СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Под формой бухгалтерского учета понимается определенная система использования учетных регистров, которая устанавливает формы, последовательность и способы учетных записей.
Основными признаками, определяющими ту или иную форму, являются:
содержание и форма применяемых регистров;
взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета;
последовательность и способы записей в учетные регистры.
Назначение всех форм ведения бухгалтерского учета одинаково, они предназначены для регистрации хозяйственных операций, группировки однородных данных и отражения их на счетах синтетического и аналитического учета, подсчета оборотов и сальдо на счетах, обобщения расчетов в бухгалтерском балансе и бухгалтерской отчетности.
Основными формами ведения бухгалтерского учета являются:
журнально-ордерная;
мемориально-ордерная;
упрощенная форма учета для малых предприятий;
автоматизированная форма, с применением программ автоматизации бухгалтерского учета.
Журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета в настоящее время является наиболее прогрессивной и распространенной. Именно она, как правило, используется в программах автоматизации бухгалтерского учета.
Журнально-ордерная форма сочетает хронологические и систематические, аналитические и синтетические учетные регистры.
Журналы-ордера ведутся на основании первичных документов. Данные первичных документов сначала накапливаются в накопительных и сгруппированных ведомостях и таблицах, итоги которых в конце месяца переносятся в соответствующие журналы-ордера.
Журналы-ордера имеют постоянный номер и открываются для каждого синтетического счета.
Последовательность заполнения учетных регистров при журнально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета можно представить в виде схемы (рис. 1).
К денежным счетам 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета» дополнительно ведутся ведомости: ведомость № 1 по счету 50 «Касса» и ведомость № 2 по счету 51 «Расчетные счета». Ведомости составляются по дебетовому признаку счетов, т.е. в них отражаются операции, которые прошли по дебету данного счета в корреспонденции с кредитом других счетов.
Журналы-ордера построены по кредитовому признаку. Итоги журналов-ордеров переносятся в Главную книгу, которая ведется в течение года.
Главная книга ведется по дебетовому признаку. В нее дебетовые обороты переносятся из разных журналов-ордеров, а затем подсчитывается общий оборот по дебету соответствующего счета. Кредитовые обороты переносятся из разных журналов-ордеров общей суммой. В Главной книги по каждому счету показываются остатки на начало и конец месяца. Правильность записей в Главной книге проверяется путем подсчета оборотов и остатков по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов и остатков должны быть равны.
Достоинствами журнально-ордерной формы ведения учета являются:
облегчается составление отчетности;
уменьшается объем работ в связи с ликвидацией регистрационного журнала мемориальных ордеров, многих карточек аналитического учета;
улучшается увязка аналитического и синтетического учета.
Недостатки журнально-ордерной формы:
сложность построения основных регистров – журналов-ордеров;
значительные затраты ручного труда.
Мемориально-ордерная форма возникла в нашей стране в 30-е годы. Мемориальные ордера являются документами бухгалтерского оформления, в которых указываются бухгалтерские записи по хозяйственным операциям.
Каждому мемориальному ордеру присваивается постоянный номер, что позволяет составить лишь один ордер в месяц на каждую группу однородных операций. Документы, на основе которых производятся записи в мемориальный ордер, подшиваются к нему.
На основании первичных документов все хозяйственные операции записываются в накопительные ведомости, которые ведутся в форме журнала хозяйственных операций.
Однородные хозяйственные операции, т.е. операции по ведению учета на одном бухгалтерском счете или группе нескольких зависимых счетов, переносятся в мемориальные ордера, в которых записываются содержание операции, сумма и корреспонденция счетов.
Мемориальные ордера имеют определенные номера: например, мемориальный ордер № 1 ведется – по счету 50 «Касса», мемориальный ордер № 2 – по счету 51 «Расчетные счета», мемориальный ордер № 4 – по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», мемориальный ордер № 5 – по счету 20 «Основное производство» и т.д.
Данные из мемориальных ордеров разносят по счетам Главной книги. Обороты по Главной книге сравнивают с итоговой суммой всех мемориальных ордеров в регистрационном журнале. Если обороты совпали, следовательно, бухгалтерские записи по синтетическим счетам разнесены правильно.
К достоинствам мемориально-ордерной формы ведения учета можно отнести простоту заполнения учетных регистров, легкость проверки правильности отражения операций, возможность исправления ошибок при сверке данных. Недостатками можно считать многократность записи одной и той же суммы в разных регистрах, что приводит к усложнению работы и увеличению вероятности ошибок, а также отставание аналитического учета от синтетического и сложность составления отчетности.
