СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Статьей 7 Закона о пенсионном обеспечении определен порядок назначения пенсии федеральным государственным служащим. Федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы.
Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.
2. Пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим. Условия ее назначения. Размер
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы по следующим основаниям:
1) ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
2) увольнению с должностей, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;
3) достижении предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;
4) обнаружившемуся несоответствию замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующему продолжению государственной службы;
5) увольнению по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.
Граждане, уволенные с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 - 5 пункта 1 имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.
Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию.
О намерении государства ввести для государственных служащих пенсии за выслугу лет впервые говорилось в ст. 19 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990). Данная статья закрепляла, что государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с федеральным законом, который в то время так и не был принят. Указом Президента РФ от 16 августа 1995 г. N 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» (СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3442) этим категориям граждан устанавливалась ежемесячная доплата к государственной пенсии. Федеральным государственным служащим доплата устанавливалась при наличии 12,5 лет стажа государственной службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55% месячного денежного содержания федерального государственного служащего. Размер доплаты увеличивался на 3% месячного денежного содержания за каждый полный год выслуги свыше установленной, при этом сумма пенсии и доплаты не могла составлять более 80% месячного денежного содержания указанных лиц.
Иные условия предусматривались для лиц, замещавших государственные должности. Они имели право на ежемесячную доплату к государственной пенсии независимо от продолжительности стажа государственной службы. При этом размер ежемесячной доплаты определялся им с таким расчетом, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 80% месячного денежного содержания указанных лиц.
К числу условий назначения государственной пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим относится такое условие, как увольнение с федеральной государственной службы по одному из оснований, предусмотренных ст. 7. Данный юридический факт должен устанавливаться правоприменительным органом на основании оценки соответствующей записи об увольнении, внесенной в трудовую книжку. Поскольку трудовой договор с работником, включая и государственного служащего, может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным законом (причем перечень этих оснований исчерпывающий), рассмотрим эти основания с позиции соответствия их ТК РФ, вступившему в силу с 1 февраля 2002 г. на всей территории России, и дополнительным основаниям прекращения трудового договора именно с государственными служащими, предусмотренным Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации».
В подп. 1 п. 1 ст. 7 указано такое основание, как ликвидация федерального органа и сокращение штата федеральных государственных служащих в определенном федеральном органе государственной власти, его аппарате, в ином государственном органе, образованном в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. ТК РФ среди оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя предусматривает такие, как: ликвидация организации (п. 1 ст. 81); сокращение численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81). Следовательно, основание, указанное в подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона, соответствует двум самостоятельным основаниям расторжения трудового договора по инициативе работодателя, закрепленным в п. 1 и 2 ст. 81 ТК РФ, на одно из которых и будет сделана ссылка в записи об увольнении, внесенной в трудовую книжку государственного служащего.
Подпункт 2 п. 1 ст. 7 предусматривает как самостоятельное основание увольнение с должностей, утверждаемых в установленном порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий. Такого основания увольнения в ТК РФ не предусмотрено, нет его и в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». В связи с этим в трудовую книжку запись с аналогичной формулировкой основания увольнения не должна вноситься. В соответствии с законодательством о труде в данном случае имеет место заключение срочного трудового договора.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ в случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и причина, послужившая основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами. Данное основание содержится в п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», предусматривающем, что государственная служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории «А». Следовательно, в записи об увольнении в данном случае должно быть указано такое основание прекращения трудового договора, как истечение его срока (п. 2 ст. 77 ТК РФ).
Основание увольнения - «достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы» соответствует дополнительному основанию прекращения трудового договора с государственным служащим, предусмотренному подп. 1 п. 1 ст. 25 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», на который и должна быть сделана ссылка в записи об увольнении, внесенной в трудовую книжку.
Подпункт 4 п. 1 ст. 7 предусматривает увольнение государственного служащего, если имело место обнаружившееся несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующее продолжению государственной службы. Формулировка этого основания не соответствует как п. 3 подп. «а» ст. 81 ТК РФ, так и подп. 3 п. 3 ст. 21 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Трудовой кодекс предусматривает увольнение в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, а в подп. 3 п. 3 ст. 21 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» говорится о таком основании, как наличие подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей. Следовательно, данное условие назначения пенсии за выслугу лет государственному служащему можно считать выполненным, если в трудовой книжке в записи об увольнении содержится ссылка на подп. «а» п. 3 ст. 81 ТК РФ (п. 2 ст. 33 КЗоТ РФ) либо на подп. 3 п. 3 ст. 21 указанного выше Закона.
