Содержание 1. Клетка — структурная и функциональная единица живого 3 2.Этапы химической и предбиологической эволюции на пути к жизни 5 3.Проблема прогресса в живой природе 7 4. Общие черты, присущие прогрессивному развитию на главной магистрали 11 5. Начало жизни на Земле 12 Литература 16
Содержание Введение 3 1. Понятие о времени и движении у И. Ньютона и Г. Галилея 4 1.1. Принцип относительности и законы Ньютона 4 1.2. Преобразования Галилея 4 2. Специальная теория относительности 5 Заключение 7 Литература 8
1. Оценить во сколько раз сила электростатического взаимодействия двух электронов между собой больше их гравитационного притяжения? 3 2. Оценить во сколько раз сила электростатического отталкивания двух протонов между собой больше их гравитационного притяжения? 3 3. По красному смещению линий водорода было найдено, что галактика, находящаяся на расстоянии 45 млн. световых лет, удаляется со скоростью 103 км/с. Оценить постоянную Хаббла. 3 4. Возникновение галактик. 3 5. Химический состав Вселенной и эволюция звезд. 8 6. Радиоизотопные методы датировки событий. 12 Литература 16
1. Роль естествознания в формирование мировозрения 2 2. Вещество и поле 6 3. Строение и происхождение солнечной системы 9 4. Типы химических связей 13 5. Климат и погода 19 Список используемой литературы 23
Содержание 1 1. Современное естествознание и его характерные черты 2 2. Особенности математики и ее роль в естествознание 5 3. Принцип относительности 10 4. Понятие атом 12 5. Ассиметричность земного шара 14 ЛИТЕРАТУРА 16
1. Динамические закономерности в природе 2 2. Термодинамические свойства макросистем. Состояние. ТД процесс 5 3. Статистические закономерности в природе 8 4. Основные положения молекулярно-кинетической теории 10 5. Энтропия 15 ЛИТЕРАТУРА 18 18
ВВЕДЕНИЕ 3 1.ТРЕТЬЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ДИАЛЕКТИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 4 2. ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ И НАЧАЛО КРУШЕНИЯ МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
ВВЕДЕНИЕ 3 1.ТРЕТЬЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ДИАЛЕКТИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 4 2. ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ И НАЧАЛО КРУШЕНИЯ МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Содержание Введение 3 1. Понятие о биосфере 4 2. Многообразие органического мира 4 3. Понятие о дискретности биологического мира 6 4. Иерархические уровни единства биологического мира 7 Заключение 11 Литература 12
Введение…………………………………………………………………3 1.Современная цивилизация и ее особенности. Кризис индустри- альных основ современной цивилизации……………………………...4 2.Глобальные проблемы современности, их причины и пути решения…………………………………………………………………...6 3.Будущее человечества в футурологических концепциях прошлого и современности………………………………………………15 Заключение………………………………………………………………..20 Литература………………………………………………………………...21
Содержание. 1. Жизнь как особая материальная система, особая форма движения материи. 3 2. Клетка — структурная и функциональная единица живого 5 3. Основные подходы к проблеме происхождения жизни 7 4. Гипотеза А.И. Опарина о коацерватной стадии в процессе возникновения жизни 9 5. Этапы химической и предбиологической эволюции 10 6. Новая гипотеза об особой роли малых молекул в первичном зарождении белково-нуклеиновых систем. 12 Список использованной литературы. 14
Введение 3 Часть 1.История развития пространства и времени 4 Часть 2. Современные представления пространства и времени 19 в и до наших дней 6 Заключение 8 Список использованной литературы: 10
1. Клетка — структурная и функциональная единица живого 3 2. Этапы химической и предбиологической эволюции на пути к жизни 5 3. Проблема прогресса в живой природе 7 4. Общие черты, присущие прогрессивному развитию на главной магистрали 11 5. Начало жизни на Земле 12
Введение 1. Возникновение и становление синергетики 2. Синергетика и термодинамика открытых систем. 3. Синергетика и философия Заключение Список литературы
Введение 1.Формы познания 2.Рационализм и эмпиризм как основные типы теории познания 3.Эмпиризм рационализм в теории познания ХVII - ХVIII вв 4.Эмпирический и теоретический уровни научного исследования Заключение Список использованной литературы
