СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
2. ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
В РОССИИ
2.1 Расчет показателей эффективности таможенного дела.
Эффективность работы таможенных органов Российской Федерации необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает эффективность исполнения одной из задач или одной из целевых функций. Приведенные выше показатели в достаточной степени неоднородны, так как построены на основании результативного подхода.
В данном разделе квалификационной работы необходимо выполнить анализ эффективности таможенного дела за 2004 - 2009 годы с целью выявления путей ее повышения в будущих периодах.
Расчет показателей эффективности таможенного дела выполним в соответствии с блоками, сформированными в разделе 1-3 квалификационной работы.
В таблице 2.1 приведены основные показатели эффективности таможенного дела за анализируемый период [39].
Таблица 2.1
Структура показателей эффективности таможенного дела
Элементы Период, год
2004 2005 2006 2007 2008 2009
Млн.
руб. %
к итогу Млн.
руб. %
к итогу Млн.
руб. %
к итогу Млн.
руб. %
к итогу Млн.
руб. %
к итогу Млн.
руб. %
к итогу
Перечисленная в доход бюджета сумма таможенных платежей 857,0 100,0 1319,0 100,0 2202,0 100,0 2963,4 100,0 3353,0 100,0 4716,0 100,0
Взысканная сумма штрафов по результатам валютного контроля и заведенных дел по НТП 332,3 38,8 513,4 38,9 675,4 30,7 816,1 27,5 997,7 29,8 1313,3 27,8
Сумма предотвращенного ущерба в результате задержания контрабандного товара 96,3 11,2 215,5 16,3 525,9 23,9 758,8 25,6 958,7 28,6 1703,0 36,1
Сумма таможенных платежей, дополнительно перечисленных в результате корректировок таможенной стоимости товаров 111,2 13,0 322,4 24,4 452,6 20,6 565,9 19,1 993,7 29,6 1317,9 27,9
Сумма предотвращенного ущерба государству по результатам таможенного и валютного контроля 5,7 0,7 9,1 0,7 11,3 0,5 17,7 0,6 34,5 1,0 54,3 1,2
Остальные платежи, перечисленные в доход бюджета 311,5 36,4 258,6 19,6 536,8 24,4 805,0 27,2 368,4 11,0 327,5 6,9
Взысканная сумма штрафов по результатам валютного контроля и заведенных дел по НТП:
За 2004 год = 332335/857000*100 = 38,78%
За 2005 год = 513422/1319000* 100 = 39%
За 2006 год = 675435/2202000* 100 = 31%
За 2007 год = 816057/2964000*100 = 28%
За 2008 год = 9977000/3353000* 100 = 29,76%
За 2009 год = 1313000 / 4716000 * 100 = 27,8%
Сумма предотвращенного ущерба в результате задержания контрабандного товара:
|
СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
За 2004 год = 96254/857000*100 = 11,23%
За 2005 год = 215500/1319000*100= 16%
За 2006 год = 525874/2202000* 100 = 24%
За 2007 год = 758840/2964000*100 = 26%
За 2008 год = 958655/3353000*100 = 28,59%
За 2009 год = 1703034/4716000*100 = 36,1%
Сумма таможенных платежей, дополнительно перечисленных в результате корректировок таможенной стоимости товаров:
За 2004 год = 111210/857000* 100 = 12,98 %
За 2005 год = 322351/1319000*100 = 24%
За 2006 год = 452551/2202000*100 = 21%
За 2007 год = 565862/2964000*100= 19%
За 2008 год = 993651/3353000*100 = 29,63 %
За 2009 год = 1317934/4716000*100 = 27,9%
Сумма предотвращенного ущерба государству по результатам таможенного и валютного контроля:
За 2004 год = 5664/857000*100 = 0,66%
За 2005 год = 9080/1319000*100 = 0,69%
За 2006 год = 11324/2202000*100 = 0,51%
За 2007 год = 17686/2964000*100 = 0,60%
За 2008 год = 34545/3353000*100 = 1,03%
За 2009 год = 54288/4716000*100=1,2%
Остальные платежи, перечисленные в федеральный бюджет:
За 2004 год = 311537/857000* 100 = 36,35%
За 2005 год = 258647/1319000*100 = 20%
За 2006 год = 536816/2202000*100 = 24%
За 2007 год = 805555/2964000*100 = 27%
Таблица 2.2
Динамика эффективности таможенного дела (млн.руб.)
