Заключение.
НТР вызывает рост безработицы. Крах традиционных отраслей производства привел к массовым увольнениям рабочих устаревших профессий и низкой квалификации. Повышенный спрос на рабочую силу со стороны новых отраслей производства далеко не всегда позволял привлекать людей из числа безработных. Обострилась проблема повышения квалификации, получения новой специальности. Значительная часть безработных—люди среднего возраста и молодежь — зачастую не имеют возможности, а иногда и желания учиться, привести свою квалификацию в соответствие с требованиями НТР. Их судьба — социальная деградация, превращение в люмпен-пролетариат, живущий на пособия, случайные заработки, помощь благотворительных организаций.
Как видим, в условиях НТР безработица порождается не только циклическими спадами производства, но и развитием автоматизации, вытесняющей живой труд из производства, структурной перестройкой экономики, сопровождающейся свертыванием старых отраслей и отмиранием многих традиционных профессий.
С НТР связаны и экологические проблемы, о которых говорилось ранее.
Таким образом, НТР — процесс многогранный, противоречивый. Она означает переворот в производительных силах, величайшую экономию живого труда, вытеснение его из собственно производственного процесса. Она же обостряет проблему занятости, усиливает антропогенную нагрузку на природную среду.
НТР неизмеримо увеличивает технические возможности производства предметов потребления, создает условия для повышения эффективности здравоохранения и образования. Но она же позволяет создать гигантские силы разрушения и массового "уничтожения.
Научно-технический прогресс создал средства, благодаря которым высшие достижения культуры стали достоянием миллионов людей, но он же создал и невиданные возможности для манипулирования сознанием людей в чуждых им целях.
Реализовать в полной мере потенциал НТР в интересах человека может лишь гуманный, демократический строй, использующий ее достижения на благо всех и не допускающий присвоения ее плодов лишь частью общества.
Список используемой литературы.
1. Человек и общество. Современный мир: учебное пособие для учащихся/ С.В. Арутюнов, Н.Г. Багдасарьян, Е.Ф. Борисов и др.; под ред. В.И. Купцовва.- М.: Просвещение, 1998. – 320с.
2. Человек и общество: Учебное пособие по обществознанию для учащихся/ Л.Н. Боголюбов, Е.А. Глушков, Э.Н. Егорова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебнгиковой. – М. Просвещение, 1996. – 398с.
|