Подпункт 5 п. 1 ст. 7 указывает и такое основание, как увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) предусмотрено ст. 80 ТК РФ. Причиной расторжения трудового договора может быть любая, в связи с чем Кодекс не обязывает работодателя в записи об увольнении указывать конкретную причину такого увольнения, однако в тех случаях, когда с той или иной причиной инициативы работника об увольнении связаны для него какие-либо правовые последствия, работодатель обязан ее указать в приказе об увольнении. В случаях, когда это не было сделано своевременно, работнику необходимо будет впоследствии дополнительно доказывать данный юридический факт.
Пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим - это вторая пенсия, которая назначается в дополнение к трудовой. Ранее принятые нормативные правовые акты, в соответствии с которыми государственные служащие обеспечивались ежемесячной доплатой к государственной пенсии, назначаемой в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», не конкретизировали виды государственных пенсий, дополняемые ежемесячной выплатой. Практика применения этих актов сочетала ежемесячную выплату с одним видом государственной пенсии - пенсией по старости. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» конкретизировал данную норму, предусмотрев, что пенсия за выслугу лет устанавливается дополнительно к таким двум видам трудовых пенсий, как пенсия по старости и пенсия по инвалидности. Это значит, что право на каждый из указанных видов пенсии определяется на основании норм Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 г. N 141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что гражданам РФ из числа лиц, замещавших государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, получающим по состоянию на 31 декабря 2001 г. ежемесячную доплату к государственной пенсии в соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 1995 г. N 854, которым с 1 января 2002 г. произведен перерасчет размера трудовых пенсий по старости или по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливается с 1 января 2002 г. пенсия за выслугу лет, предусмотренная ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» без подачи ими заявления о назначении этой пенсии и представления документов, подтверждающих право на указанную пенсию. Закон гарантирует федеральным государственным служащим одновременную выплату двух пенсий.
В период нахождения на государственной службе, дающей право на пенсию за выслугу лет, пенсия не выплачивается. Поскольку данная пенсия дополнительная - к трудовой, которая выплачивается независимо от факта работы, то можно предположить, что в период нахождения на государственной службе право на получение трудовой пенсии сохраняется. Кроме того, в период нахождения на государственной службе лицу может выплачиваться также пенсия за выслугу лет, назначенная по иным основаниям (например, по Закону РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»).
Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. Данное положение означает, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения указанных категорий служащих полностью отнесено к компетенции субъектов РФ и органов местного самоуправления. Поскольку финансовыми источниками в этих случаях являются средства субъектов РФ и органов местного самоуправления, то, очевидно, условия пенсионного обеспечения должны быть экономически гарантированными, в связи с чем они могут существенно различаться в разных субъектах и в разных органах местного самоуправления.
Федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего.
Размеры пенсий, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.
3. Пожизненное содержание судей
Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.
Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет - один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.
Заключение
Таким образом, пенсией за выслугу лет принято называть пенсию, которая устанавливается при наличии соответствующего длительного специального страхового стажа независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности.
При назначении пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим по всем основаниям, кроме ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, требуется, чтобы федеральные служащие замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.
Пенсия за выслугу лет независимо от основания ее назначения - это трудовая пенсия, которую надо заработать, заслужить длительной трудовой деятельностью. Ее размер соизмеряется с трудовым вкладом и определяется тем, как долго продолжалась соответствующая трудовая деятельность. Для федеральных служащих в ст. 14 Закона о пенсионном обеспечении установлено, что при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой части трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия увеличивается на три процента среднемесячного заработка, при этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов среднего месячного заработка федерального государственного служащего.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г., N 51, ст. 4831.
2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г., N 51, ст. 4832.
3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г., N 52, ст. 4920.
4. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей // Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 04.03.1993, N 9, ст. 328.
5. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей // Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 04.03.1993, N 9, ст. 328.
6. Беляева В.П. Право социального обеспечения – М.: РДЛ, 2010. 239с.
7. Власенко О.А. Право социального обеспечения – М., 2010.
8. Грудцына Л.Ю., Макаров А.В. Социальные пенсии и пенсии за выслугу лет: порядок оформления и выплаты // Адвокат. 2010. N 9.
9. Никонов Д. А., Стремоухов А. В., Крюков С. В. Право социального обеспечения России – М.: Норма, 2010. 208с.
10. Петров А.А. Право социального обеспечения – М., 2010.
11. Соловьев А.К. Курочкин В.В. Право социального обеспечения – М.: Юнити, 2010. 319с.
12. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации Екатеринбург: Уральская академия государственной службы, 2010.
|