1360. Налоговое консультирование предприятий малого бизнеса
Диплом |
05.05.2010, 15:03
Стоимость 3500 р. Год выполнения 2010г. СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы налогового консультирования предприятий 5 1.1 Сущность и содержание налогового консультирования 5 1.2 Рынок услуг по налоговому консультированию в современной России 8 Глава 2. Анализ практики налогового консультирования на примере ООО «Мадис» 22 2.1 Современная практика осуществления налогового консультирования 22 2.2 Анализ результатов налогового консультирования 39 Глава 3. Направления совершенствования системы налогового консультирования 45 3.1 Зарубежный опыт организации налогового консультирования 45 3.2 Проблемы налогового консультирования в РФ и пути их решения 53 Заключение 59 Список использованной литературы 66 Приложения 70
В Налоговом кодексе РФ[1] (ст. ст. 21, 32) впервые
предусмотрено право налогоплательщиков на получение от налоговых органов
бесплатной информации.
Круг вопросов очерчен достаточно четко:
а) о действующих налогах и сборах;
б) о законодательстве о налогах и сборах (его состав определен ст. 1
НК РФ) и иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах;
в) о правах и обязанностях налогоплательщиков;
г) о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц (подп. 1 п.
1 ст. 21).
Что же подразумевается под разъяснением вопросов применения
законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных
правовых актов?
В первую очередь - это разъяснения по вопросам реализации прав и
обязанностей в области налогов и сборов теми государственными органами, которые
в соответствии с НК РФ являются участниками отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах, в т.ч. налоговыми органами.
Следовательно, при разъяснении даже по конкретно предложенной
налогоплательщиком ситуации налоговые органы вправе ограничиться указанием на
те действия, которые налоговые органы должны или могут произвести, с правовым
обоснованием этих действий.
Аналогично и при разъяснениях о порядке исчисления и уплаты налогов.
Эта норма тесно связана с требованием об установлении в законодательном порядке
обязательных элементов налогообложения, в числе которых порядок исчисления
налога, порядок и сроки уплаты налога (или сбора).
Глава 4 НК РФ предоставляет право налогоплательщикам не только лично
участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, но также
иметь законных или уполномоченных представителей. Закон не расшифровывает, но и
не запрещает представителю налогоплательщика быть его консультантом (это
решается на основании доверенности, договора). И в то же время ст. 29 НК РФ
содержит прямое запрещение, что не могут быть уполномоченными представителями
налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов
налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры.
Из какой же категории лиц налогоплательщик может в настоящее время
выбирать себе уполномоченного представителя, а также консультанта по налогам и
сборам?
Так как процесс налогового консультирования законодательно не
отрегулирован, но рынком востребован, он осуществляется на инициативной основе.
Вот перечень некоторых категорий специалистов и организаций, которые, по сути,
уже сегодня занимаются налоговым консультированием:
- аудиторские фирмы;
- аудиторы - предприниматели;
- юридические фирмы (более 15 тыс. юристов - индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц различной организационно - правовой формы
оказывают платные юридические услуги в этой сфере);
- негласно эти услуги оказывают профессорско - преподавательский
состав вузов, специалисты налоговых инспекций, налоговой полиции, арбитражных
судов.
Не следует, конечно, сомневаться в компетентности аудиторских фирм
при оказании налогоплательщикам консультаций по вопросам налогового
законодательства. Но, к сожалению, по ряду причин аудиторские фирмы не могут
полностью разрешить проблему налогового консультирования. Во-первых, аудит, как
внутренний, так и внешний, по своей сущности носит характер последующего
контроля и рассматривает завершенную финансовую отчетность. Профессиональная
обязанность аудитора - гарантировать надежность финансовой отчетности.
Во-вторых, аудитор оценивает уже принятые решения и не участвует в принятии
решений. А, как мы знаем, в современных условиях лицо, принимающее решение,
практически зависит от надежности и достоверности информации.
Можно обратиться к адвокату в юридическую консультацию, который
выполнит эту работу в рамках решения юридических вопросов, либо проведет
консультацию по законодательству без достаточной специальной налоговой
подготовки, поскольку экономическое содержание не входит в предмет его
юридической консультационной деятельности.
В настоящее время налоговое консультирование приобрело черты
самостоятельного вида деятельности, которое подразумевает знания вопросов
установления и взимания налогов. Эти знания должны сочетать в себе два аспекта
- экономический и юридический, специфика которых требует подготовки
специалистов по программам, отличающимся от программ раздельной подготовки экономистов
и юристов.
По нашему мнению, налоговое консультирование должно быть разрешено
специальной категории лиц - профессионалов, которые допускаются к этой
деятельности на законных основаниях после профессиональной подготовки и сдачи
квалификационных экзаменов.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и
других служащих Постановлением Минтруда России от 4 августа 2000 г. N 57
дополнен квалификационной характеристикой "Консультант по налогам и
сборам".
При МНС России действует Центральная комиссия по налоговому
консультированию (ЦКНК МНС России), утвержденная Приказом МНС России от 25
августа 1999 г. N АП-3-15/278, которая занимается вопросами организации
налогового консультирования, а также обучения и аттестации консультантов по налогам
и сборам. В Москве при министерстве создан и осуществляет свою работу Учебно -
методологический центр (УМЦ при МНС России), который с сентября 2000 г.
проводит обучение и переподготовку специалистов, имеющих базовое юридическое
или экономическое образование, а также опыт работы в области налогообложения[2].
Субъектный состав
консультантов,
способных оказывать и реально оказывающих услуги по вопросам налогообложения,
весьма разнообразен. Это юристы, адвокаты и экономисты, специализирующиеся в
области налогового права (как частнопрактикующие, так и работающие в
профессиональных
[1]
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в
ред. Федерального закона от 26.11.2008 №224-ФЗ) // Собрание законодательства
РФ, №31, 03.08.1998, ст. 3824.
[2] Стырова
Т. Бесплатная консультация от налоговых органов // Бизнес-адвокат, 2006, №3.