Статистика


Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [327] Курсовая [699]
Реферат [397] Отчет [11]




Пт, 22.11.2024, 05:59
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » бесплатно » Реферат [ Добавить материал ]

сис
Реферат | 24.09.2014, 14:15

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

Содержание

Введение    3
1. Сущность и основные характеристики системности    4
2. Определение системы в общем виде    9
3. Возникновение и развитие науки о системах    18
Заключение    22
Список литературы    25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

В разработке и применении понятия «система» явно выделяются три направления: одно связано с использованием термина «система» и нестрогим его толкованием: другое - с разработкой сущности системной концепции, однако, как правило, без использования этого термина: третье - с попыткой синтеза концепции системности с понятием «система» в его строгом определении.
Цель работы – рассмотреть условия и причины формирования теории систем, как науки.
Задачи работы:
1.    Рассмотреть сущность и основные характеристики системности;
2.    Рассмотреть определение системы в общем виде;
3.    Рассмотреть возникновение и развитие науки о системах.
Для выполнения поставленной цели нами были изучены литературные источники по заданной тематике, информация проанализирована и изложена в виде данной письменной работы.

 

 

СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО - 

1. Сущность и основные характеристики системности

Системность – общее свойство материи, характеризующее её структурированность, взаимосвязанность составляющих её частей и её подчинённость определённой цели.

 

Рис. 1 – Структура системности
Системный подход – принцип деятельности, состоящий из группы обобщённых правил и взглядов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.
Системный подход состоит в том, что любой объект рассматривается в качестве самостоятельной системы со своими особенностями функционирования и развития. Принцип системности предполагает представление исследуемого объекта как некоторой системы, характеризующейся:
    элементным составом (примеры: велосипед состоит из рамы, зубчатых колёс, цепи, педалей и др.; студенческая группа состоит из студентов);
    взаимосвязями элементов (структурой) (примеры: в велосипеде механическое движение последовательно передаётся через педали, шатун, переднее зубчатое колесо, цепь, заднее зубчатое колесо на колесо; в студенческой группе есть отношения дружбы, отношения между лидерами учёбы и отстающими);
    назначением (примеры: велосипед предназначен для перемещения человека и небольших грузов на относительно небольшие расстояния; студенческая группа предназначена для коллективного обучения студентов выбранной специальности);
    функциями элементов и целого (примеры: цепь и зубчатое колесо преобразуют поступательное механическое движение во вращательное с заданными характеристиками; функция старосты студенческой группы – обеспечивать связь между группой и деканатом);
    взаимосвязями с окружением (пример: велосипед взаимодействует с дорожным покрытием; студенческая группа учится вместе с другими группами, взаимодействует с подразделениями института);
    законами развития системы и ее составляющих (пример: эволюция велосипеда; студенческая группа формируется по результатом поступления абитуриентов, в процессе учёбы проходит этапы становления, после выпуска формально прекращает своё существование, но дружеские связи сохраняются).
Функции системного подхода:
    мировоззренческая – составляет определённый взгляд на объекты и события (пример: при выходе из строя технического объекта возникает побуждение выявить и по возможности устранить причину неисправности, а не приобретать новый экземпляр взамен);
    ориентационная – позволяет эффективно воспринимать информацию и принимать решения о действиях (пример: при покупке технического объекта во внимание принимаются различные характеристики и факторы – стоимость, функциональные показатели качества, эстетика, эргономика, возможность сопряжения с другими устройствами, наличие гарантии и развитой сети сервисной поддержки и т.п.).
Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке — системного подхода .
