1270. Формирование и развитие советского менталитета
Диплом |
03.03.2010, 21:33
Стоимость 3000 р. Год выполнения 2010г.
Содержание Введение 3 Глава 1. Исторический генезис советского менталитета 5 1.1. Крестьянская ментальность и община 5 1.2. Марксизм-ленинизм как идейная основа советского менталитета 13 1.3. Влияние экономических и политических факторов на менталитет советского народа 25 Глава 2. Формирование и развитие советского менталитета 33 2.1. Становление советского менталитета 33 2.2. Особенности советского менталитета в 30–е гг. 36 2.3. Менталитет советского народа в Великую Отечественную войну 40 2.4. Советский менталитет в период "оттепели" 44 2.5. Разложение советского менталитета в 60 – 80–е гг. 50 Заключение 55 Литература 58
В последнее десятилетие понятие "Менталитет" получило широкое
распространение в материалах средств массовой информации, в художественной и
публицистической литературе, искусствоведческой критике, политической полемике,
в обыденной речи, наконец.
Русские в XX веке в мире воспринимались часто как этническая база новой
социальной системы, призванной заменить «систему капитализма». Все вопросы
войны и мира, революции и социальной трансформации, где бы они ни возникали,
прямо или косвенно, в той или иной степени были связаны с русскими. Сейчас мы
живем в период глубинных исторических перемен мирового и общественного
развития, органически связанного с поворотом в исторических судьбах русских.
Политика сохранения и распространения социалистической системы, которая дорого
стоила русскому народу, отвергнута исторической действительностью. Естественно,
такое развитие явилось следствием и причиной колоссальных изменений
социально-политического сознания русских. Изучить эту трансформацию сознания
нужно не только для понимания прошлого, но в определенном смысле для оценки
наших перспектив и актуальных проблем будущего развития. Поэтому изучение
эволюции менталитета является важной задачей, необходимой в новых
социально-политических условиях для нашей страны.
Предметом исследования нашей работы является советский менталитет как некая
общность реакций советского человека на изменяющиеся и стабильные события в
стране и за рубежом. Объектом исследования является эволюция мировоззрения,
ментальности русских в советский период, некоторые элементы которой до сих пор
сохраняются в россиянах.
Цель нашей работы – охарактеризовать эволюцию советского менталитета.
Для достижения данной цели планомерно выполнялись следующие задачи:
выделение индивидуальных черт советского менталитета, факторов его
формирования; характеристика эволюционного развития советского менталитета на
основных этапах развития советского Союза.
В работе были изучен и обработан большой объем литературных источников.
Проведен углубленный литературный скрининг периодических изданий. Полученные
данные были обобщены и проанализированы.
Новизна данной работы заключается в обобщении уже имеющегося материала и
классификации основных этапов эволюции советского менталитета. Работы подобного
рода проведены пока еще, к огромному сожалению, не были. Хотя необходимость
исследований в данной отрасли нельзя переоценить.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассматриваются предпосылки и условия формирования
советского менталитета, каждой из составных частей общества. Вторая глава
посвящена эволюции советского менталитета, основным этапам его развития и в
конечном итоге разложения.
Исследования крестьянского менталитета, охватывающие период до начала ХХ
века, показывают его относительную противоречивость с точки зрения современного
наблюдателя. Так, рассматривая ту область ментальности крестьянства, которая
обращена на социально-политическое устройство и способы управления в
государстве, М.М.Громыко выделила следующие особенности: "Органической
частью социально-утопических представлений крестьянства являлся идеал такого
справедливого монарха, который может привести порядки на земле в соответствие с
божественной правдой. Если в социальной организации повседневной своей жизни, в
низовых, так сказать, инстанциях крестьяне явно отдавали предпочтение
демократическим формам..., то применительно к самой высокой инстанции
управления государством они оставались монархистами"[1].
Тенденция отвержения фигуры монарха, династии (но далеко не всегда автократии)
в ходе революции, по сути дела, стала воплощением монархических же
представлений о должном поведении государя. Указывая на данное обстоятельство,
В.П. Булдаков не без оснований утверждает: "Крестьяне настолько поразились
тому, что, согласно газетной информации, творил самодержец, его окружение и
особенно императрица, что оправданий для династии не находили... Разумеется,
это ничуть не колебало глубинных монархических представлений об идеале власти и
могло сочетаться с вполне прагматичными прикидками наиболее сметливых крестьян
относительно того, какая власть может позволить ему хозяйствовать
по-своему"[2].
Приведенные выше рассуждения, однако, демонстрируют вовсе не
"чистый" результат действия крестьянской психологии. Инспирирующее
влияние информации, почерпнутой из источников, происхождение которых отвечало
задачам дискредитации монарха, - а заодно нередко и самой идеи монархии, -
прямое тому подтверждение. Таким образом, хотя демократические и
промонархические предпочтения, заключенные в менталитете крестьянской массы,
несомненно сыграли огромную роль в период революции 1917 года, не следует
сбрасывать со счетов колоссальную просветительскую активность политических
партий, прежде всего эсеров, направленную на формирование соответствующих
установок сознания обитателей деревни. Она несомненно дала свои результаты и
отразилась на социальном поведении крестьянства.
В гораздо большей степени, чем в годы первой российской революции,
крестьянство испытало идеологический натиск и вновь приняло правила
политической игры, не отказываясь и от иных способов реализации своих
интересов. Естественно, что в этих условиях традиционные представления, нормы
восприятия действительности, унаследованные от многих поколений предков,
утратили роль единственного ведущего начала в жизнедеятельности крестьянства.
Наличие нескольких детерминант социального поведения актуализировало проблему
выбора личностью оптимальных вариантов реагирования на революционный кризис,
побуждало к интенсивному поиску способов достижения материальных выгод, а равно
и способов утверждения статуса крестьянина как полноправного агента в
пространстве правовых и политических взаимодействий новой России.
Сущность присущего российскому крестьянству менталитета (или, пользуясь
словами К.Мяло – "совокупности подлинно мировоззренческих и творческих
принципов") определяется как "изощренная диалектика космоса, социума
и единичной личности, когда, входя в общину (мир), человек через весь объем ее
представлений одновременно как бы входил в "правильный" миропорядок.
А только через связь с этим порядком он и мог обрести то, что согласно
универсальной христианской идее здесь выступало также как высшиее благо –
спасение души. ...Сутью этого мировоззрения была принципиальная космоцентричность,
стремление любой новый порядок вещей и любое техническое нововведение приводить
в соответствие с моделью идеального равновесия вселенной. Нам нужно было дожить
до эпохи глобальных нарушений экологического равновесия и озоновой бреши, дабы
понять, что интуиция наших предков, подсказывавшая им идею такого равновесия,
была безупречна"[3].
[1]Кожевин В.Л. Российская революция 1917 года и ментальность больших
социальных групп: проблемы изучения // Вестник Омского университета, 1999, Вып.
3. С. 79.
[3]Кожевин В.Л. Российская революция 1917 года и ментальность больших
социальных групп: проблемы изучения // Вестник Омского университета, 1999, Вып.
3. С. 80.