли, но подобная работа нуждается в организации и проведении четкого учета по объемам реализации по ассортиментным группам с одновременной регистрацией неудовлетворенного спроса и поступивших требований отдельных покупателей.
В передовых странах мира для решения данной проблемы используются единые универсальные штриховые коды по каждому товару, служащие его индикатором, и специальные этикетки на продовольственные товары, приспособленные для автоматического считывания с помощью кассовых терминалов. Сведения о продаже товаров передаются по телефонным, телетайпным, телефаксным каналам связи в вычислительный центр торговой компании.
Целям активного стимулирования сбыта товаров служит реклама. Рекламная компания должна формироваться в различных направлениях, начиная с самых простых её замыслов - оформление оконных и внутримагазинных витрин - до организации рекламных выставок товаров с использование печатной, транспортной, радиотелевизионной, видеороликовой рекламы и другими её видами.
16. Основные тенденции в развитии видов и типов розничных торговых организаций и их роль в торговом обслуживании населения.
Виды розничной торговли:
I. Стационарная торговая сеть является наиболее распространённой, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, торговые автоматы.
Существует много видов магазинов, среди них:
- традиционное обслуживание через прилавок;
- магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам; в результате сокращается время торговой операции и увеличивается пропускная способность магазина с последующим увеличением объема реализации. Оплата за отобранные товары проводится в узлах расчёта, обслуживаемых контролерами-кассирами. Несмотря на явные преимущества, в настоящих условиях создавшаяся сеть магазинов самообслуживания в России почти полностью прекратила своё существование;
- магазины типа "магазин-склад", в которых товар не выкладывается на витрины, полки, что значительно снижает расходы по погрузке, разгрузке, укладке, поэтому продажа осуществляется по более низким ценам;
- магазины, торгующие по каталогам. Каталоги могут быть выданы потенциальным покупателям, посетившим данный магазин, или разосланы им по почте. Покупатель, изучив каталог, отобрав товар, направляет заказ с указанием своих реквизитов в магазин почтой. Магазин принимает решение об отгрузке товара покупателю. При наличии в магазине демонстрационного зала покупатель может сделать заочный заказ по каталогу либо посетить магазин и лично выбрать необходимый ему товар. При торговле по предварительным заказам оплата может быть разная: при получении товара, в форме предоплаты или путем почтового перевода; выполнение заказа часто сопровождается доставкой товара непосредственно по адресу покупателя;
|