Каждой экономической модели соответствуют свои закономерности, все зависит от того, какую модель мы построим. Крах попыток построить новую социалистическую экономику в нашей стране, попыток, опиравшихся на принуждение, неправомерно выдавать за доказательство принципиальной невозможности переустройства общества на нравственных началах. Именно такое переустройство общества и должно быть целью политической и экономической деятельности.
Область права наиболее близка нравственности, ибо право выражает необходимые условия, которые должны обеспечить возможность осуществления нравственной жизни. Право с этой точки зрения — свод начальных, самых простых нравственных требований .(«минимум нравственности»), которые необходимо утвердить в обществе даже, если требуется, и при помощи насилия. Высшие же нравственные требования не могут входить в правовое законодательство и быть навязаны в принудительном порядке. Это дело личного выбора. Только добровольный поступок может называться нравственным деянием. Нельзя, например, требовать самоотверженности или героизма. Такие требования может предъявлять себе только сам человек. Но каждый должен исходить из того, что в любой сфере деятельности высшим законом является закон нравственный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время довольно часто можно услышать утверждение, что экономика, политика имеют свои собственные законы, а попытка подчинить их нравственным требованиям ведет к неудаче. Так, говорится, что эффективная экономическая система строится на стремлении человека иметь как можно больше, на корысти, материальной заинтересованности, чувстве собственности. Мораль же, как известно, всегда осуждала корыстолюбие и стяжательство.
Утверждают также, что и в политике действовать в согласии с совестью невозможно, потому что победят люди, не считающиеся с моралью. Факты действительно подтверждают эти мнения. Однако вывод, который нужно бы сделать из этих фактов, вовсе не сводится к тому, что так было, так и должно быть («человечество лучшего не придумало»). Напротив, вывод напрашивается иной: экономика и политика должны быть в корне перестроены в соответствии с представлениями о справедливости и добре. И никто не доказал и не может доказать, что это невозможно. Нет таких непреложных, вечных законов экономики, ради которых нужно бы пренебречь нравственностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шердаков В.Н. Добро и зло. –М.: Знание, 1992.
2. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. –М.: Изд-во МГУ, 1974.
|