Содержание 1. Клетка — структурная и функциональная единица живого 3 2.Этапы химической и предбиологической эволюции на пути к жизни 5 3.Проблема прогресса в живой природе 7 4. Общие черты, присущие прогрессивному развитию на главной магистрали 11 5. Начало жизни на Земле 12 Литература 16
Содержание Введение 3 1. Понятие о времени и движении у И. Ньютона и Г. Галилея 4 1.1. Принцип относительности и законы Ньютона 4 1.2. Преобразования Галилея 4 2. Специальная теория относительности 5 Заключение 7 Литература 8
ВВЕДЕНИЕ 3 1.ТРЕТЬЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ДИАЛЕКТИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 4 2. ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ И НАЧАЛО КРУШЕНИЯ МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
Содержание Введение 3 1. Понятие о биосфере 4 2. Многообразие органического мира 4 3. Понятие о дискретности биологического мира 6 4. Иерархические уровни единства биологического мира 7 Заключение 11 Литература 12
Введение…………………………………………………………………3 1.Современная цивилизация и ее особенности. Кризис индустри- альных основ современной цивилизации……………………………...4 2.Глобальные проблемы современности, их причины и пути решения…………………………………………………………………...6 3.Будущее человечества в футурологических концепциях прошлого и современности………………………………………………15 Заключение………………………………………………………………..20 Литература………………………………………………………………...21
Содержание. 1. Жизнь как особая материальная система, особая форма движения материи. 3 2. Клетка — структурная и функциональная единица живого 5 3. Основные подходы к проблеме происхождения жизни 7 4. Гипотеза А.И. Опарина о коацерватной стадии в процессе возникновения жизни 9 5. Этапы химической и предбиологической эволюции 10 6. Новая гипотеза об особой роли малых молекул в первичном зарождении белково-нуклеиновых систем. 12 Список использованной литературы. 14
Введение 3 Часть 1.История развития пространства и времени 4 Часть 2. Современные представления пространства и времени 19 в и до наших дней 6 Заключение 8 Список использованной литературы: 10
1. Клетка — структурная и функциональная единица живого 3 2. Этапы химической и предбиологической эволюции на пути к жизни 5 3. Проблема прогресса в живой природе 7 4. Общие черты, присущие прогрессивному развитию на главной магистрали 11 5. Начало жизни на Земле 12
Введение 1. Возникновение и становление синергетики 2. Синергетика и термодинамика открытых систем. 3. Синергетика и философия Заключение Список литературы
Введение 1.Формы познания 2.Рационализм и эмпиризм как основные типы теории познания 3.Эмпиризм рационализм в теории познания ХVII - ХVIII вв 4.Эмпирический и теоретический уровни научного исследования Заключение Список использованной литературы
Введение 1. Луиджи Гальвани 2. Вольт. 3. Открытие Шарля Кулона. 4. Ханс Кристиан Эстед 5. Гэмфри Дэви 6. Вильгельм Конрад Рентген -открытие нового вида лучей Заключение Список использованной литературы
Введение 3 1. Что изучает термодинамика. Понятия системы и процесса. 5 2. Понятие времени в термодинамике и эволюция систем. Равновесие и неравновесность. 6 3. Закон сохранения энергии 7 4. Открытые системы и новая термодинамика 12 Заключение 16 Список использованной литературы 18
Содержание Введение 3 1. Модель Большого взрыва 4 1.1. Горячий Большой взрыв. 4 1.2. Нерешенные проблемы космологии Большого взрыва. 7 1.3. Происхождение крупномасштабной структуры. 9 2. Альтернативные гипотезы происхождения Вселенной 11 Заключение 14 Литература 16
Содержание Введение 3 1.Теоретический уровень познания 4 2. Новые физические законы 5 3. Научная картина мира 8 Заключение 16 Список использованной литературы 17
Введение 3 1. Основные этапы истории генетики 5 2. Структурная организация генетики 13 3. Движение генетики от антидарвинизма к союзу с дарвинизмом. Роль генетики популяций 16 4. Генетическая (генная) и клеточная инженерия 17 5. Понятие ДНК 18 Заключение 24 Литература 26
Содержание Введение 3 1. Аналогия и моделирование в естествознании 4 2. Эксперимент в естествознании 9 3. Соотношение моделирования и эксперимента в естествознании 14 Заключение 19 Литература 20
Содержание Введение 3 1. Учение В.И. Вернадского о биосфере 4 2. Биогеохимические циклы в биосфере 7 3. Влияние человека на биосферу 12 4. Эволюция биосферы 14 5. Концепция ноосферы 16 Заключение 18 Литература 19
Содержание Введение 3 1. Современные космологические модели Вселенной. 4 2. Происхождение и эволюция Вселенной. 7 3. Структура Вселенной 12 Заключение 19 Литература 21
Введение 3 1. Информация в природе, понятие информации. 4 2. Информационное взаимодействие 7 3. Информация в обществе. 9 Заключение 13 Список используемой литературы 14
Введение 3 1. Понятие методологии и метода научного познания. 4 2. Формы научного знания 10 3.Эмпирический и теоретический уровни научного исследования 14 Заключение 21 Список использованной литературы 23
