Введение.
«Ар де вивр» – этим славится Франция, единодушно считают французы. Переводится это понятие достаточно просто – «искусство жить». Французы умеют превращать в искусство обыденную жизнь1 - таково общественное мнение, но сложилось оно не сегодня, а еще три столетия назад. Французский философ Жан д' Аламбер (1717-1783) как – то сказал: «Германия создана для того, чтобы по ней путешествовать, Италия – чтобы там проводить время, Англия – чтобы там размышлять, а Франция для того, чтобы в ней жить».2
«Ар де вивр» - это своего рода мерило существования. Причем сюда входит не просто среда обитания или экология, транспорт, а элегантность, изысканность жилища, качество еды, словом, все, что радует душу, глаз и тело, все, что позволяет повысить качество жизни, довести ее до уровня искусства. Эстетический вкус, эстетические требования к одежде, посуде, быту человека ярко характеризуют и духовный мир, уровень развития культуры общества или отдельного человека. Превратить искусство в повседневную жизнь - это извечная проблема, ибо опирается на ряд других обстоятельств, но всегда волнует и беспокоит как людей молодого, так и пожилого возраста. Большинство же рода человеческого совершенно пренебрегает им как делом невыгодным и эфемерным, но не французы. Такое отношение, такое понимание жизни сложилось в начале XVIII века и было тесно связано с возникшим в это время стилем рококо. Впервые во Франции возникает искусство, ориентирующееся не на абстрактные доктрины, а отвечающие требованиям и вкусам своих соплеменников.
Рококо как художественный стиль прекрасно изучен и исследован в искусствоведении. Целью же настоящей работы ставится рассмотреть рококо в несколько ином аспекте: проследить рококо как художественный стиль через призму истории, проанализировать влияние рококо на образ жизни французской аристократии первой половины XVIII века. Для достижения цели мы должны рассмотреть следующие задачи:
- охарактеризовать основные условия, предопределившие появление стиля рококо и проследить изменение роли дворянство во французском обществе второй половины XVII – первой половины XVIII века;
- выявить основные черты стиля рококо на примере конкретных произведений живописи, литературы, архитектуры и прикладного искусства;
- проследить влияние рококо на образ жизни французской аристократии.
Всестороннее представление об образе жизни элиты позволяет составить сочетание различных типов источников, анализируемых в работе. В целом их можно разделить на несколько групп: письменные, художественно – изобразительные – архитектурные произведения искусства. Искусство и изящная литература служат ярким отражением духа времени, нравов. В образах они выделяют самое важное для человека и общества, отражают реальный мир под углом зрения определенных идеалов и стремлений этого общества. Все это позволяет нам реконструировать систему ценностей французской аристократии эпохи рококо: их идеалы, убеждения, предпочтения, представление о мире и самом себе.
С этой точки зрения отношение к литературным источникам требует соблюдения осторожности. Мы должны исходить, прежде всего, из их объективности, заранее предполагая возможность наличия художественного вымысла или идеализации описываемых явлений и событий. Но авторы этих работ являются носителями умонастроения и мировоззрение эпохи, поэтому мы оцениваем литературные источники не с филологической точки зрения, а пытаемся увидеть в них настроение описываемого общества. Призывают ли к сдерживанию страстей, проповедуют умеренность, они полны намеков на события светской жизни эпохи. С другой стороны тираж издания, наличие рецензий и критика, определяющие популярность книги, также могут означать, что она отвечает ментальности большинства масс. Она признается обществом, если отвечает его вкусам и требованиям, и даже если и принимается, значит, автор задел какие-то сокровенные струнки и кое-кто постарается узнать себя в зеркале романа, как это и произошло с «Опасными связями» Ш. де Лакло. Содержащий тонкий психологический анализ правящей аристократии, предстающей перед нами безнравственной, циничной и корыстолюбивой, роман все же выдержал 50 изданий. Ш. Лакло стал знаменитым, он вошел в моду, знакомства с ним искали. Но выход книги вызвал скандал на службе: несколько дверей закрылись перед сочинителем. Однако у героев Ш.Лакло появилась вторая жизнь – имена их стали нарицательными. Так, в нашем веке в соблазнительном Вальмоне видят тип «лишнего человека». Ш. Лакло стал «гением одной книги». Таким образом, мы можем использовать литературное произведение эпохи рококо как источники для восстановления системы ценностей французской аристократии I половины XVIII века, их жизнь, характеры и образ мыслей. Картина обычаев и нравов этого времени содержатся и в «Совращенном поселянине, или опасностях городской жизни» Ретифа де ла Бретона (1734 – 1806). Он известен как художник – реалист. И в своем сочинении он также отмечает условия жизни, обстановку, социальные отношения современного ему общества. Яркой блестящей жизнью утонченных удовольствий предстает перед нами жизнь французской элиты и в «Персидских письмах» Ш.Л. Монтескье. Париж представлен городом утонченных удовольствий, а Франция – страной, где «Люди не ведают ни стыда, ни добродетели.., где неверность, насилие измена, вероломство и несправедливость доставляют людям почет, где уважают человека за то, что он… разрывает самые нежные и священные узы».3 В «Орлеанской девственнице» Вольтера, в романе Карла и Агнессы принято видеть намек на отношения Людовика XV и маркизы де Помпадур. Что касается Агнессы, то насмешливое отношение к ней Вольтера, считающего ее способной только на любовные утехи, бросающие ее из одних объятий в другие, - действительно сближает ее с маркизой Помпадур, к которой он относился несколько пренебрежительно. Хотя был ее другом. Вальтер, занимавший при дворе две должности – королевского историка и придворного кавалера и имеющий столь высокопоставленную приятельницу, мог прекрасно работать в Версале.
