СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Так, по мнению Цыганкова А.П. понятие «режим» прежде всего, следует соотнести с понятием «власть», занимающим, бесспорно, центральное место в политической науке. Без преувеличения можно сказать, что решение, изучение любой конкретной проблемы в политологии обязательно упирается в проблему политической власти, и поэтому любой, даже кажущийся самым беспристрастным, анализ политической ситуации обязательно содержит в своем основании то или иное представление о сущности власти[1].
Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность.
Власть может осуществляться в двух формах – господства и влияния. Таким образом, понятие власти оказывается типологически близким понятию политического режима. Различие заключается в том, что режим есть организация власти в масштабе человеческого сообщества, ее структурирование в определенных целях и с использованием специфических методов.
По мнению Мухаева Р.Т. термины «политическая система» и «политический режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон: если политическая система отражает характер взаимосвязи политики с экономикой, социальной, культурной и другими сферами жизни общества, то политический режим определяет средства и методы реализации власти.
Мухаев дает следующее определение «Совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политическим режимом»[2].
Ирхин Ю.В. приводит «политический режим можно определить как совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властями и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры и сознания» [3].
В политической науке сложилось, по меньшей мере, две традиции в осмыслении политических режимов. Одна из них тесно связана с политически-правовым, или институциональным подходом, другая – с социологическим. Также целесообразно различать «политический режим» и «государственный режим», которые хотя и являются однопорядковыми, но не равнозначны. Если первое в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то второе раскрывает характер власти и условий политической жизни общества.
Политический режим – это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов политической жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным основаниям.
На основе перечисленных фактов различаются демократические, авторитарные и тоталитарные режимы. В более конкретном смысле на практике различаются режимы государственного правления – либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий, особо жестокий (бесчеловечный типа режима Пол Пота – Йенг Сари в Кампучии, проводившего геноцид против собственного народа) и др.[4].
С точки зрения форм правления различают режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские, режимы чрезвычайного правления и т.п.
Оценки политических режимов обычно имеют символический смысл и часто используются для создания обобщенных пропагандистских образов (имиджей) страны, государства, типа правления без конкретного анализа (абсолютистский, царский, прежний политический режимы и т.д.).
Нередко политический режим настолько тесно связан с персоной его главы и создателя (особенно в случаях авторитарных и тоталитарных режимов личной власти), что может определяться в персонифицированной форме – режим С. Хусейна, гитлеровский режим и т.п.[5].
Поэтому понятие политический режим означает еще и типологическую, стилистическую и образную характеристику государства и общества.
Среди многообразных классификаций политических режимов выделяют типологии Р. Даля и Ж. Блонделя.
Р. Даль выделяет два основных критерия, с помощью которых он выделяет свои идеальные типы политических систем. Первый критерий имеет отношение к допустимой оппозиции или политической конкуренции. Второй касается участия населения в процессе публичного соперничества за власть. В соответствии с предложенными критериями и их измерениями выделяются четыре типа политических систем: «закрытая гегемония», «включающей гегемонии», «конкурирующая олигархия», «полиархия».
В типологии Ж. Блонделя основанием разделения режимов на группы служит отношение трех переменных: политической конкуренции, структуры элиты и политического участия населения.
По мнению Ж. Блонделя соотношение этих трех переменных порождает шесть типов политических режимов: традиционные, эгалитарно-авторитарные, конкурирующие олигархии, авторитарно-неэгалитарные, конкурирующие олигархии, либеральные демократии[6].
Из современных выделяется типология Кравченко А.И., который выделяет два главных типа политических режимов – демократические и недемократические, каждый из которых внутри себя подразделяется на несколько видов.
Ирхин Ю.В. типологизирует политические режимы с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев он выделяет демократический, авторитарный и тоталитарный режимы[7].
Термин авторитарный (autoritaire) в переводе с французского означает властный. В свою очередь, французский язык заимствовал это слово из латыни, где auctoritas означает доминирование власти одного лица[8]. Категория «авторитарный политический режим» в политических и юридических словарях толкуется как система власти, характерная для антидемократических режимов; режим, устанавливаемый или навязываемый такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека и снижает роль других, прежде всего представительных ее институтов[9].
Ромашов Р.А. дает следующее определение: «Авторитарный режим – это специфический механизм социально-политического управления, в котором полнота государственной власти сосредотачивается в руках узкого круга лиц (властной элиты), действующих от имени государства в государственных интересах (в целях обеспечения государственной целесообразности), сочетающих жестокие императивные регуляции в сфере идеологии и политики с диспозитивными методами воздействия в области экономики[10].