Системный подход как обще методический принцип используется в различных отраслях науки и деятельности человека. Гносеологической основой (гносеология — раздел философии, изучающий формы и методы научного познания) является общая теория систем, начало которой положил австралийский биолог Л.Б ерталанфи. В начале 20-х годов молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определённые системы, обобщив свой взгляд в книге «Современная теория развития» (1929). В этой книге он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге «Роботы, люди и сознание» (1967) он перенёс общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. 1969 - «Общая теория систем». Берталанфи превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов, установленных в различных дисциплинах, исходя из которых, можно вывести общесистемные закономерности .
Системный подход — это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта. Можно также сказать, что системный подход — это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.
Системный метод – совокупность прикладных методов и приемов познания и преобразования действительности (методик расчёта, моделирования, оптимизации, выбора, прогнозирования и др.) (примеры: имитационное моделирование, расчёт методом конечных элементов, макетирование).
Функции системного метода:
    познавательная – позволяет исследовать действительность (пример: по результатам моделирования течения газа в трубопроводе устанавливается его проводимость);
    методологическая – позволяет преобразовывать действительность (пример: по результатам расчёта вала устанавливается минимально допустимое значение его диаметра, которое затем реализуется материально).
Системная теория (системология) – интегральная наука о системах, которая объясняет происхождение, устройство, функционирование и развитие систем различной природы.
Функции системологии:
    систематизирующая – накапливает и структурирует знания о системах в виде теорий;
    объясняющая – объясняет принципы систем.
Структура системологии:
    общая теория систем (обобщённое абстрактное знание о системах в отрыве от конкретных видов систем);
    отраслевые теории систем (специфические знания о различных видах системах) (примеры: теория механизмов и машин, теория надёжности технических систем);
    специальные теории систем (знания об отдельных аспектах систем различного вида) (примеры: теория переходных систем, теория эволюции систем, теория катастроф);
    системотехника (знания о технике, как о системе).
Основные этапы развития системных идей :
Первый этап (III тысячелетие до н.э. – начало ХХ века) 
Системные идеи складывались в ходе практической и познавательной деятельности людей, шлифовались мифологией, мировоззрением и философией, носили разрозненный характер. Возникали и оформлялись отдельные идеи и понятия.
Второй этап (начало ХХ века – середина ХХ века) 
Теоретизация системных идей, формирование первых системных теорий, широкое распространение системности во все отрасли знания, освоение их системными идеями. Системность превращается в методологию и научное знание о системах, оформляется как инструмент познавательной деятельности.
Третий этап (середина ХХ века – наши дни) 
Превращение системности в метод научных исследований, аналитической деятельности. Начало этапа совпадает с началом научно-технической революции, которая максимально использовала системный метод для научных открытий, осуществления технологических разработок, появления информационных технологий. Системность к концу ХХ века становится всеобщим мировоззрением, которое используют специалисты всех отраслей.
Таким образом, если рассмотреть объективные причины развития системных представлений, то можно выяснить, что системность присуща не только любой практической деятельности человека, но и человеческому мышлению и познавательным процессам.
Кроме того, системность – это не только свойство человеческой деятельности или практики, но и свойство всей материи вообще, т.е. системности всей вселенной. Системность является настолько присущей материи, что её можно назвать формой существования материи. Известные формы существования материи – время, пространство, движение, структурированность и т.д. – тоже системны.