Последовательность заполнения учетных регистров при мемориально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета можно представить в виде схемы (рис. 2).
Аналитический учет ведется в карточках на основании первичных документов, подшитых к мемориальным ордерам.
Бухгалтерские записи в мемориальных ордерах отражаются по шахматному принципу, т.е. с указанием корреспонденции счетов.
В Главной книге отражаются только обороты по синтетическим счетам, сальдо не выводится.
На основании итогов Главной книги составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам или шахматная оборотная ведомость. Итоги ее оборотов по дебету и кредиту сверяются с итогами журнала регистрации мемориальных ордеров для проверки полноту отражения хозяйственных операций (табл. 1).
Таблица 1
Регистрационный журнал за ____________200_г.
Порядковый номер
мемориального ордера Дата составления
ордеров Суммы по мемориальным ордерам, руб.
Итого
На основании оборотной ведомости составляется бухгалтерский баланс.
Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета применяется на небольших предприятиях с незначительным числом хозяйственных операций.
При упрощенной форме ведения бухгалтерского учета на основе первичных документов ведется Книга учета хозяйственных операций, в которой отражаются остатки по счетам на начало года. В течение года в книге регистрируются все хозяйственные операции, которые одновременно отражаются на счетах бухгалтерского учета.
В книге учета содержатся все используемые малым предприятием бухгалтерские счета, что позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них.
Книга учета является комбинированным регистром и совмещает хронологическую и систематическую регистрацию операций. В конце отчетного периода подсчитывают дебетовые и кредитовые остатки по всем счетам, которые служат данными для составления баланса.
Автоматизация учета позволяет сэкономить на этих рутинных операциях значительную долю рабочего времени квалифицированного бухгалтера.
В настоящее время разработаны десятки программ, позволяющих автоматизировать бухгалтерский учет на предприятиях с помощью персональных компьютеров.
Все программы предлагают стандартный набор инструментов, позволяющих облегчить и автоматизировать работу бухгалтера. Большинство программ универсальны и дают возможность автоматизировать бухгалтерский учет любого вида сложности.
Компьютерные методы обработки уже надежно вошли в технологию бухгалтерского учета и сейчас на рынке большую популярность завоевали такие программные продукты, как «1С: Предприятие», «Стек», «Бест».
Основная цель развития программного обеспечения на сегодняшний день – решение не только непосредственно бухгалтерских задач, но и анализ, планирование деятельности предприятия, реализация оперативного учета. Это происходит по причине ориентации сегодняшних систем не только на работников бухгалтерии, но также и на работников склада, менеджеров и руководителей.
Бухгалтерские программы позволяют автоматизировать целое направление деятельности организации.
В нашей стране программное обеспечение по автоматизации бухгалтерского учета постоянно модернизируется. Программные продукты по автоматизации бухгалтерского учета сегодня широко востребованы как на малых, так и на крупных предприятиях РФ. Интерес к ним возрастает с каждым днем. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции для достижения успехов просто необходимо использование передовых технологий.
Автоматизированные бухгалтерские программы – именно то, что нужно современному бухгалтеру.
Автоматизация бухгалтерского учета ведется по трем направлениям:
автоматизация отдельных участков бухгалтерского учета (так называемая «кусочная» или «лоскутная» автоматизация);
комплексная автоматизация финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий;
создание корпоративных информационных систем для комплексной автоматизации крупных предприятий.
Основной источник информации в программах автоматизации бухгалтерского учета – журнал хозяйственных операций. Данные вводятся в журнал в виде первичных документов, проводок или типовых операций, перечень которых можно изменять и дополнять. Обрабатывая этот журнал, программы делают разноску операций по счетам, определяют обороты и сальдо, составляют оборотную ведомость, готовят итоговый баланс и другие отчеты.
Программы позволяют вести различные виды учета: синтетический и аналитический, суммовой и количественный, валютный учет, проводить расчет заработной платы и действующих налогов.
В комплект поставки программ входит стандартный набор бланков первичных документов, соответствующих текущему законодательству. В программах имеется возможность оперативно корректировать план счетов, ставки налогов, добавлять новые отчетные формы в соответствии с любыми изменениями в законодательстве РФ.
