СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
В.Я.Пропп в 1928 г. дал следующее определение: «волшебная сказка - жанр сказок, начинающийся с нанесения какого-либо ущерба или вреда (похищение, изгнание и т.п.) или с желания иметь что-либо и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником, возвращение и погоню. Часто эта композиция дает осложнение. Герой уже возвращается домой, а его пытаются уничтожить. В дальнейшем он вновь прибывает, подвергается испытанию через трудные задачи, воцаряется и женится» [2, С.9 ].
Мифы тесно связаны с национальными особенностями и культурным коллективным сознанием этноса. Миф дает наиболее специфичное выражение проблемам данной нации в конкретный культурный период: архетипический мотив переводится на культурный уровень, связывается с религиозными традициями. Но при этом миф теряет часть своего общечеловеческого значения, которое как раз и отражается в волшебных сказках. Очень удачной метафорой отношений сказки и мифа является метафора, предложенная Марией-Луизой фон Франц: «Волшебная сказка похожа на море, а саги и мифы подобны волнам на его поверхности: сказка то «поднимается », чтобы стать мифом, то «опускается», снова превращаясь в волшебную сказку» [2, С.11].
Любая сказка – и авторская, и безусловно, народная, несут отпечаток культуры. Это и ценности, и социальные проблемы, и особеннсти быта, семейного устройства.
В настоящее время можно заметить все большее проявление в современной культуре воплощения сказочных форм. Это проявляется в обилии литературы, написанной в стиле «фэнтези», погружающей читателя в сказочный мир.
Авторские сказки отражают прежде всего взгляд на мир самого писателя. В любой авторсокй сказке можно увидеть массу проекций личных проблем автора, неотреагированных переживаний комплексов. В этом смысле очень показательны сказки Андерсена. Конечно, читая авторские сказки мы принимаем опыт автора. И авторская сказка может произвести сильнейшее впечатление на ребенка, повлиять и на его жизненный стиль (поэтому при подборе сказок для детей нужно быть внимательными к тому, что же несет автор, надежду, доверие, разочарование). Но авторские сказки несут больше чувства. Вспомним сказки и Андерсена, и Гофмана, и Перро…При работе со взрослыми именно они оказываются наиболее действенными.
Кроме того, к авторским сказкам относятся и те, что сочиняются терапевтами с определенной (коррекционной или терапевтической целью).
Как видно, существует много способов и форм работы со сказками. Однако при таком разнообразии наростает необходимость интегративного подхода к работе и организации сказкотерапевтических занятий. Примером такого интегративного подхода является комплексная сказкотерапия Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Эта концепция базируется на пяти видах сказок. Рассмотрим более подробно, так как вид сказок отражает цель их создания и применения, определенную технику работы [3].
Художественные сказки: народные и авторские сказки, составляющие культурный фонд человечества. В них есть и терапевтический, и коррекционный, и дидактический смысл. Целью их создания не являлось терапевтическое воздействие .
Народные сказки также имеют несколько подвидов:
- сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных (они лучше всего передают маленьким детям жизненный опыт);
- бытовые сказки (оказываются очень действенными при семейном консультировании);
- страшные сказки (при рассказывании таких сказок дети освобождаются от напряжения, страхов);
- волшебные сказки (содержат информацию о духовном развитии человека и используются как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми).
Авторские сказки более эмоционально насыщены, чем народные и имеют множество уровней, линий, тем. Это сказки Г.-Х. Андерсена, Ш.Перро, современные сказки такого автора, как А.В.Гнездилов. Конечно, в авторской сказке отражено множество переживаний автора, и не всегда вывод, который делается в результате, носит конструктивный характер. Но, тем не менее, эти сказки способствуют размышлениям над своими переживаниями, и час именно их глубина оказывается целительной.
Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы (буквы, цифры, звуки) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведении ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный. Техники работы Д.Бретт, Д.Миллс и Р.Кроули, В Оклендер соответствуют именно этому типу сказок.
Психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящего; они как правило, неоднозначны и часто оставляют человека с внутренним вопросом. Но именно это и дает возможность человеку поразмыслить над произошедшими событиями, проанализировать их, глубже понять. Многие сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношениям к потере и приобретениям, любви, жизненного пути. Такие сказки помогают тогда, когда бесполезны иные техники [3].