ТЕМА 1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. МИРОВОЗЗРЕНИЕ. НАУЧНЫЙ МЕТОД 3 Естествознание – целостная наука о природе 3 Мировоззрение 3 Научный метод 3 Все человеческие знания можно разделить на три области: 3 Совокупность знаний о природе (естествознание). 3 Совокупность знаний об обществе (социальные науки). 3 Науки о мышлении (философия, психология). 3 ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 5 Античная натурфилософия 5 Научные революции 5 ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ МАТЕМАТИКИ 9 Роль математики в естествознании 9 Науки о сложных системах: кибернетика 9 Математическое моделирование 9 Теория информации 9 ТЕМА 4. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ 13 Статистические и динамические закономерности 13 Формы существования материи по структурным признакам 13 Уровни структурной организации материи 13 Виды взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) 13 Принципы соответствия, суперпозиции, дополнительности, неопределенностей Гейзенберга 13 Пространство и время 13 Теория относительности 13 ТЕМА 5. ЭНЕРГЕТИКА ПРИРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ 17 Законы классической термодинамики 17 Открытые системы: концепции самоорганизации (синергетика и нелинейная (неравновесная) термодинамика) 17 ТЕМА 6. НАУКИ О ЖИВЫХ СИСТЕМАХ 21 Свойства и отличия живых систем 21 Эволюция биологических систем 21 Генетика, биоэтика и генетическая юстиция 21 ТЕМА 7. НАУКИ О ЗЕМЛЕ 25 Происхождение и развитие Вселенной. 25 Геологическая форма движения материи и геологические оболочки Земли. 25 ТЕМА 8. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ 29 ТЕМА 9. ЭКОЛОГИЯ 31 ТЕМА 10. ЧЕЛОВЕК – СОВОКУПНОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ 31 ТЕМА 11. КОСМИЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 33 Влияние солнечной активности (А. Чижевский) 33 Пассионарность (Л. Гумилев) 33
1. Современная естественнонаучная картина мира и будущее науки 2 2. Современная естественнонаучная картина мира 5 3. Трудности и парадоксы в развитии науки 6 4. Наука как эволюционный процесс 8 5. Естественнонаучная картина мира и общественная мысль 9 6. Современная естественнонаучная картина мира и Человек 15
Введение 1. Луиджи Гальвани 2. Вольт. 3. Открытие Шарля Кулона. 4. Ханс Кристиан Эстед 5. Гэмфри Дэви 6. Вильгельм Конрад Рентген -открытие нового вида лучей Заключение Список использованной литературы
Содержание Введение 3 1. Природа света 6 2. Волновые свойства света. Спектр электромагнитного излучения 12 3. Законы теплового излучения, кризис классической теории и появление квантовой гипотезы 19 4. Корпускулярные свойства света. Фотоны Эйнштейна и доказательство их реальности 24 5. Корпускулярно-волновые свойства вещества и значение их открытия 28 Заключение 32 Литература 33
Введение 3 1. Что изучает термодинамика. Понятия системы и процесса. 5 2. Понятие времени в термодинамике и эволюция систем. Равновесие и неравновесность. 6 3. Закон сохранения энергии 7 4. Открытые системы и новая термодинамика 12 Заключение 16 Список использованной литературы 18
Содержание Введение 3 1. Модель Большого взрыва 4 1.1. Горячий Большой взрыв. 4 1.2. Нерешенные проблемы космологии Большого взрыва. 7 1.3. Происхождение крупномасштабной структуры. 9 2. Альтернативные гипотезы происхождения Вселенной 11 Заключение 14 Литература 16
Содержание Введение 3 1.Теоретический уровень познания 4 2. Новые физические законы 5 3. Научная картина мира 8 Заключение 16 Список использованной литературы 17
Введение 3 1. Основные этапы истории генетики 5 2. Структурная организация генетики 13 3. Движение генетики от антидарвинизма к союзу с дарвинизмом. Роль генетики популяций 16 4. Генетическая (генная) и клеточная инженерия 17 5. Понятие ДНК 18 Заключение 24 Литература 26
1. Основные параметры неклассического естествознания 2. Синэргетика и ее основные понятия (определение синэргетики, самоорганизации, точки бифуркации 3. Понятие и типы глобальной научно-естественной революции (определения короткао, обозначить, Аристотель, Эйнштейн, Ньютон, 4. Электродинамика и ее роль в неоклассическом естествознании (электромагнитное поле, волна, постоянство скорости света. 5. Основные параметры классического естествознания 6. Принципы научной картины мира. (классическая, неклассическая, постнеклассическая научная картина мира) 7. Закон всемирного тяготения как универсальный закон вселенной 8. Эйнштейновская глобальная естественно – научная революция и ее роль в развитии естествознания (термодинамика, открытие микромира, какова роль Эйнштейна) 9. Системно – структурный характер организации материи и виды материи (понятие, системыструктуры, каким образом структурируются структурные уровни организации (макромир, микромир,) виды материи (вещество, поле, физич вакуум) 10. Сильное и слабое взаимодействие особенности их взаимодействия 4 типа, диаграммы феймана, виды фундаментальных взаимодействия : сильное внутриядерное. Что есть кванты сильного и слабого взаимодействия. 11. Современные научные представления о макромире и законы макромира. (основные законы, слабые поля тяготения, классические законы механической электродинамики. 