СКАЧАТЬ РАБОТУ БЕСПЛАТНО -
1. ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРАКТИКИ
1.1. Характеристика деятельности педагога-психолога
Целью психолого-педагогической деятельности учебно-воспитательного процесса в МОУ СОШ №51 является обеспечение условий жизнедеятельности учащихся с непременным учетом особенностей и уровня их развития, а также содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании детей, формировании социально активной личности, способной успешно адаптироваться в социуме.
Задачи психолого-педагогической деятельности:
профилактика интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных срывов;
обучение основам ЗОЖ детей на всех этапах воспитания ребенка в различных формах и технологиях;
разработка индивидуальных рекомендаций и программ психолого- педагогического сопровождения воспитанников «группы риска», детей обучающихся в классах С(К)К, а так же курирование педагогов работающих в классах С(К)К;
взаимодействие с другими ведомствами по созданию оптимальных условий в работе с детьми и подростками «группы риска», детей обучающихся в классах С(К)К;
содействие работе специалистов в личностном и интеллектуальном развитии обучающихся на каждом возрастном этапе;
освоение новых форм и методов профилактики и преодоления отклонений в социальном и психическом здоровье, а также в развитии обучающихся.
Виды деятельности, осуществляемые педагогом-психологом:
1. диагностическая работа;
2. профилактика и просвещение учащихся, педагогов, родителей;
3. консультационная работа, как индивидуальная, так и групповая;
4. оказание психологической помощи (социальный заказ преподавателей);
5. организационно- методическая работа;
6. элективный курс «Мой выбор» в 9 классах;
7. коррекционно-развивающая деятельность: (ИГЗ, психологический курс) по программам «Счастливый подросток» в 5, 6, 7, 8 классах С(К)О, курирование педагогов работающих в 1, 2, 3, 4 классах С(К)К по программе М.Р. Битяновой, Т.В. Азаровой, Е.И. Афанасьевой, Н.Л. Васильевой «Психо- коррекция в начальном звене» (психологический курс);
8. факультатив (психологический курс) в рамках здоровьесбережения «Ключи жизни» в 5х классах и «Здоровое будущее детей» в 9 С(К)О классе.
Интересующие проблемы, решением которых занимается педагог-психолог школы: проблемы зависимостей у детей и подростков; дети «группы риска»; влияние тревожности и детских страхов на развитие личности, межличностные отношения; коррекционно-развивающая деятельность в системе служб сопровождения; межличностные отношения; психоанализ.
Задачи педагога-психолога на 2009-2010 учебный год:
1. Совершенствовать психологический аспект мониторинга, в рамках экспериментально- исследовательской работы центра апробации и внедрения современных образовательных технологий в ОУ.
2. Создать программу, направленную на профилактику эмоционального выгорания педагогов в ОУ, в условиях здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.
3. Систематизировать коррекционно-развивающую деятельность в ОУ: ведение в повседневной школьной практике структуры «Методического объединения СКО», мониторинга.
Для решения этих задач педагог-психолог планирует свою работу.
1.2. Планирование работы педагога-психолога
В диагностическом направлении запланированы следующие виды работ:
№ Название работы Методика Объект Срок Движение информации
1 Проведение (по запросу), анализ и использование результатов методики определения готовности к школе в 1-х классах Методика определения готовности к школе Л.А. Ясюковой Учащиеся 1-х классов Сентябрь
Октябрь Совещание при директоре
МО педагогов начальных классов
Родительское собрание
2 Исследование внутреннего состояния ребенка (реализация программы «Ключи жизни») Проективная методика «Несуществующее животное»; опросник Учащиеся 5-х классов Сентябрь
Май Педсовет
Родительское собрание
3 Исследование адаптации Методика «Солнышко» Учащиеся 1-х классов (т.ч. 1 С(К)К класс) Октябрь ППК по результатам адаптации учащихся 1-х классов
МО педагогов начальных классов
4 Исследование адаптации Методика выявления уровня тревожности у подростков Учащиеся 5-х классов Октябрь Педсовет
Родительское собрание
МО педагогов
5 Исследование адаптации Методика выявления школьной тревожности Филипса Учащиеся 10-х классов Октябрь Педсовет
Родительское собрание
6 Анкетирование «Мое отношения к наркотикам» 1. Анкета «Мое отношение к наркотикам» (анонимно);
2. Проективные методики (для начальной школы) 1. Учащиеся 9-х, 10-х, 11-х классов
2. 1, 2, 3, 4 классы Ноябрь Классные руководители,
родители,
учащиеся
МО педагогов
7 Профориентация (реализация программы старшеклассников классы) Методика ДДО Климова Е.А. «Карта интересов» Учащиеся 9-х,10-х, 11-х классов Декабрь Классные руководители,
родители,
учащиеся
Родительское собрание
8 Срез уровня обучаемости (по запросу УИТ) Универсальный интеллектуаль-ный тест УИТ- СПЧ Учащиеся 8-х классов Декабрь Педсовет
9 Диагностика стрессоустойчивости при подготовке к ЕГЭ и в период Государственной итоговой аттестации Методика реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина Учащиеся 11-х классов Март Классные руководители,
родители,
учащиеся
10 Профориентация (реализация программы для старшеклассников) Тест-опросник Айзенка Учащиеся 9-х,10-х, 11-х классов Февраль Родительское собрание
11 Изучение запроса на психологическую работу от администрации, педагогов, учащихся, родителей. Опрос. Анкета «Запросы педагогов в ОУ на учебный год» МОУ № 51 Май Администра-ция, педагоги
12 Срез уровня обучаемости учащихся 1ой ступени Групповой интеллектуальный тест ГИТ Учащиеся 4-х классов Апрель Педсовет
Родительское собрание
13 Диагностика тревожности, связанная с экзаменами Характерологический опросник Леонгарда Учащиеся 9-х,
11-х классов Апрель Педсовет
Родительское собрание
В направлении «Профилактика и просвещение» запланированы следующие виды работ:
1. Работа с учащимися (посещение уроков в период адаптации, реализация профилактической программы «Психопрофилактика наркомании у детей и подростков» (проведение упражнений с элементами тренинга, профилактических занятий), профориентация ( реализация программы для старшеклассников), реализация программы психологического сопровождения ЕГЭ, выпускных экзаменов, реализация психопрофилактической программы «Дети «группы риска»» (по запросу) и др.).
2. Работа с педагогами (психолого-педагогической консилиум, методической объединение, педсоветы, реализация программы «Эмоциональное выгорание», семинар «Психологический подход к ученику в период сдачи экзаменов» и др.).
3. Работа с родителями (собрания, родительский университет).
Организационно-методическая работа:
№ Название работы Срок Выход
1 Целеполагание и планирование на уч.год Сентябрь План на год
2 Составление списков необучающихся детей и детей из неблагополучных семей, проблемных детей Сентябрь План на год
3 Подготовка к педсоветам В течение года Рекомендации
4 Работа в методических группах в РУО В течение года Методические пособия
5 Обработка результатов диагностики В течение года Рекомендации
6 Подготовка к педсоветам, семинарам, родительским собраниям, «Родительскому университету», «Совету профилактики» В течение года Рекомендации
7 Отчеты о проделанной работе за учебный год педагога-психолога Май Анализ года
8 Анализ работы педагога-психолога за учебный год Май Анализ года
9 Педсовет по результатам диагностической работы В течение года Анализ года
10 Методическое обеспечение педагога-психолога, формирование банка диагностических методик В течение года Методики
11 Оформление информационного стенда В течение года Психо-просвещение
12 Работа в методическом объединении «Коррекционно-развивающая деятельность в ОУ» В течение года Методические пособия
13 Ведение индивидуальных карт на детей «Группы риска»; детей классов С(К)К В течение года Рекомендации
14 Материально-техническое обеспечение В течение года
Психокоррекционно-развивающая деятельность включает реализацию программ «Психокоррекция в начальном звене», «Счастливый подросток».
Консультационная работа предусматривает в 2010-2011 уч.году следующие формы: консультирование индивидуальное и групповое, по результатам диагностики, по проблемам адаптации, профориентации, тревожности в период сдачи ЕГЭ, по проблемам профилактики наркомании.
Таким образом, изучение планов работы педагога-психолога показало, что в них отражены все направления деятельности, определены сроки выполнения, ожидаемые результаты.
2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП ПРАКТИКИ
2.1. Цель, задачи и методы диагностики
Исследование проводилось во 2А классе школы №51 г.Челябинска. Класс состоит из 22 человек (10 девочек и 12 мальчиков).
Цель исследования – изучить особенности деловых и личных взаимодействий учащихся, дать им психологическую интерпретацию с последующими педагогическими выводами.
Объект исследования – межличностные отношения учащихся класса.
Предмет исследования – место межличностных отношений в структуре социально-психологического климата в классном коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить критерий выбора партнера;
2. провести опрос учащихся;
3. установить популярность каждого учащегося внутри класса;
4. выделить учащихся с большой и малой популярностью и на основе полученных данных определить микрогруппы, существующие в классе;
5. определить статусную структуру каждой микрогруппы, имеющейся в классе;
6. дать характеристику классному коллективу;
7. определить роль межличностных отношений в структуре социально-психологического климата коллектива.
Детям раздаются социометрические карточки, как которых в правом верхнем углу написана фамилия ученика. Перед началом исследования учащимся была дана следующая инструкция:
«Ваш класс существует уже 2 года. За время совместной учебы и общения друг с другом вы, наверно, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные отношения. С кем-то вам хорошо находиться в одном классе, кто-то вас не очень устраивает. Теперь представьте себе, что вам предстоит полететь в космос. Кого из класса вы бы взяли с собой? Выберите трех человек, их фамилии напишите на листочке».
В исследовании используется социометрический критерий выбора, который можно классифицировать как коммуникативный (так как выявляются взаимоотношения в группе), двойной (предполагаются отношения партнерства выбирающего и выбираемых им), положительный (исследуются отношения предпочтения, а не отвержения), параметрический (четко ограничено число выборов). Отрицательный критерий выбора в исследовании не использовался.
Листы с ответами испытуемых на предложенные вопросы обрабатываются, и имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу, которая называется социометрической матрицей. Подсчетом количества выборов каждого члена группы устанавливается число сделанных им выборов, и соответствующие данные записываются в предпоследнюю строку социометрической матрицы. Также подсчитывается количество взаимных выборов. Просматривая нижние строки заполненной социометрической матрицы, можно определить лидера в данной группе. Им будет тот из ее членов, который получил наибольшее число выборов.
Более детальную и наглядную картину отношений, сложившихся в классе, можно получить, построив специальные диаграммы, называемые социограммами. Это выполненные по определенной схеме рисунки, на которых при помощи соответствующих условных обозначений отмечаются все выявленные в группе выборы. При описании взаимоотношений учеников приняты следующие символы (рис. 1).
Рис.1. Символы, используемые для описания взаимоотношений
Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма, обычно соответствует максимальному количеству выборов, полученных в данной группе кем-либо из ее членов. В данном исследовании число окружностей социограммы будет соответствовать количеству групп, выявленных в классе. Это:
1. «звезды» - учащиеся, которые получают наибольшее число выборов (6 и более);
2. «принятые» или «предпочитаемые» - учащиеся, получившие среднее и выше среднего (до 6) число выборов;
3. «пренебрегаемые» - учащиеся, которые получили меньше среднего количества выборов;
4. «изолированные» - учащиеся, которые не получили ни одного выбора;
5. «отверженные» - если в эксперименте использовались отрицательные критерии, то это учащиеся, получившие наибольшее количество отрицательных выборов.
Таким образом, в социограмме можно представить весь класс (рис.2).
Рис.2. Социограмма: в центре (1) – звезды, далее 2 – принятые, 3 – пренебрегаемые, 4 – изолированные, 5 – отверженные
Представляемые на социограммах данные можно описать с помощью различных диагностических показателей – индексов. Статусная структура характеризуется диагностическим показателем - уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ может бьпъ: высоким - в 1 и 2 статусных категориях людей больше, чем в 3 и 4. То есть в группе большинство учеников находятся в благоприятном положении; средним - двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково; низким - при преобладании в группе лиц с низким статусом.
Индекс групповой сплоченности (ИГП) характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:
,
где - показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне; - общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы; - максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.
Показатель устанавливается по социометрической матрице, а показатель определяется по формуле:
, где n – число членов в изучаемой группе.
К ИГП близок по значению коэффициент взаимности отношений (KB), который характеризует «индивидуальность» класса. Чтобы вычислить коэффициент взаимности, надо найти отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов, сделанных в эксперименте, и выразить его в процентах по следующей формуле:
,
где Р1 – количество взаимных выборов, Р – общее число выборов, сделанных в эксперименте.
Таким образом, социометрическая методика позволяет исследовать характер межличностных отношений в группе, определить статусную структуру коллектива, через различные индексы и диагностические показатели определить уровень благополучия взаимоотношений, уровень групповой сплоченности, степень прочности взаимных отношений, показатель изоляции отдельных членов коллектива.
2.2. Анализ результатов диагностики
После обработки полученной информации была составлена социометрическая матрица, описывающая статусную структуру класса. Каждому ученику был присвоен определенный номер.
Результаты диагностики
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
1
2
3
+ +
4
5 +
+
6 + + +
7 +
+
8
9
10 + + +
11
12 + + +
13
14 + + +
15
+
16 +
17 + + +
18 + + +
19
+
20 +
+
21
+
22
Примечание: + - выбор, - взаимный выбор
Р (общее количество выборов) = 66
Р1 (количество взаимных выборов) = 36
На основе данной социоматрицы можно определить социометрический статус каждого учащегося.
Социометрический статус учащихся
Статус учащихся Количество выборов № учащихся Количество учащихся %
«Звезды» 6 2, 4 2 9,1
«Предпочитаемые» 3-5 1, 3, 5, 8, 9, 11, 13, 15, 16, 19, 20, 22 12 54,5
«Пренебрегаемые» 1-2 7, 14, 18, 21 4 18,2
«Изолированные» - 6, 10, 12, 17 4 18,2
Более наглядно структуру классного коллектива можно представить с помощью диаграммы (рис.4).
Рис.3. Структура классного коллектива
Как видно из полученных результатов, половина учащихся обладают статусом «предпочитаемых» (54,5%). В структуре классного коллектива значительный процент учащихся, не получивших ни одного выбора (18,2%). Также были выявлены лидеры класса, один среди мальчиков, другой среди девочек.
Данные о социометрическом статусе каждого учащегося позволяют получить сведения не только о персональном положении каждого ученика в системе личных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы – статусную структуру класса.
Статусную структуру класса можно представить в виде социограммы (рис.4).
Рис.4. Статусная структура класса (I – «звезды», II – «предпочитаемые», III – «пренебрегаемые», IV – «изолированные»)
Статусная структура характеризуется диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений. На основании полученных данных можно утверждать, что УБВ высокий, так как количество учащихся в 1-ой («звезды») и 2-ой («предпочитаемые») статусных категориях больше, чем в 3-ей («пренебрегаемые») и 4-ой («изолированные»): 14 учащихся в 1-ой и 2-ой категориях и 8 – в 3-ей и 4-ой. Высокий уровень благополучия взаимоотношений в классе говорит о том, что большинство учащихся имеют благоприятный статус и положение в учебной группе. Особенности организации совместной деятельности детей и стиль отношений учителя к учащимся характеризует индекс изолированности, показывающий процент учащихся, не получивших ни одного выбора. В ходе эксперимента выяснилось, что 4 учащихся из 22 не получили ни одного выбора (индекс изоляции равен 18,2%). Возможные причины:
при организации совместной деятельности детей не учитываются индивидуальные особенности детей при формировании микрогрупп для работы на уроке;
психологические особенности личности некоторых учащихся, такие как пассивность, медлительность, замкнутость, упрямство (у ученика 12), демонстрация физической силы, стремление показать свое превосходство (у ученика 10), неумение хранить секреты, «ябедничество» (у ученицы 6), несдержанность, стремление к лидерству, давление на окружающих (у ученицы 17), не позволяют установить взаимоотношения с одноклассниками;
стиль отношения учителя к детям оказывает влияние на выбор, так как второклассники оценивают своих сверстников за те качества, на которые чаще всего обращает внимание учитель;
критериями выбора часто являются такие характеристики, как успеваемость, принадлежность к классному активу, а также физическая сила, смелость, ловкость (у мальчиков).
Для определения микрогрупп в классе была составлена вторая социометрическая матрица. На основе данной социоматрицы были выявлены три микрогруппы в классе. На социограмме 1 (рис.5) представлена структура микрогруппы 1, лидером в данной группе является учащийся 2. На социограмме 2 представлена структура микрогруппы 2, лидером которой является учащийся 4, на социограмме 3 представлена микрогруппа 3, в которой нет ярко выраженного лидера.
После того, как были определены статусная структура класса и выделены микрогруппы, необходимо выяснить, каким является показатель взаимности отношений.
Рис.5. Микрогруппы класса
Чтобы вычислить коэффициент взаимности, надо найти отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов, сделанных в эксперименте. КВ=54,5%. Данный показатель говорит о достаточно высоком уровне сплоченности класса. Детей связывают прочные взаимные отношения. Но какова основы этой взаимности, КВ не определяет. При этом показатель взаимности свидетельствует о наличии микрогрупп в классе, которая, на первый взгляд, свидетельствует о разобщенности класса. В данном коллективе микрогруппы связаны между собой совместной деятельностью, выработанным в классе общественным мнением. Данный показатель (КВ) можно улучшить под воздействием определенных воспитательных мер (общественно полезные дела, коллективные мероприятия), ведь коллективная деятельность объективно создает условия для расширения круга взаимных симпатий и устойчивости взаимоотношений.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
3. ИТОГОВЫЙ ЭТАП ПРАКТИКИ (САМОАНАЛИЗ)
Педагогическая практика проходила в МОУ СОШ №51 г. Челябинска с 01.11.2010 по 13.12.2010. За этот период были выполнены поставленные задачи: изучены особенности деятельности школьного педагога-психолога, проанализированы планы на 2010-2011 уч.год, рассмотрено содержание основных направлений деятельности (диагностика, просвещение и профилактика, консультирование, коррекция). В процессе прохождения практики были просмотрены занятия по психологии в старших классах, оказана помощь в организации анкетирования учащихся и родителей, в пополнении методического обеспечения работы педагога-психолога.
На исследовательском этапе практики была проведена диагностика межличностных отношений младших школьников с помощью социометрической методики. Данные о социометрическом статусе каждого учащегося позволили получить сведения не только о персональном положении каждого ученика в системе личных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы – статусную структуру класса.
Анализ межличностных отношений показал, что взаимоотношения между учащимися - это одно из существенных проявлений социально-психологического климата и один из важнейших факторов его формирования. Для социально-психологического климата одинаково существенными оказались как взаимоотношения по поводу учебной деятельности, так и дружеские контакты детей.
По результатам диагностики были разработаны рекомендации для учителя по оптимизации социально-психологического климата коллектива.
Таким образом, в процессе прохождения практики были выполнены все запланированные мероприятия.
|