Сущность этой идеи состоит в том, что всякая деятельность человека, ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознании и направляют, стимулируют ее. Если эти цели и намерения реализуются, личность переживает внутреннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов. Если в этой же ситуации личность не добивается желаемых результатов, и эти неудачи повторяются, то деятельность личности теряет всякую активность. Поэтому, когда ученик, отставший в учебу, перестает учиться. Это относить не только к учебе, но и к другим видам деятельности – труду, спорту и т.д. Только открывая перед учащимися перспективы их роста и личностного совершенствования, можно добиться необходимых успехов в воспитании.
5). В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся.
Глубоко был прав А.С. Макаренко, который утверждал, что каким бы плохим ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, замечать в нем всегда хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления его недостатков. Он подчеркивал: «Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом».
Принцип воспитания через положительное, писал известный теоретик воспитания Н.И. Болдырев, требует, чтобы воспитатель в процессе воспитания ориентировался на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего нельзя делать. Дети, которым очень часто напоминают об их недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.
6). В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Например, в младших классах, личностное формирование происходит под непосредственном влиянии учителя, В более старших классах – воспитание носит более опосредованный характер и его эффективность зависит от того, в какой мере оно побуждает учащихся к самовоспитательной работе.
Не меньшее влияние на воспитание оказывают индивидуальные особенности умственного, физического и нравственного развития учащихся. Если один школьник отличается спокойным, уравновешенным характером, а другой наоборот отличается раздражительностью, проявляет резкость в общении. Все это должно находить соответствующее отражение в воспитании.
7). Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.
Естественно, что указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
8). В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.
Школьники, в основном, находятся под воспитательным влиянием не одного, а нескольких учителей. В их воспитании активное участие принимают детские и юношеские организации, а также семья и общественность. Нетрудно представить себе, что если все эти влияния не будут сгармонированны, и будут действовать в противоположных направлениях, воспитательная работа пойдет на с марку.
Все эти закономерности воспитания выступают как основополагающие принципы, которые необходимо осуществлять в воспитательной работе.
Список использованной литературы:
1. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. - М.: Политиздат, 1991.
2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гумат. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
3. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А.Сластенина. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - Спб.: Питер, 2000.
5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2000.
|