Показатели Период За весь рассматриваемый период
2005 2006 2007 2008 2009
+-Δ Темп роста +-Δ Темп роста +-Δ Темп роста +-Δ Темп роста +-Δ Темп роста +-∆ Темп роста
Перечисленная в доход бюджета сумма таможенных платежей 462,0 1,54 883,0 1,67 761,4 1,35 389,6 1,13 1 363,0 1,41 3 859,0 5,50
Взысканная сумма штрафов по результатам валютного контроля и заведенных дел по НТП 181,1 1,54 162,0 1,32 140,6 1,21 181,6 1,22 315,6 1,32 980,9 3,95
Сумма предотвращенного ущерба в результате задержания контрабандного товара 119,2 2,24 310,4 2,44 233,0 1,44 199,8 1,26 744,4 1,78 1 606,8 17,69
Сумма таможенных платежей, дополнительно перечисленных в результате корректировок таможенной стоимости товаров 211,1 2,90 130,2 1,40 113,3 1,25 427,8 1,76 324,3 1,33 1 206,7 11,85
Сумма предотвращенного ущерба государству по результатам таможенного и валютого контроля 3,4 1,60 2,2 1,25 6,4 1,56 16,9 1,95 19,7 1,57 48,6 9,58
Остальные платежи, перечисленные в доход бюджета -52,9 0,83 278,2 2,08 268,2 1,50 -436,6 0,46 -41,0 0,89 15,9 1,05
Перечисленная в доход бюджета сумма таможенных платежей:
За 2005 год ∆= 1319000-857000 = 462000
Темп прироста 462000/1319000+1 = 1.35
За 2006 год ∆ = 2202000- 1319000 = 883000
Темп прироста 883000/2202000+1 = 1,4
За 2007 год ∆ = 2964000 - 2202000 = 762000
Темп прироста 762000/2964000+1 = 1,26
За 2008 год ∆ = 3353000 - 2964000 = 389000
Темп прироста 389000/3353000+1 = 1,12
За 2009 год ∆= 4716000 – 3353000 = 1363000
Темп прироста ∆= 1363000 / 3353000+1 = 1,41
За весь рассматриваемый период ∆ = 462000 + 883000 + 762000 + 389000 + 1363000 = 3859000
Темп прироста 3859000/857000 + 1 = 5,50
Взысканная сумма штрафов по результатам валютного контроля и заведенных дел по НТП:
За 2005 год ∆ = 513422 - 332335 = 181087
Темп прироста 181087/513422+1 = 1,35
За 2006 год ∆ = 675435 -513422= 162013
Темп прироста 162013/675435+1 =1,24
За 2007 год ∆ = 816057 - 675435 = 140622
Темп прироста 140622/816057+1 = 1,17
За 2008 год ∆ = 997700 - 816057 = 181643
Темп прироста 181643/997700+1 = 1,18
За 2009 год ∆ = 1313276 – 997700 = 315576
Темп прироста = 315576 / 1313276 + 1 = 1,32
За весь рассматриваемый период ∆ = 181087 + 162013 + 140622 + 181643 + 315576 = 980941
Темп прироста 980941 / 332235 + 1 = 3,95
Сумма предотвращенного ущерба в результате задержания контрабандного товара:
За 2005 год ∆ = 215500 - 96254 = 119246
Темп прироста 119246/215500+1 = 1,55
За 2006 год ∆= 525874-215500= 310374
Темп прироста 310374/525874+1 = 1,59
За 2007 год ∆ = 758840 - 525874 = 232966
Темп прироста 232966/758840+1 = 1,31
За 2008 год ∆=958655 - 758840 = 199815
Темп прироста 199815/958655+1 = 1,21
За 2009 год ∆=1703034 - 958655 =744379
Темп прироста 744379/1703034+1 = 1,78
За весь рассматриваемый период ∆ = 119246 + 310374 + 232966 + 199815 + 744379 = 1606780
Темп прироста 1606780 / 96254 + 1 = 17,69
Сумма таможенных платежей, дополнительно перечисленных в результате корректировок таможенной стоимости товаров:
За 2005 год ∆ = 322351 - 111210 = 211141
Темп прироста 211141/322351+1 = 1,66
За 2006 год ∆ = 452551 -322351= 130200
Темп прироста 130200/452551+1 = 1,29
За 2007 год ∆ = 565862 - 452551 = 113311
Темп прироста 113311/565862+1 = 1,20
За 2008 год ∆ =993651- 565862 = 427789
Темп прироста 427789/993651+1 = 1,43
За 2009 год ∆ =1317934 - 993651= 324283
Темп прироста 324283/1317934+1 = 1,33
За весь рассматриваемый период ∆ = 211141 + 130200+ 113311 + 427789 + 324283 = 1206724
Темп прироста 1206724/111210 + 1 = 11,85
Сумма предотвращенного ущерба государству по результатам таможенного и валютного контроля:
За 2005 год ∆ = 9080 - 5664 = 3416
Темп прироста 3416/9080+1 = 1,38
За 2006 год ∆ = 11324 - 9080= 2244
Темп прироста 2244/11324+1 = 1,20
За 2007 год ∆ = 17686 - 11324 = 6362
