СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Использование названных методов проведения межбанковских платежей обусловлено структурой платежной системы, характерной для всех стран с двухуровневой банковской системой. В число основных участников платежной системы входят центральный банк, коммерческие банки и небанковские учреждения.
В России межбанковские расчеты через корсчета осуществляются с 1991г. Из всего многообразия подсистем межбанковских расчетов можно представить в укрупненном виде следующие подсистемы, применяемые каждым коммерческим банков России.
1. Валовые (брутто) расчеты:
- через РКЦ;
- при прямых корреспондентских отношениях с банками;
2. Неттинг (клиринг) – расчеты внутри России через:
- РКП в порядке эксперимента;
- расчетные центры крупных банков по некоторому объему платежей;
- клиринговые центры по некоторому объему платежей;
- головной банк с другими филиалами банка (между филиальные расчеты).
Несмотря на то, что порядок расчетов в каждой из подсистем имеет существенные отличия и особенности, они базируются на единых принципах. Основными требованиями к расчетам являются достаточная их оперативность и предсказуемость платежей, высокая надежность, безопасность, экономическая эффективность и широкое разнообразие в соответствии с потребностями пользователей. Межбанковские расчеты осуществляются согласно принципам, которые свойственны системе безналичных расчетов в целом, однако их проявление в расчетах между банками имеет определенную специфику.
Поскольку банки являются начальным и конечным звеном в цепи расчетов между различными экономическими субъектами, их невозможно было бы завершить, если бы не существовала система расчетов между самими банками. В связи с этим огромное значение для организации межбанковских расчетов имеет принцип поддержания банками своей ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное и в полном объеме проведение расчетов с другими банками. Банк должен в любой момент суметь удовлетворить требования своих клиентов о снятии денег со счетов и осуществлении платежей по их поручениям. Он стремится совместить получение прибыли, требующее замораживания активов на относительно долгий срок, с гарантией надежности и ликвидности.
Соблюдение рассмотренного принципа межбанковских расчетов является залогом предотвращения платежных рисков (рисков неликвидности и кредитных рисков), которые наиболее опасны для экономики, если они перерастают в системные риски.
Большое значение имеет и принцип контроля за правильностью совершения межбанковских расчетов. Специфика его и особая роль заключается в постоянном взаимном контроле за синхронностью и полной идентичностью проводимых сумм:
- во-первых, по счетам клиентов в банках и по корсчетам банков в РКЦ (или в банках-корреспондентах),
- во-вторых, по счетам и по балансам собственно самих участников расчетов – коммерческих банков-корреспондентов при расчетах их между собой, а также при расчетах между РКЦ. По мере развития межбанковских расчетов, особенно широкого распространения межбанковского клиринга, усиливается значение принципа контроля за технологическими рисками, также отражающего специфику этих расчетов.
Общим принципом организации межбанковских расчетов является принцип безусловного платежа по межбанковским обязательствам. Предоставляя платежные услуги своим клиентам, коммерческие банки выступают в роли финансовых посредников. Согласившись осуществлять платежные операции своих клиентов, банки принимают на себя обязательства по межбанковским платежам и расчетам. Эти обязательства в большинстве случаев связаны с согласием плательщика на списание средств с его счета в определенный срок. Однако списание сумм задолженности по налоговым платежам, искам, рассмотренным в арбитражном суде, может быть осуществлено с корреспондентского счета в без акцептном порядке.
Платеж по обязательствам имеет два аспекта, особенно важных при осуществлении межбанковских расчетов: окончательность платежа и необходимость подтверждения его исполнении. Окончательность платежа служит гарантией завершения расчетной операции. При наличии такой гарантии исключается вероятность того, что сделка не будет завершена.
Наиболее важным принципом межбанковских расчетов является платеж в пределах средств корреспондентского счета. Этот принцип состоит в поддержании оптимального остатка средств на корреспондентском счете кредитной организации и соблюдении нормативов ликвидности баланса банка. С принципом платежа в пределах остатка средств на корреспондентском счете тесно связано понятие «управление наличной позицией банка». Под управлением наличностью понимаются операции, осуществляемые банком с целью регулирования предназначенных для платежей активов и контроля над этими активами. Актуальность соблюдения принципа платежа в пределах остатка средств на корреспондентском счете объясняется тем, что проведение банком рискованной политики в области активных операций может привести к возникновению системного риска, который через каналы межбанковских отношений вызовет цепную реакцию, распространившись на другие банки и поразив другие сферы экономики регионов и страны в целом.
