СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. История возникновения и развития скаутизма
Скаутизм (от англ. scout – разведчик) – система воспитания детей, подростков и юношества. Находит своё выражение в общественном детском и юношеском движении, основанном на принципах скаутинга – педагогической методики организации детского внешкольного воспитания. Скаутизм – добровольное негосударственное неполитическое воспитательное движение, открытое для всех молодых людей, независимо от их социального происхождения и вероисповедания. Основная цель скаутизма – содействие развитию интеллектуального, общественного и духовного потенциала молодых людей, становлению их как личностей и граждан. Скаутизм прежде всего ориентирован на личность ребёнка, а затем уже на деятельность национальных и международных организаций и скаутского братства[1].
Скаутизм – одно из самых многочисленных международных детских и юношеских движений. С 1907 г. в нём участвовало свыше 250 млн. чел. Современные национальные скаутские организации существуют в 157 странах (нач. 90-х гг.) и объединяют свыше 16 млн. чел.
Возникновение скаутизма обусловлено потребностью общества в создании массовой организации, воспитывающей будущих граждан в соответствии с его идеалами. Идейному обоснованию скаутизма способствовали педагогические концепции М. Монтессори, В.А. Лая, Дж. Дьюи. В организационном плане в скаутизме использован опыт Всемирного альянса ассоциаций молодых христиан (World Alliance of Young Men's Christian Associations), основанного в 1855 г. и пропагандирующего религиозное воспитание и здоровый образ жизни, Пражского гимнастического общества (1862 г.); эксперименты канадского учёного-испытателя и писателя Э. Сетон-Томпсона, попытавшегося создать детское объединение «Индейцы – знатоки леса» (1902 г.) и поддержавшего впоследствии идеи скаутизма (в 1916 г. он стал первым руководителем организации бойскаутов Америки); английского деятеля У. Смита, стремившегося внедрить «Юношеские бригады», где главным было физическое воспитание и обучение военному строю (начало XX в.).
Основные идеи скаутизма разработаны его основателем – полковником Р. Баден-Поуэллом (1857-1941 гг.). В 1898 г. он в своём военном учебнике «Инструкции для скаутов» обосновал формы и методы работы с молодыми солдатами. Его рекомендации оказались полезными и для педагогов. Во время англо-бурской войны (1899-1902 гг.) Баден-Поуэлл организовал отряд из мальчиков, которые с удовольствием выполняли обязанности наблюдателей и посыльных, проявляя смелость, находчивость и изобретательность. Успешная деятельность этого отряда, а также популярность учебника Баден-Поуэлла (о чём он узнал лишь по возвращении в Англию в 1903 г.) послужили импульсом к созданию детского объединения. В 1907 г. на о. Браунси Баден-Поуэлл организовал первый скаутский лагерь для 20 мальчиков (этот год считается датой рождения скаутизма). Участники занимались по специально разработанной программе, включавшей активную детскую деятельность (самообслуживание, развитие наблюдательности, обучение правилам поведения при пожаре, на воде, различные игры и состязания) и нравственное воспитание (дни Рыцарства, Патриотизма и др.). Баден-Поуэлл использовал стремление мальчиков к приключениям, к занятиям спортом, желание покровительствовать младшим и нашёл удачную форму применения детских способностей в естественной природной среде[2].
В 1908 г. вышла книга Баден-Поуэлла «Скаутинг для мальчиков» («Scouting for boys»), где были сформулированы основные принципы и методы скаутизма. В 1910 г. он по совету короля Эдуарда VII ушёл в отставку в чине генерал-лейтенанта и посвятил себя скаутскому движению. В 1920 году он был провозглашён Главным скаутом мира, за заслуги в скаутизме ему был присвоен титул пэра – лорда Гильвельского (по названию международного центра скаутских руководителей). Существуют сведения, что Баден-Поуэлл был в России: один раз тайно как военный разведчик, а второй раз – официально как основатель скаутизма и был принят Николаем II.
В 1908 г. учреждена Ассоциация бойскаутов Великобритании (около 60 тыс. чел.) и начал выходить журнал «Скауты» (Лондон). В 1909 г. составлена программа для девочек-скаутов. Скаутские организации возникли в странах Европы, Америки, Азии, Австралии. В 1920 г. на Международной конференции скаутов основана Всемирная организация скаутского движения (World Organization of the Scout Movement; штаб-квартира в Женеве) с высшим органом – Всемирной организацией. От каждой страны возможно присутствие только одной организации, при наличии нескольких должна образовываться национальная федерация скаутских организаций. В 1922 г. организации скаутов действовали уже в 31 стране и объединяли свыше 1 млн. чел., а к началу Второй мировой войны существовало 45 национальных скаутских союзов (3,3 млн. чел.).
