3585. Пикареска и поэтика раннего испанского романа
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Специфика формирования испанской литературы 5
1.1. Условия формирования ранней испанской литературы 5
1.2. Основные направления ранней испанской литературы 19
Глава 2. Жанр плутовского романа в истории испанской литературы 30
2.1. Специфика пикарески в раннем испанском романе 30
2.2. Поэтические особенности плутовского романа 39
2.3. Романы «Дон Кихот» и «Жизнь Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения» как примеры плутовского романа 44
Заключение 60
Литература 62
3585. Пикареска и поэтика раннего испанского романа
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Специфика формирования испанской литературы 5
1.1. Условия формирования ранней испанской литературы 5
1.2. Основные направления ранней испанской литературы 19
Глава 2. Жанр плутовского романа в истории испанской литературы 30
2.1. Специфика пикарески в раннем испанском романе 30
2.2. Поэтические особенности плутовского романа 39
2.3. Романы «Дон Кихот» и «Жизнь Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения» как примеры плутовского романа 44
Заключение 60
Литература 62
3582. Символизм эпохи средневековья на примере Божественной Комедии Данте Алигьери.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Символика в средневековой культуре 5
1.1. Условия формирования средневековой культуры 5
1.2 Значение символа в средневековой культуре 8
Глава 2. Архитектоника Божественной комедии Данте 20
2.1 Литературный стиль Данте 20
2.2. Символика текста «Божественной комедии» 26
Заключение 78
Литература 80
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Сюрреализм как направление в искусстве 6
1.1. Истоки сюрреализма 6
1.2. Проявления сюрреализма в живописи 17
Глава 2. Сюрреализм Сальвадора Дали 30
2.1. Специфика творчества 30
2.2. Анализ произведений 41
Заключение 56
Литература 58
Приложение 60
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Историко-культурный аспект развития монгольской империи 5
1.1. Условия формирования и развития монгольской империи 5
1.2. Государственный строй и общественное развитие монгольской империи 15
1.3. Влияние политической культуры монгольской империи на покоренные народы 31
Глава 2. Оценка роли монгольской империи в формировании русской культуры и общественно-государственного развития 38
2.1. Основные черты монгольского влияния на развитие Руси 38
2.2. Специфика трансформаций общественного развития под действие монголо-татарского ига 61
2.3. Культурное влияние монгольской империи на Русь 65
Заключение 75
Литература 78
Содержание Введение 3 Глава 1. Социально - политическая обстановка в IV – V веке. Становление китайского искусства эпохи Тан и Сунн 7 1.1 Социально - политическое развитие Китая с IV по XII век 7 1.2. Главные черты и традиции китайской культуры 19 1.3. Характеристика пейзажной живописи Китая 47 Глава 2. Основные черты китайской пейзажной живописи в период Тан и Сунн 56 2.1. Сюжет 56 2.2. Манера письма 70 2.3. Пейзажная лирика и живопись монахов (ванвэй-художник) 85 Глава 3. Вклад эпохи Тан и Сунн в культурное наследие Китая 91 Заключение 127 Литература 131 Приложение 134
Введение 3 Глава 1. Мировоззренческие доминанты современной японской молодежи 1.1. Социально-экономические предпосылки смены жизненных ценностей молодежи в Японии 6 1.2. Характеристика мировоззрения современной японской молодежи 23 Глава 2. Субкультура как средство выражения мировоззрения японской молодежи 2.1. Основные виды и средства выражения японской молодежной субкультуры 35 2.2. Язык как символическое выражение мировоззрения молодёжи в Японии 47 Заключение 62 Библиография 65
Введение…………………………………………………………………………..3 1 Теоретическое осмысление сущности и проблем сценарной культуры…….6 1.1 Специфичность российской сценарной культуры……………………….6 1.2 Особенности драматургии культурно-досуговых программ…………..10 1.3 Сценарный замысел в культурно-досуговой программе……………….16 1.4 Сценарные решения клубных мероприятий……………………………..24 2 Анализ сценарных решений культурно-досуговых программ на примере работы Дома культуры п. Ключи Омского района…………………………….34 2.1 Анализ форм проведения досуга жителями поселка…………………….34 2.2 Характеристика культурно-досуговой деятельности Дома культуры п. Ключи…………………………………………………………………….39 2.3 Анализ эффективности сценарного решения проводимых культурно- -досуговых программ на основе анкетирования и анализа сценария…..48 2.4 Разработка сценария вечера встречи с ветеранами войны и труда и рекомендаций по совершенствованию культурно-досуговых программ Дома культуры………………………………………………………………54 Заключение……………………………………………………………………….62 Список литературы………………………………………………………………67 Приложения………………………………………………………………………69
Введение 3 Глава 1. Мировоззренческие доминанты современной японской молодежи 1.1. Социально-экономические предпосылки смены жизненных ценностей молодежи в Японии 6 1.2. Характеристика мировоззрения современной японской молодежи 23 Глава 2. Субкультура как средство выражения мировоззрения японской молодежи 2.1. Основные виды и средства выражения японской молодежной субкультуры 35 2.2. Язык как символическое выражение мировоззрения молодёжи в Японии 47 Заключение 62 Библиография 65
Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические подходы к процессу воспитания нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста 8 1.1. Ретроспективный анализ проблемы изучения нравственного воспитания старших дошкольников 8 1.2. Особенности воспитания нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста 14 1.3. Формирование нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора 20 Выводы по первой главе 26 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста 27 2.1. Определение уровня развития нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста 27 2.2. Реализация форм методической работы по развитию нравственной культуры 34 2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 42 Выводы по второй главе 44 Заключение 46 Список используемой литературы 48 Приложение 51
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Истоки развития русской художественной культуры……………7 1.1. Древнерусское искусство. Влияние художественных традиций Византии на развитие русской художественной культуры…………………………………………………………………7 1.2. Культура Новгородской и Киевской Руси в искусстве последующих эпох…………………………………………………….14 1.3. Роль петровских реформ в развитии художественной культуры России……………………………………………………….21 Глава 2. Народная художественная культура …………………………….. 27 2.1. Традиционная русская художественная культура, перспективы изучения и её современное состояние……………………………….27 2.2. Деятельность учреждений культуры Омской области по сохранению и восстановлению народных традиций……………………………….38 Глава 3. Анализ работы по сохранению традиций русской художественной культуры на примере отдела традиционной культуры «Сибирского культурного центра»…………………………………51 3.1. Характеристика Сибирского культурного центра г. Омска…………51 3.2. Анализ и оценка роли центра в сохранении и восстановлении традиций народной художественной культуры………………………57 Заключение……………………………………………………………………….62 Список литературы………………………………………………………………68 Приложения………………………………………………………………………71