Темп прироста 6362/17686+1 = 1,36
За 2008 год ∆ =34545- 17686 = 16859
Темп прироста 16859/34545+1 = 1,49
За 2009 год ∆ =54288 - 34545= 19743
Темп прироста 19743 / 54288+1 = 1,57
За весь рассматриваемый период ∆ = 3416 + 2244 + 6362 + 16859 + 19743 = 48624
Темп прироста 48624/5664+ 1 = 9,58
Остальные платежи, перечисленные в доход бюджета:
За 2005 год ∆ = 258647 - 311537 = - 52890
Темп прироста - 52890/258647 + 1 = 0,80
За 2006 год ∆ = 536816-258647 = 278169
Темп прироста 278169/536816 + 1 = 1,52 *
За 2007 год ∆ = 805555 - 536816 = 268739
Темп прироста 268739/805555 + 1 = 1,33
За 2008 год ∆ = 368449 - 805555 = - 437106
Темп прироста - 437106/368449 + 1 = 0,19
За 2009 год ∆ = 327469 - 368449 = - 40980
Темп прироста – 40980/327469 + 1 = 0,89
За весь рассматриваемый период ∆ = - 52890 + 278169 + 268739 + (- 437106) + (-40980) = 15932
Темп прироста 15932 / 311537 = 1,05
На основании показателей, рассчитанных в таблицах 2.1, 2.2 в следующем разделе главы выполним анализ основных тенденций их изменения для оценки эффективности таможенного дела.
2.2 Анализ тенденций эффективности таможенного дела.
На основе полученных данных проведем анализ тенденций эффективности таможенного дела.
Для более наглядного рассмотрения динамику полученных показателей эффективности отобразим на графиках.
На рис. 2.1 приведена динамика суммы штрафов по результатам валютного контроля и заведенных дел по НТП в соотношении с перечисленной в доход бюджета суммы таможенных платежей в анализируемом периоде.
Рис.2.1 Динамика суммы штрафов по результатам валютного контроля и заведенных дел по НТП в соотношении с перечисленной в доход бюджета суммы таможенных платежей за 2004-2009 годы
Исходя из рис.2.1 и табл.2.1, мы видим, что доля штрафов по результатам валютного контроля и заведенных дел по НТП в соотношении с перечисленной в доход бюджета суммы платежей, снижается с 38,78% в 2004 году до 27,8% в 2009 году.
Снижение данного показателя можно рассматривать двояко: с одной стороны, доля взысканных штрафов и заведенных дел по НТП в общей доле, перечисленных в доход бюджета платежей, снизилась по причине уменьшения контроля со стороны сотрудников таможни, что, в свою очередь, привело к снижению эффективности данного показателя. Однако, с другой стороны, снижение доли взысканной суммы штрафов и заведенных дел по НТП по отношению к общей доле, перечисленных в бюджет таможенных платежей, свидетельствует о более рациональном соблюдении участниками ВЭД валютного законодательства, по сравнению, 2004-2005 годами, что, несомненно, обусловлено тем, что валютное законодательство в последнее время носит более упорядоченный характер.
На рис.2.2 приведена динамика суммы предотвращенного ущерба в результате задержания контрабандного товара в соотношении с перечисленной в доход бюджета суммы таможенных платежей в анализируемом периоде.
Рис. 2.2 Динамика суммы предотвращенного ущерба в результате задержания контрабандного товара в соотношении с перечисленной в доход бюджета суммы таможенных платежей за 2004-2009 годы
Исходя из рис. 2.2, мы видим, что сумма предотвращенного ущерба в результате задержания контрабандного товара увеличилась с 96254 тыс. руб. в 2004 году до 1703034 тыс. руб. в 2009 году, то есть с 11,23% до 36,3% соответственно.
С одной стороны причиной повышения данного показателя является ужесточение таможенного контроля и усиление взаимодействия между сотрудниками таможни и сотрудниками правоохранительных органов. С другой стороны, влияние финансово-экономического кризиса привело к росту таможенных преступлений, а именно, разрастание различных «серых» схем перемещения продукции через границу, происходящее вследствие удорожания некоторых импортных товаров, а также увеличение доли откровенной контрабанды.