За годы войны многие скауты участвовали в боевых действиях против фашистских оккупантов. Часть их организации в странах, подвергшихся фашистской агрессии, встала в ряды участников Движения Сопротивления. Скауты Польши, Словакии, Франции, Чехии и Югославии сражались в партизанских отрядах. Участие в антифашистском движении способствовало популярности скаутизма в послевоенные годы[3].
Современные всемирные скаутские конференции собираются 1 раз в 3 года. Исполнительный орган – Всемирный скаутский комитет (Женева), Секретариатом является Всемирное скаутское бюро во главе с генеральным секретарём. Представительство для стран СНГ находится в Крыму (Гурзуф). Финансирование деятельности осуществляет Всемирный скаутский фонд (денежные поступления от деятельности скаутов, частные пожертвования и дары; почётный президент – король Швеции)[4].
Всемирная организация скаутского движения осуществляет свою деятельность по специальным программам, охватывающим актуальные проблемы детства: права ребёнка, детское здоровье, профилактика наркомании, экология и защита окружающей среды, воспитание в духе мира, молодёжная безработица, социальная реабилитация, профессиональное мастерство, ликвидация неграмотности, образование для развития, семейное воспитание, работа с семьями беженцев и др. Скауты сотрудничают с другими демократическими и конфессиональными детскими и юношескими организациями. Издаётся бюллетень «Всемирный скаутизм» на английском, и французском языках.
2. Методы и принципы скаутизма
Принципы и методика воспитания, лежащие в основе скаутского движения и разработанные Баден-Поуэллом, остаются неизменными. Важнейшие черты скаутизма, которые особенно акцентируются его руководителями: добровольность, неполитичность и независимость (от политических ситуаций, движений и т.п.). Скаутизм не заменяет воспитания в семье, школе, церкви, является внешкольной системой, лишь дополняющей образовательные и воспитательные институты. Принципы, методы и формы скаутинга оптимальным образом отражают естественную природу ребёнка, его потребности, ценности и интересы. Доступность, ясность и краткость методики скаутизма проста и удобна в практическом использовании и привлекательна для детей и подростков. Скаутизм способствует социализации детей, помогает им реализовать свои потребности в социальной деятельности, общении и самоутверждении. Идеология скаутизма строится на вечных общечеловеческих ценностях и способствует формированию общественно полезных ориентации, установок на социально значимую деятельность.
Главные цели скаутизма зафиксированы в 3-х скаутских принципах[5]:
- долг перед Богом – приверженность духовным ценностям и верность религии, исповедуемой данной нацией (скаут не может быть атеистом);
- долг перед другими – верность своей стране в гармонии с развитием мира, взаимопонимание и сотрудничество, участие в жизни общества, признание и уважение достоинства соотечественников и целостности родного мира (помощь ближнему понимается в духе христианства: ежедневно оказывать добрые услуги ближним – главный девиз скаутов; призыв скаутов «Будь готов!» и отзыв «Всегда готов», заимствованные впоследствии пионерами, отражают готовность скаутов совершать добрые дела);
- долг перед собой складывается из двух обязанностей: 1-я – каждый скаут должен поразить зло в самом себе, подобно тому, как Святой Георгий Победоносец (считается покровителем мирового скаутского движения) поражает зло в мире; 2-я - скаут ответствен за развитие своих возможностей и способностей.
На этих принципах построено торжественное обещание и законы скаутов, среди которых, кроме верности долгу перед Богом и Родиной, выделяются преданность родителям, честность, вежливость, бережливость, трудолюбие, скромность, доброе отношение к животным, природе.
Скаутизм способствует развитию ответственности поведения как в малой группе, так и в обществе в целом. Объединение детей осуществляется через систему патрулей – группы, в каждой из которых от 5 до 9 участников во главе с патрульным. Члены группы выполняют обязанности летописца, завхоза, медбрата и т.п. Атмосфера дружбы и сотрудничества, заботы друг о друге создают идеальные условия для воспитания демократических навыков и гражданской ответственности. Скаутизм часто рассматривают как успешную подготовку лидеров, так как скаутская система воспитания помогает детям проявить свои организационные способности. Например, в США 75% парламента (начало 90-х гг. XX в.) и все президенты (кроме Р. Рейгана) были скаутами. Творческое общение с природой в лагерях и походах способствует экологическому воспитанию[6].