2003. Влияние творчества Омского русского народного хора на сохранение национальных культурных традиций средствами социально-культурной деятельности Год 2006 Стоимость 2000 СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….4 Глава 1 Региональная культурная политика…………………………………...7 1.1 Решение национальных культурных вопросов в регионе…………7 1.2 Защита культурно-национальной самобытности в деятельности учреждений культуры ……………………………..15 Глава 2 Омский русский народный хор – носитель культурных традиций..26 2.1 Омский русский народный хор – представитель Омской культуры…………………………………………………………….26 2.2 Влияние Омского русского народного хора на развитие деятельности учреждений культуры………………………………27 Глава 3 Омский русский народный хор – носитель культурных традиций. 42 3.1 Средства, технологии социально-культурной деятельности, применяемые коллективом хора в деле сохранения народных традиций……………………………………………………………42 3.2 Сочетание профессионального и народного творчества в деятельности Омского русского народного хора……………….52 3.3 Анализ влияния творчества Омского хора на сохранение народных культурных традиций и разработка рекомендаций, позволяющих вывести на новый уровень сохранение народных традиций…………………………………………………………….59 Заключение……………………………………………………………………. 68 Список литературы……………………………………………………………..70 Приложения……………………………………………………………………..74
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретическое обоснование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой как средством развития интереса к традициям русского народа………………………………………..7 I.1. Взаимосвязь русской народной игрушки и народных традиций в исследованиях отечественных педагогов……………………………………..7 I.2. История возникновения русской народной игрушки………………12 I.3. Виды народных игрушек……………………………………………..20 I.4. Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой как средство развития интереса к традициям русского народа……………………………………………………………………………28 Выводы…………………………………………………………………….35 Глава II. Исследование проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям русского народа через ознакомление их с народной игрушкой…………………………………………………………….36 II.1. Выявление исходного уровня интереса у детей старшего дошкольного возраста к народным игрушкам как носителям традиций русского народа..36 II.2. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой…………………………………………………………………………45 II.3. Анализ результативности методики развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям русского народа через ознакомление с народной игрушкой……………………………………………53 Выводы………………………………………………………………………58 Заключение………………………………………………………………….60 Рекомендации для педагогов ДОУ………………………………………...63 Библиография………………………………………………………………..66 Приложение………………………………………………………………….69
Стр. Введение 3 Глава I. Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно-досуговых центрах 1.1. Специфика и содержание молодежного досуга. 7 1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности молодежи в культурно-досуговых центрах. 32 Глава II. Анализ деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи. 2.1. Содержание деятельности культурно-досуговогого центра по организации досуга молодежи (на примере ООО «Культурный центр» г. Переславля-Залесского). 82 2.2. Методические рекомендации по организации досуга молодежи. 103 Заключение 113 Список литературы 117 Приложения 121
Введение………………………………………………………………………….4 1. Социокультурные изменения в сфере кинопроката………………………...7 1.1. Социальные функции, роль и значение кинотеатров в культурно- досуговом пространстве…………………………………………………………7 1.2. Развитие рыночных отношений, проблемы функционирования киносети в рыночных условиях………………………………………………..14 2. Особенности маркетинга кинорынка……………………………………….26 2.1. Кинопродукция как объект маркетинга………………………………..26 2.2. Инструменты продвижения услуг кинотеатров на российском рынке……………………………………………………………………………40 3. Анализ продвижения киноуслуг на примере маркетинговых технологий кинотеатра «Космос»…………………………………………….53 3.1. Описание деятельности кинотеатра «Космос»……………………… 53 3.2. Анализ маркетинговых технологий продвижения киноуслуг и выработка рекомендаций по их улучшению……………………………...56 Заключение…………………………………………………………………….65 Приложения……………………………………………………………………68 Список использованной литературы…………………………………………72
План Дипломной работы на тему «Культурно-досуговые центра: особенности функционирования и управления» студента Ашихминой Анастасии Введение………………………………………………………………………….4 1. Культурно-досуговая деятельность как фактор оптимизации развития человека………………………………………………………………..7 1.1. Сущность и функции культурно-досуговой деятельности……………7 1.2. Деятельность КДУ как основы культурно-досуговой деятельности…………………………………………………………………..16 1.3. Реализация комплексно-целевых программ культурно-досуговой деятельности г. Омска муниципальными культурно-досуговыми центрами……………………………………………………………………….33 2. Анализ деятельности и системы управления КДЦ в г. Омске на примере ГДК им. Красной Гвардии…………………………………………………….43 2.1. Исследование деятельности муниципальных культурно-досуговых центров г. Омска……………………………………………………………..43 2.2. Анализ управления муниципальными культурно-досуговыми центрами………………………………………………………………………49 Заключение……………………………………………………………………..60 Приложения…………………………………………………………………….63 Список использованной литературы………………………………………… 71
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования рекламного материала 6 1.1. Образ как средство визуальной коммуникации 6 1.2. Особенности визуального восприятия рекламы 15 1.3. Место изобразительных средств в рекламной продукции 27 Глава 2. Особенности фотографии в туристской рекламе 32 2.1. Особенности продукта туризма как товара 32 2.2. Специфика туристкой рекламы 38 2.3. Визуализации образов в туристской рекламе 47 Глава 3. Роль изобразительных средств (фотографии) в туристской рекламе 62 3.1. Анализ применения фотографии в туристской деятельности 62 3.2. Направления развития 69 3.3. Возможности применения новых технологий 78 Заключение 90 Литература 94 Приложение 98
Содержание Введение 3 Глава 1. Условия формирования культуры Испании в Средневековье 5 1.1. Истоки испанской культуры Средневековья 5 1.2. Факторы, определившие формирование испанской культуры Средневековья 9 Глава 2. Формирование культурного наследия Испании в периоды Средневековья 17 2.1. Вестготский период 17 2.2. Арабское господство и начало Реконкисты 18 2.3. Завершение Реконкисты 41 2.4. Позднее Средневековье 50 Глава 3. Место испанской культуры Средневековья в мировой культуре 55 3.1. Место культурного наследия в истории Испании 55 3.2. Место средневекового этапа в современной культуре Испании 58 Заключение 68 Литература 71 Пириложения ……………………………………………………………………73
Содержание Введение 3 Глава 1. Натюрморт как жанр живописи 8 1.1. Теоретические особенности развития и становления натюрморта как жанра живописи 8 1.2. Композиционные особенности натюрморта 16 Глава 2. Голландский натюрморт в западноевропейском искусстве XVII в. 25 2.1. Специфика голландского натюрморта 25 2.2. Основные направления 32 Глава 3. Виды голландского натюрморта и основные представители 46 3.1. Цветочный натюрморт 46 3.2. Ученый натюрморт 48 3.3. Тональный натюрморт 51 3.4. Иллюзионистический натюрморт 55 3.5. Роскошный натюрморт 56 3.6. Поздний натюрморт 58 Заключение 62 Список литературы 66 Приложения 68
Введение. Глава 1. Исторические предпосылки формирования стиля рококо и изменение роли дворянства во французском обществе (II половина XVII – I половина XVIII века).
1.1.Абсолютизм и изменение роли дворянства. 1.2.Влияние экономических изменений на положение дворянства. 1.3.Изменение в социальной структуре французского общества. 1.4.Общие тенденции культурной жизни Франции во II второй половине XVII – I половине XVIII века. Глава 2. Рококо и его основные черты. 2.1.Общая характеристика стиля рококо. 2.2. Французская аристократия в произведениях рокайльной живописи. 2.3. Литература рококо. 2.4. Архитектура и прикладное искусство. Глава 3. Рококо как образ жизни французской аристократии. Заключение. Примечания. Список источников и литературы. Приложения.