В качестве примера такой глубокой и трудной работы можно привести работу с терминальными онкологическими больными. С точки зрения психотерапевта, работающего в этом направлении А.В.Гнездилова психологически человек в ситуации болезни часто переходит в позицию ребенка (одна из трех позиций, предложенных Э.Берном). И именно это может дать необходимый ресурс для работы с пониманием своего ухода из жизни: работа с воображением. При этом, например, сочиняются сказки, в которых смерть – это сон, или сказки, в которых есть тема перевоплощения.
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, развития личностных потенциалов. Проводятся в специальных условиях, как правило с музыкальным сопровождением. Основное здесь – отсутствие конфликта. Задача – снятие напряжения., создание идеальных моделей взаимооотношений. В тексте могут присутствовать образы всех модальностей: зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной, вкусовой.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.
Основными приемами работы со сказкой являются следующие [4, 7]:
1.Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?»; «Кто из героев больше всего понравился и почему?»; «Почему герой совершил те или иные поступки?»; «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?», а также другие вопросы. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.
2.Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».
3.Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
4.Постановка сказок с помощью кукол . Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
5.Сочинение сказок , 7. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.
С точки зрения организации процесса работы над сказками можно разделить применение в группе и индивидуальную работу.
А.А. Осипова среди основных возможностей работы со сказкой называет [5]:
1.Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
2.Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.
3.Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо.
4.Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
5.Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
6.Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).
Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:
1.Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
2.Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.
3.Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой - это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.
4.Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев - все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.
Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они дают человеку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса.
События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.
В основе психологической проблемы часто лежит незаконченность, незавершенность ситуации (можно сказать, незавершенный гештальт). Человек останавливается перед тем, что его пугает, возвращаясь постоянно к одному и тому же, доходя до самого неприятного и тут же «выпрыгивая» из ситуации. Это может быть остатком психологической травмы [7]. При этом если человек «проходит» страшное место, наступает хорошая концовка, проблема решается. В сказке с точки зрения большинства подходов происходит подключение подсознательных ресурсов человека. Фактически, сказка – большая метафора проблемной ситуации и выхода из нее. Если вспомнить суть метафоры (осмысление и переживание явлений одного рода в терминах явлений другого рода, то выходит, что при сочинении истории о своей проблеме происходит отстранение от проблемной ситуации и хождения по кругу в поисках ответа, появляется возможность изменить «угол зрения» на проблему.
Терапевтические механизмы сочинения волшебной сказки интерпретируются следующим образом. Автор, установив общение с воображаемым героем, выступает как опосредованное общение с самим собой, сопереживая герою, автор сопереживает самому себе , своим самым острым и насущным эмоциям [6].
Таким образом, при написании сказки происходит с одной стороны переживание сюжета как реальности с, а в процессе анализа – как символа определенного опыта, переживаний; с другой стороны, сказочная форма предполагает наличие определенных правил. Эти правила, сама сказочная форма облегчает выражение переживаний: изначально заданы средства их выражения.
Обобщая все вышесказанное, можно обозначить следующие моменты. Автор находится в диалектическом единстве со своим произведением, выступая и как автор, и как реципиент при прочтении сказки, ее рефлексии. В таком со-бытии находят выражение феномены погружения – отчуждения, сопереживания – созерцания формы. Они проходят на основе 2-х механизмов: проекция и рефлексия. В процессе создания сказочного произведения проявляется такой важный эффект, как катарсис. Автор является носителем напряженно-активного единства завершенного целого (и героя, и произведения). Изнутри самого героя такое целое ему не дано – оно восполняется творческим сознанием автора.
Отмеченные здесь переходы противоположностей действительно имеют место при сочинении волшебной сказки и лежат в основе терапевтического эффекта: отчуждение личности от себя дает возможность посмотреть на возникшие трудности с иной точки зрения (в другом измерении) и найти выход. Здесь имеет место момент переживания травматичного опыта в сказочном повествовании. На это обращал внимание Д.Ю. Соколов [7, 8]. Действительно, в основе психологической проблемы часто лежит незаконченность, незавершенность ситуации. Человек останавливается перед тем, что его пугает, возвращаясь постоянно к одному и тому же, доходя до самого неприятного и тут же «выпрыгивая» из ситуации. При этом, если человек «проходит» страшное место - наступает хорошая концовка, проблема решается.