Таким образом, существующие принципы межбанковских расчетов помогают кредитным организациям своевременно и в полном объеме проводить расчетные операции, переводы платежей по системам корреспондентских счетов.
Для понимания порядка организации межбанковских расчетов важно знать и понимать экономическое содержание корреспондентского счета банка. Корреспондентский счет, по существу, выполняет те же функции, что и расчетный счет предприятия, но с учетом специфики деятельности банка. На счете (главным образом в РКЦ) хранятся временно свободные собственные и привлеченные средства коммерческих банков. Круг отражаемых здесь операций довольно широк. Во-первых, это операции по кредитно-расчетному, кассовому и иному обслуживанию клиентуры самого банка: перечислению и взысканию денежных средств, обусловленных куплей-продажей товаров и услуг, расчетам с бюджетом по уплате налогов, сборов и пошлин, внебюджетными фондами, страховыми компаниями по всем видам страхования. Часть операций обусловлена приемом и выдачей клиентами наличных денег для выплаты заработной платы и премий работающим и для административно-хозяйственных расходов. Во-вторых, это операции по межбанковским займам и депозитам, с ценными бумагами, по покупке-продаже валют, перечислению резервных требований. В-третьих, это собственно хозяйственные операции банка, например платежи в бюджет и внебюджетные фонды, управленческие расходы и др. Следует учитывать, что каждый банк может иметь не один корсчет, а несколько. В связи с этим все изложенные выше виды операций распределяются между всеми счетами банка. Характер и число счетов зависят от того, в каких подсистемах межбанковских расчетов задействован коммерческий банк. Организация корреспондентских отношений в банках осуществляется соответствующими отделами, управлениями или секторами в составе операционно-расчетных центров. Огромное значение имеет управление банком своими корсчетами, представляющими по сути основу его хозяйственной деятельности.
В Российской Федерации расчеты между банками осуществляются через расчетно-кассовые центры, созданные Центральным банком РФ в республиках, краях, областях, городах и районах. Кроме того, банковские операции по расчетам могут проводиться и по корреспондентским счетам банков, открываемым ими друг у друга на основе межбанковских соглашений. Расчетно-кассовый центр выступаете в качестве посредника в переводе денежных средств при использовании первого метода межбанковских расчетов. Второй метод проведения расчетов между кредитными организациями базируется на открытии ими взаимных корреспондентских счетов или установлении прямых корреспондентских отношений.
Процесс установления корреспондентских отношений разбивается на три стадии:
- выбор банка-корреспондента,
- подготовка необходимых для открытия корреспондентского счета документов,
- разработка и подписание корреспондентского договора.
Выбор корреспондента начинается с анализа потоков платежей клиентов и выявления регионов либо городов, куда эти платежи в основной своей массе направлены. Важным моментом является оценка объемов поступлений на корреспондентский счет банка в РКЦ платежей из интересующих регионов.
Учет встречных потоков платежей необходим для оперативного поддержания остатка вновь открываемого корреспондентского счета и для создания благоприятных условий проведения взаимозачетов межбанковских обязательств. Вторая стадия установления корреспондентских отношений заключается в обмене банковскими документами и информацией о финансовом положении сторон. На этом этапе производится предварительная оценка степени риска размещения средств на счете в банке-корреспонденте на основе балансовых данных партнера. Стандартная процедура включает в себя проверку соответствия показателей ликвидности баланса на последнюю отчетную дату нормативным требованиям, установленным Банком России. Завершающей стадией установления корреспондентских отношений является подписание корреспондентского договора и открытие на балансе кредитных организаций корреспондентских счетов.
Содержание корреспондентского договора определяет все дальнейшие взаимоотношения сторон. Предмет корреспондентского договора определяет:
- порядок открытия и закрытия счетов;
- перечень необходимых документов;
- операции, проводимые по корреспондентским счетам;
- режим корреспондентского счета;
- технологию электронного обмена информацией.