Введение 3 1. Основные этапы истории искусства Китая 5 2. Живопись Китая в эпоху Сун 11 3. Поэзия 18 4. Архитектура 22 5.Скульптура 26 6. Прикладное искусство 30 Заключение 35 Список использованной литературы 36
Введение
Китайская культура - одна из древнейших. Она зародилась за несколько тысячелетий до нашей эры и с тех пор развивалась непрерывно вплоть до современности на единой территории. Бесчисленные набеги кочевников, жестокие и кровавые междоусобные войны, иноземные завоевания многократно разоряли и опустошали страну. Пожары не раз выжигали цветущие города, легкие деревянные постройки разрушались дотла, уничтожались ценные свитки живописи, ревниво хранившиеся в древних музеях и частных собраниях. Однако величие китайской культуры появлялось в том, что она продолжала существовать и противостоять всем потрясениям как единый прочный массив. Ни одно из племён завоевателей не смогло противостоять свою культуру китайской. Все эти племена, завоевав страну, утрачивали свой родной язык, свою письменность, целиком попадая под воздействие Китая. Города восстанавливались по прежним чертежам и в тех же традициях, и, как только наступало время передышки, страна снова начинала жить интенсивной хозяйственной и духовной жизнью. Обилие памятников искусства, созданных в древности и в пору расцвета средневековой культуры, поистине грандиозно, несмотря на чудовищные потери, понесённые страной. И в настоящие время каждого, кто побывал в Китае, поражает ощущение древней культуры, не утратившей своей жизненности, чувство ожившей истории, сочетающийся с кипучей молодой и полной смелых дерзаний современной жизнью великого народа. Часто широко и произвольно употребляются выражения: «культура Китая» или «искусство Китая». Однако ошибкой было бы думать, что все 5000 лет развития искусства это один большой этап. При всём своеобразии и общности китайского искусства художественного стиля, всегда можно отличить его древние памятники от памятников раннего средневековья, а раннее средневековье от поздних периодов. Китайское искусство прошло далеко не гладкий путь развития. В связи с историческими судьбами, переживаемыми страной, оно имело свои этапы подъёма и упадка. На протяжении пяти тысяч лет, начиная от древнейших периодов известной человечеству китайской истории, зарождались новые и по содержанию и по форме виды и жанры искусства и литературы, многие из которых со временем или сходили со сцены, или до неузнаваемости изменяли, подготовив почву для развития новых явлений, Вместе с тем каждый из исторических периодов, даже самых смутных и мрачных, внёс свой вклад в историю искусства Китая. И в самом деле, отличительной чертой китайской культуры явилось то, что ни одно из её значительных явлений не прошло бесследно. Все они, порождая и видоизменяя друг друга, образовали как бы длинную цепь из сложных звеньев, чрезвычайно различных и в то же время спаянных воедино. Блестящим этапом культуры, когда расцвета достигли многочисленные виды, формы и жанры искусства, был период Сун (960 – 1279г.г.). Живопись этой исторической поры является высшим достижением искусства Китая. Она отражает весь тот мир идейных представлений с его преклонением перед красотой природы. Цель настоящей работы – охарактеризовать искусство Китая в сунский период, рассмотреть виды искусства: живопись, поэзию, архитектуру, скульптуру, прикладное искусство. В процессе исследования использованы труды и монографии таких историков и искусствоведов, как Виноградова Н.А., Краснов А.Б., Петриков М. Г., Сидихменов В.Я., Фэн Ю-лань и др.
Список использованной литературы
1. Бокщанин А.А. Роль ритуала в организации уделов в Китае в конце XIV в. / Сб.: Этика и ритуал в традиционном Китае. – М.: Наука, 1988. -119с. 2. Боровкова Л.А. Экзаменационная система, обряды и первый император династии Син. / Сб.: Конфуцианство в Китае: проблемы, теории и практики. М.: Наука, 1992.-178с. 3. Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. – М.: Наука.- 1986.-70с. 4. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. М., 1962.-160с. 5. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. - М., 1972.- 110с. 6. Древнекитайская философия. Сост. Ян Хин-Шуна. – М.: Мысль. 1992, т.2. -90с. 7. Изобразительное искусство КНР. – Вопросы культуры КНР.- М., 1994.-98с. 8. Из опыта экспертизы китайской живописи по фотографиям. – Искусство Восточной и Юго-Восточной Азии. Проблемы канона и атрибуции. Научные сообщения ГМВ, выпуск XXIV. –М., 1998.-150с. 9. Искусство Китая. М., 1990. -280с. 10. Искусство Восточной и Юго-Восточной Азии. Проблемы канона и атрибуции. Научные сообщения ГМВ, выпуск XXIV. – М., 2001. -192с. 11. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М., 1975. -105с. 12. Китайская классическая поэзия. – М., 2002. - 65с. 13. Краснов А.Б. Учение Чжу Си о природе человека / Сб. Конфуцианство в Китае: проблемы, теории и практики. – М.: Наука, 1982. -160с. 14. К вопросу о происхождении и значении жанра «цветы и птицы» в китайской живописи. – Проблемы человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.-69с. 15. Культура Китая в 1917-1927 гг. – Новейшая история Китая. 1917-1927. М., 1983. – 111с. 16. Культура Китая в 1928-1949 гг. – Новейшая история Китая. 1927-1949. М., 1984. -138с. 17. Литература и искусство КНР. 1976-1985. М., 1989. (Член авторского коллектива). 18. Мифы народов мира (энциклопедия в двух томах) / Отв. ред. С.А. Токарев.- М.: Советская энциклопедия, 1982. -301с. 19. Михейм Г. Как провести первичную атрибуцию старой китайской живописи (рекомендации начинающим коллекционерам. – Искусство Восточной и Юго-Восточной Азии. Проблемы канона и атрибуции. Научные сообщения ГМВ, выпуск XXIV. –М., 2000.-185с. 20. О методике атрибуции (экспертизы) китайской классической живописи / Искусство Восточной и Юго-Восточной Азии. Проблемы канона и атрибуции. Научные сообщения ГМВ, выпуск XXIV. -М., 1999.-201с. 21. Проблемы изобразительного искусства КНР в освещении китайской печати. – Культура КНР на современном этапе. М., 1985. -55с. 22. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Смоленск: Русич, 2000.-45с. 23. Современная гравюра Китая в собрании Государственного музея Востока. -Каталог. -Т.1-2. М., 1996.-300с. 24. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М.Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1987. -109с. 25. Страницы жизни Сюй Бэйхуна // Проблемы Дальнего Востока. – 1984.-№ 4. -1985.-№ 1.-С.32-33. 26. Судьбы культуры КНР. - М., 1978.-135с. 27. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. – СПб: Евразия, 1998. -250с. 28. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. –М.: Наука, 1984.-190с.
Глава 1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ПЕЙЗАЖА 2. История возникновения пейзажа. – 4-9 3. Пейзаж средневековой Европы. – 9-15 4. Пейзаж 18 века. – 15-19 5. Расцвет национального реалистического пейзажа. – 19-26 6. Пейзаж 20 века. – 26-28
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ НАД ПЕЙЗАЖЕМ 7. О живописи и научном цветоведении. – 29-33 8. О живописных средствах. – 33-41 9. Основные живописные материалы – 41-52
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 10. Живопись пейзажа на уроках общеобразовательной школы – 53-57 11. Этапы выполнения дипломной работы по живописи – 58-60 12. Подведение итогов – 61- 62 13. Список использованной литературы – 63-64 14. Приложение СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алпатов М. В. Композиция в живописи. – М; Л., 1940. 2. Алексеев С. С. О колорите. – М., 1979. 3. Базанова М. Д. "Пленэр. Изобразительное искусство", М. -1993 г. 4. Г. В. Беда Живопись. Москва «Просвещение» 1986 5. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. – М., 1970 6. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства – 2-е изд.испр. и доп.- М., 1985 7. Волков Н. Н. Восприятие картины. – М., 1985. 8. Волков Н. Н. Восприятие картины. – М., 1969. 9. Волков Н. Н. Геометрия и композиция картины //Искусство 1975 10. Волков Н. Н. Композиция в живописи. – М., 1977. 11. Волков Н. Н. Цвет в живописи. – М., 1984 12. Геворгян Н. Р. Основы композиции пейзажа. - М., 1996 13. Гренберг Ю.И. Технология живописи. – М., 1982. 14. Данилова И. От Средних веков к возрождению. Сложение художественной системы картины кватроченто. – М..1984. 15. Даниэль С. М. Картины классической эпохи. Проблема композиции западноевропейской живописи 17 века. – Л.,1986. 16. Зайцев А. С. Наука о цвете и живописи. – М., 1986. 17. Зайцев А. С. Советы мастеров. – Л., 1973. 18. Закин Р. На пути к творчеству. – Л., 1971. 19. Ивенс Р. М. Введение в теорию цвета. – М., 1960 20. Киплик Д. И. Техника живописи. – М., 1950 21. Линник И. Голландская живопись 17 века и проблемы атрибуции картин. Л., 1980. 22. Мастера искусства об искусстве. - М., 1970. 23. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи. М., 1983. 24. Сокольникова Н. М. "Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе". Москва - 1999 г. 25. Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. - М., 1978 26. Смирнов. Г. Б, Унковский А. А. Рисунок и живопись пейзажа.- М., 1975. 27. Унковский А. А. Живопись. Вопросы колорита. – М., 1980 28. Энциклопедический словарь живописи: Западная живопись от средних веков до наших дней. - М: ТЕРРА 1997 г. 29. Тургин В. С. "Эпоха романтизма в России", М.: Искусство 1981 г. 30. Юон К. Ф. Об искусстве. – М.,1959 Яшухин А. П. "Живопись". М.: Просвещение 1985 г.
