СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
Дошкольное образовательное учреждение – тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.
ДОУ обеспечивает воспитание, обучение присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Основными задачами ДОУ являются:
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей
- Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка.
- Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка.
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
- Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, своим уставом, договором между учреждением и родителями.
ДОУ в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.
ДОУ несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, определённых его уставом; реализацию не в полном объёме образовательных программ; качество реализуемых образовательных программ; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса.
В ДОУ не допускаются создание и деятельность организационных структур, политических партий и религиозных движений и организаций. В государственном, муниципальном ДОУ образование носит светский характер.
Организация деятельности ДОУ
ДОУ создаётся учредителем (учредителями), регистрируется в порядке, установленном законодательством РФ.
Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму ДОУ.
Учредителем (учредителями) государственного дошкольного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Учредителям (учредителями) муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.
Допускается совместное учредительство ДОУ.
Отношения между учредителем (учредителями) и ДОУ определяется договором, заключённым между ними в соответствии с законодательством РФ.
Права юридического лица у ДОУ в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации.
ДОУ как юридическое лицо имеет устав, расчётный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
Право на образовательную деятельность и на получение льгот, предусмотренных законодательством РФ, возникает у ДОУ с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
ДОУ проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании».
ДОУ может быть реорганизовано, ликвидировано в порядке, установленном законодательством РФ.
При реорганизации ДОУ его устав, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется программой дошкольного образования. ДОУ самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
В соответствии со своими уставными целями и задачами ДОУ может оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх основных образовательных программ с учётом потребностей семьи на основе договора с родителями (лицами, их заменяющими).
Платные образовательные услуги могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.
Режим работы ДОУ и длительность пребывания в нём детей определяется уставом ДОУ, договором между ДОУ и учредителем.
Допускается функционирование ДОУ (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми ДОУ.
Организация питания в ДОУ возлагается на администрацию ДОУ.
Медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закреплённым органами здравоохранения за ДОУ медицинским персоналом, который наряду с администрацией несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-прафилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.
Педагогические работники ДОУ проходят периодическое бесплатное медицинское обследование, которое проводится за счёт средств учредителя.
ДОУ предоставляет помещение и соответствующие условия для работы медицинского персонала.
Порядок комплектования ДОУ определяется учредителем. В ДОУ в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов 1 и 2 групп; дети многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, родители (один из родителей) которых находится на военной службе; дети безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, студентов.
В ДОУ принимаются дети от 2 месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения.
Дети с отклонениями в развитии принимаются в ДОУ любой направленности при наличии условий для коррекционной работы на основании заключения психолого-педагогической консультации.
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением и его уставом.
Общее руководство ДОУ осуществляет Совет педагогов. Порядок избрания членов Совета педагогов и вопросы его компетентности определяются уставом ДОУ.
Непосредственное руководство ДОУ осуществляет заведующий.
Наём (приём) на работу заведующего государственным дошкольным образовательным учреждением назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок.
Заведующий ДОУ:
Действует от имени ДОУ, представляет его во всех учреждениях и организациях;
Распоряжается имуществом ДОУ в пределах прав, предоставленных ему договором между ДОУ и учредителем;
Выдаёт доверенности;
Открывает счета в банках и других кредитных учреждениях;
В соответствии с законодательством о труде осуществляет приём на работу и расстановку кадров, поощряет работников ДОУ, налагает взыскания и увольняет с работы;
Несёт ответственность за деятельность ДОУ перед учредителем.
Имущества и средства учреждения
Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством РФ, закрепляет его за ДОУ.
Объекты собственности, закреплённые за ДОУ, находятся в его оперативном управлении.
ДОУ владеет, пользуется и распоряжается закреплённым за ним на праве оперативного управления имуществом с его назначением, своими уставными целями, законодательством РФ.
ДОУ несёт ответственность за сохранность и эффективное использование закреплённого за ним имущества.
Изъятие и (или) отчуждение имущества, закреплённого за ДОУ, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.
ДОУ отвечает по своим обязанностям в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности.
Деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов ДОУ являются:
- Собственные средства учредителя
- Бюджетные и не бюджетные средства
- Имущество, закреплённое за ДОУ собственником (уполномоченным им органом)
- Средства родителей (лиц, их заменяющих), добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, в том числе иностранных
- Кредиты банков и других кредитов
- Другие источники в соответствии с законодательством РФ.
Финансирование ДОУ осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых из расчёта на одного воспитанника в зависимости от вида ДОУ.
Количество групп в ДОУ определяется учредителем, исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования.
В группах:
- От 2 месяцев до 1 года – 10 детей;
- От 1 года до 3 лет – 15 детей;
- От 3 лет до 7 лет – 20 детей.
В разновозрастных группах:
- при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) – 8 детей;
- при наличии в группе детей любых трёх возрастов (от 3 до 7 лет) – 10 детей;
- при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) – 20 детей.
В ДОУ компенсирующего назначения наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляют соответственно:
- для детей с тяжёлыми нарушениями речи – до 6 и до 10 детей;
- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет – до 12 детей
- для глухих детей – до 6 детей для обеих возрастных групп
- для слабослышащих детей, для детей с амблиопией, косоглазием – до 6 и до 10 детей
- для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – до 6 и до 3 детей
- для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) – до 6 и до 10 детей, для детей с задержкой психического развития – до 6 и до 10 детей
- для детей с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет – до 8 детей
- для детей с туберкулёзной интоксикацией – до 10 и до 15 детей
- для детей, часто болеющих, - до 10 и до 15 детей
- для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта) – до 5 для обеих возрастных групп
- для детей с иными отклонениями в развитии – до 10 и до 15 детей.
ДОУ имеет самостоятельный баланс и осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в пределах бюджетных и не бюджетных средств.
Финансовые и материальные средства, закреплённые за ДОУ или являющиеся его собственностью, используются им в порядке, установленном в законодательстве РФ.
При ликвидации ДОУ денежные средства и иное имущество ДОУ, за вычетом платежей по покрытию его обязательств, используются в соответствии с законодательством РФ и его уставом.
Правовыми основами развития и функционирования дошкольного образования в субъектах Российской Федерации являются документы, принятые международными организациями (Международная Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании»), законы Челябинской области, Федеральная программа развития образования, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность системы дошкольного образования.
Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию состоит из законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных правовых актов, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области образования.
В свете правовых аспектов в области дошкольного образования следует особо выделить основной законодательный акт – Конституцию Российской Федерации. В статье 43 Конституции закреплены две важные государственные гарантии реализации права на образование: общедоступность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и бесплатность получения данного вида образования в указанных образовательных учреждениях. Закреплением указанных гарантий наше государство превзошло уровень требований, изложенных в п. «а» ст. 4 «Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования» (принята в г. Париже 14 декабря 1960 г. на 11-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО), в котором, в частности, говорится, что только начальное образование является обязательным и бесплатным.
Следует отметить, что на субъекты Российской Федерации возложена обязанность обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 973 «О порядке и условиях предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» утверждены Правила предоставления в 2008–2010 гг. субсидий из федерального бюджета и методика распределения между субъектами РФ субсидий на выплату компенсаций части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Положения ст. 43 Конституции РФ получили свое развитие в таких законах, как Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства РФ «О федеральных компонентах государственных образовательных стандартов дошкольного образования» и др. Кроме этого, дальнейшее развитие положений ст. 43 основного законодательного акта Российской Федерации прослеживается в постановлениях Правительства и ее субъектов. В их числе: «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста», «О порядке предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату компенсации части родительской платы на содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», «О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН.
Правовым вопросам управления в Законе РФ «Об образовании» посвящена самостоятельная и достаточно объемная глава «Управление системой образования». Применительно к дошкольному образованию в данной главе можно выделить семь правовых институтов: 1) институт компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области дошкольного образования; 2) институт структуры и компетенции органов управления дошкольным образованием; 3) институт компетенции органов местного самоуправления в области дошкольного образования; 4) институт компетенции и ответственности дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ); 5) институт создания, реорганизации и прекращения деятельности дошкольных образовательных учреждений; 6) институт полномочий органов управления образовательных учреждений и порядок их формирования в аккредитованных образовательных учреждениях; 7) институт осуществления государственного контроля за качеством дошкольного образования.
