Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы взаимодействия прессы и Интернет-СМИ 5 1.1. Интернет – СМИ как ключевой ресурс информационного общества 5 1.2. Взаимодействие прессы и Интернет-СМИ на современном этапе развития журналистики 27 Глава 2. Анализ влияния Интернет - СМИ на развитие прессы 39 2.1. Развитие Интернет-СМИ на современном этапе 39 2.2. Анализ электронных изданий отечественной прессы 52 Глава 3. Перспективы развития прессы под влиянием Интернет –журналистики 58 Заключение 63 Литература 65
Связь свойств информационного общества и журналистики проявляется в
следующих моментах: глобализация информации; положительная обратная связь между
открытостью информации и ее эффективностью; совершенствование технологий сбора,
обработки, хранения и передачи информации; повышение значимости журналистики;
рождение новых профессий, в том числе и в сфере интернет-журналистики.
Особенности информационного общества детерминируют свойства современной
журналистики и ставят перед ней новые задачи: участие в разработке и
использовании интеллектуальных технологий представления (презентации) фактов;
роботизация новостных потоков и первичной аналитической обработки; развитие
интерактивных способов коммуникации, навигация в информационном пространстве и др.ь
Мультимедийные сетевые технологии произвели революцию
в системе традиционных СМИ и привели к появлению их нового вида - сетевых СМИ.
Сегодня это - общепризнанный факт. Для миллионов людей они уже стали важным
источником информации, а поскольку следующее поколение потребителей
информационных продуктов социализируется почти исключительно через сеть и
именно в Интернете узнает о существовании тех или иных каналов информации, то
изучение сетевых СМИ как феномена журналистики приобретает особую значимость. На
данном этапе развития Интернета уже возможно выделить определенные группы
сетевых СМИ (сетевые представительства традиционных медийных структур и
собственно сетевые структуры) и их виды (сетевые журналы, газеты, ИА, ИПС,
порталы, списки рассылки и т.п.).
Очевидно, что СМИ - это прежде всего форма
периодического распространения массовой информации, и тогда все сетевое
пространство можно интерпретировать как некое средство массовой информации.
Действительно, индивидуальные и корпоративные сайты и сервера, информационно-поисковые
системы (ИПС), группы новостей, списки рассылки и пр. создаются исключительно с
вышеуказанной целью.
Однако для любого человека, более-менее знакомого с
Интернетом, все содержимое сети отчетливо делится на две группы. Во-первых, как
замечает А.И. Акопов[1],
следует выделить "создаваемые профессиональными журналистами
информационные агентства, газеты, журналы, периодические сборники
публикаций" и т.п., обновляемые со строгой периодичностью. С другой
стороны, в Интернете много так называемых "статических сайтов", т.е.
тех, которые содержат некую информацию (зачастую справочную, иногда
подготовленную непрофессионально), которая либо вообще не обновляется, либо
обновляется нерегулярно. Следует ли считать подобные сайты сетевыми СМИ? И
вообще, какие именно ресурсы Интернета среди всей этой "свалки
информационного мусора" являются "настоящими" средствами
массовой информации?
Отвечая на эти вопросы, проще всего было бы
воспользоваться уже существующими в журналистике терминологией и методиками
анализа СМИ, и рассматривать в качестве таковых только те ресурсы сети, которые
подпадают под традиционное понимание СМИ. Тем не менее, нельзя игнорировать тот
факт, "что многие сетевые образования (не являющиеся СМИ в традиционном
понимании) являются de facto медийными структурами, поставляющими информацию
громадной аудитории"[2].
Особенность Интерента, как отмечает Евгений Горный, редактор рубрики
Net-культура в "Русском Журнале", составляет то, что формальные
критерии оценки СМИ (структура и оформление, показатели объема и тиража,
государственная регистрация и пр.) в Интернете малоприменимы, а значит,
расширительное толкование термина "сетевые СМИ" неизбежно. Ведь, по
[1] Акопов А.И. Электронные
сети как новый вид СМИ.// Филологический вестник Ростовского государственного
университета. - 1998, №3. - С.43-51
[2] Горный Е. Интернет для
журналистов. // Русский Журнал. -1999, 27.05.99
[http://russ.ru/netcult/99-05-27/gorny.htm]