Введение 3 Глава 1. История развития жанровой живописи. 6 1.1. Житейские жанровые образы Древней Руси 6 1.2. Формирование русской жанровой живописи 7 1.3. Передвижники 8 1.4. Искусство и революция 11 Глава 2. Теоретические аспекты изучения колорита и композиции в жанровой живописи 13 2.1. Композиция в жанровой живописи и ее роль в решении образа 13 2.1.1. Ритм и масштаб в композиции 13 2.1.2. Значение композиционного центра 21 2.1.3. Композиционная целостность произведения 23 2.2. Колорит как ведущее средство в создании художественного образа 27 Глава 3. Анализ композиции и колорита в жанровой живописи русских художников-однофигурников последней трети XIX в. 41 3.1. Поиск композиционного решения 41 3.2. Тонально-колористическое решение, свет 44 3.3. Техника и материал исполнения 46 Глава 4. Методологические аспекты обучении школьников изобразительному искусству 48 4.1. Цели и задачи по обучению жанровой композиции в 5 классе 48 4.2. Методическая разработка 50 Заключение 60 Список использованной литературы 62 Приложения 64 Список использованной литературы 1. Аксенов Ю., Левидова М.. Цвет и линия. М.: Советский художник. 1976. 2. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. М.: Советский художник. 1964. 3. Беда Е.В. Живопись. – М.: Просвещение, 1986. — 192 с 4. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. - М.: Изобразительное искусство, 1985 5. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1985. 6. Горький М. О том, как учился писать. — В сб.: Горький М. О литературе. М., 1953. 7. Грабарь И.Э. (ред.) История русского искусства, тт. 1–13. М., 1953–1969 8. Гусарова А.П. Константин Коровин. - М.: Искусство, 1990. 9. Дейнека А. Жизнь, искусство, время. – М.: Искусство, 1958. 10. Дехтярь А.А. Н.Нестерова. М., 1989 11. Ельшевская Г. История жанров. Жанровая живопись. – М.: АСТ-Пресс, 2002. 12. История зарубежного искусства. - М.: Изобразительное искусство, 1984 13. История мирового искусства. БММ АО, М., 1998 14. Кибрик Е.А. Работа и мысли художника. – М.: Искусство, 1984. – 254 с. 15. Конашевич В.М. О себе и своем деле. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1968 16. Краткий словарь изобразительного искусства. – М.: БСЭ, 1987. 17. Кузнецов Э.В. Исторический и батальный жанр. – М.: просвещение, 1982. – 192 с. 18. Мгновенье, остановленное цветом. Т.А.Маврина. Графика, живопись (альбом). М., 1997 19. Мир Чарушина. Е.И.Чарушин – художник и писатель. Л., 1980 20. Молева Н., Белютин Э. П.П.Чистяков. Теоретик и педагог. - М.: Академия художеств, 1953 21. Молок Ю. В.М.Конашевич. Л., 1969 22. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999.- 752 с.- (Библиотека практической психологии). 23. Рогинская Ф.С. Передвижники. М., 1993 24. Рутковская А.А. Рисование в начальной школе.- СПб.: «Издательский Дом "Нева"»; М.: «ОЛМА - ПРЕСС», 2001.-192с.. 25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.-368с. 26. Суздалев П. О жанрах живописи // Творчество. 1964, № 2, 3 27. Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы, тт. 1–2. М., 1987 28. Толстой Л. Н. Об искусстве и литературе. М., 1958 29. Унковский А.А. Живопись: Вопр. колорита. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1980. — 128 с. 30. Этюды об изобразительном искусстве / Под ред. Н.И. Платонова, В.Ф. Тарасова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. 31. Яшухин А.Я., Ломов С.П. Живопись. – М.: АТАР, 1999.
Глава 1 Теоретические основы специфики менталитета и национального характера ……………………………………………………………. 6 §1. Понятие и сущность национального менталитета и характера……………. 6 §2. Социально-психологический анализ структуры менталитета и национального характера…………………………………………………………….12 §3. Национальный менталитет как компонент психического склада нации….15 §4. Особенности процесса межкультурного общения…………………………......23 Выводы ……………………………………………………………………………….....27
Глава 2. Сравнительно-сопоставительный анализ особенностей менталитета и национального характера русского и китайского народов ……28 §1. Специфика национального характера и менталитета русского народа….. 28 §2. Особенности менталитета и национального характера китайцев…………36 §3. Особенности деловой культуры России и Китая…………………………… ..43 Выводы ………………………………………………………………………..………. 51
Глава 3. Специфика проявления менталитета и национального характера в процессе межкультурного общения (на примере Китая и России)……………...53 §1.Национальное коммуникативное поведение (на примере России и Китая)…………………………………………………………………….......53 §2. Анализ техники ведения переговоров русского и китайского народов…….58 §3Некоторые психотехники ведения переговоров представителей Китая и России……………………………………………………………………………....……72 Выводы ……………………………………………………………………………...….80 Заключение. …………………………………………………………………..………..81 Список литературы…………………………………………………………………. 83
Приложение ………………………………………………………………...................85 Библиографический список
1. Абульханова К. А., Енакаева Р. Р. Российский менталитет, или Игра без правил? (Российско-французские кросс-культурные исследования и диалоги) // Российский менталитет: Психология личности, сознание, социальные представления. М., 2003. С. 4-27. 2. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 2000. 3. Айларова С. Преемственность поколений в осетинском обществе.//Дарьял — № 3. — 2001. — 78-87. 4. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2002. 5. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. В 3 т. Т.1. От прошлого к будущему – М., 2001. 6. Бабаянц В. В. Межкультурное общение: некоторые аспекты коммуникативных барьеров// Научные труды СевКавГТУ: серия «Гуманитарные науки». — 2003. — Вып.8. — Ставрополь, — с.180-184. 7. Бызова В. М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания: Дис. … д-ра псих. наук. – СПб., 1998. 8. Я. М. Бергер. Модернизация и традиция в современном Китае// Полис. – 2002. – № 5. – с. 60-77. 9. Вальцев С. В. Национальной менталитет как предмет этнопсихологическо-го исследования // Объединенный научный журнал. – 2004. – № 4. – с.21-22. 10. Вальцев С. В. Социально-психологические особенности национального менталитета: Дис. … канд. псих. наук. – М., 2004. 11. Вальцев С. В. Психологические особенности русского менталитета. Магистерская диссертация., МПГУ. — М., 2003 12. Вальцев С. В. Является ли понятие менталитет синонимом понятия ментальность? // Объединенный научный журнал. – 2004. – № 7. – с.39-41. 13. Вальцев С. В. Сущность, структура национальной психологии//Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сбор. научн. тр. кафед. философ. МПГУ. — 2004. — Вып.26. — М., с.42-47 14. Васильев С. В., Модели кросскультурного менеджмента. – Великий Новгород, 2002. 15. Гринева С. В. Ценностные основания менталитета в трансформирующимся российском обществе.: Дис. … канд. философ. наук: — Ставрополь, 2002. 16. Дашдамиров А. Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем// Сов. этнография. — 1993. – № 2 – с.62-64. 17. Душков Б. А. Психосоциология менталитета и нооменталитета. – Екатеринбург, 2002. 18. Душков Б. А. Психосоциология менталитета и нооменталитета. – Екатеринбург. 2002. 19. История ментальностей, историческая антропология: Сбор. обзоров/ Сост. М. Е. Михина. – М., 2002 20. Калина Н. Ф., Черный Е. В., Шоркин А. Д. Лики ментальности и поле политики. – Киев, 1999. 21. Карандашев В. Н., Дмитрук С. В., Методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций личности. – Вологда, 2002. 22. Касьянова К. О русском национальном характере. — М., Екатеринбург, 2003. 23. С. Л. Катречко. Ментальность России и менталитет Западной Европы: сравнительный анализ //Россия и Запад: диалог культур. — М., МГУ. 2004 24. Кудинов С. И. Половозрастные и национально-этнические аспекты любознательности: Дисс. … д-ра псих. наук. – Новосибирск, 1999. 25. Кукушкин В. С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону, 2000. 26. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. –М., 1999. 27. Лебедева Н. М. Базовые ценности русских па рубеже XXI века // Психологический журнал. – 2000. – Т.21– № 3. – с.73-87. 28. Ментальности: двусмысленная история. в сб.: История ментальностей и историч. антропология. Зарубежн. иследования в обзорах и рефератах. М.: Рос. гос. гуманитарн. ун-т, 1996, сс. 40, 42. 29. Минутко В. Л. Справочник психотерапевта. – М., 1999. 30. Михайлова Р. В. Объективные состояния крестьянства как социальной общности // Философия и общество. — 2002. — N 4. — С. 55-78 31. Пушкарев Л. Н. Что такое менталитет? Исторические заметки // Отечественная история. — 2005. — № 3. — с.158 – 166. 32. Филд Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.): Мат. межд. конф. – М., 2001. – с. 6-11. 33. Шпрандель. Р. Мои опыты в области истории ментальностей // История ментальностей и историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. — М., 1996.
