ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществленная в 20 — 30-е годы культурная революция стремилась наследовать все ценное, созданное в культуре предшествующими поколениями. Однако критерии ценности того или иного явления культуры признавались лишь классовые, пролетарские. И главным критерием, главной официальной ценностью был коллективизм. Проверка на коллективизм, на антииндивидуализм велась тщательная, во всех сферах духовной жизни. Такая регламентация ценностей духовной жизни не могла не вести к деградации культуры, к разрушению естественных, живых структур общения.
В культуре каждой социальной группы имеются позитивная и негативная стороны, так сказать, нрав и норов группы. Воинствующий антииндивидуализм вел к торжеству посредственности в культуре. О людях, занятых физическим трудом, еще Платон говорил как о воплощении в обществе вожделеющего начала. Торжествующая посредственность в данных социальных условиях все силы души посвящала не саморазвитию, а именно вожделению. Манипулируя поощрениями, сосредоточив внимание на управлении системой распределения, позволяющей управлять вожделеющими, тоталитарный режим прочно утвердился в нашем обществе. Долгие десятилетия деформация естественного состояния культуры, пренебрежение правами основного субъекта культуры — личности рассматривалась как победа плана над стихией, справедливости над несправедливостью, как преодоление отчуждения.
Лишь в последние годы предпринимаются попытки преодолеть эту деформацию. В обществе восстанавливается естественная структура ценностей: ответственность дополняется свободой, ориентация на общественно значимые цели и ценности — ориентацией на индивидуально значимые цели и ценности.
Конечно, преодоление тоталитаризма в духовной культуре осуществляется не просто. Из одной крайности (от зарегламентированности всех жизненных проявлений) субъект культуры шарахается в другую (требует, добивается всеми законными и незаконными способами полной, ничем не ограниченной свободы). Это закономерно приводит к обострению кризиса культуры. Решению острых проблем в духовной жизни препятствует ухудшение экономического положения в стране. На этом фоне углубляется конфликт культур отдельных социальных групп — в первую очередь национальных, но также и классовых культур разных поколений, культур, носителями которых выступают отдельные личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гончаров И. Животворная сила сокровенной России // Народное образование.-1997.-№8
2. Карадж Т., Панченко О. Культура как духовно-эмоциональное переживание мира // Школа.-1996.-№4.
3. Старков В.Д. Духовная культура русских // Наука в Росии.-1996.-№2.
4. Кононов В. Истоки духовной культуры // Встреча.-1994.-№3-4.
5. Козлова О.Н. Духовная культура современного общества // Социально-политические науки.-1991.-№10.
6. Аверинцев С. Надежды и тревоги [Проблемы духовности и культуры] Наше наследие.-1989.-№4
7. Духовная культура и проблемы социального управленич.-Новосибирск: Наука, 1981.
8. Духовные основы социалистического образа жизни. Межвузовский сборник научных трудов.
|