ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самые тревожные для судеб культуры процессы развертываются в духовной жизни общества. Знание и его главная институциональная сила - наука создали великую утопию идеального общества, в котором будут царить свобода, равенство и братство. Реального же потенциала этому проекту хватило лишь на то, чтобы воспроизводить человека как всеобщую, но обезличенную и нетворческую производительную силу, а эволюция общества приобрела катастрофный, сориентированный на различные формы тоталитаризма, характер. Поле гуманизма неуклонно сужается по мере успехов рационального знания. Этот парадокс привел к оживлению и торжеству иррационализма, который нормален и необходим в синтезе с рациональным мышлением, но опасен воинствующей оппозицией рациональному видению мира. Рациональное стремится познать мир под знаком не коего смыслового интеграла, но оно оказывается нечувствительным к многомерное мира, его нелинейности. Иррациональное - это не только распад такого смысла, но и отрицание его объективного содержания, засилье формалистических технологий. Это уже не творчество, а производство, в котором всему есть цена, но ничему, включая человека и его творения, - само ценности.
В культурологической мысли отмеченные процессы расцениваются как "фаза цивилизации, а на культуры" (О. Шпенглер), завершения и "смерти" исторически определенного типа культуры в данной цивилизации. Это обессмысление и утрата ценностей творчества как способа бытия человека в мире и мира человека. Таков эдилов комплекс сына, не узнавшего своего отца, такова роль цивилизации, вышедшей из-под контроля культуры и обрекающей ее на удел аутсайдера. В терминах фрейдизма это типичная "любовь-ненависть". Перед нами - не очередной кризис цивилизации, нормальный в ее эволюции, а исторический тупик, "конец" фаустовской истории и одновременно кардинальный вопрос об адекватности самой гуманистической культуры вызовам нашего времени, испытание ее ценностей и смыслов.
Итак, что же на самом деле важнее культура или цивилизация ? Для каждого человека это нужно рассматривать отдельно. Для одного может быть культуры, для другого цивилизация. Но один вывод может точно, культура и цивилизация – это две взаимосвязанные ниточки. Без культуры никакой цивилизации не будет и не могло быть.
Можно долго говорить на эту тему. Вопрос культуры и цивилизации можно рассматривать бесконечно. Поэтому тема культуры, а тем более цивилизации волновало всех знаменитых людей всего мира. Поэтому тема моей работы очень обширна и очень трудно раскрыть все, что касается культуры и цивилизации и требует более детальной проработки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арнольд Тойнби “Цивилизация перед судом Истории”. С-Пб. “Ювента”, “Прогресс”, “Культура”, 1995г.
2. Освальд Шпенглер “Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Образ и действительность”. Минск “Попурри”, 1998г.
3. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры.
4. Ю. В. Олейников. Экологические альтернативы НТР. Москва, Наука. 1987 г.
5. Ю. Г. Марков. Социальная экология. Новосибирск. Наука. 1986 г.
6. А. А. Горелов. Человек — гармония — природа. Москва. Наука. 1990 г.
7. Взаимодействие общества и природы. Сб. статей. Под ред. Е. Т. Фаддеева.
|