I. Роль и место древнерусской живописи в изучении отечественной культуры. 1.1. Каноны и символы русской иконописи: единство слова и образа. 1.2. Особенности древнерусской живописи. II. Педагогические условия изучения древнерусской живописи в курсе МХК. 2.1. Психология художественного восприятия. Специфика восприятия произведений живописи. 2.2. Педагогический аспект изучения древнерусской живописи в курсе МХК. 2.3. Художественно-педагогический анализ иконописи на уроках МХК.
Заключение.
Список литературы.
1. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. — М.; Искусство, 1993. 2. ЕреминаТ.С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. — М.; Прогресс-Традиция, 2002. 3. Корнилович К.В. Окно в минувшее. — Л.; Искусство, 1968 4. Малая история искусств. Искусство средних веков. — М.; Искусство, 1975. 5. Солодовников Ю.А., Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: Сборник программ и методических материалов: 6 — 11кл. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 6. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. Учеб.-хрестоматия для 8 кл.общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2003. 7. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Умозрение в красках. Два мира в древне-русской иконописи. Россия в ее иконе. — Новосибирск; Сибирь XXI век, 1991 8. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: пособие для учителя. — М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005 9. Черный В.Д. Методические рекомендации и материалы к изучению русского средневекового искусства. — М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 10. Гуревич П.С. Психология и педагогика. — М.; Проект, 2004.
I. Роль и место древнерусской живописи в изучении отечественной культуры. 1.1. Каноны и символы русской иконописи: единство слова и образа. 1.2. Особенности древнерусской живописи. II. Педагогические условия изучения древнерусской живописи в курсе МХК. 2.1. Психология художественного восприятия. Специфика восприятия произведений живописи. 2.2. Педагогический аспект изучения древнерусской живописи в курсе МХК. 2.3. Художественно-педагогический анализ иконописи на уроках МХК.
Заключение.
Список литературы.
1. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. — М.; Искусство, 1993. 2. ЕреминаТ.С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. — М.; Прогресс-Традиция, 2002. 3. Корнилович К.В. Окно в минувшее. — Л.; Искусство, 1968 4. Малая история искусств. Искусство средних веков. — М.; Искусство, 1975. 5. Солодовников Ю.А., Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: Сборник программ и методических материалов: 6 — 11кл. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 6. Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. Учеб.-хрестоматия для 8 кл.общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2003. 7. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Умозрение в красках. Два мира в древне-русской иконописи. Россия в ее иконе. — Новосибирск; Сибирь XXI век, 1991 8. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: пособие для учителя. — М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005 9. Черный В.Д. Методические рекомендации и материалы к изучению русского средневекового искусства. — М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 10. Гуревич П.С. Психология и педагогика. — М.; Проект, 2004.
Содержание Введение 3 Глава 1. Обзор литературы. Авторская песня как жанр советской эпохи в период шестидесятничества 10 1.1. Авторская песня: понятие, сущность, истоки, традиции 10 1.2. Шестидесятничество как особый период советской эпохи 23 Выводы по главе 30 Глава 2. Анализ творчества выдающихся исполнителей авторской песни периода шестидесятничества 32 2.1. Общее и индивидуальное в творчестве выдающихся исполнителей авторской песни периода шестидесятничества 32 2.2. Творческое наследие Б.Окуджавы, А.Галича, Ю.Визбора и др. 40 Выводы по главе 84 Глава 3. Роль авторской песни как жанра и движения в период шестидесятничества 88 Заключение 93 Список литературы 98
Введение Актуальность исследования обусловлена тем, что авторская песня, получившая особую популярность в период шестидесятничества до сих пор остается востребованной слушателем. Секрет этой популярности и уже вневременности в особой искренности автора и вечности выбранных тем. Особенно важным становится стиль изложения, который существенно отличается от традиционного. Термин "авторская песня" ещё не фигурирует в словарях, энциклопедиях и учебниках, но приблизительно с середины 1960-х гг. активно употребляется в прессе, в сообщениях и репортажах, в критических и полемических статьях, посвящённых творчеству поэтов-"бардов". С начала 1990-х гг. появляются литературоведческие исследования поэзии Высоцкого, Галича, Окуджавы, и понятие "авторская песня", введённое в научный обиход, употребляется уже без скобок. Понятие "барды", конечно, не слишком удачно, однако было необходимо провести разграничение с привычным определением "поэты-песенники", не подразумевающим сочинение мелодий к своим стихам и их авторское исполнение. Формирование авторской песни как современного оригинального жанра полностью совпадает по времени с эпохой так называемой "оттепели"; расцвет "первой волны" авторской песни приходится на начало 1960-х гг. Вследствие потепления политического климата и ослабления цензуры происходит постепенное оживление общественной и культурной жизни, литературного процесса. В общественном самосознании возрастает роль индивидуальных, личностных начал, интерес к жизни "частного человека". Поэтическое творчество в начале шестидесятых приняло воистину массовый характер. Студенческая молодёжь рубежа пятидесятых-шестидесятых была охвачена лирическим настроением, желанием высказать что-то своё, личное Список литературы Аннинский Л. Барды. М., 1999. Богомолов Н.А. Несколько размышлений на заданную тему // НЛО. 2003, № 59. Бойко С. За каплями датского короля. Пути исканий Булата Окуджавы. // Вопросы литературы, 1998, № 5. Ваншенкин К. Преимущественно о рифме // Литературная газета. - 1960. - 12 июля. Венцов Л. Поэзия Александра Галича // Заклинание Добра и Зла: Сб. / Сост. Н. Крейтнер. - М., 1991 Высоцкий В. С. Нерв: Стихи / Составление и предисловие Р. Рождественского. - М., 1981. Галич А. А. Возвращение / Вступит. статья и послесловие Ст. Рассадина. - Л-д, 1989. Жебровска А.И. Авторская песня в восприятии критики, 60е - 80е гг.: Дисс. <...> доктора филол. наук. - М.: МГУ, 1994. Жирмунский В. Английская народная баллада // Английские и шотландские баллады в переводах С. Маршака. - М., 1973. - С. 87-103. Красухин Г. «То весел он, то грустен он...» // Вопросы литературы, 1968, № 9. Крылов А. Е. О жанровых песнях и их языке (По материалам творческого наследия Александра Галича) // Мир Высоцкого: Исслед. и мат. Вып. 1. - М., 1997. - С. 365-371. Курилов Д.Н. Авторская песня как жанр русской поэзии советской эпохи (60-е – 70-е гг.). – Дис. На соиск. ст. канд. филол. наук. – М., 1999. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. - СПб., 1996. Минералов Ю. И. Так говорила держава: XX век и русская песня. - М., 1995. Муравьёв М. Седьмая строка // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. 2. - М., 1998. - С. 448-461. Новиков Вл. Авторская песня. М., 2000. Новиков Вл. Властитель чувств. – В кн.: Новиков Вл. Заскок. М., 1987. Окуджава Б. Ш. Лирика. - Калуга, 1956. Панкратов Ю., Харабаров И. О чувстве нового // Литературная газета. - 1959. - 24 окт. Песни Булата Окуджавы / Сост. Л. А. Шилов. - М., 1989. Прищепа В. П. Российского Отечества поэт (Е. А. Евтушенко: 1965-1995 гг.). - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1996. Рассадин Ст. Испытание гласностью // Галич А. Возвращение. - Л., 1989. - С. 283-314. Скобелев А., Шаулов С. Менестрели наших дней // Литературная Грузия. - 1986. - № 4. - С. 154-169. Чайковский Р. Милости Булата Окуджавы. Работы разных лет. Магадан, 1999. Чудакова М. О. "Лишь я, таинственный певец..." // Литературное обозрение. - 1998. - № 3. - С. 10-12. Штромас А. В мире образов и идей Александра Галича // Заклинание Добра и Зла: Сб. - М., 1991. - С. 329-357. Эткинд Е. "Человеческая комедия" Александра Галича // Заклинание Добра и Зла: Сб. - М., 1991. - С. 71-89.