Нравы светского общества прекрасно обрисованы и у П. Мариво («Жизнь Марианны», «Письма, повествующие о некоем похождении»),
Кребийона - сына ( «Заблуждения сердца и ума», «Сильф, или сновидения госпожи де Р.., описанное ею в письме к госпоже де С…»), интересы и предпочтения высшей французской знати обрисованы в «Нескромных сокровищах» Д.Дидро, сам образ жизни аристократии в целом мы видим у А.Р. Лесажа («Хромой бес») в футуристическом труде Л.С. Мерсье «Год 2440 – ой: сон, которого возможно и не было». Впечатляющими портретными характеристиками и яркими подробностями из жизни верхов аристократического общества ценны «Мемуары» Сен–Симона, повествующие о последних двух десятилетиях правления Людовика XIV и эпохи регентства Филиппа Орлеанского. Портреты Людовика XIV Филиппа Орлеанского и многих других все же выглядит несколько идеальными. Ему просто кто-то мог быть приятелем, мог нравиться, хотя Сен-Симон и видел все слабости и недостатки этого человека. Здесь весьма показательно отношение его к регенту, с которым он был близко знаком и находился в дружеских отношениях.4 Сен -Симону он симпатичен, хотя и не может одобрять его моральные распущенности. Как приверженец религиозной морали он его осуждает, как светский человек - старается понять и во многом винит Людовика в появлении отрицательных качеств в характере герцога, что объяснимо: ведь политика абсолютного монарха, пренебрегавшего аристократией и предпочитающего ему буржуазию, воспринимались мемуаристом как личное оскорбление. «Мемуары» Сен-Симона – это история целой эпохи. Его наблюдательность и начитанность, суждения с позиций «истины» и стремления к беспристрастности позволяют относится к книге как историческому источнику, но все – таки «век Людовика XIV» изучают не только, да и не столько по его книге. Ему оказалась уготована совсем другая роль, роль писателя – характеролога, писателя – психолога, давшего картину того общества, которое эту эпоху наиболее характеризовало.
В качестве источников мы привлекали и живописные произведения эпохи – работы А. Ватто как художника, предвосхитившего новую эпоху прежде всего, и ставшего основоположником рококо живописи, Ф. Буше как самого типичного мастера рококо. Для анализа рокайльного портрета для нас важны работы М.Наттье. Живописные произведения служат художественно-образным отражением действительности, отражают вкусы, желания и интересы общества рассматриваемой эпохи, являются отражением моды и даже нравов этого времени. Известность и популярность этих художников также являются подтверждением того, что их можно рассматривать как источники.
Например, картины А.Ватто. На полотнах этого художника мы видим сюжеты из театральной жизни, герои его картин в окружении природы. Темы подсказывала сама жизнь. «Галантные празднества» Ватто - это увиденные в действительности сценки прогуливающихся, танцующих и флиртующих на лужайках или в тени парка небольших групп дам и кавалеров. Страстью Ватто был и театр. Его работы были в моде, произведения Ватто нравились многим, и, следовательно, успех их вполне понятен. Художественные образы могли также оказывать влияние на поведение людей, на формирование их вкусов, на их манеры. Анализ произведений живописи позволяет нам выявить и основные черты стиля рококо.
Произведения архитектуры также отражают настроение эпохи, стиль жизни общества. В этом отношении для нас важен архитектурный интерьер, он может нам свидетельствовать о потребностях, о вкусах заказчиков, а также поможет определить основные черты стиля рококо. Для примера были взяты, типичные сооружения эпохи рококо-отель Матиньон Ж.Куртона (1720-1724гг.) и отель Субиз работы П.Деламера (1705-1709 гг.)
Таким образом, наиболее яркие документы эпохи - искусство и изящная литература, позволяют нам определить основные черты стиля рококо и сделать выводы о его связи с образом жизни французского общества первой половины ХVIII века.