Основными чертами автоматизированной формы ведения бухгалтерского учета являются:
полная автоматизация сбора, регистрации, передачи, систематизации и обработки информации;
использование магнитных дисков;
осуществление программной группировки дебетовых и кредитовых оборотов по счетам на основе принципа двойной записи;
возможность получения информации в виде печатных регистров по запросам пользователей.
С помощью автоматизации рабочих мест в бухгалтерии значительно облегчается решение информационно-поисковых задач, упрощается работа по подготовке, составлению и распечатке первичных документов и учетных регистров.
Наличие базы данных, отражающей всю требуемую информацию о работе предприятия в реальном времени, имеет много очевидных преимуществ:
легкий, быстрый и четко разграниченный доступ к информации для любого сотрудника организации;
простота и точность формирования любой отчетности о деятельности организации - для налоговых инспекций и фондов, руководства, инвесторов, акционеров;
возможность оперативного получения информации о состоянии дел на предприятии, что позволяет руководству принимать более взвешенные и обоснованные решения;
улучшение порядка и качества работы компании в целом, что делает ее привлекательней, как для сотрудников, так и для клиентов.
В результате система автоматизации учета существенно повышает эффективность работы компании и ее конкурентоспособность.
Автоматизация бухгалтерского учета позволяет свести до минимума количество документов, выписываемых вручную. Применение типовой первичной документации позволит сократить число форм, унифицировать привила заполнения, сократить трудоемкость выписки и последующей обработки данных.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Задание 1. Классификация имущества по источникам образования
На основании данных для выполнения задачи выбрать привлеченные источники образования средств.
Источники образования средств АО «Мечел» на начало отчетного периода:
№ п/п Наименование источника образования средств Сумма, руб.
1 Резервный капитал 2 800 000
2 Долгосрочные займы 13 240 000
3 Прибыль отчетного года 13 200 000
4 Дебиторы 1 600 000
5 Задолженность бюджету по налогам 1 726 000
6 Краткосрочные кредиты банков 2 800 000
7 Задолженность работникам предприятия по оплате труда 6 600 000
8 Нераспределенная прибыль прошлого года 1 500 000
9 Задолженность поставщикам за полученные от них материалы 3 710 000
10 Долгосрочные кредиты банков 10 500 000
11 Задолженность покупателей 4 690 000
12 Краткосрочные займы 3 100 000
13 Задолженность разным кредиторам 9 200
14 Задолженность по отчислениям на социальное страхование и обеспечение 1 500 000
15 Уставный капитал 13 500 000
16 Краткосрочные кредиты банка, не погашенные в срок 900 000
17 Резервы предстоящих расходов и платежей 1 300 000
18 Задолженность поставщикам за полученное от них топливо 2 421 000
19 Резервы 3 820 000
20 Векселя выданные 1 320 000
21 Прочие дебиторы 1 100 000
22 Векселя полученные 3 280 000
Задание 2. Учет процесса снабжения
Остатки по счетам на 01.01.2010г.
№ п/п Наименование счетов Сумма, руб.
Дт Кт
1 Материалы по учетным ценам
Отклонения в стоимости материалов 70000
7000
2 Расчетный счет 4000000
3 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 40000
Хозяйственные операции за отчетный период
№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дт Кт
1 Акцептован счет поставщика за материалы по фактической себестоимости 650000 15 60
2 Оприходовыаны на склад материалы по учетным ценам 500000 10 15
3 Списываются отклонения в стоимости материалов 150000 16 15
4 Отпущены материалы по учетным ценам на:
изготовление продукции
общепроизводственные нужды
общехозяйственные нужды
300000
90000
30000
20
25
26
10
10
10
5 Списываются отклонения в стоимости материалов на:
изготовление продукции
общепроизводственные нужды
общехозяйственные нужды
82620
24786
8262
20
25
26
16
16
16
6 Оплачен счет поставщика 800000 60 51
Расчет суммы отклонений к операции №5
Показатель Материалы по учетным ценам Сумма отклонений (+/-)
Остаток на начало месяца 70000 7000
Поступило за месяц 500000 150000
ИТОГО 570000
157000
Средний процент отклонений, % 27,54
Израсходовано на:
а) изготовление продукции;
б) общепроизводственные нужды;
в) общехозяйственные нужды.