2. Определение системы в общем виде

Как известно, наука предъявляет очень жесткие требования к понятиям, требует их четкости и однозначности. «Понятие – мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от смежных с ними» . 
Однозначность и четкость понятия придет четкость и познавательным процедурам отличия явлений и предметов, описываемых данным понятием, от других явлений и предметов. Поэтому вполне понятно стремление методологов – системщиков дать четкое определение системы. Но решить эту задачу пока не удалось никому. 
Несмотря на огромный теоретический задел, наблюдается неоднозначность понятия категории «система». 
Согласно общей теории систем: 
«Система – это реальная или мыслящая совокупность частей (элементов, сущностей), целостные свойства которой определяются связями (отношениями, взаимодействиями) между частями. 
Система – это ограниченное множество взаимодействующих элементов [1, с. 44]. 
Физиолог П.К. Анохин в известной работе «Теория функциональной системы» (1970 г.) привел 12 формулировок понятия системы разных авторов. В учебнике В.Н Волковой и А.А. Денисова «Основы теории систем и системного анализа» (1999 г.) авторы говорят уже о 30 определениях понятий «система». Сейчас таких формулировок можно было бы собрать в несколько раз больше. Определение системы постоянно эволюционирует. 
Подходы к понятию системы
Во-первых, как отметил Берталанфи, понятие системы не есть «нечто преходящее или некий итог последних технических достижений… понятие системы так же старо, как стара европейская философия… и может быть прослежено еще у Аристотеля». Л. Фон Берталанфи – определил систему как “комплекс взаимодействующих компонентов” или как “совокупность элементов, находящихся в определенных отношения друг с другом и со средой” . Эти понятия до сих пор – основа использования понятий “системы”. 
Сделав особый акцент не на том, что целое состоит из частей, а на том, что поведение и свойства целого определяют взаимодействия его частей, Л. Берталанфи превратил понятие в основу нового, преимущественно синтетического взгляда на мир. Однако подход к объекту как к комплексу взаимодействующих частей понимание системы не исчерпывается. Существуют и другие характеристики. 
Позднее в определение «система» вводится понятие цели: в трактовке Анохина «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно – вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата» . 
Рассмотрим некоторые характерные моменты этого определения: 
«…только такой комплекс избирательно-вовлеченных компонентов…» Это значит, что, во-первых, не все компоненты объекта могут стать элементами системы, и, во-вторых, существует некоторая причина такой избирательности. 
«…у которых взаимодействие и взаимоотношения приобретают характер взаимосодействия компонентов…» Анохин П.К. утверждает, что, не вообще «совокупность взаимодействующих компонентов», а совокупность взаимосодействующих для чего-то конкретного и определенного важно в определении системы. «...на получение фокусированного результата» Анохиным П.К. вводится в определение понятие системы «системообразующего фактора». Причины образования системы является узловым в системной теории. 
Само вовлечение компонентов или выбор из имеющегося множества происходит до и в процессе формирования цели и происходит это на основе исходной потребности. Потребность есть причинной системообразующий фактор, а цель – функциональный фактор. «Он аргументирует ключевое значение результата (цели) деятельности, направлено ограничивающего множество произвольных взаимодействий». Таким образом, в определении системы вносится «цель». 
В понятие система включают характеристики 
В.Н. Садовский и Э.Г. Юдин в понятие «система включают характеристики: взаимосвязанность элементов системы; система образует особое единство со средой; любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; элементы любой системы обычно выступают элементами более низкого порядка. «таким образом, система – не только некоторое целое, составленное из определенных взаимодействующих элементов, это совокупность элементов, обладающая определенным поведением в составе другой, более сложной системы – окружающей среды». 
Определения система строятся на основных понятиях: «вещь – свойство – отношение».
В.С. Тюхтин понимает «под системой множество связанных между собой компонентов той или иной природы, упорядоченное по отношениям, обладающим определенными свойствами; множество характеризуется единством, которое выражается в интегральных свойствах и функциях множества». 