Характерные черты авторитарного режима вполне приложимы к диктатуре. Термин «диктатура» (лат. dictatur – неограниченная власть) дает содержательную характеристику режимов, в которых власть одного лица или небольшой группы практически не ограниченна. Иначе его именуют силовым режимом, хотя он был узаконен конституцией, т.е. относился к легальному типу власти. Его также нельзя считать демократическим, хотя власть Гитлера поддерживалась широкими массами населения. Но люди подчинялись Гитлеру из-за страха, но не по доброй воле.
Большинство политологов подразделяют диктатуры на тоталитаризм и авторитаризм.
О тоталитаризме написано несметное число работ, одна их библиография занимает целые тома. Начиная от Ханны Арендт, автора классического, основополагающего труда «Происхождение тоталитаризма» многие историки, философы, политологи пытались вникнуть в суть этого явления[11].
Термин тоталитаризм происходит от средневекового латинского слова «totalis», что означает «весь», «целый», «полный»[12].
Тоталитаризм – это политический режим, при котором государство стремиться к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности[13]. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX веке.
Диктатура (от лат. dictatura – «неограниченная власть») – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых – возникла давно и имела множество исторических форм своего проявления. Первоначально, в республиканском Риме (V – I веке до н.э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное лицо (магистрат), назначавшееся на срок не более шести месяцев для организации защиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был не связан правом в своих полномочиях и сроках пребывания у власти. Начиная с Суллы и особенно Цезаря, который многократно наделялся диктаторскими полномочиями, характер диктатуры существенно изменился. Диктатор стал неподвластен праву, неподотчетен народу и изменял законы в своих интересах. Однако впоследствии – и в средневековье, и в новое время – диктаторы были внутренне непрочными режимами, их сплачивала лишь воля диктатора[14].
Тоталитаризм представляет собой принципиально новый вид диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Впервые тоталитарные формы правления появились после Первой мировой войны. Они имеют современные разновидности – социалистическое государство и фашистское. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима[15].
Возникновению тоталитаризма способствовали объективные процессы, развившееся в конце XIX – начале XX веков. Опыт показывает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают при чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обществе; глубокого кризиса, охватывающего все стороны жизни; наконец, при необходимости решения стратегической задачи, исключительно важной для страны.
Суммируя различные дефиниции и выделяя совпадающие признаки, можно констатировать, что имеется шесть основных критериев, позволяющих говорить о наличии тоталитарной власти:
- тотальная идеология;
- единственная правящая массовая партия;
- тотальный контроль над средствами массовой информации;
- контроль над экономикой и профессиональной деятельностью;
- полицейский и идеологический контроль;
- беспощадное использование террора[16].
Эти черты характерны для обеих разновидностей тоталитаризма, известных до сих пор: национал- социалистической (часто именуемой фашистской) и «социалистической» (связанной с именами Сталина, Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена, Пол Пота.
Тоталитаризм это феномен XX века. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Многие исследователи пришли к выводу, что, вероятно, только в России сохраняется возможность возрождения тоталитаризма – уже не советского, коммунистического, разумеется, а иного. Сегодня это выглядит малоправдоподобно, это – наихудший сценарий.
[1] Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика (учебное пособие). – М.: Интерпракс, 1995. – С. 9.
[2] Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. – М.: «ПРИОР», 2000. – С. 149.
[3] Ирхин Ю.В. Политология. Учебник. 2-е изд., доп. М.: Экзамен, 2007. С. 344.
[4] Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь, - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С.442 – 443.
[5] Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь, - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – С.442 – 443.
[6] Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2001. – С. 234 – 236.
[7] Ирхин Ю.В. Политология. Учебник. 2-е изд., доп. М.: Экзамен, 2007. С. 345.
[8] Большая советская энциклопедия. – М., 1969. – С. 167.
[9] Ромашов Р.А. К вопросу о социально-правовой природе авторитарного режима // Государственная власть и местное самоуправление. – 2003. - №3. – С. 10 – 12.
[10] Ромашов Р.А. К вопросу о социально-правовой природе авторитарного режима // Государственная власть и местное самоуправление. – 2003. - №3. – С. 10 – 12.
[11] Мирский Г. Ушел ли тоталитаризм вместе с двадцатым веком? // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. - №1. – С. 40 – 51.
[12] Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. – М.: «ПРИОР», 2000. – С. 158.
[13] Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2001. – С. 238.
[14] Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. – М.: «ПРИОР», 2000. – С. 150 – 158 – 159.
[15] Кравченко А.И. Политология: Учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – С. 249.
[16] Мирский Г. Ушел ли тоталитаризм вместе с двадцатым веком? // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. - №1. – С. 40 – 51.
|