Порядок совершения операций, а также права и обязанности сторон регламентируют правила и график списания и зачисления средств по счетам, устанавливают документооборот, возможность предоставления расчетного кредита, порядок сверки остатков счетов, необходимость соблюдения банковской тайны. Отдельно оговариваются размер и порядок оплаты услуг банка по проведению операций по счету корреспондента, а также условия начисления процентов на кредитный остаток счета. Наконец, ответственность сторон отражается в договоре в виде штрафов и пени за несвоевременное исполнение поручений корреспондента и его клиентов по зачислению либо уплате средств со счета корреспондента.
В настоящее время межбанковские расчеты в Российской Федерации осуществляются в основном через корреспондентские счета, открытые в расчетно-кассовых центрах, являющихся структурными подразделениями Банка России. Межбанковскую операцию, проводимую через систему РКЦ, можно разделить на три фазы:
- инициирование платежа (начальный провод);
- расчет по платежу (ответный провод);
- урегулирование расчетов (взаимная выверка).
Такое разделение позволяет четко проследить и разграничить функции контрагентов и посредников при платеже и их ответственность. Поэтому механизм расчетов между коммерческими банками на основе движения средств по счетам, открытым в центральном банке, является основой для регулирования последним деятельности банков второго уровня и, в конечном счете, всей экономики.
Основная функция РКЦ – проведение расчетов между учреждениями разных банков с необходимым ведением корсчетов. Расчеты производятся на валовой основе. Вместе с тем РКЦ занимаются эмиссионно-кассовыми, а также многими другими операциями. В РКЦ по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются корреспондентские счета банков. Филиалы банков имеют корреспондентские счета типа субсчетов. Порядок открытия корреспондентских счетов в коммерческом банке определяется теми же нормами, которые действуют в отношении расчетных счетов клиентов банка. В договоре предусматриваются процедуры всех операций по корреспондентскому счету, а также ответственность сторон за нарушение условий договора. Через корреспондентские счета банки осуществляют весь круг операций, связанных с обслуживанием своих клиентов, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта. Для учреждения банка корреспондентский счет – это своего рода «расчетный счет», на нем хранятся все средства коммерческого банка (как собственные, так и неиспользованные им деньги своих клиентов, а также неиспользованные деньги, полученные в ссуду от других кредитных учреждений).
Порядок осуществления расчетных операций через корреспондентские счета (субсчета) кредитных организаций (филиалов), открытые в Банке России, регламентируется Положением о безналичных расчетах в РФ №2-П от 12 апреля 2001г.
Данное Положение регламентирует организацию расчетов кредитных организаций через корреспондентские счета (субсчета), открытые в подразделениях расчетной сети Банка России (ГРКЦ, РКЦ), на валовой основе. Проведение расчетов на валовой основе предусматривает совершение перевода денежных средств индивидуально и последовательно по каждому расчетному документу.
Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация, расположенная на территории Российской Федерации и имеющая лицензию Банка России на осуществление банковских операций, открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в подразделении расчетной сети Банка России. Кредитная организация (филиал) имеет право открыть этот счет с момента внесения соответствующей записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и присвоения ей регистрационного номера. Основанием для открытия корреспондентского счета (субсчета) кредитной организации (филиала) в Банке России является заключение договора счета. Корреспондентский счет (субсчет) открывается по распоряжению руководителя подразделения расчетной сети Банка России.
В общую систему межбанковских расчетов входят расчеты между филиалами одного банка, так называемые между филиальные расчеты. Эти расчеты связаны преимущественно с корреспондентскими отношениями между коммерческими банками. Взаимные расчеты между филиалами коммерческого банка подразделяются на два вида:
- Первый вид связан с перемещением ресурсов,
- Второй охватывает все другие операции, включая расчетные, осуществляемые по поручениям клиентов.
Прямые корреспондентские отношения представляют собой договорные отношения между двумя или несколькими кредитными учреждениями об осуществлении платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого, а также о предоставлении кредитов, оказании инвестиционных и иных услуг. Эти отношения возникают: между кредитными учреждениями, находящимися как внутри страны, так и за ее пределами. В современных условиях практически каждый коммерческий банк связан корреспондентскими отношениями не с одним, а с десятками банков.
Предметом этих отношений являются главным образом два вида операций: по обслуживанию клиентов и собственные межбанковские операции.