Развитие способностей и интересов скаутов основывается на 2 подходах в воспитании: европейский вариант направлен на формирование внутренней структуры личности, ответственности за индивидуальное развитие; англо-саксонский (распространён в Великобритании, США и Японии) – на развитие способностей, связанных с общественной жизнью, коммуникативностью внешнего поведения.
Большое значение в скаутизме имеет формирование необходимых практических навыков (медицинская помощь, приготовление пищи, поведение в экстремальных ситуациях). Скаутинг способствует развитию самостоятельности и индивидуальности ребёнка. Скаутские разряды, лесенка, учёба через дело по сути являются программой самовоспитания. Скаутизм опирается на положение, что ребёнок «всегда готов делать, а не переваривать информацию». Обучение в скаутизме осуществляется путём наблюдения, эксперимента и личной активности.
Лесенка скаута включает 4 разряда. Каждый скаут при вступлении в организацию проходит испытательный срок, во время которого он должен освоить необходимый минимум навыков и умений по разделам: религия, родиноведение, практические дела. Для достижения очередного разряда необходимо получить характеристику своих товарищей. Скауту, овладевшему каким-либо видом деятельности в большей степени, чем это требуется разрядом, и прошедшему специальные тесты (испытания), присваивается определённая специальность и нашивка. В скаутизме поощрения играют большую воспитательную роль.
Возрастной подход осуществляется дифференцированно. В честь героев книги Р. Киплинга «Маугли» младших школьников (8-10 лет) называют «волчатами», объединение – «стаей», группу из 6 человек – «ватажкой», руководителей – Акелой и Багирой. Ступени роста называются «звёздочками»; основная форма деятельности – игра. Школьники 11-15 лет являются собственно скаутами, акцент делается на практических делах в малых группах. В скауты можно вступить в 11-12 лет, минуя стадию «волчат». Старшую группу 15-18 лет составляют ровер-скауты, главная роль играют занятия по специальности (профориентационная деятельность) и социальная работа. Девочки занимаются по тем же программам, что и мальчики. Существуют морские скауты, где главное внимание уделяется морскому делу.
В скаутизме большое значение имеет привлекательная и удобная форма, которая дисциплинирует и позволяет детям из семей с различным достатком чувствовать себя равными. Символы и атрибуты во многом носят игровой характер. На скаутской эмблеме («знаке») 3 лепестка лилии соответствуют 3 главным скаутским долгам, кроме того, геральдическая лилия в средние века была символом чистоты и верности. Верёвка, завязанная рифовым узлом, символизирует единство и братство всемирного движения. Рукопожатие осуществляется левой рукой – так ближе путь от сердца к сердцу. Скаутский салют – 3 поднятых пальца – также означает 3 скаутских долга; кольцо из большого пальца и мизинца – братство и покровительство старших и младших.
В скаутизме участвуют и взрослые. Группу скаутов возглавляет скаут-мастер, как правило, это не педагог-профессионал, а человек, работающий с детьми бескорыстно в своё свободное время и прошедший специальную подготовку. Руководителей готовят специальные курсы (непродолжительные по времени): для патрульных вожаков и помощников скаут-мастеров в возрасте 14-18 лет, для начальников отрядов (18-25 лет) и для скаут-мастеров (верхняя граница возраста отсутствует). Существует система международной скаутской учёбы при Всемирной организации скаутского движения.
Скаутизм большое внимание уделяет семье. Без согласия родителей ребёнок не может вступить в организацию. Характерно, что средний возраст скаут-мастеров 30-40 лет, т.е. родители, имеющие детей-подростков. Основу патруля, как правило, составляют друзья их детей и знакомых. В современной практике широко распространены лагеря семейного типа – взрослые и дети. Родители скаутов объединяются в родительский совет (комитет). Многие родители помогают детям освоить какую-либо специальность. Отношения между семьёй и скаутским отрядом в определённой степени помогают преодолеть традиционный конфликт между поколениями. Преемственность между возрастными группами – важная черта скаутизма: старший скаут – вожак для младших скаутов, ровер-скаут – для скаутов и т.д.