300000
90000
30000
82620
24786
8262
ИТОГО 420000 115668
Остаток на конец месяца 150000 41332
Счета бухгалтерского учета
Д-т 10 К-т Д-т 15 К-т
Сн 70000 4) 420000 Сн - 2) 500000
3) 150000
2) 500000 1) 650000
Об. 500000 Об. 420000 Об. 650000 Об. 650000
Ск 150000 Ск -
Д-т 16 К-т Д-т 20 К-т
Сн 7000 5) 115668 Сн - -
3) 150000 4) 300000
5) 82620
Об. 150000 Об. 115668 Об. 382620 Об. -
Ск 41332 Ск 382620
Д-т 25 К-т Д-т 26 К-т
Сн - - Сн - -
4) 90000
5) 24786 4) 30000
5) 8262
Об. 114786 Об. - Об. 38262 Об. -
Ск 114786 Ск 38262
Д-т 51 К-т Д-т 60 К-т
Сн 4000000 6) 800000 6) 800000 Сн 40000
- 1) 650000
Об. - Об. 800000 Об. 800000 Об. 650000
Ск 3200000 Ск 110000
Задание 3. Калькуляция себестоимости продукции
Калькуляция себестоимости продукции
№ п/п Хозяйственные операции Сумма, руб. Д К
1 Отпущены со склада на производство материалы:
а)на изготовление продукции А 55000 20 10
б) на изготовление продукции В 45000 20 10
Итого: 100000
2 Начислена заработная плата:
а) рабочим, изготавливающим продукцию А 20000 20 70
б) рабочим, изготавливающим продукцию В 15000 20 70
в) управленческому персоналу 5000 26 70
Итого: 40000
3 Начислен ЕСН (26% от начисленной з/п)
а) по заработной плате рабочих, изготавливающим продукцию А 5200 20 69
б) по заработной плате рабочих, изготавливающим продукцию В 3900 20 69
в) управленческому персоналу 1300 26 69
Итого: 10400
4 Отпущено топливо на общехозяйственные нужды 500 26 10
5 Начислена амортизация основных средств общехозяйственного назначения 3000 26 02
Общая сумма общехозяйственных расходов
(5000+1300+500+3000) 9800
6 Списаны для включения с себестоимость общехозяйственные расходы:
а) на продукцию А 5600 20 26
б) на продукцию В 4200 20 26
Итого: 9800
7 Сдана на склад продукция:
а) А в количестве 100 шт.
б) В в количестве 80 шт.
85800
68100
43
43
20
20
Распределение общехозяйственных расходов
Виды продукции Заработная плата, руб. % распределения Общехозяйственные расходы
А 20000 57,14 5600
В 15000 42,86 4200
Итого: 35000
100 9800
Калькуляция себестоимости продукции А:
№ п/п Наименование сетей затрат Затраты, руб.
На весь выпуск На единицу продукции
1 Материалы 55000 550
2 Заработная плата рабочих 20000 200
3 Отчисления на социальное страхование и обеспечение 5200 52
4 Общехозяйственные расходы 5600 56
5 Производственная себестоимость 85800
858
Калькуляция себестоимости продукции В:
№ п/п Наименование сетей затрат Затраты, руб.
На весь выпуск На единицу продукции
1 Материалы 45000 562,50
2 Заработная плата рабочих 15000 187,50
3 Отчисления на социальное страхование и обеспечение 3900 48,75
4 Общехозяйственные расходы 4200 52,50
5 Производственная себестоимость 68100
851,25
Счета бухгалтерского учета
Д-т 20 (Продукция А) К-т Д-т 20 (Продукция В) К-т
Сн - 7) 85800 Сн - 7) 68100
1) 55000
2) 20000
3) 5200
6) 5600 1) 45000
2) 15000
3) 3900
6) 4200
Об. 85800 Об. 85800 Об. 68100 Об. 68100
Ск - Ск -
Д-т 43 (Продукция А) К-т Д-т 43 (Продукция В) К-т
Сн - - Сн - -
7) 85800 7) 68100
Об. 85800 Об. - Об. 68100 Об. -
Ск 85800 Ск 68100
Д-т 10 К-т Д-т 02 К-т
Сн 100500 1) 100000
4) 500 - Сн -
- 5) 3000
Об. - Об. 100500 Об. - Об. 3000
Ск - Ск 3000
Д-т 69 К-т Д-т 70 К-т
- Сн - - Сн -
3) 10400 2) 40000
Об. - Об. 10400 Об. - Об. 40000
Ск 10400 Ск 40000
Д-т 26 К-т
Сн - 6) 9800
2) 5000
3) 1300
4) 500
5) 3000
Об. 9800 Об. 9800
Ск -
Задание 4. Учет процесса реализации
Учет процесса реализации
№ п/п Наименование счетов Сумма, руб.
