1362. Моделирование и анализ бизнес-процесса Ноябрьского филиала ОАО Аэропорт Сургут
Диплом |
05.05.2010, 14:40
Стоимость 3500 р. Год выполнения 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 1 Моделирование бизнес-процессов и их реинжиниринг в современной организации 6 1.1 Сущность понятия «бизнес-процесс», его особенности 6 1.2 Современные подходы к моделированию бизнес-процессов 11 1.3 Реинжиниринг бизнес-процессов как основное направление их совершенствования 19 2 Анализ бизнес-процесса Ноябрьского филиала ОАО «Аэропорт Сургут» 28 2.1 Краткая характеристика предприятия 28 2.2 Анализ эффективности деятельности предприятия 31 2.3 Анализ особенностей организации производственной и хозяйственной деятельности 44 2.4 Моделирование бизнес-процесса «взаиморасчетная деятельность аэропорта» 49 3 Основные направления совершенствования бизнес-процесса 59 3.1 Разработка мероприятий по реинжинирингу бизнес-процесса 59 3.2 Повышение эффективности деятельности предприятия в результате внесенных предложений 69 Заключение 78 Список использованной литературы 81
В настоящее время распространено использование двух инструментов описания
бизнес-процессов, которые принято называть вертикальным и горизонтальным
описанием бизнес-процессов.
При вертикальном описании показывают только работы и их иерархический
порядок в дереве бизнес-процесса. В этом случае имеются только вертикальные
связи между родительскими и дочерними работами.
При горизонтальном описании бизнес-процесса также показываются, как эти
работы между собой взаимосвязаны, в какой последовательности они выполняются,
какие информационные и материальные потоки между ними движутся. В этом случае в
модели бизнес-процесса появляются горизонтальные связи между различными
работами, которые процесс составляют (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Горизонтальное и вертикальное
описание бизнес-процессов[1]
Специалисты по организационному проектированию используют различную
терминологию при описании бизнес-процессов. Например, вертикальное описание
бизнес-процессов некоторые называют функциональным описанием деятельности, а
горизонтальное описание – процессным описанием или просто описанием
бизнес-процессов.
Рассмотрим основные подходы к горизонтальному описанию бизнес-процессов. В
настоящее время существуют три основных способа описания (рисунок 1.2).
üТекстовый
«Отдел продаж составляет договор и согласует его с юридическим отделом»
üТабличный
№
От кого
Что / Вход
Операция
Штатная
единица
Что /
Выход
Кому
1
–
–
Составляет
договор
Отдел
продаж
Договор
Юридический
отдел
2
Отдел
продаж
Договор
Согласует
договор
Юридический
отдел
–
–
Рисунок 1.2 – Способы описания бизнес-процессов[2]
Первый способ – есть не что иное, как последовательное текстовое описание
бизнес-процесса. Примером текстового описания фрагмента бизнес-процесса
является следующий текст: "Отдел продаж составляет договор и согласует его
с Юридическим отделом".
Многие российские компании разработали и используют в своей деятельности
регламентирующие документы, часть из которых является процессными регламентами
и представляет не что иное как текстовое описание бизнес-процессов.
Для целей анализа и оптимизации деятельности компании данный не подходит.
Дело в том, что описание бизнес-процесса в текстовом виде системно рассмотреть
и проанализировать невозможно. Текстовая информация воспринимается человеческим
мозгом последовательно. Например, когда человек читает регламент, и доходит до
его конца, практически всегда он забывает про то, что было в начале документа.
Второй недостаток текстового представления бизнес-процесса связан с тем, что
человеческое сознание устроено так, что оно эффективно может работать только с
образами. При восприятии и анализе текстовой информации человеческий мозг
раскладывает ее на ряд образов, на что уходит дополнительно временя и
умственные усилия. Поэтому при использовании текстового описания
бизнес-процессов производительность и качество решений по оптимизации
деятельности оставляют желать лучшего, что особенно сильно проявляется, когда
решение принимается группой людей.
В свое время специалисты по информационным технологиям разработали более
структурированный подход к описанию бизнес-процессов. Ими было предложено
разбить бизнес-процесс по ячейкам структурированной таблицы, в которой каждый
столбец и строчка имеют определенное значение. Данную таблицу читать более
просто, из нее легче понять, кто за что отвечает, в какой последовательности в
бизнес-процессе выполняются работы, и соответственно бизнес-процесс проще
проанализировать. Табличная форма описания бизнес-процессов более эффективна по
сравнению с текстовой и в настоящее время активно применяется специалистами по
информационным технологиям для описания бизнес-процессов в приложении к задачам
автоматизации.
В последнее время интенсивно стали развиваться и применяться при описании
бизнес-процессов графические подходы. Признано, что графические методы обладают
наибольшей эффективностью при решении задач связанных с описанием, анализом и
оптимизацией деятельности компании.
[1]
Ковалев С. М., Ковалев В. М. Технология структуризации и описание организации –
шаг за шагом//Консультант директора №8
(212), Апрель, 2004 г.
[2]Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация туристского
бизнеса. 4.1. Информационные технологии в сфере гостеприимства: учебно-методическое
пособие. М.: Советский спорт, 2000.