Содержание Введение 3 Глава 1. Особенности философских воззрений стоиков 6 1.1. Формирование взглядов стоиков 6 1.2. Сущность учения стоиков 12 1.3. Терминологическая база стоицизма. 25 Глава 2. Сущность Бога в философском учении стоиков 37 2.1. Религиозные взгляды стоиков 37 2.2. Место бога в системе религиозных взглядов стоиков 39 2.3. Соотношение восприятия Бога у стоиков и в христианстве 44 Заключение 60 Литература 64
Литература 1. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999. 2. Антология мировой философии: В 4-х т. Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху просвещения. - М.: Мысль, 1970. – 775 с. 3. Аристотель. Топика. Политика. Большая этика // Аристотель. Соч. в 4 т. Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1978-83. 4. Армстронг А. Истоки христианского богословия. СПб, 2003. 5. Гаджикурбанова П.А. Специфика стоической трактовки добродетели (понятие “надлежащего по обстоятельствам”) // Этическая мысль. - Вып. 5. - М.: ИФ РАН. 2004. 6. Гарнак А. История догматов. // Раннее христианство. Т. II. М. 2001. 7. Гусев Д. Ересь антитринитариев III века. Казань, 1872. 8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. /Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1979. 9. Додс Е.Р. Греки и иррациональное / Пер. с англ. М.Л.Хорькова. М.-СПб., 2000. 10. Евсевий Памфил. Церковная история. - М., 1993. 11. Из записных книжек // Ухтомский А. Интуиция совести. СПб.: Петербургский писатель, 1996. 12. Иустин Философ. 2 апология, 7-8. В кн. Ранние отцы церкви. - Брюссель, 1988. 13. Карташев А. В. Вселенские соборы. - М., 1994. 14. Киприан (Керн), архим. Антропология Григория Паламы. - М.,1996. 15. Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И.Ойзермана, И.Я. Щипанова. - 4-е изд. - М.: Мысль, 1981. – 927 с. 16. Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2004. 17. Луций Анней Сенека. О счастливой жизни // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. 18. Маковельский А.О. История логики. – М., 1967. 19. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. – М., 2002. 20. Марк Аврелий Антонин. Размышления. /Пер. А.К. Гаврилова. Комментарии Я. Унта и А.К. Гаврилова. Л., 1985. 21. Монов П. Савеллианство и стоическая философия // История христианского монотеизма. – М., 2003. 22. Поснов М., проф. Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним. Киев, 1917. 23. Римские стоики. Сенека .Эпиктет. Марк Аврелий. - М., 1995. 24. Рист. Дж. Сенека и стоическая ортодоксия // Сенека Луций Анней. Философские трактаты / Пер. с лат., вступ. ст., коммент. Т.Ю.Бородай. – СПб.: Алетейа, 2000. 25. Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т. 2. /Общ. Ред. А.Ф. Лосева. М., 1976. 26. Семушкин А.В. Античная философия как развивающаяся целостность // Человек — Культура — Общество. М.: МГУ, 2002. 27. Сенека Л. Нравственные письма к Луцилию. Пер. с лат. М., 1977, 383 с. 28. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914. 29. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988 30. Степанов Ю.С. «Бог есть любовь», «Любовь есть Бог». Отношения тождества — константа мировой культуры // Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М., 1995. 31. Степанова А.С. Философия древней Стои. - СПб., 1995. 32. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. - М. 1995. 33. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь, 2000. 34. Томин О. П. Философский аспект межрелигиозного диалога в римском обществе вo II-IV в.в. н.э. / http://www.orenburg.ru/culture/credo/23/6.html 35. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Пер. А.В. Лебедев. М., 1989. 36. Цицерон М. Опровержение эпикуреизма. Первая и вторая книги произведения Цицерона «О высшем благе и крайнем зле». Пер. с лат. Казань, 1889, VI + 106 с. 37. Эпикур. Письма и фрагменты. Пер. с греч. С. Соболевского. — В кн.: Материалисты древней Греции. М., 1955, с. 179-263. 38. Inwood B. Ethics and Human Action in Early Stoicism. Oxford, 1985. P. 5. 39. Stoicorum veterum fragmenta, coll. J. ab Arnim. Vol. II, 379. 40. William B. Chalfant. Ancient Champion of Oneness. Hazelwood. 2001, p. 86-87.
