5. Типы спорщиков
Как уже отмечалось, существенной характеристикой стиля общения является отношение к людям, которое отражает определенные психологические потребности, разные установки к общению.
Можно выделить, следующие позиции личности по отношению к партнеру.
Податливый тип — характеризуется высокой потребностью в другом человеке, в максимально близкой психологической дистанции, потребностью быть любимым, чувствовать одобрение, внимание, потребностью быть важным для другого, особенно для одного определенного человека. Такие люди озабочены отношением к себе окружающих, любят распоряжаться, но и не против того, чтобы ими командовали. Они стараются выбрать профессии, где им обеспечено интенсивное общение, где есть возможность работать с людьми и быть полезным им. Подсознательно все время спрашивают партнера: «Любишь ли ты меня? Позволишь ли мне о тебе заботиться?» В общении проявляют экстравертнрованньда стиль» нередко альтруисты.
Агрессивный тип — воспринимает другого человека как соперника. У него очень высока потребность в достижении успеха в любой форме, возможность контроля над другими. Такие люди плохо переносят «проигрыши», часто непроизвольно стремятся к манипулированию другими. Избирают для себя престижные профессии, обеспечивающие быстрое продвижение. Подсознательный вопрос партнеру: «Сильный ли ты соперник? Чем ты можешь быть мне полезен?» Стиль общения при таком отношении к людям — непартнерский, причем не только командный, но и вторая его разновидность — подчиняющийся, так как в подчинении скрыто враждебное oтношение к партнеру, а это составляет сущность агрессивности.
Отрешенный тип. Стремится сохранить дистанцию (эмоциональную и психологическую) между ее бой и другими людьми. Его потребность — независимость и уединение. Люди этого типа обычно избег связей, контактов, обязательств. Подчинение пpинятым правилам, нормам и традициям нередко вызывает у них отвращение и несогласие. Стремятся к профессиям, где есть возможность творческого и оригинального труда (наука, искусство).
Деловой тип. В мире бизнеса преобладают люди, для которых интересы деда превыше всего, и в отношении к партнеру по общению они исходят из того, насколько этот человек может быть полезен.
«Деловой» тип создан для бизнеса, и успех в нем ему обеспечен. Ну, а в личной жизни как? Не напоминает ли день рождения делового человека совещание?
Барьер отношения к нам один из самых серьезных. Можно назвать счастливыми тех, у кого на пути нет таких препятствий или им удается легко их преодолевать. «Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям: то, чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Мн.: - ООO Новое знание. – 2000.
2. Михевич А.Е. Ораторское искусство лектора. – М.: Знание, 1984.
3. Семнев М.А., Васильков В.н. Диалектика спора. – Мн.: Университетское, 1990.
4. Павлова К.Г. Искусство спора: логика – психологические аспекты. – М.: Знание, 1988.
5. Павлова Л.Г. Спор. Дискуссия. Полемика. – М.: Знание, 1981.
6. Степанов А.В. Как победить в споре: О культуре полемики. – Л.: Лениниздат. – 1991.
|