СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Типология рыночных структур на отраслевых рынках: основные классификационные признаки и характеристики
Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рынка: количество фирм в отрасли, количество покупателей, тип производимого продукта, воз-можности для входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации о технологии производства, рынках сбыта, контроль над рыночной ценой товара и др., способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы и другие аспекты, которые могут повлиять на поведение фирм.
Таблица 1. Характерные черты основных типов рыночных структур
Совершенная кон-куренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монопо-лия
Число фирм Очень много Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартный,
однородный Дифференцированная
продукция Стандартная или дифференцирован-ная Уникальный
Контроль над це-ной Нет Незначительный. Ограниченный или значительный Значительный
Условия входа Нет барьеров Незначительные барь-еры Существенные Вход блокирован
Неценовая конку-ренция Нет Есть Типична Типична
Чистая (совершенная) конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.
Монополистическая конкуренция - это относительно большое количе-ство производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.
Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть.
Чистая монополия означает такие условия на рынке, когда только одна фирма производит и реализует какой-либо продукт, заменителей которого не существует. При этом доступ на рынок ограничен и осуществляется полный контроль за ценами. Таким образом, в условиях чистой монополии на рынке господствует крупное предприятие-монополист, полностью контролирующее цены. |