Доклад Тема работы – понятие Бога в философии стоиков. Актуальность исследования обусловлена оригинальной позицией стоицизма в отношении Бога. Стоицизм как философское учение сочетал в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма. С течением времени идеалистическая тенденция в стоицизме нарастала, а сам стоицизм превратился в чисто этическое учение. Школа получила свое название от знаменитой художественной галереи Stoa Picelis («Расписанная Стоя»), портика на холме в Афинах, расписанного знаменитым греческим художником Полигнетом. Ее основателем считается Зенон из Кития с острова Кипр (336 — 264 гг. до н.э.), который проводил свои занятия под сводами этой галереи. Цель работы – охарактеризовать понятие Бога в философии стоиков. Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: определены особенности философских воззрений стоиков, проанализирована сущность Бога в философском мировоззрении стоиков. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В результате написания дипломной работы нами были получены следующие выводы. Основание стоицизма относится к постаристотелевской эпохе. Своё название стоики получили по Расписной Стое или Портику в Афинах, где преподавал Зенон, основатель школы. Интересно подметить, что все главные стоики первого века школы не были, так сказать, доморощенными представителями классического эллинизма, но прибыли с самых окраин культурного пространства Греции. Прослеживается явная связь между ними и семитским Востоком. Например, Зенон (336-264) прибыл с финикийского Кипра. Сам он не был природным греком и принадлежал к семитской расе. Многие выдающиеся стоики раннего периода происходили из Карфагена, Вавилона, Месопотамской Селевкии. Отношения стоиков с семитским миром несомненно способствовало их вниманию к некоторым доктринам, которые были скорее всего халдейско-семитского происхождения, поскольку стоики определенно их развивали. Отсюда совсем не исключено знакомство стоиков с религиозной иудейской традицией, в том числе и со священными книгами иудеев, Законом и Пророками. Возможно это объясняет почему стоики отвергли все предшествующие опыты, основанные на почве эллинизма, и создали собственную философию. Напомним, что расцвет стоической философии приходится как раз на период активной интеграции еврейской религиозной мысли в эллинистический мир, и в частности совпадает с временем создания перевода Библии на греческий язык. Несмотря на свое критическое отношение к современным им школам, стоические философы в общем воспроизводили основные характерные черты эллинистической мысли. И, прежде всего, они стремились понимать бытие как наличное бытие, как то, что ясно, очевидно, а потому может быть оценено с точки зрения истинности и ложности. Таковым определениям по их мнению удовлетворяет лишь телесно сущее. Согласно стоической доктрине к числу имеющих некоторого рода бестелесное существование феноменов относятся лишь время, место за пределами космоса и "несовершенная лекта" (высказывания не привязанные к реальности оценкой с точки зрения истинности и ложности — как бы элементы высказывания, приобретающие смысл лишь в целом, но не имея его, будучи сами по себе). Далее, выдвигая принятое многими школами разделение философии на физику, этику и логику, они делали и логику, и физику средствами для своей этической концепции; таким образом философия для стоиков представляет собой по сути единое этическое целое, которое попросту рассматривается с трех различных сторон. Как и в других эллинистических школах ядром философской проблематики являлся вопрос об автономности индивида. Итак, в этике, центральным являлось учение о мудреце, который по своим определениям воспроизводил традиционные бытийные характеристики: неизменность, равенство себе, целесообразность жизни, богоподобие. Все это считалось возможным достигнуть благодаря достижению состояния апатии (бесстрастия, точнее даже — непретерпевания). Апатичный мудрец в наименьшей степени зависим от внешнего воздействия, он в наибольшей степени собран для философского созерцания и благого образа жизни. Это состояние (состояние "выпрямленности"), стоики считали присущим тому, кто наделил свою душу добродетельным душевным складом, полностью соответствующим ее разумной части, тот, кто добивается обладанием неизменным знанием (соответствием понятия предмету), а не изменчивым мнением, тот, кто понимает, что в подлинном смысле этого слова благо лишь одно — знание, точ-но так же лишь одно и зло — незнание. Итак, как мы видели, апатия стоического мудреца не предполагает полного бесчувствия, напротив, ему присущ целый спектр различных ощущений и душевных переживаний. Подобно всем живым существам, мудрец чувствует боль и удовольствие, голод и жажду, холод и зной – в общем, все те ощущения, которые обусловлены телесной организацией, общей и людям и животным. Как и все люди, мудрец испытывает некие волнения души, названные Сенекой «предшественниками страсти» – «тени» обиды, гнева, печали, сострадания и т.д., хотя в отличие от обычных людей не дает им стать страстями и захватить себя целиком. Т.е. мудрецу присущи те же виды пассивных состояний ведущего начала, или как мы бы теперь сказали «эмоциональных реакций», что и прочим смертным. Однако специфической прерогативой мудреца являются, так называемые «благие страсти». Стоический мудрец доброжелателен и любезен, кроток и человеколюбив. Ему присущи «постоянное веселье и из самой глубины бьющая радость» (Sen. De beat. v. IV, 4). Так что в этом смысле обвинить стоического мудреца в отсутствии каких бы то ни было эмоций невозможно. Но упреки в бесчувствии и даже жестокости, адресуемые стоическому мудрецу, скорее имеют под собой несколько иную почву. Как справедливо отметил А.А.Столяров, «если главное для мудреца – его собственное совершенство, то прочее ему безразлично; всякий другой человек может интересовать мудреца, самое большее, как объект для упражнения в добродетели». Так, Сенека, восхищается мегариком Стильпоном, одним из учителей Зенона: «Когда родной город Стильпона был захвачен, когда он потерял жену, потерял детей, а сам вышел из охватившего все пожара один, но по-прежнему блаженный, Деметрий… спросил его, потерял ли Стильпон что-нибудь, и тот ответил: «Все мое благо со мною!»... Его речь – это речь стоика, который тоже проносит свое благо нетронутым через сожженные города. Ведь никто, кроме него самого, ему не нужен, – таковы для него пределы счастья» (Sen. Ep. 9, 19-20). Ему вторит Эпиктет, приводя в пример слова Ксенофонта, который, узнав о гибели сына, с поистине «стоической» невозмутимостью сказал: «Я знал, что породил смертного» (Ep. Diss. III 24, 105). Еще определенней высказывается Марк Аврелий: «В некотором отношении мы чрезвычайно расположены к человеку, поскольку надо делать им хорошее и терпеть их. А поскольку иные вмешиваются в близкое мне дело, человек уходит для меня в безразличное, не хуже солнца, ветра, зверя» (M. Aur. V 20). Собственно говоря, другие люди и принадлежат к сфере безразличного, – того, что зависит от судьбы. И как бы мы ни пытались удержать их подле себя или, напротив, избежать их общества, это от нас не зависит.
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА В ПЕРИОДЫ ТАН И СУН 6 1.1. Социально-политическое развитие Китая в VII - XII вв. 6 1.2. Основные направления развития культуры 13 ГЛАВА 2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЖИВОПИСИ КИТАЯ ПЕРИОДОВ ТАН И СУН 25 2.1. Сюжет 25 2.2. Манера письма 40 ГЛАВА 3. ВКЛАД ПЕРИОДА ТАН И СУНН В КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КИТАЯ 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92 ЛИТЕРАТУРА 96 ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Введение Актуальность исследования обусловлена тем, что история китайской цивилизации – одной из древнейшей в мире – насчитывает уже несколько тысячелетий. Как считают сами китайцы, история страны начинается с совершенномудрых правителей Яо, Шуня и Юя, царствование которых относится к концу III тысячелетия до н.э., однако первые вещественные свидетельства старины китайского государства относятся лишь к эпохе династии Шан (1766 – 1123 гг. до н.э.). На протяжении всего столь длительного пути развития китайская цивилизация сформировала совершенно уникальный тип культуры. В отличие от культур западных или соседней индийской, китайская цивилизация была и есть намного более рациональная и прагматичная. Для китайца на первом месте всегда была социальная этика и административная практика, а не оторванные от реальности абстракции или индивидуализм. Эталонами для подражания в Китае до сих пор считаются прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятыми нормами, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. Вся специфика китайской духовной культуры с древнейших времен
Литература 1. Алексеев В. М. Китайская народная картина, М., 1966. 2. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. М., 1998 3. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. 4. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.: Университет, 1998. 5. Виноградова Н. А. и др. Традиционное искусство Китая. Терминологический словарь. М.,1997. 6. Виноградова Н. А. Искусство средневекового Китая. М., 1962, 7. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. — М., 1972. 8. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока // Малая история искусств. — М., 1979. 9. Всеобщая история искусств. Т. 2. Искусство средних веков / Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского – М.: Искусство, 1960. – С. 628. 10. Глухарева О.Н. Искусство народного Китая. Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство. — М., 1958. 11. Глухарева О.Н., Денике Б.П. Краткая история искусств Китая. — М.—Л., 1943. 12. Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал (Пер. с кит. Я. Ф. Самосюк). М., 1978. 13. Говоров Ю. Л. История стран Азии и Африки в средние века. Основы лекционного курса. - Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1998. 14. Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М. 1975. 15. Искусство стран Востока / Под ред. Р. С. Василевского. - М.,1986. 16. История Китая. М., 1998 17. Китай: традиции и современность. М., 1976. 18. Китайская поэзия и китайская живопись: Путь от чиновника к отшельнику / http://www.mith.ru/alb/orient/china.htm 19. Коттерелл А. Китай. М., 1997 20. Кравцова М.Е. История искусства Китая. М., 2004 21. Кравцова М.Е. История культуры Китая. М., 1999 22. Кульпин Э. С. Человек и природа в Китае. М., 1990. 23. Купер Р., Купер Дж. Шедевры, искусства Китая (Пер. с англ.). Минск, 1997. 24. Малявин В.А. Китайская цивилизация. М., 2000 25. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982. 26. Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X - ХIII вв.М., 1976. 27. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983. 28. Роули-Дж. Принципы китайской живописи (Пер. с англ.). М., 1989. 29. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 2000 30. Слово о живописи из сада с горчичное зерно (Пер. с кит. Е. В: Завадской). М., 1969. 31. Сычев В.Л. Искусство Китая. М., 1990. 32. Ткаченко Г.А. Культура Китая. Словарь-справочник. М., 1999 33. Ши-Тао. Беседы о живописи (Пер. с кит. Е.В. Заводской). М., 1978.