3. Скаутское движение в России
В советской педагогической литературе идеи скаутизма освещались только с позиций критики скаутизма как буржуазной системы воспитания, ориентированной на формирование послушных граждан, религиозное воспитание и т.п. Безусловно, при всех своих положительных качествах, скаутинг не является универсальным средством воспитания. Однако множественные методы скаутизма успешно применяются другими детскими организациями – экологическими, конфессиональными, спортивными и др. Современное скаутское движение, как и все массовые организации, переживает определённый кризис. Его иерархия, организационная структура, строгая дисциплина, недостаточное внимание к творческому воспитанию приводят к некоторому падению популярности скаутизма в массах. Многие подростки предпочитают вступать в более свободные и раскованные самодеятельные и неформальные объединения. Лидеры скаутизма ведут поиск новых форм работы для его обновления.
В России скаутские отряды появились в 1908-11 гг. в Царском Селе, Санкт-Петербурге, Москве, Батуми и были построены на основе системы Баден-Поуэлла с учётом национальной специфики. В отряды входили в основном мальчики из семей военных, служащих, предпринимателей. Преобладала военная подготовка юных разведчиков[7].
Идею создания детской организации патриотического типа поддерживал Николай II. По его приказу Генеральным штабом была переведена книга Баден-Поуэлла «Скаутинг для мальчиков» (1908 г.). В 1910 г. в Петербурге начал выходить еженедельный журнал «Ученик», в котором был специальный раздел «Юный разведчик» (ред. В.Г. Янчевецкий – писатель Ян). В 1912 г. близ г. Лахти (Финляндия) организован первый русский лагерь для скаутов Петербурга под руководством Янчевецкого. В 1911 г. на западе Украины возникли аналогичные объединения «пластунов». В 1914 г. в Петрограде лейтенант О.И. Пантюхов основал Всероссийское общество содействия мальчикам-разведчикам («Русский скаут»), в котором сотрудничало свыше 200 педагогов, военных, врачей (председатель - адмирал И.Ф. Бострём, секретарь И.Н. Жуков). Обществу покровительствовала великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Основная цель – сплочение взрослых энтузиастов скаутизма для содействия нравственному и физическому развитию юношества и воспитание достойных граждан.
Скаутизм был общественно значимым движением, воспитывал в подростках положительные черты личности, гуманность, милосердие, рыцарство, формировал у них потребность в самосовершенствовании.
В 1914-16 гг. скаутские организации были созданы более чем в 20 городах (Пермь, Саратов, Астрахань, Одесса и др.). В 1915 г. начали действовать организации герлскаутов (Петроград и Киев).
В 1915 г. руководитель 1-й Московской дружины и редактор журнала «Вокруг света» основали при редакции Музей по скаутизму (один из первых в мире). В русском скаутизме определились 3 основные направления: первое – главное внимание уделяло военной и спортивной подготовке, оказанию помощи солдатам и раненым (А.К. Анохин); второе – стремилось создать политическую детскую организацию для воспитания подростков в духе верноподданности, религиозности, патриотизма, благородства и т.п. (Пантюхов); третье – центральной задачей ставило воспитание на гуманистических идеалах (Жуков). На 1-м Всероссийском съезде инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом (1915 г., Петроград), были приняты Торжественное обещание, молитва, законы, заповеди и обычаи, ритуальная сказка. В этих документах сформулированы основные принципы русского скаутизма: религиозность, верноподданность и патриотизм в сочетании с гуманизмом, общечеловеческими идеалами добра, справедливости, чести, служения людям и нравственного самоусовершенствования. Местные организации вошли в единый Всероссийский союз (около 50 тыс. членов).
В скауты принимались подростки 12-18 лет без ограничений по социальным, религиозным или национальным признакам (практически преобладали представители обеспеченных слоев населения). К атрибутике скаутизма относились отрядное знамя с изображением Святого Георгия Победоносца, форма, галстук, скаутский знак и билет. Для детей 8-11 лет при отрядах существовали подготовительные патрули («Волчата» и «Медвежата»). К 1917 г. в России сложилась организованная сеть скаутских объединений. В годы I мировой войны многие скауты служили в разведке русской армии.
После Октябрьской революции в скаутском движении произошёл идейный и организационный раскол. Значительная часть юных разведчиков сражалась в рядах белогвардейцев. В армиях Колчака и Деникина назначались специальные лица, ответственные за работу со скаутами. Кроме разведки скауты входили в состав трудовых дружин, распространяли газеты и пр. Однако немало подростков воевало и в Красной Армии[8].