12. Стрела времени, ее основные виды и их соотношения(единое направление трех стрел времени как условие жизни на земле. 13. Мегамир: современные астрофизические и космологические представления (определите какие объекты он характеризует, парсеки и мегапарсеки, вопрос о происхождении мегамира, этапы эволюции вселенной. 14. Элементарные частицы как объекты микромира (кварки, типология кварка, как саамы глубокий уровень проникновения, типология элементарных чавстиц по массе, по стабильности по спину. 15. Термодинамика, ее роль в исследовании обратимых процессов, еероль в возрастании энтропии. 16. Микромир и основные принципы квантовой теории, квантово – механическая концепция описания (принцип Нильса-бора, понятие кванта, принцип Зингера) 17. Атомистическая концепция строения материи. Современное учение об атоме. (добавить к этому вопросу из заказа 588) типология элементарных частиц, раскрыть одну из моделей структуры атома – непланетарная кварковая. 18. Проблема происхождения вселенной (антропный принцип, теория большого взрыва, начиная с точки сингулярности, реликтовое излучение, как определен возраст вселенной, соотношение водорода и гелия) 19. Специальная теория относительности Эйнштейна, ее основные постулаты. 20. Типы фундаментальных физических взаимодействия, проблема суперсилы. Диаграммы феймана, теория электро-слабого взаимодействия, частицы переносчики этого взаимодействия. 21. Предмет биология. Основные направления развития, структура, этапы развития (системы биологических наук. 3 основных направления -традиционный – биологический -эволюционный – биологический - физико-химический. Какой метод ввел экспериментальный. 22. Современная генетика и ее основные понятия: ген, генотип, геном, клон. 23. Структурные уровни организации живого (от клетки к биосфере, нуклеиновые кислоты, ДНК, РНК) 24. Клонирование и его социально-этический аспект 25. Учение вернадскаого о ноосфере и биосфере 26. Основные этапы развития и сущность теории биологической эволюции (понятие эволюции Ламарка, Дарвинская теория эволюции, синтетическая теория) 27. Нуклеиновые кислоты как основное понятие генетического кода. 28. Современные гипотезы происхождения жизни на земле (теория биохимической революции Опарина, возникновение живого из неживого. Гипотеза внеземного происхождения жизни на земле, теория Рихард –орейнуса. 29. Основные признаки живого, исходя из законов генетики (структурный элемен – клетка), органогены, его левая симметрия (и точки зрении я смистемы) обмен веществ и энергий с внешней средой. 30. Этапыразвития генетики. 1865г. Грегор Мендель. Открыта структура ДНК (Уотсон, Крик) Формирование генной инженерии. Расшифровка генова человека (1988г) 31. Эволюционная теория Дарвина: наследственная изменчивость, естественный отбор – единицы эволюции – вид. 32. Современная синтетическая теория эволюции – (Популяция) 33. Клетка. Ее строение и функционирование в процессах жизнедеятельности. (ядро носитель генной информации) 34. Учение химических процессов (сущность эволюционной химии. Развивается в зависимости от самоорганизации систем. Сущность установила пределы химической эволюции. Химическая эволюция – саморазвитие католистических систем (под влияние катализа) 35. Антропогенез. Этапы развития и сущность (на примере развития ребенка в обществе)
Содержание Введение 3 1. Аналогия и моделирование в естествознании 4 2. Эксперимент в естествознании 9 3. Соотношение моделирования и эксперимента в естествознании 14 Заключение 19 Литература 20
Содержание Введение 3 1. Учение В.И. Вернадского о биосфере 4 2. Биогеохимические циклы в биосфере 7 3. Влияние человека на биосферу 12 4. Эволюция биосферы 14 5. Концепция ноосферы 16 Заключение 18 Литература 19
Содержание Введение 3 1. Современные космологические модели Вселенной. 4 2. Происхождение и эволюция Вселенной. 7 3. Структура Вселенной 12 Заключение 19 Литература 21
Введение 3 1. Информация в природе, понятие информации. 4 2. Информационное взаимодействие 7 3. Информация в обществе. 9 Заключение 13 Список используемой литературы 14
Введение 3 1. Понятие методологии и метода научного познания. 4 2. Формы научного знания 10 3.Эмпирический и теоретический уровни научного исследования 14 Заключение 21 Список использованной литературы 23
Введение 3 1.Понятие материи 4 2. Формы и виды материи 7 3. Свойства материи 10 4. Свойства пространства и времени. 11 Заключение 17 Список использованной литературы 19