Сегодня процессы модернизации и реформирования дошкольного образования во многом определяются принципиально новыми задачами, стоящими перед современным обществом: глобализация, раннее развитие ребенка, образование и самообразование личности на всех этапах жизненного пути. В связи с изменениями социально-экономических условий появились новые ориентиры развития системы дошкольного образования: удовлетворение потребности родителей в новых формах обслуживания дошкольников (мини-сады, группы кратковременного содержания, прогулочные, оздоровительные и др.); предоставление широкого спектра образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; организация образовательных учреждений непрерывного образования «начальная школа – детский сад» с учетом реализации принципа преемственности; развитие дошкольных учреждений с приоритетами одного или нескольких направлений работы с детьми (детские сады компенсирующего вида, присмотра и оздоровления, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др.); распространение психологической службы для детей дошкольного возраста и их родителей.
Современные российские правоведы и педагоги полагают, что главной целью образовательных отношений является получение дошкольниками качественного предшкольного образования, которое не может быть ниже требований, установленных государственным стандартом дошкольного образования «Готовность к школе». В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03 сентября 2005 г. № 1340-р, под предшкольным образованием понимается образование детей старшего дошкольного возраста (5–6,5 лет) с целью обеспечения равных возможностей для последующего обучения в начальной школе. Ценностные ориентиры, характеризующие качество дошкольного образования в соответствии с временным государственным стандартом дошкольного образования, следующие:
- возможность удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах дошкольных учреждений;
- выбор образовательных программ, ориентированных на сохранение самоценности дошкольного детства, обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в ДОУ;
- готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;
- рост профессионального мастерства педагогических кадров ДОУ.
Отметим, что базовыми показателями оценки деятельности в области управления качеством образования в ДОУ регионального уровня являются: удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования, его доступность, условия содержания и образования детей в ДОУ, кадровый потенциал системы дошкольного образования и экономическая эффективность деятельности системы дошкольного образования.
Высокая миссия стандарта как государственной нормы, установление которой отнесено к компетенции Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ), т. е. высших органов законодательной и (или) исполнительной власти, требует четкого определения статуса стандарта и его места в системе дошкольного образования. В данной системе стандарт становится единственным нормативно-правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность норм и правил, регулирующих деятельность системы дошкольного образования. Стандарт дошкольного образования «Готовность к школе» обеспечивает: преемственность дошкольного и начального школьного образования в соответствии с государственными требованиями на основе координации управленческих действий всех инфраструктур, обеспечивающих образовательный процесс; социальные гарантии семье на получение детьми базового дошкольного образования, выступающего в качестве гаранта готовности шестилетних детей к обучению на следующей ступени образования (в начальной школе) с учетом их потенциальных возможностей; личностно-ориентированный подход в реализации преемственности развития шестилетних детей при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу под руководством профессионально подготовленных педагогов дошкольного и начального школьного образования; полноценное физическое, интеллектуальное, социальное и духовно-нравственное развитие шестилетних детей при поступлении в начальную школу; возможность получения старшими дошкольниками образования в объеме, превышающем требования базовой подготовленности к школьному обучению; равные возможности получения качественного образования всеми детьми дошкольного возраста в дошкольных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы.
И все-таки вопрос о том, что понимается под качественным образованием, должен решаться как законодательством и правовой наукой, так и в большей степени педагогикой, а именно – дошкольной.
В Челябинской области уровень востребованности дошкольного образования родителями значительно вырос. Значимым для них является, прежде всего, образовательный аспект работы дошкольных образовательных учреждений (обучение, воспитание, общение детей со сверстниками). И это положительная тенденция, т.к. известно, что дошкольный период детства является решающим для всего последующего развития человека, формирования его интеллекта, способностей, нравственных качеств. С другой стороны, родителей привлекает то, что детские сады в определенной степени выполняют функции по уходу, присмотру, питанию детей, укреплению их здоровья, коррекции нарушений в развитии и др.
В дошкольных образовательных учреждениях широко используется адаптивная модель управления, которая учитывает правовые нормы и требования по обеспечению качества дошкольного образования. Модель учитывает требования процессного подхода и включает десять основных этапов, взаимосвязанная последовательность которых позволяет, с одной стороны, учесть все необходимые средства и условия, а с другой стороны – оперативно вносить научно обоснованные коррекции в образовательный процесс.