Близкое по значению к этому определению дает А.И. Уемов. Система понимается им как множество объектов, на которых реализуется заранее определенное отношение с фиксированными свойствами. “Другими словами система – множество объектов, обладающих заранее заданными свойствами с фиксированными отношениями между ними” . 
Определения системы основаны на одной ведущей категории.
В качестве такой категории могут выступать «целостность», «множество», «единство», «совокупность», “организация”. Например, В.Г. Афанасьев, опираясь на категорию целостность, пишет: «… следует определить целое, целостную систему как совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых интегральных качеств, не свойственных образующим ее частям компонентам» [4, с. 53]. Далее В.Г. Афанасьев отмечает: «Целостная система – это такая система, в которой внутренние связи частей между собой являются преобладающими по отношении к движению этих частей и к внешнему воздействию на них» [4, с. 53). А.Н. Аверьянов понимает систему как ограниченное множество взаимодействующих элементов. 
Вводится в определение системы наблюдателя.
Ю.И. Черняк, объектом исследования которого были экономические системы, пишет в определении «Система есть отражение в создании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания» [1, с.44]. Позднее, он же: «Система есть отображение на языке наблюдателя (исследователя, конструктора) объектов, отношений и их свойств в решении задачи исследования, познания» [1, с. 44]. Таким образом, сопоставляя эволюцию определения системы, следует отметить, что вначале в определении появляются «элементы и связи», затем – «цель», затем – «наблюдатель». В экономических системах, если не определить наблюдателя (лицо, принимающее решение, т.е. ЛПР), то можно не достичь цели, ради которой создается система. 
В основу определения системы берут категорию «организация».
Так А.Д. Урсул считает, что всякая реальная система обладает организацией, но не всякая организация выступает как система. Любая система в большой или меньшей мере организация. Организацию же рассматривают в двух аспектах: как свойство материи и как продукт деятельности человека. «Организационная система – это целостное образование направленного действия, состоящее из организационно взаимосвязанных элементов (людей, коллективов) и обладающее функцией». 
Афанасьев определяет организацию как «по крайней мере, частично самоуправляемую систему», наделенную следующими характеристиками :
1. Сущность. Организация является системами типа «человек – машина». 
2. Структура. Система должна обладать способностью выбирать направление деятельности, ответственность за которую может быть распределена между элементами системы на основе их функций (торговля, производство, проведение расчетов и т.д.), местоположение или других признаков. 
3. Коммуникация. Коммуникация играет важную роль в определении поведения и взаимодействия подсистем в организации. 
4. Выбор решения. Участники должны распределить между собой задачи и соответствующие направления деятельности. 
А.А. Богданов считал, что всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей. Он полагал, что дезорганизация частный случай организации. Во всем мире происходит борьба организационных форм, и в ней побеждают более организованные формы (неважно, идет ли речь об экономике, политике, культуре или идеологии). Это происходит из-за того, что организационная система всегда больше, чем сумма ее составляющих элементов, а дезорганизационная – всегда меньше суммы своих частей. 
А.А. Богданов считал, что всякую деятельность человека можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения. Это положение ключевая позиция современного менеджмента. Он одним из первых в мире ввел понятие системности. Состояние системы определяется равновесием противоположностей. Ученый разработал идею о структурной устойчивости системы и ее условиях. В самой системе увидел два вида закономерностей: формирующие, регулирующие. Он ввел ряд понятий, характеризующих этапы развития различных систем: «комплексия», «конъюгация», «ингрессия». Человек свободен, создавать, развивать или менять системы, но выживут только те из них, которые согласуются с определенными закономерностями, присущими развитию систем. 
Главной категорией системных исследований в целом и системного анализа в частности является понятие «система». Основным системообразующим фактором системы является ее главная функция, рассматриваемая как смысл существования, назначение, необходимость системы. Помимо функции, система может иметь цель. 
