СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. Факторы определяющие систему органов, исполняющих наказание
Функция исполнения наказаний является объективно необходимой для любого государства. Пока существует преступность, государство вынуждено обращаться к наказанию лиц, его совершивших. Столь же объективно существование органов и учреждений его исполняющих, которые в совокупности представляют определенную систему. В зависимости от особенностей политики государства в сфере исполнения наказаний, сложившихся традиций в различных странах данную систему определяют как тюремную, пенитенциарную.
УИС Минюста России включает в себя органы и учреждения, исполняющие наказания, а также осуществляющие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данная система является многофункциональной и поэтому изучается в различных аспектах: правовом, управленческом, психолого-педагогическом, экономическом.
Ряд авторов анализируют УИС с учетом ее целей и составляющих органов и учреждений, исполняющих наказания, другие - как совокупность различных форм организации. Такой подход имеет значение, прежде всего, для исследования проблем управления УИС - ее реформы. При решении данного вопроса необходимо относиться к УИС как к определенному социальному институту и основываться на общем его понимании и важнейших признаках. С учетом этого, для раскрытия УИС как социального института, следует проанализировать следующие ее характеристики: социальное назначение, функционально-структурное построение, нормативное регулирование, ресурсное обеспечение.
Любой социальный институт, в том числе и УИС, создается для удовлетворения определенных социальных потребностей, которые характеризуют роль института в обществе. В литературе, как правило, такой анализ связывают с целями и задачами УИС, что важно для формирования ее структурных подразделений, функциональных обязанностей сотрудников. Общество же заинтересовано в УИС, прежде всего, в качестве института, обеспечивающего защиту от преступности.
Выделение такой характеристики, как социальное назначение УИС, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Дело в том, что цели и задачи данной системы должны соответствовать ее социальному значению: защите общества от преступности. Наделение УИС несвойственными этому социальному назначению задачам (как, например, в недалеком прошлом, возложение на систему решения народно-хозяйственных планов) может обусловить существенные недостатки в ее деятельности и, в конечном счете, несоответствии потребностям развития общества в целом. В принципе такая ситуация и случилась с исправительно-трудовой системой советского государства, которая вопреки ее социальному назначению играла важную роль в экономике страны. Поэтому еще раз подчеркнем, что выделение понятия «социальное назначение УИС» является далеко не теоретическим вопросом, от его правильного решения во многом зависит конечная направленность деятельности системы и ее социальная эффективность. В связи с этим вряд ли является оправданным возложение на УИС такой задачи, как охрана психиатрических больниц специального типа Минздрава РФ. Выполнение данной задачи является несвойственной для УИС, тем более что она не определена и в законе. Это влечет правовую незащищенность сотрудников, реализующих данную задачу, в вопросах личной безопасности, вопросах применения специальных средств. В этой связи представляется целесообразным исключить данную функцию из компетенции УИС.
Важным признаком УИС как социального института является ее функционально-структурное построение. Анализируемая система носит четко выраженный характер: она решает правоохранительные задачи (охрану осужденных, конвоирование, организует оперативно-розыскную деятельность, обеспечивает розыск бежавших осужденных), организует воспитательную работу с осужденными, производственно-хозяйственную деятельность, медицинское и материально-бытовое обеспечение. Уголовно-исполнительная система является многоуровневой системой, что во многом определяется национально-государственным устройством страны. В соответствии с Законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а также другими правовыми актами, подготовленными в развитие данного Закона, действующая уголовно-исполнительная система представлена следующими взаимосвязанными уровнями: центральный орган управления УИС - ГУИП Минюста России; управления УИС по федеральным округам; территориальные органы управления УИС субъектов Российской Федерации; учреждения, непосредственно исполняющие наказания.
Одной из особенностей УИС является её многокомпонентность. Наряду со структурами, которые связаны непосредственно с организацией исполнения наказания, в ее составе имеется немало подразделений, которые в той или иной мере обеспечивают нормальное функционирование УИС, среди них: медицинские учреждения, коммунально-бытовые службы, высшие и средние специальные образовательные учреждения, занятые подготовкой кадров для УИС, учреждения связи, транспорта и т.п.
2. Перспективы развития организации исполнения наказания
На уголовно-исполнительную систему возложена реализация многих видов наказания, предусмотренных уголовным законодательством: лишение свободы, исправительные работы, ограничение свободы и т.п. Ведущее место здесь, безусловно, занимает лишение свободы. По числу осужденных к лишению свободы занимает одно из первых мест в мире . Исполнение наказания в виде лишения свободы для государства является обременительным в экономическом плане, что связано с большими затратами на строительство и содержание зданий и сооружение тюремного типа, жизнеобеспечение осужденных. Нельзя также не учитывать и значительные затраты, связанные с организацией службы самого персонала уголовно-исполнительной системы.