Первым компонентом модели управления качеством дошкольного образования является изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. На этом этапе выявляют потребности родителей, начальной школы как основных социальных партнеров дошкольного образовательного учреждения. Эту работу выполняют психологи. Результатом этого этапа является сформулированный перечень требований потребителей услуг дошкольного образовательного учреждения.
В настоящее время 71,5 процентов детей пользуется образовательными услугами в системе дошкольного образования. Из оставшихся 28,5 процентов – примерно 15% детей подготовку к школе проходят в системе дополнительного образования или на базе общеобразовательных школ. Следует отметить, что в школах проходят подготовку к систематическому обучению и дети, которые пользуются образовательными услугами детских садов. Для определенной категории семей (в основном это социально запущенные семьи) предшкольное образование доступно, но родители этих детей не заинтересованы в их подготовке к обучению в первом классе. Для детей-инвалидов предшкольное образование пока еще недоступно.
На втором этапе осуществляется выбор миссии, основных целей и направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения исходя из требований социального заказа родителей, а также опираясь на информацию об образовательных услугах, оказываемых другими ДОУ, учреждениями дополнительного образования, входящими в территориальную образовательную систему.
В соответствии с выбранной миссией и основными целями на третьем этапе осуществляется планирование и отбор образовательных программ и технологий. Здесь открывается широкое поле деятельности для реального выбора, проявления творчества педагогов и реализации инновационных проектов.
На четвертом этапе решается задача нормативно-правового обеспечения образовательного процесса. Особую значимость приобретает материально-техническое обеспечение образовательной деятельности. В соответствии с требованиями к среде развития ребенка предметно-пространственная организация помещений ДОУ, а также участка должна обеспечивать развитие и эмоциональное благополучие ребенка, его комфортное пребывание в детском саду, отвечать его интересам и потребностям. Решению проблемы создания развивающей среды в дошкольных учреждениях способствуют новые подходы к формированию структуры зданий, свободной их планировке, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося оборудования и мебели, проектированию и размещению функциональных помещений как базовых компонентов развивающей предметной среды.
Отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации – пятый этап системы управления качеством образования в ДОУ. Он оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по количественным и качественным показателям результатов обучения и воспитания в соотношении с исходным уровнем подготовки и развития детей.
Шестой этап – первичная диагностика учебных и воспитательных возможностей воспитанника, его интересов, наклонностей, потребностей, уровня физического развития для того, чтобы определить его оптимальную образовательную траекторию. Первичную диагностику уровня развития воспитанников осуществляет профессионально подготовленный психолог, привлекая к данной работе и педагогов ДОУ. Работу по оценке физического развития детей проводят руководитель физического воспитания и медицинский персонал ДОУ. Данные, полученные при первичной диагностике, используются в дальнейшем для определения динамики результатов образовательного процесса.
Основным, седьмым, этапом модели управления качеством дошкольного образования является организация учебного процесса. Система управления качеством направлена на организацию развивающего, личностно-ориентированного образования. Развивающее образование, ориентированное на каждого ребенка, основной целью ставит не усвоение знаний, умений или навыков в строго заданном объеме, а развитие ребенка.
Восьмой этап модели управления качеством дошкольного образования – текущий контроль образовательного процесса. Чтобы управлять не формально, а реально, чтобы принимать правильные, научно-обоснованные решения, администрации ДОУ необходимо иметь фактические данные о ходе образовательного процесса. Такую обратную связь осуществляет контроль в различных его формах и методах (способах, средствах), обеспечивающий непрерывность и цикличность управления образовательной системой.
Главное условие осуществления контроля – четкое представление контролирующего о стандарте, модели, эталоне того объекта, который подлежит контролю. Если полученные результаты не соответствуют прогнозу, то есть целям, то далее последовательно выполняется процедура (организационный механизм) проблемно-ориентированного анализа причин возникновения несоответствий. Функция контроля переходит в функцию анализа. В практике управления контроль и анализ – процедуры разные, но взаимодополняющие. Контроль констатирует факт отклонения от нормы, стандарта, эталона, а анализ дает объяснение причин этого отклонения.