Цель – это желаемое состояние ее выходов, т.е. некоторое значение или подмножество значений функций системы. Цель может быть заданной как извне и тогда она должна быть согласованна с внутренней направленностью системы в целом и полезна для ее подсистем, так, и поставлена системой самой себе; в последнем случае цель будет выражать внутренние потребности системы. Конечно, цель оказывает огромное влияние, как на структуру, так и на поведение системы и наряду с функцией должна быть признана системообразующим фактором, но при решающей роли функции.
Любая система имеет определенный компонентный состав. Компоненты системы можно условно разделить на подсистемы и элементы. Подсистемы – компоненты системы, сами являющиеся сложными системами. Элемент же может рассматриваться как предел членения в рамках данного качества системы, он не состоит из компонентов и представляет собой нерасчленимый далее, элементарный носитель этого качества. Разумеется, элемент не делим не вообще, а только в рамках данного качества. Членение его выводит исследователя в качественно иную систему.
Система есть средство достижения цели. Однако соответствие цели и системы неоднозначно: в чем-то разные системы могут быть ориентированы на одну цель; одна система может иметь несколько разных целей. Система есть совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое. Цель – это субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему. Вся последующая деятельность, способствующая решению этой проблемы, направлена на достижение поставленной цепи. 
Прежде всего, попытаемся понять причины, по которым не удается выработать единого понимания системы. Попытки дать определение системы лежат в самых разных плоскостях, но наиболее характерные отличия связаны с ответом на следующие вопросы : 
1. Относится ли понятие система 
    к объекту (вещи) в целом (любому или специфическому), 
    к совокупности объектов (природно или искусственно расчлененной), 
    не к объекту (вещи), но к представлению объекта, 
    к представлению объекта через совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях, 
    к совокупности элементов, находящихся в отношениях? 
2. Выдвигается ли для совокупности элементов требование образовывать целостность, единство (определенную или не конкретизированную)? 
3. Является ли «целое» 
    первичным по отношению к совокупности элементов. 
    производным от совокупности элементов? 
4. Относится ли понятие система 
    ко всему, что «различается исследователем как система», 
    только к такой совокупности, Которая включает специфический «системный» признак? 
5. Все есть система или наряду с системами могут рассматриваться «не системы»? 
В зависимости от того или иного ответа на данные вопросы мы получаем множество определений. Но если большое число авторов на протяжении 50 лет определяют систему через разные характеристики, то можно ли в их определениях все же усмотреть что-то общее? К какой группе понятий, к какой группе категорий относится понятие «система», если взглянуть на него с позиций множества существующих определений? Становится ясно, что все авторы говорят об одном и том же: через понятие система они стремятся отразить форму представления предмета научного познания. Причем в зависимости от этапа, познания мы имеем дело с разными представлениями предмета, а значит, меняется и определение системы.
Обратимся к словарям, в которых дано множество определений понятия «система» :
1) Соединение однородного знания в одно целое, исходя из какой-либо общей идеи, с целью познания какой-либо области явлений или всего мироздания
2) В широком значении: совокупность материальных и/или нематериальных объектов, образующая единое целое и объединенная некоторыми общими признаками, свойствами, назначением или условиями существования, жизнедеятельности, функционирования и т.п.
3) По отношению к техническим системам: взаимосвязанная общим управлением, назначением или условиями функционирования образующая единое целое совокупность различных объектов и отношений между ними.
Любой объект окружающего мира можно рассматривать как систему. Системы бывают материальные, нематериальные и смешанные. Примеры материальных систем: дерево, здание, человек, планета Земля, Солнечная система. Примеры нематериальных систем: человеческий язык, математика. Пример смешанных систем – школа.. Она включает в себя как материальные части (школьное здание, оборудование, тетради, учебники и пр.), так и нематериальные (учебные планы, программы, расписания уроков). 
3. Возникновение и развитие науки о системах