К первым относятся операции по коммерческим сделкам клиентов и оказанию им трастовых услуг, платежи на основе различных форм расчетов (дебетовых и кредитовых переводов, аккредитива, инкассо), клиринг, операции с ценными бумагами, предоставление гарантий. Собственные операции банка включают активные и пассивные кредитные операции, покупку и продажу валют, ценных бумаг.
Корреспондентские отношения обычно сопровождаются открытием счетов (отношения со счетом) на взаимной основе (друг у друга) или в одностороннем порядке (только у одного из партнеров, как правило, у крупного банка). Выбор в пользу взаимных или односторонних корреспондентских отношений зависит от различных факторов, к которым следует отнести такие: объем взаимных потоков платежей, цена и спрос на рынке кредитных ресурсов, возможность участия в торгах на региональных валютных биржах, а также возможность оперативного отзыва находящихся на корреспондентских счетах средств.
Возможно установление отношений между корреспондентами без открытия счета, когда взаимные расчеты осуществляются по счетам, открытым ими в третьем кредитном учреждении.
Установление корреспондентских отношений оформляется обменными письмами или заключением корреспондентского договора, в которых предусматриваются порядок и условия выполнения соответствующих банковских операций. Для этого банки представляют друг другу следующие документы, необходимые для изучения надежности и состоятельности партнеров:
- нотариально заверенные копии уставов и лицензий на проведение различных операций;
- отчеты о деятельности, включая балансы;
- справки о соблюдении экономических нормативов и др.
На основании заключенного межбанковского соглашения банки открывают корреспондентские счета. Счет одного банка в другом имеет два разных названия в зависимости от того, идет ли речь с точки зрения банка, предоставляющего услугу по счету, или же банка, пользующегося услугой по счету. Допустим, банк А пользуется услугой другого банка по счету и является владельцем средств на этом счете. Банк Б предоставляет услугу по счету и является банком, в котором открыт этот счет. Для банка А счет будет называться счетом НОСТРО, а сам банк А – банком-респондентом. Для банка Б счет будет называться счетом ЛОРО, а сам банк Б будет именоваться банком-корреспондентом. Банк-респондент является владельцем средств на счете НОСТРО и может самостоятельно распоряжаться ими. Банк-корреспондент является лишь администратором платежных поручений банка-респондента, однако ему принадлежит право устанавливать условия использования счета НОСТРО. К примеру, банк-корреспондент определяет уровень предоставляемого им обслуживания, включая своевременность и точность обработки зачисления и снятия средств со счета. Он также устанавливает расценки на комиссионные сборы за предоставляемые им платежные услуги и может ввести требование о минимальном уровне остатков. И наконец, самое главное состоит в том, что банк-корреспондент осуществляет контроль размеров предоставляемого банку-респонденту кредита по счету, ограничивая при этом объем разрешенных им овердрафтов.
Договором могут устанавливаться как односторонние, так и взаимные корреспондентские отношения. В первом случае банк-корреспондент открывает счет ЛОРО для своего респондента и производит по нему операции, а банк-респондент ведет учет операций по соответствующему счету НОСТРО. При взаимных корреспондентских отношениях счета ЛОРО и НОСТРО появляются на балансе обоих банков.
Преимущества расчетов по межбанковским корреспондентским счетам заключаются в следующем.
Во-первых, это отвечает интересам клиентов, которые имеют устойчивые контрактные отношения с клиентами других банков.
Вторым немаловажным преимуществом прямых корреспондентских отношений является обеспечение ускорения расчетов. Оперативности расчетов способствует использование в отношениях между корреспондентами системы электронных платежей или телексной связи.
В-третьих, при развитых прямых корреспондентских отношениях создаются условия для проведения клиринга – зачета взаимных поручений банков, как правило, посредством открытия счетов в одном каком-либо крупном банке.
В-четвертых, расширяются возможности для активной работы банков на рынке и применения целого набора финансовых инструментов.
Крупные банки, устанавливая корреспондентские отношения, как правило, обмениваются корсчетами, а более мелкие открывают счета в более крупных банках и проводят расчеты аналогично порядку осуществления расчетов через РКЦ. Открытие корсчета для банка-корреспондента означает то же самое, что открытие отделения банка. В то же время он сохраняет право собственности в отношении средств на этом корсчете и возможность контроля за своими операциями без лишних затрат.
