ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе большое внимание уделяется естествознанию – науке о явлениях и законах природы. Естествознание должно быть доступным будущим специалистам, для которых данная дисциплина не является профессиональной, что достигается объяснением основополагающих идей – концепций современного естествознания. Изучение данной дисциплины преследует цель ознакомления студентов с одним из компонентов единой культуры – естествознанием и формирования целостного взгляда на окружающий мир, а также ознакомить с рациональным естественнонаучным методом, который проникает в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству. Дисциплина «Концепции современного естествознания» представляет собой продукт междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию.
ХХ век ознаменовался бурным нарастанием химических, физических и других естественнонаучных знаний. Наука стала приоритетным направлением в деятельности государства. Экономика сегодняшнего дня и будущего нуждается в творческих людях, способных быстро реагировать на изменения, умеющих действовать в неопределенных ситуациях, инициативных, пытливых, легко вступающих в контакты со специалистами различных ориентаций и профессий. Поэтому образование на любом уровне должно содержать не только узкоспециальную подготовку.
Экологический кризис, поставивший человечество на грань катастрофы, вызван не научно-техническим прогрессом, а напротив – недостаточным распространением в обществе научных и культурных знаний, породившим благодатную почву для принятия безответственных решений, бесконтрольного производства человеческих потребностей далеко не высшего порядка и их удовлетворения в ущерб окружающей природе. Гуманизация общества и образования стала насущной потребностью нашего времени. По мнению М. Борна: «Нынешние политические и милитаристические ужасы, полный распад этики – всему этому я был свидетелем на протяжении моей жизни. Если даже род человеческий не будет стерт ядерной войной, он может выродиться в какие-то разновидности оболваненных и бессловесных существ, живущих под тиранией диктаторов и понукаемых с помощью машин и электронных компьютеров». Поэтому в обучении важны и современные знания и соответствующие им ответственность и мораль.
В числе концепций современного естествознания особый интерес вызывает синергетика, в которой рассматривается единая теория самоорганизации в сложных системах. Она исследует совместное действие многих элементов систем и выделяет принципы, которые управляют самоорганизацией, а потому кооперирует действие многих научных дисциплин, что необходимо усвоить будущим специалистам разных областях деятельности. Синергетический подход направлен против механистической абсолютизации обратимости, позволяет понять процессы усложнения и развития материи; обеспечивающие переход к более высоким формам организации, единым образом описать процессы в неживой и живой природе, в отдельном организме, в обществе.
Участвуя в выработке естественнонаучной картины мира, естествознание непосредственно влияет на развитие философии в зависимости от создающих эпоху естественнонаучных открытий. С другой стороны естествознание теснейшим образом связано с техникой , с производством, и тем самым выступает как своеобразная непосредственная производительная сила . Общий ход развития естествознания – от непосредственного созерцания отдельных явлений природы (в древности) к синтетическому воссозданию картины природы в ее единстве, целостности, всесторонности и конкретности.
Таким образом, современное естествознание оказывает огромное влияние на повышение экономического и культурного уровня человечества.
ТЕМА 1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. МИРОВОЗЗРЕНИЕ. НАУЧНЫЙ МЕТОД
В природе действуют независимые от человека процессы, в обществе же ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Естествознание общезначимо и дает истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Социальные науки были связаны с групповыми ценностями и интересами, имеющегося как у самого ученого, так и в предмете исследования. Методы исследования естествознания, такие как системный подход, методы кибернетики, теории информации и др. находят широкое применение в области социальных наук.
|