Прошло более 15 лет с того момента, как автор впервые представил широкой публике проект общей теории систем. С тех пор эта концепция широко обсуждалась и была применена ко многим областям науки. Если в одном из первых обзоров по общей теории систем говорилось о «заговоре молчания» в связи с идеей этой концепции, то теперь, несмотря на наличие явных ограниченностей, различных подходов и справедливой критики, немногие смогут отрицать законность и плодотворность междисциплинарного системного исследования. Более того, понятие системы в настоящее время не ограничивается теоретической сферой, а становится центральным в определенных областях прикладной науки. Вначале это понятие выступало преимущественно как абстрактная и дерзкая теоретическая идея. Теперь же системотехника, системное исследование, системный анализ и им подобные категории стали рабочими терминами. Многие промышленные предприятия и государственные агентства имеют соответствующие департаменты, комитеты или, по крайней мере, особых специалистов по этим проблемам, а многие университеты предлагают программы и курсы для изучения системных идей.
Мотивы, ведущие к выдвижению идеи общей теории систем, можно суммировать в следующих нескольких положениях .
1. До последнего времени область науки как номотетической деятельности, то есть деятельности, направленной на установление объясняющей и предикативной системы законов, практически отождествлялась с теоретической физикой. Лишь несколько попыток создания систем законов в нефизических областях получили общее признание, биолог в этой связи, прежде всего, вспомнит генетику. Тем не менее, в последнее время биологические, бихевиоральные и социальные науки нашли свою собственную базу, и поэтому стала актуальной проблема, возможно ли распространение научных концептуальных схем на те области и проблемы, где приложение физики является недостаточным или вообще неосуществимым.
2. В биологических, бихевиоральных и социологических областях имеются кардинальные проблемы, которые игнорировались в классической науке или, скорее, просто не стали предметом ее рассмотрения. Если мы посмотрим на живой организм, то сможем наблюдать удивительный порядок, организацию, постоянство в непрерывном изменении, регулирование и явную телеологию. Подобно этому в человеческом поведении, если даже мы будем придерживаться строго бихевиористической точки зрения, мы не сможем не заметить целенаправленности, стремления к определенным целям. Тем не менее, такие понятия, как организация, направленность, телеология и т. д., не использовались в классической системе науки. В так называемом механистическом мировоззрении, опирающемся на классическую физику, они рассматривались фактически как иллюзорные или метафизические. Для биолога, однако, это означало, что как раз специфические проблемы живой природы оказались вне законной области науки.
3. Охарактеризованное положение было тесно связано со структурой классической науки. Последняя занималась главным образом проблемами с двумя переменными (линейными причинными рядами, одной причиной и одним следствием) или в лучшем случае проблемами с несколькими переменными. Классическим примером этого служит механика. Она дает точное решение проблемы притяжения двух небесных тел — Солнца и планеты и благодаря этому открывает возможность для точного предсказания будущих расположений звезд и даже существования до сих пор не открытых планет. Тем не менее, уже проблема трех тел в механике в принципе неразрешима и может анализироваться только методом приближений. Подобное же положение имеет место и в более современной области физики — атомной физике. Однонаправленная причинность, отношения между причиной и следствием, двумя или небольшим числом переменных - все эти механизмы действуют в широкой области научного познания. Однако множество проблем, встающих в биологии, в бихевиоральных и социальных науках, по существу, являются проблемами со многими переменными и требуют для своего решения новых понятийных средств. Уоррен Уивер, один из основателей теории информации, выразил эту мысль в часто цитируемом положении. Классическая наука, утверждал он, имела дело либо с линейными причинными рядами, то есть с проблемами двух переменных, либо с проблемами, относящимися к неорганизованной сложности. Последние могут быть разрешены статистическими методами и, в конечном счете, вытекают из второго начала термодинамики. В современной же физике и биологии повсюду возникают проблемы организованной сложности, то есть взаимодействия большого, но не бесконечного числа переменных, и они требуют новых понятийных средств для своего разрешения.
Поскольку теория систем в широком смысле является по своему характеру фундаментальной основополагающей наукой, она имеет свой коррелят в прикладной науке, иногда выступающий под общим названием науки о системах, или системной науки. Это научное движение тесно связано с современной автоматикой. В общем плане следует различить в науке о системах следующие области :
- Системотехнику, то есть научное планирование, проектирование, оценку и конструирование систем человек — машина.
- Исследование операций, то есть научное управление существующими системами людей, машин, материалов, денег и т. д.
- Инженерную психологию, то есть анализ приспособления систем и прежде всего машинных систем, для достижения максимума эффективности при минимуме денежных и иных затрат.
Очень простой пример, свидетельствующий о необходимости изучения систем человек — машина, — это полет на самолете. Всякий, кто пересекал континенты на реактивном самолете, летящем с огромной скоростью, и кто вынужден был проводить среди толпы в аэропорту бесполезные часы в ожидании, может легко понять, что современная техника, используемая в воздушных, путешествиях, превосходна, в то время как «организационная» техника все еще находится на примитивном уровне.
Хотя в только что названных научных дисциплинах имеется много общего, в них, однако, используются различные понятийные средства. В системотехнике, например, применяются кибернетика и теория информации, а также общая теория систем. В исследовании операций используются методы линейного программирования и теории игр. Инженерная психология, занимающаяся анализом способностей, психологических ограничений и вариабильности человеческих существ, широко использует средства биомеханики, промышленной психологии, анализ человеческих факторов и т. д. Необходимо также отметить непосредственную связь теории систем с целым рядом смежных дисциплин. Это организационное поведение, управление персоналом, исследование систем управления, разработка управленческого решения, стратегический, банковский, финансовый, производственный и инновационный менеджмент, управление качеством, антикризисное управление, маркетинг, логистика и другие дисциплины данной специализации .
Такая тесная связь тории организации с другими отраслями знаний позволяет рассматривать ее как междисциплинарный предмет, обобщающий и развивающий научные достижения и дающий практические рекомендации применительно к различным сферам организационной деятельности на основании общих законов развития организаций.