Многие банки для поддержания и расширения полезных банковских связей идут на сокращение стоимости услуг в пользу корреспондентов. Известно, что банки, не имеющие достаточного престижа, не избираются в качестве корреспондентов и рискуют потерять свои позиции в деловом мире. Степень развития и количество корреспондентских связей могут стать основой для более глубокого подчинения одних банков другими. Практически все банки, осуществляющие расчеты при прямых корреспондентских отношениях с другими банками, проводят их с электронным исполнением платежей преимущественно на валовой основе. В целом сроки платежей здесь минимальные. Вместе с тем электронный способ перевода финансовой информации у нас не получил еще твердого юридического обоснования. Имеет место также и замедление движения средств, когда эти расчеты являются многоступенчатыми (в одной операции могут участвовать 3-4 банка). Однако разветвленная система прямых корреспондентских отношений приводит к рассредоточению денежных средств по многочисленным банкам-корреспондентам. Расчетные операции в этом случае носят локальный характер, так как затрагивают платежи клиентов ограниченного числа банков. Для полного удовлетворения потребностей клиентов банка в организации платежного оборота коммерческому банку необходимо было бы устанавливать прямые корреспондентские отношения условно с тысячей банков, т.е. открыть тысячу корсчетов, что для среднего банка неприемлемо. Кроме того, партнерство между банками в процессе установления корреспондентских отношений связано с рисками финансовой надежности контрагентов и требует квалифицированного анализа результатов их деятельности. В ряде случаев такие расчеты при использовании кредитных линий могут быть даже опасны: неплатежеспособность одного из банков способна вызвать цепочку неплатежей, в результате чего пострадают клиенты банка. В конечном счете, при установлении корреспондентских отношений получение пользы для банка должно сопоставляться с издержками. Количество корсчетов должно быть оптимальным для обеспечения нормального процесса кредитно-расчетных взаимоотношений. Список банков-корреспондентов периодически должен пересматриваться для исключения наименее активных банков.
Возникают проблемы и в процессе проведения контроля за финансовым состоянием банков-корреспондентов. Анализ сложившейся системы проведения расчетов через взаимные корсчета банков показывает, что она менее эффективна по сравнению с глобальной валовой системой на базе РКЦ в связи с разрозненностью корсчетов и слабым взаимодействием между основными банками (банками, имеющими межбанковские расчетные центры по корсчетам). Корреспондентские банковские связи должны использоваться параллельно с последней и дополнять ее, что будет способствовать повышению эффективности функционирования российской платежной системы.
Теоретический вопрос 2. Субъекты валютных отношений (резиденты и нерезиденты).
Ответ:
Термин «валюта» используется в двух смыслах:
- во-первых, это денежная единица государства;
- во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах.
Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:
- режим государственной валютной монополии, т.е. исключительное право государства на совершение валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране;
- режим валютного государственного регулирования, установленный в нашей стране; Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- режим свободно конвертируемой валюты.
Избранный тип валютного режима определяет принципы осуществления валютных операций в России, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.
Целью валютного регулирования в России является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Валюта Российской Федерации – это денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки и средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Иностранная валюта – это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства (группы иностранных государств), изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Внутренние ценные бумаги – это эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории РФ.
Внешние ценные бумаги – это ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам.
Валютные ценности – это иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Уполномоченными банками называются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ филиалы иностранных кредитных организаций, имеющие право осуществлять банковские операции в иностранной валюте.
Валютный курс означает соотношение валют двух или более стран. Валютный курс обычно устанавливается на основе спроса-предложения валют на валютном рынке, однако может носить и односторонний характер, когда государство во властном, одностороннем порядке устанавливает валютный курс.
Валютная интервенция Банка России – это его деятельность на рынке валют по поддержанию необходимого курса российского рубля путем купли-продажи иностранной валюты и по воздействию на суммарный спрос и предложение денег. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.07.2004) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 41.
Валютное регулирование – это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций. Государство регулирует валютные отношения с учетом стоящих перед ним экономических задач. В процессе валютного регулирования изменяется и система органов, осуществляющих это регулирование.
Допуская в известных пределах обращение иностранной валюты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной валюты.
Все субъекты валютных правоотношений делится на две категории: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 1:
- резиденты;
- нерезиденты.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.
Указанные ограничения носят не дискриминационный характер и отменяются по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 6.
Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
- операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг пассажирам при международных перевозках;
- операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности;
- операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера), транзитной перевозкой груза по территории РФ, страхованию грузов;
- операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ;
- операций юридических лиц с внешними ценными бумагами;
- операций, связанных с осуществлением обязательных платежей в бюджеты.
Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:
- с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
- с внесением и получением денежных средств резидентами с банковских счетов;
- с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
- с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, взысканием по ним штрафных санкций, отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам;
- с куплей-продажей, обменом, заменой физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), за валюту РФ и иностранную валюту, не для осуществления предпринимательской деятельности;
- с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения.
Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов в банках за пределами территории РФ на банковские счета в уполномоченных банках и в обратном порядке. Они вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 10.
Купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки. Установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается. Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.
Резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 12. Юридические лица – резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами. Физические лица – резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ.
Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте. Расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением следующих валютных операций:
- передачи физическим лицом-резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту РФ и (или) муниципальному образованию;
- дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
- завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
- приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
- перевода физическим лицом-резидентом из РФ и в РФ без открытия банковских счетов (до 5000 долларов);
- покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом-резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств).
Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 15.
Физические лица-резиденты и нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, а также внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в Российскую Федерацию. При соблюдении требований таможенного законодательства РФ в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в РФ. Физические лица-резиденты и нерезиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ либо приобретена в РФ. При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с валютным законодательством.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ и профессиональные участники рынка ценных бумаг. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк РФ. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля. Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти и их взаимодействие с ЦБ РФ.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица имеют право:
- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны (Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ст. 23):
- осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:
- знакомиться с актами проверок органов и агентов валютного контроля;
- обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;
- на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:
- представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены законом «О валютном регулировании и валютном контроле»;
вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции;
- выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена административным, таможенным и уголовным законодательством РФ.
Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), либо с нарушением требований (условий, ограничений), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.12.2003), ст. 15.15. Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо не возврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения. Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Таможенные органы РФ осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 403.
Невозвращение в крупном размере (более пяти миллионов рублей) из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003), ст. 193.
Задача. Российская компания «Белый ветер» заключила импортный контракт с корейской фирмой «SAMSU» на поставку в Россию ЖК-дисплеев. Авансовый платеж в контракте не предусмотрен.
Построить и описать схему документооборота при расчетах по данной операции. Составить бухгалтерские проводки при расчетах инкассо по импортной операции без предоплаты.
Решение:
Порядок заключения импортного контракта российской компанией «Белый ветер» с корейской фирмой «SAMSU» на поставку ЖК-дисплеев будет иметь следующий документооборот при расчетах инкассо по данной операции:
Схему расчетов по инкассо можно представить в следующем виде: после заключения контракта компанией «Белый ветер» с корейской фирмой «SAMSU», в котором оговаривается, через какие банки будут производиться расчеты, экспортер производит отгрузку товара. После получения от перевозчика транспортных документов экспортер передает все необходимые документы в банк, которому он поручает осуществлять инкассирование (банк-ремитент). Банк ремитент, проверив документы, направляет их банку-корреспонденту в стране импортера (инкассирующий банк). Последний, проверив документы, представляет их импортеру-плательщику. Документы выдаются плательщику: без авансового платежа. Платеж производится сразу полностью после отгрузки товара. Получив платеж от импортера, инкассирующий банк направляет выручку в банк-ремитент, который зачисляет ее на счет экспортера.
Схема 1. Расчеты в форме инкассо
1. Между российской компанией «Белый ветер» и корейской фирмой «SAMSU» заключается контракт (с указанием банков, через которые будут производиться расчеты).
2. Отгрузка экспортером корейской фирмой «SAMSU» товара (ЖК-дисплеев) в соответствии с условиями контракта.
3. Получение экспортером корейской фирмой «SAMSU» транспортных документов от перевозчика.
4. Подготовка экспортером корейской фирмой «SAMSU» комплекта документов (транспортных и финансовых) и представление их при инкассовом поручении своему банку (банку-ремитенту).
5. Проверка банком-ремитентом документов (по внешним признакам) и отсылка их вместе с инкассовым поручением банку-корреспонденту (инкассирующему банку) в стране импортера российской компании «Белый ветер».