В 1921-23 гг. определились 2 направления: со стороны РКСМ – курс на полную ликвидацию всех скаутских организаций; с позиций руководителей Наркомпроса (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский), левых скаут-мастеров и педагогов (Жуков, В.А. Зорин, М. Стремяков) – стремление приспособить скаутизм к воспитательным задачам строительства социалистического общества. Идеи использования скаутизма изложены Крупской в её книге «РКСМ и бойскаутизм» (1922 г.). Многие принципы и формы работы легли в основу создания пионерских отрядов, а скаут-мастера стали первыми вожатыми. В 1923 скаутизм в России был запрещён. Некоторые скаут-мастера нелегально продолжали руководить отрядами до конца 20-х гг.
В конце 80-х гг. в СССР предпринимались попытки возрождения скаутских отрядов (Прибалтика, Закавказье, Молдавия и Украина, Сибирь, Урал). В некоторых регионах скаутские организации пользуются поддержкой властей. Съезд представителей скаутского движения (1990 г.) при содействии Комитета по делам молодёжи СССР и Национальной организации русских скаутов и Организации российских юных разведчиков (ОРЮР) провозгласил создание Ассоциации возрождения российского скаутизма, но в основном принципы деятельности скаутов в современных условиях разработаны не были[9].
В начале 90-х гг. в Российской Федерации действовали скаутские дружины: организация русских юных разведчиков-скаутов, Федерация скаутов России и Федерация православных скаутов. В регионах действуют Ассоциация скаутов Санкт-Петербурга, Сибирская ассоциация скаутов, Союз «Московский скаут», Московское братство православных скаутов и др. В 1994 г. в Российской Федерации насчитывалось около 10 тыс. скаутов. Устанавливаются связи с зарубежными скаутскими союзами.
Заключение
Основатель скаутского движения английский полковник сэр Р. Баден-Пауэлл создал в 1907 году среди английских подростков организацию скаутов, которая должна была в играх и серьёзной деятельности воспитывать английскую молодёжь, готовить её к службе отечеству, прививать рыцарский дух. В 1908 году им была издана книга «Scouting for boys» («Скаутинг для мальчиков»).
Скаутские организации объединяют детей и молодежь в возрасте от 8 до 18 лет. Закон, клятва и девиз скаутов отражают существо морали, требуя от членов организации беспрекословного повиновения своим руководителям, родителям, государству, церкви. В бойскаутских группах основное внимание уделяется физическим упражнениям, туризму, военизированным играм, занятиям техникой, обучению навыкам самообслуживания. Герлскаутские организации прививают девочкам навыки будущих домашних хозяек и матерей; их учат готовить пищу, расчетливо вести домашнее хозяйство, ухаживать за детьми, больными и т.д. Бойскаутская и герлскаутская программы предусматривают несколько стадий — «рангов продвижения», разработанных с учетом возраста и принципа индивидуальной конкуренции. Свою программу скауты осуществляют через регулярные занятия, сборы, ежегодные лагери, экскурсии, походы, систематические испытания на право получения значков, шевронов за ранги продвижения.
В России скаутские отряды начали создаваться с 1909 года. К 1914 году движение охватило все крупные города России, был создан Всероссийский союз обществ скаутов. В годы советской власти движение скаутов было под запретом. Пионеры приняли многие атрибуты, правила и традиции скаутов, например призыв «Будь готов!» и ответ «Всегда готов!», галстук, барабан, горн, традицию костров, торжественное обещание. Скаутизм стал возрождаться в Российской Федерации с начала 90-х гг.
Список литературы
- Акатов Н.А. Принципы организационного строительства в скаутском движении. Ялта, 2000.
- Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. М., 2000.
- Бондарь Л.А. Введение в Скаутинг: Книга для родителей и других взрослых. Женева, 2006.
- Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. М., 2004.
- Крайнев Т. Скауты в России // Отечественная история. 1993. № 5.
- Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. Исторический очерк. Архангельск, 1997.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х томах. М., 2006. Т.2.
[1] Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х томах. М., 2006. Т.2. С. 347.
[2] Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. М., 2000. С. 24-27.
[4] Бондарь Л.А. Введение в Скаутинг: Книга для родителей и других взрослых. Женева, 2006. С. 4-10.
[5] Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. М., 2004. С. 56-67.
[6] Акатов Н.А. Принципы организационного строительства в скаутском движении. Ялта, 2000. С. 36.
[7] Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. Исторический очерк. Архангельск, 1997. С. 27-33.
[8] Крайнев Т. Скауты в России // Отечественная история. 1993. № 5.
[9] Кудряшов Ю.В. Указ. соч. С. 115-125.
|