СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают влияние не только на психологическое состояние человека, но и на его физическое здоровье. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса [3, c.117].
Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов. От особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется.
Можно выделить три физиологических механизма стресса:
- в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, который подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты.
- Вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур головного мозга – гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу – гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться сильнее и чаще, повышается кровяное давление, болит голова, может возникнуть сердечный приступ.
- Из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не могла было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбыточного желания или же отыскать пути для его реализации. Оптимальный способ избавиться от затянувшегося стресса – полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться [6, c.53].
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека [7, c.20].
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:
1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.
Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.
2. Конфликт ролей.
Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.
Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.
Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.
3. Неопределенность ролей.
Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
4. Неинтересная работа.
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие "интересная" работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим [4, c.61].
Существуют также и другие факторы.
Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.
Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.
Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления - физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы. Умственная работоспособность студентов, например, определяется успешностью усвоения учебного материала. Умственная работоспособность в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств . К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе и физическую, быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.
В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности. Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием. При фазе врабатываемости могут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо; постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы [5, c.120].
Фаза оптимальной работоспособности (или фаза компенсации) характеризуется оптимальным, экономным режимом работы организма и хорошими, стабильными результатами работы, максимальной производительностью и эффективностью труда. Во время этой фазы несчастные случаи крайне редки, и то по причине объективных экстремальных факторов или неполадок оборудования. Затем, во время фазы неустойчивости компенсации (или субкомпенсации), происходит своеобразная перестройка организма: необходимый уровень работы поддерживается за счет ослабления менее важных функций. Эффективность труда поддерживается уже за счет дополнительных физиологических процессов, менее выгодных энергетически и функционально. Перед окончание работы, при наличии достаточно сильного мотива к деятельности, может наблюдаться также фаза «конечного порыва».
При выходе за пределы фактической работоспособности, во время работы в сложных и экстремальных условиях, после фазы неустойчивой компенсации наступает фаза декомпенсации, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями: учащением дыхания, пульса, нарушением точности координации движений, ощущением усталости, утомления. При продолжении работы фаза декомпенсации может быстро перейти в фазу срыва (резкое падение производительности, вплоть до невозможности продолжения работы, резко выраженная неадекватность реакций организма, нарушение деятельности внутренних органов, обморок).
Таким образом, начиная с фазы субкомпенсации, возникает специфическое состояние утомления, которое в профессиональной деятельности и является профессиональным стрессом [5, c.121].
Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы.
Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость - сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.
Переутомление - это крайняя степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон неправильны режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.
Под влиянием стрессовых воздействий в профессиональной деятельности формируются следующие личностные нарушения:
Психопатии.
Психопатии - это дисгармоничный склад личности от которой, по мнению К. Шнайдера, в течение всей жизни страдает и сам человек, и окружающие его люди. Для диагностики психопатии важно помнить о трех клинических критериях этого патологического состояния, выделяемых П.В. Ганнушкиным.
1 Тотально - дисгармонии личности, то есть деформация всех компонентов личности.
2 Необратимость психопатии, выражающаяся в проявлениях личностной дисгармонии с раннего детства и до глубокой старости они никогда не исчезают, но и не переходят в какую-либо иную болезненную клиническую форму.
3. Дезадаптация проявляющаяся в отсутствии полностью адекватного поведения в любой жизненной ситуации. Резко выраженная дезадаптация приводит к тяжелым конфликтам с окружающими людьми, краху планов, надежд и целей [3, c.60].
В поведении таких людей преобладают беспечность. Во многих вопросах они дилетанты. Склонны к азартным играм, приключениям и риску. Из любопытства они рано знакомятся с алкоголем, курением, наркотиками, сексуальной жизнью. Плохо переносят любые ограничения их свободы и инициативы, легко относятся к выбору профессий, друзей, возлюбленных и легко их меняют. Лучше всего они адаптируются в ситуациях, где необходимы многочисленные, быстро сменяющие друг друга и неглубокие контакты с людьми.
Фанатики — это тоже люди с моноидеями, идут на все ради их воплощения, не считаются с людьми, лишениями, руководствуясь принципом «все средства хороши для достижения цели».
Так же трудны для окружающих и патологические правдолюбцы. Это люди, которые никому никогда и ни в чем не прощают никакой неправды, не признают ни каких компромиссов, поэтому они вступают в конфликты с близкими людьми, друзьями и сотрудниками. Как все психопаты, они лишены гибкости, пластичности, поэтому не умеют бороться за правду, действуют без учета разных сторон межличностных отношений и, следовательно, терпя крах.