Всю использованную литературу мы можем разделить на историческую, искусствоведческую и филологическую. К первой группе относятся общие работы по истории Франции в целом. Среди них «История Франции». Исследование по политической и социально-экономической жизни страны второй половины ХVII-первой половины ХVIII представлены в «Очерках по истории Англии, Франции и Германии ХII-ХVIII веков» Рожкова Н.А., где изучаются экономические и политические тенденции развития этих стран, что касается Франции, здесь хорошо рассмотрена ее социальная структура, конкретно выделены сословия и проанализированы их права, обязанности, их положение в контексте социально-экономического и политического состояния страны. Политическая ситуация и экономические явления конца ХVII-начала ХVIII веков освещены в «Очерках по истории Великой французской революции». Ревуненкова В.Г., здесь исследованы и взаимоотношения между различными слоями общества: крестьяне и дворяне, буржуазия и аристократия, монархия и привилегированные. В «Очерках» оценивается эпоха ЛюдовикаХV и дается портрет короля. Ревуненков В.Г. относится к тем историкам, которые рисуют короля апатичным, вялым, ленивым властителем. По их мнению, этот пресыщенный развратник, промотавший огромные средства на прихоти своих метресс, совсем не занимался делами государственной важности. По мнению автора «Очерков»Людовик «оказался пустым, вздорным и исключительно аморальным человеком, перещеголявшим своим распутством даже Филиппа Орлеанского». 5 Оценка социально-экономической и политической истории Франции данного периода дается в работе французского историка и политического деятеля ХIХ века А. де Токвиля «Старый порядок и революция», в «Французской революции» Альберта Матьеза. О положении «старого»и «нового» дворянства и их отношения с финансовой буржуазией, можно узнать из работы Пименовой Л.А. «Дворянство накануне Великой французской революции».Живыми зарисовками быта, характеров представителей французского общества и их оценкой полна. «История французской революции» КарлейляТ. Это произведение очень своеобразное, написанное в жанре исторического портрета. Здесь мы не найдем ни обзора источников и литературы, ни указателей, архивных шифров - словом, всего того, что определяет степень «учености» труда по истории. Хотя это и не означает, что Карлейль не был знаком с ними. В строгом смысле, это беседы с читателем о тех, кто творил эту историю. Он пишет о Людовике ХV как короле нового типа - Людовик по его мнению «бездельник» и вся его жизнь была похожей на «ляпсус». У «бедного Людовика» такие же бездельники придворные, которые служат лишь декоративным целям, они словно «позолоченные, картонные кариатиды в картонном здании».6
Ко второй группе литературы мы отнесли все работы, в которых исследуются процессы становления и смены стилей, рассказываются о наиболее ярких мастерах искусства Франции. Среди них «Искусство Франции ХVIII века» Кожиной Е.Ф., «Французский портрет ХVIII века» Золотова Ю.К. Рококо как художественное направление рассматривается и анализируется Дмитриевой Н.А., в «Краткой истории искусств». Ее рассказ сопровождается иллюстрациями, что облегчает понимание. Здесь изучается рококо в живописи, для этого анализируются картины А.Ватто и Ф.Буше, рококо в декоративно-прикладном искусстве, немного сказано и о костюме этой эпохи. Однако ее мнение, что рококо может вызвать лишь «исторический интерес», мне кажется ошибочной. Сегодня этот художественный стиль вызывает восхищение своей утонченностью и изяществом, легковесностью и грациозностью, своей роскошью, привлекает особое внимание у определенных слоев общества.
Интереснейшие сведения об обычаях и нравственных представлениях, костюмах и прическах, браке, театрах, салонной жизни людей «галантного века» в «Иллюстрированной истории нравов: «Галантный век» немецкого историка Э.Фукса. У автора очень интересные мысли и оригинальные выводы. Удачно применены выдержки из источников, а наличие в книге свыше двухсот репродукций с картин и гравюр европейских мастеров прекрасно дополняет увлекательный текст.
Наконец к последней группе использованной литературы относятся материалы филологических исследований - это, преимущественно, анализы некоторых литературных произведений эпохи рококо. Среди них- « История зарубежной литературы ХVII-ХVIII веков» Артамонова С.Д.
Поставленные цели и задачи определили структуру работы. Она состоит из Введения, трех глав, заключения, примечаний, списка источников и литературы и приложения. В Введении сформулированы основные цели и задачи работы, проанализированы использованные источники и литература. В первой главе раскрываются условия возникновения стиля рококо и изменение роли дворянства во второй половине XVII – первой половине XVIII века. Во второй главе работы рококо охарактеризован как художественный стиль, выделены его основные черты. В третьей рококо рассмотрен как образ жизни французской аристократии. В Заключении обобщены выводы по данной теме. Работа завершается Примечаниями, списком источников и литературы и Приложением, где содержаться иллюстрации, необходимые для раскрытия темы настоящей работы.
|