6. Представление инкассирующим банком инкассового поручения и документов импортеру российской компании «Белый ветер» для проверки с целью получения платежа или акцепта тратт (переводных векселей) непосредственно или через другой банк, называемый в этом случае представляющим банком.
7. Получение инкассирующим банком платежа от плательщика российской компании «Белый ветер» и выдача ему документов.
8. Перевод инкассирующим банком выручки банку-ремитенту.
9. Зачисление банком-ремитентом полученной выручки на счет экспортера корейской фирмой «SAMSU».
Инкассовая операция оказывается более выгодной импортеру российской компании «Белый ветер», поскольку платеж осуществляется против документов, дающих ему право на товар. Следовательно, до этого момента импортер может сохранять свои средства в обороте. При этом он не подвержен риску платить за не отгруженный товар. Напротив, экспортеру корейской фирмой «SAMSU» после отгрузки товара не гарантирована оплата: всегда существует риск того, что импортер по разным причинам может отказаться от товара. К тому же получение экспортером причитающейся ему выручки происходит не сразу после отгрузки товара, а через некоторое время. Тем самым, экспортер фактически предоставляет кредит покупателю. При этом в ходе подобной сделки возникает также долговое обязательство банка-эмитента по отношению к исполняющему банку.
Содержание операций: Счета по учету инкассо к оплате.
При расчетах по импортным операциям платежное требование с приложением необходимых документов поступает в уполномоченный банк, где находится валютный счет российского предприятия-импортера российской компании «Белый ветер». В документах находится и инструкция уполномоченному банку об исполнении платежа.
Поступившие в банк документы приходуются в специальной картотеке по внебалансовому счету №91102. Получив документы, банк импортера российской компании «Белый ветер» извещает клиента о том, что в его адрес поступили инкассовое поручение от корейской фирмы «SAMSU» и связанные с ним коммерческие документы по доставке ЖК-дисплеев.
При оплате счета клиент российская компания «Белый ветер» приносит в банк заявление на перечисление денежных средств экспортеру корейской фирме «SAMSU» за три дня до наступления срока платежа. Копия заявления с визой банка возвращается клиенту российской компании «Белый ветер» под расписку (обычно сроки оплаты платежных документов оговариваются в контрактах). Т.к. по условию задачи сроки не оговорены, то инкассовое поручение должно быть выполнено банком в двухнедельный срок со дня получения документов.
При списании средств с валютного счета клиента российской компании «Белый ветер» производится одновременное списание платежных документов из картотеки №90901/ 91103.
Если, предположим, у российской компании «Белый ветер» отсутствуют средства на счете, то документы перемещаются в картотеку №90902 (просроченные платежные документы) и запрашиваются инструкции иностранного банка экспортера корейской фирмой «SAMSU».
Таким образом, плательщик (импортер) российская компания «Белый ветер» дает банку заявление о снятии денег со своего валютного счета и перечислении их в порядке банковского перевода на счет котрагента, отгрузившего ему продукцию, корейской фирме «SAMSU».
Получив такое заявление банк обслуживающий российскую компанию «Белый ветер» снимает деньги с его валютного счета и зачисляет его на корсчет банка корреспондента, обслуживающего получателя денег корейскую фирму «SAMSU» (счет лоро в банке импортера). Составляется комплект документов межбанковского оборота, на основе которого деньги переводятся в иностранный банк. Последний зачисляет на счет корейской фирмы «SAMSU» (поставщика-экспортера), списав с открытого у него корсчета банка российской компании «Белый ветер» (ностро).
Список литературы
1. Положение о безналичных расчетах в РФ от 23 декабря 2002года (в ред. Указаний ЦБРФ от 03.03.2003 №1256-У, от 11.06.2004 №1442-У).
2. О Центральном Банке Российской Федерации: Федеральный закон от 10 июля 2002г. №86-ФЗ (в ред. от 10.01.03).
3. Березина, М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты - М.:2009г.
4. Банковское дело: учеб/под ред. д.эк.наук, проф. Г.Г. Коробковой.- М.: 2006г.
5. Банковское дело: под редакцией В.И.Колесникова. - М.: 2005г.
6. Балабанов, И.Т./Банки и банковское дело. - СПб., 2005г.
7. Деньги, кредит, банки: учебн./ под. ред. д.эк. наук, проф. О.И. Лаврушина.- М.: 2008г.
|