Находясь в любом коллективе, они стремятся к лидерству, причем в зависимости от интересов группы они как бы играют ту или иную роль. Реальные условия их мало волнуют, ибо для них важнее казаться кем-нибудь на самом деле. Им необходима атмосфера обожания, восхищения, поклонения либо даже зависти, только не равнодушия окружающих. Им свойственна некоторая гротескность и театральность поведения, но они не лишены тонкого вкуса. Это люди достаточно точно интуитивно оценивают отношение окружающих, поэтому быстро и правильно угадывают расположение или нерасположение к себе людей. Часто они манипулируют окружающими в своих интересах, в то же время они неглубоки в суждениях [8, c. 54].
Среди них встречаются патологические лгуны, которые всю жизнь обманывают окружающих, причем достаточно бескорыстно, ради самого процесса обмана и наблюдения за его последствиями, что доставляет им наслаждение. Их называют псевдологами. Но среди них встречаются лгуны, которые сами начинают верить в собственную ложь и жить этой вымышленной жизнью, подменяя реальность. Таких людей называют фантастами.
Состояние тревоги, возникающее вследствие тяжелых отношений, сложившихся в семье, на производстве, может стать причиной неврозов, особенно у людей с ослабленной нервной системой.
Современные медико-биологические и психофизиологические исследования убедительно показывают, что эмоциональный стресс оказывает всесторонне разрушительное влияние на жизнедеятельность организма, подрывает здоровье людей.
Психоэмоциональный стресс является причиной многих психосоматических заболеваний:
- психозов, неврозов, нарушений сна, сосудистых заболеваний мозга, сердечно-сосудистых заболеваний: аритмий, экстрасистолий, инфаркта миокарда, гипертонической болезни;
- язвенно-дистрофических поражений желудочно-кишечного тракта;
-снижения иммунитета, предрасположенности к вирусным и многим инфекционным заболеваниям, аутоиммунным процессам;
- ревматических заболеваний, остеохондрозов;
- онкологических заболеваний;
- гормональных расстройств и нарушения половых функций и т. д.
Стресс влияет на генетический аппарат клеток, приводя к врожденным нарушениям развития и здоровья детей [1, c.20].
Создалась реальная угроза нарушения генофонда человеческой популяции. Пагубное действие стресса проявляется:
- в росте алкоголизма и наркоманий;
- в повышении травматизма;
- в росте числа самоубийств;
- в инвалидизации общества.
Эмоциональный стресс является основной причиной уменьшения продолжительности жизни, повышения смертности людей и в частности внезапной смерти [7, c.50].
Определяя значение стресса на профессиональную деятельность однозначных подходов нет. Многие исследователи считают, что стресс не только полезен, но и необходим для нормального развития личности. Если человек попадает в трудные условия и стремится найти выход из создавшегося положения, активно деятелен, состояния дистресса у него, как правило, не бывает. Напротив, если человек «сложил оружие», если ситуация кажется ему безвыходной и он опускает руки и пассивно ждет, что получится, возникает сильный дистресс. Следовательно, охранять себя надо не от стресса (он необходим), а от истощения, которое может быть вызвано перенапряжением.
Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков [5, с.132]. Специалисты в области стресса считают, что длительный стресс, связанный с хроническим воздействием негативных факторов, даже если их интенсивность невелика, переносится человеком значительно тяжелее, чем сильные, но однократные стрессоры.
Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации трудовой деятельности человека. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием [2, c. 37]. В литературе отмечается, что профессиональный стресс возникает и у сотрудников недостаточно загруженных работой, а также у тех людей, которые полагают, что не реализуют в полной мере свой профессиональный потенциал и способны на большее.
Существует много классификаций профессионального стресса, которые отличаются различной степенью детализации, однако, по мнению Ю.В. Щербатых, любой производственный стресс является эмоциональным, не зависимо от того, вызван ли он страхом совершить ошибку, стресс от несовпадения темпов общения работников, режима трудовой деятельности или внеорганизационные факторы (проблемы семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе, корпоративной культуры предприятия, ограничение индивидуальной свободы и т.д.) [1; с.133-134]. Все факторы, вызывающие производственный стресс, по мнению автора, можно условно разделить на объективные (мало зависящие от личности работника) и субъективные (развитие которых больше зависит от самого человека).
К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форсмажорные) обстоятельства. При этом, следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных факторов, связанных с особенностями производства. Это пыль на цементном заводе, швейных производствах; ядовитые испарения в химических производствах; высокий уровень шума в ткацких цехах; жара в литейном производстве и т.д.
К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности, длительную работу, "рваный" темп деятельности, повышенную ответственность, значительные физические нагрузки и т.д.
Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда. Так для работников биржи - обвал валют или неожиданное изменение их курса; для менеджеров отделов снабжения - срыв поставок сырья или комплектующих [5; с.78].
Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.
Первые могут возникать при общении с вышестоящими должностными лицами, подчиненными и коллегами по работе. Руководитель достаточно часто является источником стресса для своего подчиненного, у которого может возникнуть стойкое психологическое напряжение по самым разнообразным причинам (из-за чрезмерного контроля со стороны руководителя, из-за его завышенных требований, недооценки его труда, отсутствие четких указаний и инструкций, грубого или пренебрежительного отношения к себе со стороны начальника и пр). В свою очередь, подчиненные становятся источниками стресса для своих начальников (из-за своей пассивности или излишней инициативности, некомпетентности, воровства, лени и пр.).
Люди, не работающие в данной организации, но контактирующие с ней, также могут быть источником стресса для сотрудников организации. Примером может служить стресс продавцов, которым приходиться общаться с большим количеством покупателей, или стресс бухгалтеров, сдающих квартальный или годовой отчет в налоговой инспекции. В то же время для налогового инспектора стрессорным фактором будет бухгалтер, который по отношению к нему является примером внешнего стрессора [4; с.35].
Профессиональные причины стрессов обусловлены нехваткой знаний, умений и навыков (стресс новичков), а также ощущением несоответствия между трудом и вознаграждением за него.
Причины стресса личностного характера носят неспецифический характер и встречаются у работников самых разных профессий. Чаще всего это низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, низкая мотивация, неуверенность в своем будущем и т.д.
Источником производственных стрессов может быть и состояние здоровья человека. Так хронические заболевания могут приводить к стрессам, так как они требуют повышенных условий для их компенсации и снижают эффективность деятельности работника, что может отразиться на его авторитете и социальном статусе. Острые заболевания также служат источником переживаний как за счет соматических связей, так и косвенно. "выключая" на время работника из трудового процесса (что влечет за собой финансовые потери и необходимость заново адаптироваться к производству).
К профессиональным стрессам тесно примыкает явление, которое в различных источниках обозначается как "феномен профессионального выгорания", явление "психического выгорания", "синдром эмоционального выгорания" и т.д. Под этим явлением понимают "состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы". Данный феномен представляет собой многокомпонентный синдром, наиболее выраженными составляющими которого, являются эмоциональная истощенность, деперсонализация и редукция профессиональных достижений [5, c. 138].
Таким образом, обобщая вышесказанное отмечаем, что проявления стресса в профессиональной деятельности разнообразны, охватывают все стороны человеческой жизни и влияют на человека неоднозначно, определяя его особенности поведения, самочувствие, способность к профессиональному росту.
Жизнь человека с хроническим стрессом очень тяжела. Проблемы борьбы с ним не решены, но есть некоторые пути преодоления. Перечислим некоторые, наиболее важные и эффективные из них.
Наиболее выраженные и острые психические расстройства наблюдаются в крайне экстремальных ситуациях. Психические расстройства возникают после психической травмы и обычно проходят после ее минования [13.34].
Результаты анализа литературы по теме исследования показали, что влияние микросоциальной среды играет важную роль в реакции личности на стрессовую ситуацию.
Стрессовые состояния, помимо угрозы здоровью, существенным образом снижают у сотрудников успешность и качество выполнения работы, повышают текучесть кадров (даже, несмотря на вероятность лишиться работы в условиях растущей безработицы), снижают удовлетворенность трудом, деформируют личностные и характерологические качества человека. Переживание острых и хронически неблагоприятных функциональных состояний приводит к снижению творческого потенциала сотрудников.
В последние годы усилился интерес к организации профилактической работы по предотвращению стрессов уже на основе использования способов саморегуляции и самоуправления состоянием. Формирование таких качеств, как эмоциональная устойчивость, выносливость, усидчивость, открытость, доброжелательность вряд ли можно рассматривать только как развитие природных задатков или прямого социального воздействия. В немалой степени это результат целенаправленной тренировки, специального обучения, направленного осознанно или подсознательно на выработку адекватных внутренних средств преодоления трудных ситуаций и сопутствующих им состояний
1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С. Н. Практическая патопсихология. Ростов н/Д, 1996.-45с.
2. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М.: Физкультура и спорт, 2007.- 178с.
3. Основы специальной психологии: Учебное пособие/Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солмцева, Переслени – М.: Издат. Центр «Академия»,2002.-480с.
4. Селье Г. Стресс без дистресса.-М.:Прогресс,1979.-124с.
5. Сорокин В.М.: Учебное пособие/Под научн.ред. Л.М. Шипициной.- СПб.: «Речь», 2003.-216с.
6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Дону: Феникс. 2003 – 672 с.
7. Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998, с. 182-237
8. Щербатых Ю. В. Психология стресса. М., 2005, с. 176-273.
|