Введение
Одна из задач естествознания применительно к проблеме познания состоит в раскрытии содержания принципа самого познания, выявлении его форм, структуры и типологий. Долгое время в отечественной философской литературе многообразие форм познания и видов знания сводилось в основном к выделению чувственного и рационального (логического) познания. Объективно такой подход был оправдан, ибо без ощущений, без чувственности невозможно никакое знание действительности, равно как и без соответствующей мыслительной, логической обработки невозможно получение результатов.
Развитие теории познания подтвердило значимость других способов получения знания. Так, в случае рассмотрения научного знания с точки зрения его системности, иерархичности на первый план выходит проблематика взаимоотношений теоретического и эмпирического. Существуют и другие подходы. Что же такое чувственное и рациональное? В понимании и объяснении чувственной природы знания многое сделали сторонники сенсуализма (от латинского sensus — чувство, ощущение). Ведущую роль в познании они отводили чувственности — ощущению и восприятию. Действительно, сознание человека с внешним миром связано посредством ощущений. В соответствии с этим ощущения являются источником знаний.
1. Формы познания
Ощущение — исходный, простейший элемент процесса познания, результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека. Механизмы ощущений более углубленно стали изучаться с появлением психофизики, именно с ее помощью была установлена минимальная интенсивность действия раздражителей, необходимая для получения ощущения — нижний абсолютный порог. Верхний порог чувствительности устанавливает такую величину интенсивности раздражения, при которой возникают болевые ощущения. Экспериментально установлено, что чувствительность органов чувств растет в арифметической прогрессии, а при росте интенсивности действия раздражителей — в геометрической.
В ходе эволюции живой природы у растений и животных развились специфические анализаторы, позволяющие воспринимать различные виды ощущений, то есть по-разному реагировать на многообразные раздражители. Например, мимоза на механическое воздействие (прикосновение руки) отвечает складыванием листьев. А теплокровные животные не воспринимают инфракрасного излучения. Все это свидетельствует о различной пропускной способности информации (сведений об окружающем субъекта мире) у разных организмов. Если под этим углом зрения подойти к человеку, то на первом месте в ряду органов восприятия- у него стоят зрение и осязание, затем — слух, вкус, обоняние. В последние годы внимание ученых привлекли способности, обнаруженные у некоторых людей, к сверхчувственному восприятию (экстрасенсы). При обилии сведений об этом в большинстве своем не выходящих за рамки его констатации,. природа экстрасенсорного восприятия остается неясной.
|