Введение 3 1.Понятие материи 4 2. Формы и виды материи 7 3. Свойства материи 10 4. Свойства пространства и времени. 11 Заключение 17 Список использованной литературы 19
Введение 3 1. Понятие "синергетики" как науки о самоорганизующихся системах 4 2. Синергетика. Рождение порядка из хаоса 10 3. Самоорганизация живых систем 13 Заключение 15 Литература 16 Заключение Синергетика, сформировавшаяся как наиболее общая теория самоорганизации, стала важной характеристикой второго этапа НТР и привела к радикальному изменению естественнонаучной картины мира. Последние десятилетия XX века считаются периодом формирования новейшего, постнеклассического естествознания, в основе которого лежит парадигма самоорганизации. Создатели синергетики показали, что способность к самоорганизации является атрибутивным свойством материальных систем, а потому синергетика на сегодня является наиболее общей теорией самоорганизации. Основные черты постнеклассического естествознания выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы. Можно сказать, что синергетика переводит на конкретный язык естествознания диалектическое учение о саморазвитии мира. Осуществляя глубокий синтез общефизических и кибернетических представлений, синергетика вместе с тем укрепляет союз, познавательное взаимодействие естествознания с диалектической философией. Синергетика показывает, что причиной, источником самоорганизации сложных систем является не что иное, как согласованное, кооперированное взаимодействие их элементов и подсистем. Синергетика конкретизировала понимание процессов самоорганизации как единства порядка и хаоса с помощью теорий диссипативных структур, раскрывающих механизм кооперированного поведения частей сложных систем, и теории динамического хаоса, подчеркиваю щей необходимость определенной неупорядоченности структур сложных систем для их успешного функционирования и поступательного развития. К сложной, неупорядоченной среде могут приспособиться только гибкие системы, обладающие определенной (т.е. ограниченной, умеренной) неупорядоченностью, хаотичностью в своей структуре.
Литература Аруцев А.А., Ермолаев Б.В. и др. Концепции современного естествознания. М.: ФАИР-Пресс, 2001. Концепции современного естествознания / Под ред. профессора С.И. Самыгина. Серия «Учебники и учебные пособия» - 4-е изд., перераб. и доп. -Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 448 с. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.- М.: Прогресс, 1986.- 431 с. Савченко В.Н. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2001. – 99 с. Солопов Б.Ф.Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 232 с.
Введение 3 Глава 1. Понятие о биогеохимическом цикле 4 1.1. Биогенные элементы — связующее звено между живой и неживой компонентами экосистем 4 1.2. Блочная модель круговорота биогенных элементов в природе 9 1.3. Биогеохимический цикл 10 Глава 2. Круговорот наиболее важных веществ 14 2.1. Круговорот азота в природе 14 2.2. Круговорот фосфора в биосфере 15 2.3. Круговорот углерода в биосфере 18 Заключение 22 Литература 23
Заключение Говоря о моделях геохимических циклов, следует отметить, что главной целевой функцией построения этих моделей должно быть изучение влияния геохимических циклов на климат и изучение фотосинтеза. Н.Н.Моисеев справедливо, в связи с этим, отмечает основополагающую роль, прежде всего, таких циклов как кислородный цикл. Последний, в силу богатства нашей атмосферы кислородом, пока еще носит квазиравновесный характер. Но если воздействие на биосферу и, прежде всего, на структуру лесных ценозов и фитопланктонных сообществ океана со стороны человека будет продолжаться в существующих и набирающих силу масштабах, динамика этого цикла может оказаться критически важным для биосферы и всего живого. Пока же этот цикл в моделях может носить контрольный характер, хотя и здесь имеют место попытки драматизировать эту проблему. Следующим геохимическим циклом, состояние дел с которым обстоит совершенно иначе, нежели с кислородным циклом, является углеродный цикл. В истории Земли были периоды, когда количество углекислого газа в атмосфере было на два порядка больше (несколько процентов), чем в настоящее время (0,03 %). Начавшийся интенсивный процесс сжигания ископаемого топлива в количествах, сопоставимых по порядку величины с количеством углерода, затрачиваемом атмосферой на рост биосферы суши, делает этот цикл принципиально важным в целом для климатической системы. По этой причине углеродный цикл в системе атмосфера-биосфера-деятельный и глубинный океан, безусловно, является одним из главнейших биохимических циклов, влияющих и на парниковый эффект, и на динамику биосферы. Но, говоря о климате и биосфере, сводить все биогеохимические циклы только к углеродному циклу преждевременно и, как мы подчеркивали в ряде работ, опасно. Литература
1. Гарин В.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. - М.: Феникс. 2001. 2. Корнилов А.Г., Карягин Ф.А. Общая экология. Чебоксары, 2001. 3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: ФАИР-Пресс. 2002.