Из всего вышесказанного ясно, насколько важен сам процесс написания сказки. Он требует и особой подготовки, и обстановки для написания: как показывает опыт, наиболее подробные и глубокие сказки сочиняются в тренинговой ситуации. Но не менее важным является и анализ текста сказки самим автором. Этим реализуются принципы работы со сказочным материалом, приведенные Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой: осознанность (осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета и понимание роли каждого персонажа), множественность (понимание, что одно и то же событие может иметь несколько смыслов), связь с реальностью (возможности использования «сказочного урока» в жизни) [3]. С одной стороны, понимание того, что отражает тот или иной поворот в сюжете или персонаж в связи в реальной жизнью, а с другой – понимание того, какие глубинные аспекты себя можно познать и использовать, анализируя сюжет своей сказки.
То, что сам процесс написания сказки несет определенный эффект самоизменения, подтверждается и исследованиями А.А.Бреусенко. Автор говорит о волшебной сказке как о моделировании ситуации преодоления личностью экзистенциального кризиса. С помощью анализа текста сказки снимались эмпирические показатели «субъективной готовности» ценностно-смысловой сферы личности к экзистенциальному кризису на каждой стадии (была разработана стадиальная модель экзистенциального кризиса): предкризисная, манифестация кризиса, стадия выбора (реакции на кризис), получение ресурса преодоления, трансценденции и борьбы (пик кризиса, преодоление последствий, испытание новообразований, достижение экзистенциальной цели.) Также было установлено, что моделирование ситуации преодоления экзистенциального кризиса приводит к снижению «объективной кризисности» ценностно-смысловой сферы личности.
Следует рассмотреть отдельно 2 аспекта сочинения сказки: сам процесс сочинения и последующий анализ написанного автором.
При определении терапевтического эффекта от написания и анализа можно исходить из направлений психологического анализа сказок: какой феномен усматривается в ней (архетип ли это, форма поведения или персонифицированная эмоция) – на разворачивание такого соответствующего механизма и направлена сказка (инициация и приближение к самости, получение «спектра» поведенческих реакций, или катарсис). Но это может сузить представление о полученном опыте.
Целесообразным оказывается рассмотрение уровней воздействия сказки: на первом события сказки, отношения героев «проецируются» на реальную жизнь; на втором по глубине уровне происходит напоминание о важных социальных и моральных нормах в жизни; на третьем уровне задеваются глубинные механизмы подсознания [2]. Здесь имеет значение аспект опыта (ребенок не выйдет сразу на третий уровень – наиболее доступным будет первый), и цели клиента (кому-то необходим контакт с глубинными бессознательными ресурсами, а для кого-то достаточно будет нахождения аналогий с реальной жизнью для решения возникшего противоречия). В нашем исследовании также была использована идея уровней воздействия сказки, уровней, на которых идет работа по самопознанию. То есть каждый при сочинении сказки ориентируется на определенную сферу, переживания в которой в данный момент актуальны. Это может быть проблема разрешения конкретной частной ситуации, ситуации отношений с другими, своих переживаний этих отношений, переживаний, связанных с осмыслением жизни, с определенным этапом жизненного пути.
Очень важна организация процесса сочинения: в нашей тренинговой программе предполагалось написание сказки, перед этим было предложено настраивающее упражнение, позволяющее представить будущее путешествие героя (тот мир, где он будет путешествовать). Кроме того, использовалась соответствующая музыка при сочинении сказки. Написание (а не рассказывание вслух) предполагает использование определенной литературной формы, и дает возможность лучше проследить повороты сюжета, особенности повествования.
В процессе же рефлексивного анализа происходит собственно процесс самопознания, причем снова появляется уровневость этого процесса: одни видят аналогии с конкретными жизненными ситуациями и своего поведения в них, другие – осознают, что препятствия, поставленные перед героем и помощники – собственные внутренние препятствия и ресурсы. Сказка – метафора, а при ее анализе автор понимает, какая часть опыта в ней отразилась, каков был характер переживаний.