Дт Кт
1
2
3
4 Готовая продукция
Материалы
Расчетный счет
Расчеты с бюджетом 250000
40000
150000
4000
Хозяйственные операции за отчетный месяц
№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дт Кт
1 Отгружена продукция покупателю 150000 90 43
2 Отражена задолженность покупателя за продукцию (вместе с НДС – 18%) 236000 62 90
3 Расходы на тару и упаковку продукции 5000 44 10
4 Комиссионные расходы 8000 44 76
5 Начислен НДС по отправленной продукции 36000 90 68
6 Списаны расходы на продажу 13000 90 44
7 Определен и списан результат по реализации 37000 90 99
8 Поступил платеж от покупателя 236000 51 62
Счета бухгалтерского учета
Д-т 10 К-т Д-т 43 К-т
Сн 40000 3) 5000 Сн 250000 1) 150000
- -
Об. - Об. 5000 Об. - Об. 150000
Ск 35000 Ск 100000
Д-т 44 К-т Д-т 51 К-т
Сн - 6) 13000 Сн 150000 -
3) 5000
4) 8000 8) 236000
Об. 13000 Об. 13000 Об. 236000 Об. -
Ск - Ск 386000
Д-т 62 К-т Д-т 68 К-т
Сн - 8) 236000 - Сн 4000
2) 236000 5) 36000
Об. 236000 Об. 236000 Об. - Об. 36000
Ск - Ск 40000
Д-т 76 К-т Д-т 99 К-т
Сн - Сн - Сн - Сн -
- 4) 8000 - 7) 37000
Об. - Об. 8000 Об. - Об. 37000
Ск 8000 Ск 37000
Д-т 90 К-т
Сн - Сн -
1) 150000
5) 36000
6) 13000
7) 37000 2) 236000
Об. 236000 Об. 236000
Ск - Ск -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе своей деятельности организации осуществляют разнообразные операции, оказывающие влияние на бухгалтерскую отчетность. Одни операции затрагивают только актив или пассив баланса, другие – затрагивают и актив и пассив баланса. При этом равенство бухгалтерского баланса сохраняется.
Существует четыре типа хозяйственных операций, которые оказывают влияние на бухгалтерскую отчетность:
Первый тип – операции затрагивают только актив баланса, одна статья в активе увеличивается, другая – уменьшается. Итог баланса остается неизменным.
Второй тип – операции затрагивают только пассив баланса, одна статья в пассиве увеличивается, другая статья – уменьшается. Итог баланса остается неизменным.
Третий тип – операции затрагивают и актив и пассив баланса в сторону увеличения. Итог баланса увеличивается на одну и ту же сумму, но равенство бухгалтерского баланса сохраняется.
Четвертый тип – операции затрагивают и актив и пассив баланса в сторону уменьшения. Итог баланса уменьшается на одну и ту же сумму, но равенство бухгалтерского баланса сохраняется.
Целью бухгалтерского учета является формирование информации для внутренних и внешних пользователей.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются:
имущество организации;
обязательства;
хозяйственные операции.
К бухгалтерскому учету предъявляются следующие требования:
оценка имущества в рублях;
непрерывность учета во времени;
раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций;
ведение учета методом двойной записи;
соблюдение равенства данных синтетического и аналитического учета.
На основе данных бухгалтерского учета осуществляется анализ хозяйственной деятельности, и принимаются различные управленческие решения.
Список использованных источников и литературы
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон №129-ФЗ от 21.11.1996г.
2. Бухгалтерская отчетность организации: ПБУ 4/99, утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999г. №43н.
3. Учет материально-производственных запасов: ПБУ 5/01: утв. приказом Минфина РФ, от 09 июня 2001 г. № 44н.
4. Доходы организации: ПБУ 9/99: утв. приказом Минфина РФ, от 06 мая 1999 г. № 32н.
5. Расходы организации: ПБУ 10/99: утв. приказом Минфина РФ, от 06 мая 1999 г. № 33н.
6. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Министерства финансов РФ от 22.07.2003г. №67н.
7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению: утвержден приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000г. №94н.
8. Бабаева Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов. М.: Вузовский учебник, 2009. – 461с.
9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. – 365 с.
10. Самохвалова, Ю.Н. Бухгалтерский учет: практикум. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 118 с.
|