После определения причин разрабатываются корректирующие мероприятия по их устранению, которые могут быть направлены на улучшение обеспечения образовательного процесса, совершенствование подготовки педагогических кадров, форм и методов воспитания и обучения.
По завершении образовательного процесса проводится итоговая диагностика воспитанников, являющаяся девятым этапом рассматриваемой модели. Об эффективности педагогического процесса позволяют судить результаты итоговой диагностики воспитанников – отслеживания социального, познавательного и физического развития детей. Сравнивая данные итоговой диагностики с прогнозируемыми результатами, определяется степень достижения целей педагогического процесса. Итоговую диагностику воспитанников, так же как и первичную, осуществляют педагоги, психолог, руководитель по физическому воспитанию, медицинский персонал ДОУ.
Анализируя соответствие (несоответствие) желаемых и достигнутых результатов образования и эффективность образовательного процесса, можно определить причины, препятствующие реализации намеченного. После определения этих причин разрабатываются корректирующие мероприятия по их устранению. На данном этапе мероприятия направлены на коррекцию программ и технологий образовательного процесса.
Завершающим, десятым этапом является отслеживание жизнедеятельности выпускников, что стало возможным, прежде всего, через установление прочных связей со средними общеобразовательными учреждениями и родителями выпускников. При этом акцентируется внимание на анализе характера адаптации детей, уровня их успеваемости, коммуникативной культуры и т.д. Данная информация необходима для оценки деятельности ДОУ по соответствию заявленным целям, своей миссии, требованиям социальных заказчиков. На основании анализа разрабатываются мероприятия по устранению причин несоответствий. Эти мероприятия направлены на корректировку основных целей и направлений деятельности ДОУ.
За время прохождения практики я была ознакомлена с деятельностью юридического отдела, изучила делопроизводство, ознакомилась с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия МДОУ, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.
За время прохождения практики я получила большой опыт в общении с сотрудниками и гражданами, в составлении юридических документов, что поможет мне в дальнейшей работе.
Научилась применять теоретические знания в процессе изучения дисциплины "Трудовое право", "ПСО", "семейное право", "Делопроизводство".
Проведенный анализ позволил выявить основные недостатки действующего законодательства в области управления качеством в дошкольных образовательных учреждениях:
1. Законодатель ограничился установлением общих норм, принципов, закрепляющих конституционное право граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Отношения, связанные с освоением программ дошкольного образования, не являются образовательными в строгом смысле этого понятия: а) каждое ДОУ самостоятельно разрабатывает и реализует программу обучения с учетом интересов детей-дошкольников, собственных кадровых и материальных возможностей; б) в учреждениях такого типа аттестация знаний, умений и навыков обучающихся не имеет существенного значения либо вовсе отсутствует; в) обучение по программам дошкольного образования не завершается выдачей документа об образовании, дающего право на поступление в образовательное учреждение (школу), реализующего программу следующего уровня образования (начального общего образования).
2. Закон «Об образовании» не предусматривает прямой обязанности субъектов Российской Федерации осуществлять финансовое обеспечение образовательного процесса в ДОУ. В соответствии с подп. 6.1 ст. 29 субъекты Российской Федерации должны взять на себя финансирование расходов образовательного процесса только в том случае, если реализация программ дошкольного образования осуществляется в общеобразовательных учреждениях.
3. Вопросы приема детей в дошкольные образовательные учреждения должны регулироваться положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а не Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
4. Распределение законодательной базы дошкольного образования по множеству законов и подзаконных актов, нестабильная экономическая обстановка и, как следствие, неравные стартовые условия при поступлении детей в первый класс. Для определенной категории семей образовательные услуги ДОУ стали недоступными из-за низкой платежеспособности населения. По сей день сохраняется проблема разноподготовленности детей к обучению в начальной школе, это в свою очередь существенно затрудняет их адаптацию к школе, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что может отрицательно сказаться на развитии и здоровье детей.
5. К противоречиям законодательства в области управления качеством образования следует отнести: а) полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации предоставления дошкольного образования дошкольными образовательными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации; б) отношения по воспитанию и обучению ребенка родителями, иными родственниками (законными представителями) не регулируются правом. Они регулируются моральными нормами, обычаями, традициями, иными социальными нормами. Семейный кодекс Российской Федерации возлагает на родителей лишь абстрактную обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, а также обеспечивать получение ими основного общего образования. Аналогичное положение содержится и в Законе «Об образовании», который обязывает родителей на стадии дошкольного образования заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Следует отметить, что действующее законодательство не устанавливает ни требований, которым должно соответствовать духовное развитие ребенка до поступления в школу, ни специальных педагогических приемов для родителей в процессе подготовки своих детей к школе. Пробелы семейного воспитания обязана восполнить начальная школа, поскольку образовательные отношения родителей и детей дошкольного возраста регулируются социальными нормами. Таким образом, права и обязанности родителей как участников образовательного процесса в ДОУ не урегулированы.
6. Вопросы нормативов финансирования дошкольных образовательных учреждений, размеров предельной платы родителей за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, принципов и методик расчета стоимости содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях остаются в области пробельности правового регулирования.
С учетом сложившегося положения выскажем следующие предложения по совершенствованию законодательства в области управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях:
1. Утвердить предшкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Переход на предшкольное образование послужит механизмом для решения правовых проблем выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в получении начального образования.
2. Остается дискуссионным вопрос об уровне системной организации большого массива законодательства в области дошкольного образования, наблюдается несогласованность нормативно-правовых актов по вертикали (между федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации) и по горизонтали (между федеральными законами). Требуется провести кодификацию нормативно-правовых актов в данной области. Перевод теоретической идеи о кодификации образовательного законодательства в сферу законопроектной деятельности сегодня успешно осуществляется через исследования видных ученых-правоведов и ученых в области дошкольной педагогики и психологии. При доработке проекта Кодекса Российской Федерации об образовании следует поднять на уровень законодательного регулирования отношения в сфере дошкольного образования, значительная часть которых регулируется преимущественно подзаконными нормативно-правовыми актами. С этой целью необходимо обеспечить нормы Кодекса РФ об образовании действенным механизмом их реализации в образовательных отношениях, которые могут состоять из четырех участников – ДОУ, педагоги, воспитанники, родители (законные представители).
3. Представляется целесообразным включить в основополагающий акт образовательного права государственный образовательный стандарт дошкольного образования либо единые государственные требования к основной образовательной программе дошкольного образования и условия ее реализации.
В стандарте должны быть «прописаны» требования к условиям осуществления образовательного процесса в ДОУ, то есть требования к материально-техническому, учебно-методическому и кадровому обеспечению основной общеобразовательной программы. Отсутствие таких требований препятствует созданию механизмов финансового и материального обеспечения конституционного права граждан на получение бесплатного дошкольного образования. Полагаем, что включение указанных требований позволит создать реальный механизм не только повышения качества дошкольного образования, но и механизм управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях.
4. Действующее федеральное образовательное законодательство не обеспечивает правовые гарантии в сфере управления качеством дошкольного образования, а также фактически не предусматривает государственно-правовых средств защиты качества образования, за исключением случая подачи коллективной рекламации.
5. Следует развивать как индивидуальные способности детей, так и подготовку к освоению основной общеобразовательной программы и приступить к реализации обязательности дошкольного образования. Органам управления образованием предусмотреть профессиональные стажировки, обмены между странами и поездки педагогов-дошкольников за границу с целью развития как системы дошкольного образования, так и самих педагогов.
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. - № 237.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 150.
- Богданов В.В. Российское образовательное законодательство: актуальные проблемы / В.В. Богданов // Сборник научных трудов Академии права и управления. Вып.1. - М., 2010.
- Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации / Е.Д. Волохова. – М., 2010. – 413с.
- Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы / В.И. Жуков. - М., 2010. – 216с.
- Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании». / Под ред. В.И. Шкатуллы – М., 2010. - 467с.
- Образовательное право. / Под ред. В.М. Сырых и В.И. Шкатуллы. – Уфа. 2009. – 369с.
- Озеров В.В. Правовые основы образования в Российской Федерации / В.В. Озеров. // Право и образование. – 2010. - № 3. – С. 41-54.
- Правовое регулирование образовательной деятельности. / Под ред. В.М. Сырых – М., 2010. - 478с.
- Сериков Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация. - Челябинск, 2008. - 321с.
|