Введение 3 1. Понятие "синергетики" как науки о самоорганизующихся системах 4 2. Синергетика. Рождение порядка из хаоса 10 3. Самоорганизация живых систем 13 Заключение 15 Литература 16 Заключение Синергетика, сформировавшаяся как наиболее общая теория самоорганизации, стала важной характеристикой второго этапа НТР и привела к радикальному изменению естественнонаучной картины мира. Последние десятилетия XX века считаются периодом формирования новейшего, постнеклассического естествознания, в основе которого лежит парадигма самоорганизации. Создатели синергетики показали, что способность к самоорганизации является атрибутивным свойством материальных систем, а потому синергетика на сегодня является наиболее общей теорией самоорганизации. Основные черты постнеклассического естествознания выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы. Можно сказать, что синергетика переводит на конкретный язык естествознания диалектическое учение о саморазвитии мира. Осуществляя глубокий синтез общефизических и кибернетических представлений, синергетика вместе с тем укрепляет союз, познавательное взаимодействие естествознания с диалектической философией. Синергетика показывает, что причиной, источником самоорганизации сложных систем является не что иное, как согласованное, кооперированное взаимодействие их элементов и подсистем. Синергетика конкретизировала понимание процессов самоорганизации как единства порядка и хаоса с помощью теорий диссипативных структур, раскрывающих механизм кооперированного поведения частей сложных систем, и теории динамического хаоса, подчеркиваю щей необходимость определенной неупорядоченности структур сложных систем для их успешного функционирования и поступательного развития. К сложной, неупорядоченной среде могут приспособиться только гибкие системы, обладающие определенной (т.е. ограниченной, умеренной) неупорядоченностью, хаотичностью в своей структуре.
Литература Аруцев А.А., Ермолаев Б.В. и др. Концепции современного естествознания. М.: ФАИР-Пресс, 2001. Концепции современного естествознания / Под ред. профессора С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия» - 4-е изд., перераб. и доп. -Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 448 с. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.- М.: Прогресс, 1986.- 431 с. Савченко В.Н. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2001. – 99 с. Солопов Б.Ф.Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 232 с.
Введение 3 Глава 1. Понятие о биогеохимическом цикле 4 1.1. Биогенные элементы — связующее звено между живой и неживой компонентами экосистем 4 1.2. Блочная модель круговорота биогенных элементов в природе 9 1.3. Биогеохимический цикл 10 Глава 2. Круговорот наиболее важных веществ 14 2.1. Круговорот азота в природе 14 2.2. Круговорот фосфора в биосфере 15 2.3. Круговорот углерода в биосфере 18 Заключение 22 Литература 23
Заключение Говоря о моделях геохимических циклов, следует отметить, что главной целевой функцией построения этих моделей должно быть изучение влияния геохимических циклов на климат и изучение фотосинтеза. Н.Н.Моисеев справедливо, в связи с этим, отмечает основополагающую роль, прежде всего, таких циклов как кислородный цикл. Последний, в силу богатства нашей атмосферы кислородом, пока еще носит квазиравновесный характер. Но если воздействие на биосферу и, прежде всего, на структуру лесных ценозов и фитопланктонных сообществ океана со стороны человека будет продолжаться в существующих и набирающих силу масштабах, динамика этого цикла может оказаться критически важным для биосферы и всего живого. Пока же этот цикл в моделях может носить контрольный характер, хотя и здесь имеют место попытки драматизировать эту проблему. Следующим геохимическим циклом, состояние дел с которым обстоит совершенно иначе, нежели с кислородным циклом, является углеродный цикл. В истории Земли были периоды, когда количество углекислого газа в атмосфере было на два порядка больше (несколько процентов), чем в настоящее время (0,03 %). Начавшийся интенсивный процесс сжигания ископаемого топлива в количествах, сопоставимых по порядку величины с количеством углерода, затрачиваемом атмосферой на рост биосферы суши, делает этот цикл принципиально важным в целом для климатической системы. По этой причине углеродный цикл в системе атмосфера-биосфера-деятельный и глубинный океан, безусловно, является одним из главнейших биохимических циклов, влияющих и на парниковый эффект, и на динамику биосферы. Но, говоря о климате и биосфере, сводить все биогеохимические циклы только к углеродному циклу преждевременно и, как мы подчеркивали в ряде работ, опасно. Литература
1. Гарин В.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. - М.: Феникс. 2001. 2. Корнилов А.Г., Карягин Ф.А. Общая экология. Чебоксары, 2001. 3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: ФАИР-Пресс. 2002.