Автореферат Во введении рассматривается актуальность исследования, которая обусловлена тем, что история китайской цивилизации – одной из древнейшей в мире – насчитывает уже несколько тысячелетий. Как считают сами китайцы, история страны начинается с совершенномудрых правителей Яо, Шуня и Юя, царствование которых относится к концу III тысячелетия до н.э., однако первые вещественные свидетельства старины китайского государства относятся лишь к эпохе династии Шан (1766 – 1123 гг. до н.э.). На протяжении всего столь длительного пути развития китайская цивилизация сформировала совершенно уникальный тип культуры. В отличие от культур западных или соседней индийской, китайская цивилизация была и есть намного более рациональная и прагматичная. Для китайца на первом месте всегда была социальная этика и административная практика, а не оторванные от реальности абстракции или индивидуализм. Эталонами для подражания в Китае до сих пор считаются прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятыми нормами, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. Вся специфика китайской духовной культуры с древнейших времен чрезвычайно рациональна. В китайских перворелигиях мы не найдем живых и человеческих описаний богов, подобных греческой мифологии. Здесь роль Зевса играет некая абстрактная и холодная субстанция – Небо. Оно безразлично к человеку и, безусловно, лишено каких-либо человеческих страстей и переживаний. Хотя более поздние времена и привнесли в духовную культуру страны более гуманные идеалы и мистические воззрения, однако их трансформация на китайской рационалистической почве привела к весьма прагматическому результату. История китайской живописи начинается со второго тысячелетия до н.э. Хотя из литературных источников до нас дошли имена многих художников того периода, сами произведения искусства практически не сохранились. Европейцам китайское искусство открылось лишь в начале правления династии Тан (618-907), когда зародился излюбленный жанр китайской живописи - пейзаж. Китайская живопись заметно отличается от европейской. В отличие от европейского художника с его стремлением к творческой оригинальности, китайский художник начинает свой творческий путь с погружения в традицию одной из живописных школ. И лишь в зрелом возрасте он начинает формировать свой индивидуальный стиль. Сама функция произведения искусств в Китае также совершенно другая, чем на Западе. Европеец заключает картину в раму и вешает ее на стену, китайская живопись создается на бумажных или шелковых свитках и бережно хранится от посторонних глаз. Счастливый владелец достает свиток лишь для того, чтобы, медитируя, его рассматривать. Второе отличие состоит в том, что основа китайских картин - бумага или шелк - столь чувствительна, что не допускает никаких исправлений, тем более что художники пользуются в основном тушью и водяными красками. Образ принимает форму в сознании художника, и только затем художник придаст ему видимую форму. Это объясняет необычайную точность рисунка, рожденного пристальным наблюдением и долгим внутренним созерцанием. Еще одна особенность китайской живописи - гармония изображения и надписей, которые пишутся той же кистью и в той же манере, что и сами изображенные предметы. Китайские пейзажи требуют совсем другого взгляда, чем европейские. Китайский художник никогда не стремится воспроизвести какую-либо конкретную местность, его больше интересует передача атмосферы, состояние души, которые должны пробудить у зрителя соответствующие чувства. Поэтому все элементы пейзажа обозначаются порой лишь несколькими мазками, группой странно изогнутых, переплетенных деревьев или нагромождением скал. Китайский пейзаж - это настоящая каллиграфическая поэма, эмоция, часто вызванная самим творчеством. Китайский художник очень бережно использует цвет в пейзаже. Напротив, в четырех других ведущих жанрах китайской живописи - изображениях Будды и сцен из его жизни; нарративной живописи; анималистической живописи ( В основном в изображениях птиц ) и, наконец , живописи цветов и плодов - цвет является более важным элементом. Работая в этих жанрах, художники часто отказываются от черных контуров, изображая предметы одним цветом, из-за чего эти картины иногда называют "бесскелетными", в противоположность пейзажу, где черные контуры создают структуру, то есть "скелет". Китайская живопись вневременная, она порождена совершенно другим восприятием, которому неведомы внезапные стилистические изменения европейской живописи. На протяжении веков китайская живопись сохранила свою чувствительность и гармонию, особенно заметную в пейзажах - кА в пейзажах ХI века, так и работах, созданных семь столетий спустя. Они кажутся нам одинаково близкими (или далекими), так как в их основе лежит одна и та же идея медитации. И воздействуют они на нас столь сильно, что приходиться признать справедливость старой китайской пословицы "Один-единственный образ красноречивее тысячи слов". В период правления династий Тан и Сун искусство Китая переживала серьезные преобразования, которые сказались на культурном наследии страны. Анализу этих особенностей будет посвящена данная работа. Цель работы – охарактеризовать живопись периода династий Тан и Сунн. Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: определены исторические предпосылки развития искусства в периоды Тан и Сунн, проанализированы отличительные черты живописи Китая в период Тан и Сунн, исследован вклад периода Тан и Сунн в культурное наследие Китая. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Список литературы представлен 33 источниками. В первой главе "Исторические предпосылки развития искусства в периоды Тан и Сунн" рассматриваются условия развития искусства в исследуемый период времени. В параграфе 1.1. "Социально-политическое развитие Китая в VII - XII вв." указывается, что наибольших успехов империя Тан достигла при Тай-цзуне (626-49 гг.) и Сюань-цзуне (713-55 гг.) с его вошедшей в легенды красавицей фавориткой Ян Гуйфэй. Однако с начала VIII в. происходит ослабление надельной системы из-за "поглощения земель" сильными домами. Для противодействия этому процессу в 733 г. была произведена децентрализация государственной власти с предоставлением военным наместникам цзедуши права распоряжения местной казной. Когда же двор попытался ограничить влияние цзедуши, один из них, Аньлушань, тюрок по происхождению, поднял мятеж и с помощью киданей занял обе столицы - Лоян и Чанань. Другие наместники и призванные двором на помощь уйгуры подавили мятеж (предварительно добившись выдачи Ян Гуйфэй как "первопричины" всех бед). Особенность сунской эпохи заключается в том, что с самого начала ведущую роль в экономике играл частнопомещичий сектор. Поэтому государство компенсировало слабость своих позиций в экономике целым комплексом мер: 1) превращением буддийских монахов в государственных податных; 2) увеличением налогообложения деревни в 3, 6 раза; З) введением государственней монополии на производство ряда товаров, прежде всего на добычу соли и руд. Численность работников на некоторых казенных мануфактурах достигала 700 человек. Госмонополия на внешнюю торговлю давала казне солидный доход (13% импортная пошлина, закупка у цехов их продукции по заниженным ценам и продажа ее на экспорт по завышенным); 4) высокое налогообложение торгово-ремесленной деятельности; 5) увеличение добычи железной руды в 12 раз и медной в 30 раз; 6) политика "укрепления ствола и ослабления ветвей", что означало: - строгое разделение военных и гражданских функций (во избежание самовольства цзедуши по примеру прошлых эпох); - ограничение самостоятельности местных властей; - усиление роли контрольной власти;