Если брать социальный аспект эффективности деятельности исправительных учреждений в плане достижения цели исправления осужденных, то в силу ряда объективных факторов (изоляция, тюремная атрибутика, субкультура, разрыв социально-полезных связей и др.) многие освобожденные из мест лишения свободы вновь совершают преступления. По данным криминологов и статистики рецидив преступлений со стороны лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, составляет около 30 %. Учитывая данные обстоятельства, в ряде случаев высказывается мнение о том, что «о воспитательной роли колоний вообще говорить не приходится» .
Действительно, места лишения свободы вряд ли можно рассматривать в качестве хорошего и надежного средства воспитания. Однако акцент в деятельности пенитенциарных учреждений (как показывает отечественный и зарубежный опыт) на достижение цели исправления осужденных ориентирует на улучшение условий отбывания наказания, обеспечение прав осужденных и гуманное обращение с ними, создает предпосылки для ресоциализации последних в обществе после отбытия ими наказания. Данные основополагающие идеи организации исполнения наказания находят свое закрепление в международно-правовых актах по вопросам исполнения наказания. Поэтому современные пенитенциарные реформы ориентированы на то, чтобы места лишения свободы способствовали исправлению осужденных. С учетом этой стратегической цели разрабатывались и осуществлялись мероприятия по совершенствованию деятельности исправительных учреждений в процессе реформы УИС. Анализ и обобщение данных мероприятий позволяет говорить об определенных тенденциях реформирования организации исполнения наказания в виде лишения свободы. К их числу можно отнести следующие: обеспечение отбывания наказания осужденными по месту их жительства до ареста или осуждения (так называемый территориальный принцип отбывания наказания); построение рациональной системы исправительных учреждений с учетом изменений состава осужденных; совершенствование организации исправительного воздействия на осужденных; создание механизма обеспечения прав и законных интересов осужденных; качественное изменение организации производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений и организации трудового воспитания осужденных; формирование системы гражданского контроля за деятельностью исправительных учреждений.
Одна из важных задач, которая решалась в процессе реформы УИС -это обеспечение отбывания наказания лицами, совершившими преступления по месту их прежнего жительства или осуждения. Данное положение является одним из основополагающих требований международных стандартов, поскольку обеспечение отбывания наказания на минимальном удалении от места жительства является важным условием соблюдения прав не только осужденных, но их родственников. В частности, тем самым создаются условия для поддержания его связей с семьей, для последующей социальной адаптации освобожденных. При этом также сокращаются расходы на перевозку осужденных, обмен криминальным опытом во время таких массовых этапов. Такой подход создает условия для повышения роли территориальных органов власти в обеспечении контроля за деятельностью исправительных учреждений, оказания различного рода помощи, в том числе и для персонала. Реализация данной задачи осложнялось тем, что в период функционирования исправительно-трудовой системы советского государства места лишения свободы создавались преимущественно для решения экономических задач, что сказывалось и на их территориальном расположении и, как следствие этого, массовых перебросках осужденных. В результате, как показывают материалы переписи осужденных 1989 года, более 50 % осужденных отбывали наказание не по месту той территории, где они проживали до ареста.
Решение данной проблемы (реализации территориального принципа отбывания наказания) осуществлялось по нескольким направлениям. Прежде всего, это максимальное сокращение перевозок осужденных по стране.
Па практике проблема обеспечения отбывания наказания в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Федерации столкнулась со значительными трудностями, которые были связаны с тем, что в ряде субъектов Федерации отсутствовал полный набор всех видов исправительных учреждений, предусмотренных законодательством.
Заключение
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что УИС можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле слова. В первом случае речь идет об органах и учреждениях, которые непосредственно связаны с исполнением наказания: исправительные учреждения, уголовно-исполнительные инспекции, аппараты управления. Во втором, широком значении понятия УИС, в нее включаются также и структуры, в той или иной мере обеспечивающие нормальное функционирование УИС.
Анализ и обобщение данных мероприятий позволяет говорить об определенных тенденциях реформирования организации исполнения наказания в виде лишения свободы. К их числу можно отнести следующие: обеспечение отбывания наказания осужденными по месту их жительства до ареста или осуждения (так называемый территориальный принцип отбывания наказания); построение рациональной системы исправительных учреждений с учетом изменений состава осужденных; совершенствование организации исправительного воздействия на осужденных; создание механизма обеспечения прав и законных интересов осужденных; качественное изменение организации производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений и организации трудового воспитания осужденных; формирование системы гражданского контроля за деятельностью исправительных учреждений.
Библиографический список
1. Андреев Н.А. Социология исполнения уголовных наказаний. - М., 2001.
2. Зубков А. И. Уголовно-исполнительное право М.: НОРМА: ИНФРА-М. 2010. 224с
3. Зубков Л.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. - М., 2010.
4. Игнатьев А. А. Уголовно-исполнительное право М.: Новый Юристъ. 2010. 304с.
5. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.В.Степашина. М.: Юристъ, 2010.
6. Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право М.: Юриспруденция, 2010. 363с.
7. Стерн В. Грех против будущего. Тюремное заключение в мире. Международная тюремная реформа. – М., 2009.
|