Таким образом, в сочинении сказки имеют место следующие механизмы [3,6]:
1.Самопознание: нахождение внутренних подсознательных ресурсов; осознание внутренних препятствий; нахождение оптимальных способов реагирования;
2.Катарсис: символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.
3.Приобретение нового опыта переживаний: прочувствование себя в различных типах отношений и приобретение нового опыта (поведенческого, эмоционального и т.п.); психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям и переживанию кризисных ситуаций; развитие регуляторных способностей.
4.Развитие творческих способностей: развитие воображения; развитие способности к творческой переработке жизненного опыта.
Из всех вышеперечисленных механизмов родовым по отношению к остальным является самопознание, под которым понимается процесс, в результате которого человек становится субъектом своей жизнедеятельности: осознание внутренних препятствий и возможностей их преодоления с помощью нахождения внутренних ресурсов, приобретение нового опыта переживаний, отреагирование негативных чувств, способствующих принятию любого опыта, актуализацию и развитие творческого взгляда на жизненный путь. Сказка является средоточием человеческого опыта. Каждый видит в ней особый смысл, соотносимый с определенными переживаниями, опытом. Сказки имеют несколько уровней воздействия на человека. Сказки, их истолкование действительно являются отражением того, что происходит как в обществе в целом, так и в отдельном человеке, читателе, реципиенте данной сказки. Воспринимая определенную сказку человек по сути проводит самотерапию.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.
Комплексная сказкотерапия Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой базируется на пяти видах сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные.
Согласно А.А. Осиповой, существует несколько направлений работы со сказкой: использование сказки как метафоры; рисование по мотивам сказки, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа; проигрывание эпизодов сказки; использование сказки как притчи-нравоучения; творческая работа по мотивам сказки.
Основными приемами работы со сказкой являются анализ сказок, рассказывание сказок, переписывание сказок, постановка сказок с помощью кукол, сочинение сказок.
Фактически, сказка – большая метафора проблемной ситуации и выхода из нее. Если вспомнить суть метафоры (осмысление и переживание явлений одного рода в терминах явлений другого рода, то выходит, что при сочинении истории о своей проблеме происходит отстранение от проблемной ситуации и хождения по кругу в поисках ответа, появляется возможность изменить «угол зрения» на проблему. В третьем параграфе работы рассматривались отдельно два аспекта сочинения сказки: сам процесс сочинения и последующий анализ написанного автором.
В сочинении сказки имеют место следующие механизмы: самопознание, катарсис, приобретение нового опыта переживаний, развитие творческих способностей.
Психокоррекционный эффект заключается в том, что сказка является средоточием человеческого опыта. Каждый видит в ней особый смысл, соотносимый с определенными переживаниями, опытом. Сказки имеют несколько уровней воздействия на человека. Сказки, их истолкование действительно являются отражением того, что происходит как в обществе в целом, так и в отдельном человеке, читателе, реципиенте данной сказки. Воспринимая определенную сказку человек по сути проводит самотерапию.
- Амбросьева, Н.К. Классный час с психологом : сказкотерапия для школьников : метод. пособие / Н. Н. Амбросьева. – М., : Глобус, 2006. – 96 с.
2.И.В. огическую. – М. : Ось-89, 2001. – 221 с.
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. — М. ; СПб. : Сфера : Речь, 2001. — 390 с.
4.А.Ю. . – Пб. - 212 с.
5.Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособиеА.А. Осипова. - М. : Сфера, 2002 - 510 с.
- Пономарева, В.И. Там, на неведомых дорожках. Из практики сказкотерапии / В. И. Пономарева. — М. : Академический проект : Альма Матер, 2008. — 244 с.
- Соколов, Д.Ю. Книга сказочных перемен / Д.Ю. Соколов. — М. : Класс, 2005. — 325 с. :
- Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Д.Ю. Соколов. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 290 с.
- Тренинг по сказкотерапии : Сборник программ по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб. : Речь, 2002. — 254 с.
- Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры / С.А. Черняева СПб. : Речь, 2003. – 120 с.
|