Заключение

Совокупность общих концепций, принципов, методов, приемов и способов анализа, связанных с изучением систем (также называется общей системной теорией). Под системами понимаются повсеместно распространенные единства, как физически реальные, так и абстрактные, которые, по определению системных аналитиков, обладают всеми свойствами системы. 
Теория систем - это не теория в традиционном смысле слова, а, скорее, особый научный подход или междисциплинарная область.
Теория систем была впервые использована в биологии в начале 1950-х гг. и в последующем нашла применение в других областях науки и сферах профессиональной деятельности. Основателем теории систем обычно называют Людвига фон Берталанфи. В биологии данная теория применялась для систематизации отношений между различными формами и уровнями жизни - от молекулярных до социальных. Дальнейшая разработка теории систем тесно связана с распространением компьютерных технологий и развитием информационной теории. Теория систем заметно повлияла на становление кибернетики - изучения процессов передачи информации и осуществления контроля в системах.
В 1950-х и 1960-х гг. теория систем стала новым научным подходом к пониманию и прогнозированию возникновения явлений естественного и искусственного происхождения. Она отделилась от уже существующих подходов во многих дисциплинах, связанных с историческими, редукционистскими и бихевиористскими методами научного познания. Общая теория систем должна была стать моделью для научного исследования целостных явлений, взаимосвязей и взаимозависимостей. Она проникла в различные области науки настолько глубоко, что мы часто даже не в состоянии представить себе, какое влияние она оказывает на наше мышление, на большинство дисциплин и профессиональных сфер.
Все системы могут быть описаны в терминах входа, процесса, выхода, петель обратной и прямой связи, равновесия, гомеостаза, открытости и закрытости. Все системы служат той или иной цели, т. е. являются телеологическими. Изначально основатели теории систем проводили различия между системами реальными (галактика, клетка, атом) и концептуальными (логика, математика, музыка). Далее также стали различать технологические, философские и эпистемологические системы. По отношению к окружающей среде ученые выделяют закрытые и открытые системы, причем последние более динамичны и в большей степени подвержены изменениям. Любая физическая или абстрактная совокупность элементов может быть описана в терминах теории систем.
В более узком смысле слова системный менеджмент - это всесторонний подход к управлению организациями, который рассматривает организации как единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей, с видимой границей и окружающей средой. Многие широко распространенные методы управления последних сорока лет, такие как управление, по целям и планирование, программирование, бюджетирование, опирались на теорию систем. Развитие информационной системы управления также строится на принципах данной теории и применения информационных технологий к управленческим решениям.
На государственное управление теория систем оказала не меньшее влияние, чем на экономику, политологию или социологию. В ней на основе системной теории были выделены некоторые принципы структурирования государственных организаций и этические нормы. В то время как большинство исследователей этой теории усматривали преимущества анализа организационных и политических процессов как систем, многие также считали, что системный подход порождает консервативное примиренческое отношение к объектам рассмотрения.
Сегодня теория систем вышла за пределы своих первоначальных положений и переросла в теорию хаоса. Во многом теория хаоса - это дальнейшее развитие системного подхода, который подчеркивает сложность и динамичность всех систем и считает их по сути хаотическими. 
Общая теория систем оказала наиболее значительное влияние на развитие практики и теории государственного управления во второй половине XX столетия. Она символизирует как растущую рационализацию административных методов и управления в целом, так и все большее обращение к инструментарию точных наук в теоретических и методологических исследованиях госуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.    Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М., 2006. – 245с.
2.    Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 2007. – 345с.
3.    Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор. СПб., 2008. – 457с.
4.    Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 2007. – 109с.
5.    Волков В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. Изд-во СПбГТУ, 2007. – 158с.
6.    Дегтярев Ю.И.  Системный анализ и исследование операций. М.: Высш. шк., 2006. – 108с.
7.    Мильнер Б.З. Теория организаций: Учебник. М., 2007. – 235с.
8.    Мишин В.М. Исследование систем управления, М., 2008. – 180с.
9.    Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П., Введение в системный анализ: Учебное пособие для вызов. – М.: Высшая школа, 2008. – 308с.
10.    Современная информатика: наука, технология, деятельность / Р.С. Гиляровский, Г.С. Залаев, И.И. Родионов, В.А. Цветкова; Под ред. Ю.М. Арского. М.: ВИНИТИ, 2008. – 207с.

 

Добавил: Демьян |
Просмотров: 382
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba