Качественно новые явления в сфере массовых коммуникаций требуют обновления понятийного и терминологического аппарата коммуникативистики, многих подходов к деятельности СМИ. Происходящая на наших глазах революция сетевых компьютерных коммуникаций, цифровых технологий передачи и накопления информации существенно изменила привычную картину СМИ. Но она не отменила проблемы и противоречия, проявившиеся в социальном развитии и в медийной сфере в XX в. В связи с переходом СМИ на компьютерно-сетевую цифровую платформу зарубежные исследователи отмечают, что в современном обществе противоречие между полюсами богатства и бедности приобрело еще одно измерение: информационное. Изобилие информации на одном полюсе сочетается с совершенно неудовлетворительным доступом к информационным ресурсам на другом, порождая феномен «информационного (цифрового) разрыва». Часть населения, обычно – меньшинство, имеет возможность использовать все существующие информационные каналы и источники, включая новейшие сетевые и спутниковые системы. В то же время даже в наиболее развитых государствах мира значительная доля людей лишена доступа к ним по причинам материального свойства. Коммуникационные технологии, обеспечивающие приобщение к современным информационным ресурсам, недоступны также и подавляющему большинству населения развивающихся стран. Это касается не только Интернета: например, в 2001 г. возможность пользования обычными и мобильными телефонами имела лишь ничтожно малая доля африканцев – немногим более одного процента. Несмотря на нынешний быстрый рост телефонизации Африки, некоторых других развивающихся стран и регионов, преодоление нынешней отсталости займет длительный период.
1. Индустрия российских СМИ: цифры, факты, проблемы // Журналист. 2002. №7.
2. Исследование рынка печатных СМИ в России / http://www.businesstest.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=4438
3. Источник: ВЦИОМ, октябрь 2006 / http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/3371.html
4. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. и др. Телевизионная журналистика. - М.: Высшая школа, 2002. - 304 с.
5. Науменко Т.В. Функция журналистики и функции СМИ // CREDO NEW. 2007. № 2.
6. Российские СМИ: количественная характеристика / Отечественные записки. 2003. № 4.
7. Федотова Л.В. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. СПб., 2003.
8. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации: Учебное пособие. Ч. 1. Техника и технология сбора и обработки информации. М., 2003.
9. Швидунова А. СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий / Межд. Пресс-клуб, PR-библиотека
|