На рис. 2.3 приведена динамика суммы таможенных платежей, дополнительно перечисленных в результате корректировок таможенной стоимости товаров в соотношении с перечисленной в доход бюджета суммы таможенных платежей в анализируемом периоде.
Рис. 2.3 Динамика суммы таможенных платежей, дополнительно перечисленных в результате корректировок таможенной стоимости товаров в соотношении с перечисленной в доход бюджета суммы таможенных платежей за 2004-2009 годы
Исходя из рис. 2.3 и табл. 2.2, мы видим, что доля суммы таможенных платежей, дополнительно перечисленных в результате корректировок таможенной стоимости товаров увеличивается по годам. Темп роста данного показателя в 2009 году составил 1,78, в среднем по всему рассматриваемому периоду (то есть 2004-2009 года) темп роста составил 1,775. Доля показателя в общей сумме перечисленных в доход бюджета таможенных платежей возросла с 12,98% в 2004 году до 27,9% в 2009 году.
Увеличение доли суммы таможенных платежей, дополнительно перечисленных в результате корректировок таможенной стоимости товаров, свидетельствует об увеличении числа операций, проводимых через таможню, а, следовательно, и увеличение числа участников ВЭД. Это является, несомненно, положительной тенденцией, так как говорит о том, что все больше российских производителей вовлекается во внешнеэкономическую деятельность и выходит на мировой рынок.
На рис.2.4 приведена динамика суммы предотвращенного ущерба государству по результатам таможенного и валютного контроля в соотношении с перечисленной в доход бюджета суммы таможенных платежей в анализируемом периоде.
Рис.2.4 Динамика суммы предотвращенного ущерба государству по результатам таможенного и валютного контроля в соотношении с перечисленной в доход бюджета суммы таможенных платежей за 2004-2009 годы
Исходя из рис. 2.4 и табл. 2.1, мы видим, что доля предотвращенного ущерба государству по результатам таможенного и валютного контроля в общей сумме перечисленных в доход бюджета таможенных платежей возросла с 0,66 % в 2004 году до 1,2% в 2009 году соответственно.
Рост доли суммы предотвращенного ущерба государству по результатам таможенного и валютного контроля, свидетельствует о повышении эффективности данного показателя вследствие разработки более эффективной законодательной базы, внесения изменений и дополнений в валютное и таможенное законодательство.
На рис.2.5 приведена динамика остальных платежей перечисленных в доход бюджета в соотношении с перечисленной в доход бюджета суммы таможенных платежей в анализируемом периоде.
Рис.2.5 Динамика остальных платежей, перечисленных в доход бюджета в соотношении с перечисленной в доход бюджета суммы таможенных платежей за 2004-2009 годы
Остальные платежи, перечисленные в федеральный бюджет, могут содержать: расхождения в средней стоимости за 1 кг грузов при импорте их в Россию по сравнению с экспортом; падение объемов производства, удорожание социально-значимых видов товаров; уменьшение субсидий отдельным отраслям и регионам.
Исходя из рис. 2.5 и табл. 2.1, мы видим, что доля остальных платежей перечисленных в доход бюджета по отношению к общей сумме перечисленных в доход бюджета таможенных платежей составляет 36,35 % в 2004, 20 % в 2005, 24 % в 2006, 27 % в 2007, 10,99 % в 2008 и 6,9% в 2009 годах соответственно.
Доля данного показателя постоянно меняется и не имеет определенную фиксированную сумму и поддается анализу лишь в узкоспециализированной сфере.
По итогам выполненного анализа, можно сделать вывод, что, в целом, эффективность таможенного дела в рассматриваемый период повышается, финансово-экономический кризис в некоторой степени ухудшил показатели эффективности, но незначительно. Повышению эффективности таможенного дела способствовали ряд факторов: совершенствование валютного и таможенного законодательств, увеличение взаимодействия между таможенными органами и различными госструктурами, увеличение числа участников внешнеэкономической деятельности и их более рациональное соблюдение валютного и таможенного законодательства.
Таким образом, особенность данной системы показателей в том, что в ней применяется не затратный подход к эффективности, а результативный, что является достаточно нестандартным для российской практики. В целом же приведенные данные свидетельствуют о новом государственном подходе к проблеме эффективности. Можно предположить, что эти качественные изменения государственного видения эффективности со временем будут перенесены и на другие сферы государственного сектора экономики.
|